А.С. Пригунов

 

Признание Творца учеными *

 

В древности научное и религиозное познание мира были едины. Мудрецы древности в качестве отправной точки познания выбрали первое проявление Невидимого и строго доказали наличие Первопричины и необходимость Творческого импульса, исходящего от Высшего Существа – Творца, созидателя Вселенной.

Древняя наука в отличие от современной использовала знания, которые были накоплены двумя допотопными цивилизациями, во многом превосходящими нынешнюю цивилизацию, и раскрывали многие тайны происхождения Космоса, Земли и Человека. Об этом достаточно убедительно сказано в «Изумрудной Скрижали» Гермеса Трисмегиста, в «Тайной Доктрине. Синтезе науки, религии и философии» Е.П.Блаватской и многих других произведениях, уходящих вглубь веков и тысячелетий нашей цивилизации. Во введении к первому тому «Тайной доктрины» Е.П.Блаватская говорит: «…Эзотерическая Философия доказывает необходимость Божественного и Абсолютного Принципа в Природе. Она также не отрицает Божество, как и Солнце. Эзотерическая Философия никогда не отвергала “Бога в Природе”, так же, как и Божество, как абсолютную и абстрактную Сущность»[1].

Во все времена человечество получало знания вневременной Божественной мудрости, но получало оно их в соответствии с возможностями восприятия своего сознания в тот или иной периоды развития.

В традиционной науке выделяют три исторически сформировавшихся типа мировоззрения – мифологическое, религиозное и научное. И мифологическое, и религиозное сознание имели две стороны: экзотерическую (для большинства) и эзотерическую (или глубинную), доступную небольшому числу продвинутых сознаний своего времени.

Первоначально человечество получало знания из мифологических и религиозных источников. Исходной была языческая мировоззренческая доктрина, суть которой заключалась в том, что человек (язычник) воспринимал себя и природу в единстве. При этом представлял себя частью природы, боготворил природу, ощущал мир не только пятью чувствами, но и обладал сверхчувственным их восприятием. До сих пор восточные религии и народы сохранили поклонение природным объектам, что порождает не потребительское, а родственное отношение к природе и чувство единства с Природой и Вселенной.

С развитием человечества от родового строя к государственному устрою общества возникла религиозная доктрина.

С развитием социально-экономических отношений в противовес религиозному мировоззрению возникла материалистическая доктрина. Такая доктрина, отбросив понятие духа, упростила изучаемую сущность – Вселенную (обычный научный прием абстрагирования) и позволила Человечеству раскрыть закономерности материального мира настолько, насколько можно изучать одну подсистему, игнорируя целостность системы, состоящей из духовной и материальной составляющих.

При дальнейшем развитии общества и уменьшении влияния религий на его развитие стала возрождаться эзотерическая доктрина. В свое время истоки эзотерической доктрины были уничтожены в Европе инквизицией, а в Египте – прародительницей эзотерической культуры – мусульманскими фанатиками. Но на Востоке и в Центральной Азии влияние фанатичных воинствующих религий не проявилось. Именно отсюда стала возрождаться и распространяться по всему миру эзотерическая культура. Заключительную роль в этом сыграли наша соотечественница Е.П.Блаватская, создавшая под руководством Великих Махатм Человечества Международное теософское общество и фундаментальный теософский труд «Тайная Доктрина», и создатели Учения Живая Этика Н.К. и Е.И. Рерихи. Они приоткрыли некоторые закономерности происхождения, строения и развития Вселенной, Земли и Человека, основанные на единстве духовной и материальной составляющих Мироздания – Вселенной, на единстве человека с Природой, указали путь развития Человечества и его сознания до Космического.

Религия давала, прежде всего, духовные знания о фундаментальных понятиях: об устройстве Бытия, о возникновении и смысле жизни на Земле, о душе и её развитии. Но религия не решала задач по обустройству быта, не решала задач по обеспечению человека материальными ценностями, необходимыми для жизни. Именно решением этих задач, ограниченных земным бытием, и занялась наука. Предметом исследований наука избрала установление законов и закономерностей движения материи. Наука все свои знания и достижения направила на изучение материального мира с целью создания материальных благ. Наука оставила за пределами своего внимания Тонкий мир, абстрагировалась от тонкой материи, упростила объект исследования, ограничившись явлениями и процессами, протекающими в физическом материальном мире. А знания, полученные на основе результатов научных исследований, стали приравниваться к «истинным» знаниям. Успехи науки в изучении физического плана бытия и её попытки заняться изучением глобальных вопросов создания и эволюционного развития Мироздания и Человечества вызвали недовольство религии. Начиная с эпохи Просвещения (XVIIXVIII веков н.э.), общее мировоззрение и устремление науки были направлены на противостояние религиозной традиции. Отношения науки с религией приняли антагонистический характер.

О причинах, по которым ортодоксальная наука сторонится проблем Тонкого Мира, сказано в докладе доктора техн. наук, проф. Г.Н.Дульнева на Конгрессе «Реальность Тонкого Мира» (Санкт-Петербург, 1995 г.): «Дело в том, что традиционная наука базируется на измерениях энергии, массы и импульса. А в Тонком Мире идут, в основном, процессы лишь информационного обмена. <…> Кроме того, при исследовании Тонкого Мира нарушается основной принцип современной науки – повторяемость результатов эксперимента. Объясняется это влиянием психики. Вот эти причины: отсутствие надежного инструментария, неустойчивость явлений, психически неузнаваемые взаимодействия создают мнение у стандартно мыслящих учёных об отсутствии здесь собственного предмета исследования»[2].

Тем не менее, учёные и философы, начиная с древних времен, постоянно обращались к проблеме Бога-Творца и обоснования творческого, духовного акта – импульса создания Мироздания и Вселенной.

Защиту Творца в науке и религии взял на себя креационизм[3]. Как научное направление в биологии, он объясняет многообразие органического мира актом Божественного творения и отрицает изменение видов в их историческом развитии. Креационистами были многие выдающиеся учёные-исследователи естествоиспытатели XVIIXVIII веков, такие как Карл Линней, Жорж Кювье, Уильям Пэли[4] и др. Как религиозное учение креационизм представляет собой учение о сотворении Мира Богом из ничего, согласно которому в результате зачатия возникает тело. При этом душа создаётся Богом из ничего и соединяется с телом. Идеи креационизма были заложены «отцами церкви» (Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген и др.). Они признавали Бога-Творца, а в их работах появляются высказывания: «Бог непостижим и трансцендентен, а Логос присутствует в Боге-Отце как разумная потенция, получающая энергийное выражение в акте творения»[5]. Существует и христианская точка зрения – традуционизм, согласно которому душа ребенка возникает не при рождении тела, а при зачатии и что она (душа) не связана с телом, как считает креационизм.

В последние годы прошлого столетия особенно рьяно стали защищать теорию Божественного происхождения представители так называемого «научного» креационизма. Такая специфическая форма креационизма получила развитие в рамках протестантского фундаментализма в США в 60–80 годах XX века в связи с усилением борьбы против эволюционного учения Дарвина. Креационистская модель сотворения мира заключается в следующем[6]: существовал особый началь­ный период творения, когда были созданы важнейшие сис­темы природы (частицы, вещества, планеты, звезды, организ­мы, люди) в завершённом, с самого начала действующем виде, так что не требовалось длительного времени для их разви­тия. Поскольку в настоящее время естественные процессы не создают ничего подобного, процессы творения должны были быть сверхъестественными, для своего осуществления они непременно нуждались в трансцендентном Создателе. Пос­ле завершения творения Создатель заменил процессы сози­дания процессами сохранения, которые поддерживают Все­ленную и дают ей возможность выполнить свое предназна­чение. Но эта модель допускает только ухуд­шение порядка во Вселенной, так как этот порядок изначально был создан в совершенном виде, а естественные процессы не в состоянии обеспечить развитие от низшего к высшему, от хаоса к порядку, создать механизм самоорганизации.

Однако ряд современных учёных утверждает, что достижения современного естествознания (астрономия и астрофизика, синергетика, новые методы геохронологии, палеонтологические ряды ископаемых форм, биологическая систематика и другие науки) опровергают претензии «научного» креационизма[7]. В академических кругах США претензии защитников «научного» креационизма на научность вызвали протест. В 1984 году в Оксфорде был издан труд «Наука и кре­ационизм», в котором ряд видных учёных подвергли «науч­ный» креационизм критике. В 1986 году 72 американских учёных (лауреаты Нобелевской премии) пуб­лично заявили о том, что борьба «научного» креационизма против эволюционного учения ставит под вопрос всё есте­ствознание. Тем не менее, спор между «научным» креационизмом и эволюционной теорией может решаться только на основе новых аргументов, подтверждаемых в процессе развития науки.

Во все времена истории развития человечества нестандартно мыслящие учёные всегда уходили за пределы общепризнанной научной парадигмы и обращались к проблемам Бога как Творца Мироздания.

Пифагор (580–500 гг. до Р.Х.), согласно Аристотелю, утверждал, что человек создан Богом для познания и созерцания[8]. Платон (427–347 гг. до н.э.), Аристотель (384–322 гг. до н.э.), Плотин (204–270 гг. до н.э.) исповедовали, несмотря на различие их метафизики, трансцендентного Бога-Творца. Декарт (1596–1650 гг.) – один из родоначальников новоевропейской философии и экспериментально-математического естествознания, обращался к разуму и самосознанию, признавал существование Бога – существа совершенного и всемогущего. После того, как он достоверно установил свое собственное существование как мыслящей сущности, Декарт вывел существование Бога как Творца и, в конечном счете, подтвердил реальность физической вселенной как необходимого творения Господа[9]. Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646–1710 гг.) считал, что Центральным в метафизике является понятие субстанции, которая есть нечто неделимое, единое. Он называет её «монадой» (от греч. – единица) – духовной, простой и неделимой единицей бытия, принципом познания Мира[10].

История науки знает немало примеров, когда крупнейшие учёные мира в то же время были верующими людьми. Например, Ньютон, Планк, Максвелл, Фарадей, Эйнштейн и многие другие. Они имели свое представление о «высших» силах, по-своему мыслили об окружающей действительности, о душе и смысле жизни.

Ньютон Исаак (1642–1727 гг.), английский физик, механик, астроном и математик, считал, что, познавая законы природы, познает Бога, который сотворил эти законы. Он считал научные исследования богоугодным делом, таким же, как и изучение Священного писания, так как наука способна открыть тот план, руководствуясь которым Бог сотворил Вселенную. У Ньютона Бог есть причина всех природных сил, всего, что существует и происходит, который может изменять законы Природы по своему усмотрению[11]. Планк Макс Карл Эрнст Людвиг (1858–1947 гг.) немецкий физик, член Берлинской Академии наук, Лауреат Нобелевской премии 1918 года за открытие элемента действия (как кванта излучения или поглощения энергии осциллятором). Наряду с материалистическим подходом к оценке реальности в его философских выступлениях имели место проявления фидеизма (от лат. – вера), учения, пытающегося подменить знание религиозной верой, поставить веру над разумом[12]. Эйнштейн Альберт (1879–1955 гг.) физик-теоретик, автор специальной и общей теории относительности, лауреат Нобелевской премии 1921 года за открытие фотоэлектрического эффекта. Эйнштейн занимался изучением взаимодействия науки и религии. В своей статье «Религия и наука» предложил классификацию систем развития религии[13]. По его классификации, первый этап развития составили языческие религии, названные религиями страха. Второй этап развития представлен такими классическими религиями как христианство и ислам – религии морали. Третий этап, по его мнению, будет составлять космическая религия, которая представляет динамику развития современной науки и древней эзотерической науки. Космическая религия, по мнению Эйнштейна, должна объединить эти два направления и произвести их синтез. И, как мы сегодня понимаем, это позволяет нам сделать теософия, которая сама по себе и есть синтез науки, религии и философии. И Живая Этика, по мнению Л.В.Шапошниковой, является «завершающим звеном в цепи развития нового космического мышления и нового, более высокого, сознания»[14]. Себя Эйнштейн причислял к сторонникам космической религии. А на его письменном столе, по свидетельству племянницы Эйнштейна, постоянно находилась книга Е.П.Блаватской «Тайная Доктрина»[15]. Об этом факте также сообщает Джек Браун в статье «В гостях у профессора Эйнштейна»[16].

Ещё в начале прошлого века теософом, мыслителем того времени П.Д. Успенским в работе «Tertium organum. Ключ к загадкам мира» были сформулированы и раскрыта суть четырех стадий психической эволюции человеческого духа. Последняя, 4-я стадия, которая по содержанию соответствует сути космической религии Эйнштейна, говорит о достижении Человечеством космического сознания: «4-я стадия – чувство четырехмерного пространства. Новое ощущение времени. Живая вселенная. Космическое сознание. Реальность бесконечного. Чувство общности со всем. Единство всего. Ощущение мировой гармонии. Новая мораль. Рождение сверхчеловека»[17].

В последние годы целый ряд современных учёных обратились к исследованию проблемы Бога и изучению закономерностей проявления Тонкого Мира. Отношение науки к идее Бога, Высшего разума, Духовной субстанции Вселенной за последние годы существенно изменилось. В конце прошлого XX столетия, благодаря новым научным концепциям, в фундаментальных науках произошёл буквально научно-информационный взрыв. Появились открытия, подтверждающие основные положения религии, эзотерики и особенно теософии. Новые достижения привели учёных к необходимости включения Тонкого (невидимого) Мира в сферу современного научного знания.

Пенроуз Роджер, английский физик-теоретик в книге «Новое мышление императора» говорит о том, что «на основе теории Геделя и принципа дополнительности Бора строго показано, что без некой Высшей силы появление новых знаний, объясняющих устройство мира, невозможно»[18]. В подтверждение этого сам Бор утверждает: «Новая физика должна включать сознание».

Струминский В.В., академик РАН, в статье «Как и для чего возникла жизнь на Земле и других планетах космоса», пришёл к выводу о наличии Духовной составляющей Мироздания, о её единстве с материальным миром и признал акт Творчества[19]. Волченко В.Н., докт. техн. наук, профессор МВТУ им. Н.Э.Баумана, в своей статье «Принятие Творца современной наукой» показывает, что идеи природознания не противоречат эзотерическим понятиям проявленного и непроявленного мира и идее Творца. Он утверждает, что сегодня «нужна новая научная парадигма, исключающая противопоставление идеального, духовного материальному, допускающая союз науки и религии. Но такой союз возможен только при условии признания совместимости научного мышления с гипотезой «тонкого» мира и Бога-Творца»[20]. Острецов И.Н., докт. техн. наук, проф., руководитель работ по разработке «ядерной релятивистской ториевой энергетики» в России, в своей книге «Введение в философию ненасильственного развития» приходит к выводу о существовании Бога-создателя, разумного Творца Мироздания[21]. Шиповым Г.И., физиком-теоретиком, академиком РАЕН, на основе созданной им теории физического вакуума доказано, обосновано и математически точно описано семь уровней реальности Мироздания. Они полностью соотносятся с эзотерическим знанием. Абсолютное «Ничто» есть Божественная монада (монада в понятии Лейбница), а первичные торсионные поля кручения есть поле Сознания Вселенной[22]. Швебсом Г.И., докт. геогр. наук, проф., зав. каф. географии, экологии и природопользования Одесского университета, на основе результатов исследований информационно-полевых структур геосистемы заложены основы новой мировоззренческой научно-эзотерической доктрины. Предлагаемая доктрина объединяет современные знания, полученные материалистической наукой, и древние эзотерические знания, переданные Человечеству высшими Иерархами Космического Разума[23]. Ушаковской Е.Д., канд. техн. наук, на основе анализа современных работ по синергетике, предложена новая концепция эволюции Вселенной. Она утверждает, что существует Высшая Сила, которая вопреки стремлению Вселенной к разрушению всех структур (в соответствии со вторым законом термодинамики) уменьшает энтропию, сохраняет созданные структуры и даёт Импульс для создания новых структур[24]. Журавлевым В.И., канд. физ.-мат. наук, докт. филос. наук, сформулирована концепция миропонимания, включающая физическую картину мира и духовные основы человеческого сознания[25]. Им введено и научно обосновано понятие Духовного Импульса, инициирующего эволюцию материи. Его исследования базируются на синтезе эзотерического и квантово-механического подходов и использования закономерностей энергоинформационного взаимодействия в природе[26]. Геллер Михаль, лауреат Темплтоновской премии 2008 года (за особые заслуги в укреплении духа перед лицом нравственного кризиса в мире), польский учёный, математик, философ и священник, был удостоен этой почетной награды за математические исследования, объединяющие физику, квантовую механику, космологию и теоретическую математику, по доказательству существования Бога. Он объясняет факт возникновения Вселенной и наличие её Творца. Геллер показал, что «наука даёт нам знания, а религия открывает смысл бытия»[27]. И добавляет, что наука лишь изучает то, что создал Бог. Д’Эспанья Бернар, лауреат Темплтоновской премии 2009 года, французский учёный, специалист в области квантовой механики, в период 1960–1980 годов внес неоценимый вклад в развитие квантовой механики. Он утверждает: «Наука не может открыть ничего определённого о природе нашего бытия. Наука даже не может сказать, чем бытие не является». В этом, как считает учёный, и кроется определение Бога с точки зрения квантовой механики»[28].

Из всего сказанного выше можно констатировать, что на пороге третьего тысячелетия к Богу пришла и теоретическая физика. Её всегда считали как основную базу, формирующую общенаучное мировоззрение. И именно теоретическая физика на вопрос – есть ли Бог, дала убедительный ответ: Бог есть! Итогом векового спора между религией и наукой становится некая форма примирения: учёные признали Творца, а религия теорию эволюционного развития.

Папа Иоанн Павел II в знак примирения с наукой заявил: «Эволюция – это больше чем просто гипотеза», а процессы, которые были начаты Иоанном Павлом II, всё же сыграли свою роль. Весной 2009 года в официальной газете Ватикана было заявлено: «Эволюции есть место в христианской теологии, а идеи Дарвина не противоречат христианскому вероучению»[29]. Поясняя содержание указанной статьи, глава папского совета по культуре продолжил: «Говоря об эволюции, мы говорим о мире в том виде, в котором его создал Бог».

Основой для примирения религии и науки в решении проблемы Творца и эволюционного развития Вселенной и Человечества могла бы и, по нашему убеждению, должна стать теософская доктрина эволюции и учение об эманации, представленные в теософских трудах Е.П.Блаватской[30].

На основе изложенного можно сделать следующие выводы:

1. В эволюции развития Человечества вера в Бога-Творца существовала вечно.

2. Мировоззрение Человечества развивалось от языческой парадигмы до религиозной и научной, и будет далее развиваться к научно-эзотерической и, в конечном счете, к Космической.

3. С развитием материалистической парадигмы Бытия и науки в эпоху Просвещения (XVIIXVIII века н.э.) определяющей научной парадигмой становится опытное доказательство истины (Бэкон, Декарт). Наука обходится без предположения Бога в процессе познания. Церковь становится на защиту Творца в лице креационизма. Возникает антагонистическое противоречие между религией и наукой.

4. Переход Человечества в новую эру своего эволюционного развития, эру Духовного Возрождения, и кризис фундаментальной науки, породивший, в свою очередь, технологический, экологический и, в конечном счете, духовный кризис, обусловили необходимость науки обратиться к изучению явлений и процессов, происходящих на Тонких планах Мироздания, и решению проблемы доказательства существования Творца Вселенной.

5. На основе достижений современной науки учёные, с определённой степенью точности и достоверности полученных результатов исследований, доказали и приняли Творца Вселенной. Церковь приняла эволюционную теорию. И наука, и религия признали, что для получения истинных знаний о сотворении и развитии Вселенной необходимо объединить усилия науки и религии.

6. Перспектива эволюционного развития Человечества, по нашему мнению, заключается в развитии скрытых в организме человека способностей познания окружающего мира и, прежде всего, его Тонких планов и в расширении Сознания до уровня Космического на основе новых научных знаний закономерностей энергоинформационного взаимодействия материального и духовного планов бытия.

7. Можно уверенно прогнозировать, что в XXI веке определяющей Мировоззрение Человечества станет Космическая парадигма. Однако такая парадигма сможет быть воспринята Человечеством только тогда, когда его сознание достигнет уровня Космического, когда Человечество осознает, что оно является не венцом развития Природы, но составной частью Вселенной, живущей в гармонии и единстве с живой Природой, планетой Земля и всем Мирозданием, и целью его жизни есть самосовершенствование, а его практическая деятельность должна быть направлена на совершенствование окружающего мира.

 

 

На главную страницу



* Печатается по: На пути к космическому сознанию. Материалы Третьей Международной конференции. Днепропетровск, 2010. С.2736.

[1] Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии. В 4-х томах. – Донецк: Сталкер, 1997. Т. 1. С.14.

[2] Лисов Г. Реальность Тонкого Мира // Терминатор, 1995. №4/5. С.3–6.

[3] Креационизм // Малая советская энциклопедия. – М.: ГНИ «БСЭ», 1959. Т. 5. С.56; Философский энциклопедический словарь. – М.: Изд-во ИНФРА-М, 1998. С.226; Філософський енциклопедичний словник. – К.: Абрис, 2002. С.307; Современный философский словарь. – М.: Академический проект, 2004. С.244.

[4] Линней // Малая советская энциклопедия. – М.: ГНИ «БСЭ», 1959. Т.5. С.591592; Кювье // Малая советская энциклопедия. – М.: ГНИ «БСЭ», 1959. Т.5. С.301302; Бондарев А. Реабилитация Творца // Корреспондент, 2009. №42. С.50–52.

[5] Патристика // Малая советская энциклопедия. – М.: ГНИ «БСЭ», 1959. Т. 6. С.1245.

[6] Моррис Г. Сотворение мира: Научный подход. Сан-Диего, 1990.

[7] Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М., 1986; Скибицкий М.М. «Научный» креационизм: претензии и действительность. М., 1987; Шкловский И.С. Проблемы современной астрономии. М., 1988.

[8] Пифагор // Малая советская энциклопедия. – М.: ГНИ «БСЭ», 1959. Т. 7. С.163; Метафизика // Малая советская энциклопедия. – М.: ГНИ «БСЭ», 1959. Т. 5. С.1209.

[9] Люгер Д.Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы сложных проблем. – М.: АСТ, 2005.

[10] Лейбниц // Малая советская энциклопедия. – М.: ГНИ «БСЭ», 1959. Т. 5. С.429.

[11] Ахиезер А.И. и др. Божественная рациональность мира // Вісник НАН України, 1996. №11–12. С.69–82.

[12] Планк // Малая советская энциклопедия. – М.: ГНИ «БСЭ», 1959. Т. 7. С.188–189.

[13] Трофимюк В., Джура С., Яхно А. Становление новой парадигмы знаний // Орифламма, 2009. №1. С.18–22.

[14] Шапошникова Л.В. Великое Путешествие. Книга третья Вселенная Мастера. – М.: МЦР, 2005.

[15] Harris I. Reminiscences of Lomaland… // The Journal of San Diego History. – San Diego (California): Historical Society, 1974.

[16] Brown J. Reminiscences: I visit Prof Einstein // Ojai Valley News. – Ojai: CA, 1983.

[17] Успенский П.Д. Tertium organum. Ключ к загадкам мира. – СПб.: Андреев и сыновья, 1992. С.237–241.

[18] Акимов А.Е. Физика признает Сверхразум // Чудеса и приключения, 1996. №5. С.24–27.

[19] Струминский В.В. Как и для чего возникла жизнь на земле и планетах космоса // Вісник НАН України, 1997. №1–2. С.80–87.

[20] Волченко В.Н. Принятие Творца современной наукой // Сознание и физическая реальность, 1997. Т. 2. №1. С.1–7.

[21] Острецов И.Н. Введение в философию ненасильственного развития. – Днепропетровск: Комплекс, 2002. С.68–74.

[22] Шипов Г.И. Теория физического вакуума. – М.: Фирма «НТ-Центр», 1993; Шипов Г.И. Явления психофизики и теория физического вакуума // Сознание и физический мир. – М.: Агентство «Яхтсмен», 1995. Вып. 1. С.86–103.

[23] Швебс Г.И. Прорыв в прошлое. Научно-эзотерическое понимание. Книга 1. – Одесса: Маяк, 1998. С.22.

[24] Ушаковская Е.Д. Бог или случайность, или новая концепция эволюции Вселенной // Материалы Международного конгресса «Эниология ХХІ века». – Одесса: Изд-во «ЭНИО», 2001. С.55–56.

[25] Журавлев В.И. Современное миропонимание. Донецк, 1999.

[26] Журавлев В.И. Энергоинформационная модель реального Мира и человеческой психики. – Донецк: БСГ, 2001.

[27] Бондарев А. Реабилитация Творца // Корреспондент, 2009. №42. С.50–52.

[28] Там же.

[29] Там же.

[30] Блаватская Е.П. Теософский словарь. – М.: Ассоциация Духовного Единства «Золотой Век», 1994. С.511–512, 566.

Hosted by uCoz