Ирина Забаровская,

г. Великий Новгород.

 

ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ЛИХАЧЁВ

 О ЗНАЧЕНИИ ДРЕВНЕГО НОВГОРОДА

В ИСТОРИИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Н.К.Рерих. Спас Нередица«Веков минувших мощный сын,

Племен властитель величавый

России древний исполин…»

Л.Хомяков

 

«Среди равнины полудикой

 Он видит Новгород Великий.

Смирились площади – средь них

Мятежный колокол затих

И вкруг поникнувших церквей

Кипит народ минувших дней»

А.Пушкин

 

Прошли юбилейные торжества, посвященные столетию Д.С.Лихачева, великого радетеля и охранителя русской культуры. Но осознание творчества ученого и желание подражать подвигу духоборчества Дмитрия Сергеевича продолжается.

Д.С.Лихачева связывали с Новгородом не только научно-исследовательские интересы, но и многолетняя сердечная привязанность. Об этом он рассказывает в книге «Воспоминания»: «…к началу войны я знал Новгород довольно хорошо. Нравился он мне чрезвычайно. Это повлияло и на выбор темы моей кандидатской диссертации: «Новгородские летописные своды XII в.», а в 1945 г. вышла моя книга «Новгород Великий. Очерк истории культуры Новгорода XI — XVII вв.», написанная в основном во время блокады Ленинграда».

Академик Д.С.Лихачев

Владимир Иванович Поветкин

Собор Софии Премудрости Божией в Кремле Новгорода Великого

Поэтично и трогательно описывает Дмитрий Сергеевич свои прогулки по Новгороду: «…под вечер мы иногда ходили и в Кремль, садились у памятника Тысячелетия России и любовались на золотой купол Софии, вызолоченный толстым слоем и отличавшийся зеркальной гладкостью, в которой отражались бегущие по небу облака. На этот купол можно было без конца смотреть, как смотришь на текущую волну…».

В своих трудах Дмитрий Сергеевич Лихачев неоднократно касается темы мирового значения культуры Новгорода. Можно ли говорить о культуре одного города, отделяя эту культуру от культуры страны в целом? Можно ли говорить о культуре Рязани, Твери, даже Москвы, отдельно от русской культуры?

Как утверждает ученый, период феодальной раздробленности, когда Новгород, Тверь, Рязань представляли собой полусамостоятельные государства, и каждая область развивала свои особенности культуры, свою письменность, свои школы иконописи, архитектуры и т.д., дает возможность положительно ответить на этот вопрос. Новгородская культура своеобразна, относительно самостоятельна, и роль ее в развитии русской культуры и культуры общеевропейской значительна.

В Х-ХI веках Новгород являлся важным международным центром передвижения скандинавских дружин на юг – в Византию и на восток – в район Каспийского моря. Новгородское население отстояло свою независимость (когда скандинавские дружины пытались закрепиться и овладеть властью в Холмгарде-Новгороде) и свое культурное обличье. Мы не знаем, как бы повернулась история, если бы норманнам удалось подчинить себе Новгород, так же, как они подчинили себе Англию.

Дмитрий Сергеевич пишет в своих исследованиях, что «уже на заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, - тем, что мы русские».

Результаты археологических раскопок в Новгороде получили мировую известность не только из-за уникальных находок. Они показали, что Новый город на Волхове возник не как мелкая торговая фактория заморских негоциантов (так утверждали некоторые исследователи), но как центр развивающегося ремесла и торговли, крепнущей у восточных славян государственности.

Русское государство родилось в двух центрах – Новгороде и Киеве. Русь родилась в борьбе за свою самостоятельность. Скандинавскую по своему далекому происхождению династию Новгород свел до положения приглашаемых глав новгородского войска. Уже с1137 года мы можем говорить о Новгородской республике, независимой от Киева и Владимиро-Суздальского княжества.

Независимость Новгорода достигалась не столько военными, сколько дипломатическими усилиями. Дмитрий Сергеевич утверждает, что мы опять-таки должны быть благодарны Новгороду за эти его устремления к обособлению политическому и культурному». Д.С.Лихачев диалектически подходит к рассмотрению вопроса об обособлении Новгорода и считает, что одной из положительных сторон новгородской самостоятельности является то, что «благодаря такой самостоятельности Новгород является важным центром обороны Русской земли, - он мог мобильно организовать сопротивление агрессии и с востока, и с запада самостоятельными средствами». Новгород оборонял западные и северо-западные границы Русской земли. Борьба Новгорода с ливонскими рыцарями; со Швецией, Норвегией и Данией за свою самостоятельность имела значение не только для Руси и русского народа. Благодаря Новгороду и Пскову Русь смогла стать не только военным, но и культурным барьером между Европой и Востоком, сохраняя при этом свой европейский характер.

Дмитрий Сергеевич отмечает, что особенно велико значение Новгорода для сохранения русской культуры в годы татаро-монгольского ига. «Культурное значение Новгорода не меньше, чем оборонно-военное… Культурные центры не были разрушены, культурные ценности Новгорода были сохранены. Традиции Киевской Руси продолжали здесь свое развитие и в XIII, и в XIV веках».

Новгород сохранил в неприкосновенности основу основ всякой национальной культуры – свои книжные богатства. Ученый утверждает, что без книг не может быть национальной традиции не только в области литературы, науки, образованности, но и в области искусств. Архитектура, живопись молчат там, где нет книжной культуры. Сюжеты кажутся необъяснимыми, если нет той умственной культуры, которую единственно сохраняют книги. В этом сохранении древних книг – мировое значение Новгорода. Новгород отстоял свою культуру и от восточных орд, и от Ливонских рыцарей.

Особую роль в истории формирования русской культуры имеет XIV и начало XV века. Россия не знала эпохи Возрождения. Были только отдельные проникновения античного наследия. Как знаток древнерусской культуры Д.С.Лихачев считает, что «если в полной мере нельзя говорить об эпохе Возрождения на Руси, то об эпохе Предвозрождения на Руси говорить можно и должно».

Предвозрождение – это первая ступень, еще не освобожденная от господства церкви. Дмитрий Сергеевич пытался определить явления предвозрожденческой культуры в своей книге «Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого». Период Предвозрождения на Западе – это эпоха, когда в пределах религиозного сознания культура XIV века движется к человеку, отражает его интересы; искусство психологизируется. Русская культура в этот период (XIV век) вступает в усиленное общение с Византией и южнославянскими странами. В эти страны вывозится много русских рукописей, из Византии приезжают мастера-живописцы, строители, писатели. Величайшими представителями Предвозрождения явились Андрей Рублев, Епифаний Премудрый и новый центр образованности и древности – Троице-Сергиев монастырь. Но особая роль в Предвозрождении принадлежит Новгороду. Д.С.Лихачев четко определяет предпосылки, которые делали возможным Предвозрождение или Проторенессанс.

«… 1. Развитие Возрождения связано с городами-коммунами. Новгородская республика по своему типу была как раз таким городом-коммуной.

 2. Новгород в это время быстро развивался экономически…

 3. Новгород в это время не был отъединен от Европы и особенно тесно общался с Византией и южнославянскими странами».

Упадок Византии, отсутствие таких корней, как античные, помешало развитию Ренессанса и в Новгороде, и в России. Ускоренное развитие централизованного государства отнимало народные силы от решения задач культуры. Но Проторенессанс, предварительный этап развития Возрождения, проявился в Новгороде. В Новгороде создаются своеобразные путеводители по Константинополю, описания его религиозных и светских ценностей. Авторы – новгородцы показывают себя подлинными знатоками искусства. В Новгород приезжают византийские мастера, такие, как грек Исайя, расписавший «с другы» в 1338 году церковь Входа в Иерусалим в Новгороде. В 1378 году в Новгороде работает Феофан Грек. Его росписи частично сохранились в церкви Спаса на Ильине и являются одной из величайших мировых ценностей. Их значение определяется не только их совершенством, они не только мост между Новгородом и Византией, но являются единственными достоверными творениями этого гениального мастера. Сербское влияние с несомненностью установлено для Новгорода – в росписях церкви Спаса на Ковалеве (1380 год). Фрески новгородских мастеров не уступают прославленным произведениям Феофана Грека. Новгородское искусство было связано глубочайшими корнями с духовной жизнью новгородского общества. Новгородских мастеров волотовских фресок (на Волотовом поле) волновали переживания личности, к которому являлось божество – Явление Христа Марии Магдалине, Рождение Христово, Сошествие во ад.

В Новгороде был сделан первый перевод Библии на русский язык, уже готова была образоваться типичная для эпохи Возрождения письменность со светскими занимательными сюжетами.

После падения независимости из Новгорода вывозятся возами книги, старые иконы, украшающие кремлевские соборы в Москве. В московской типографии XVII века знали, что за стариной следует обращаться в Псков и Новгород. Эти города уже тогда были признаны хранителями старорусской культуры и письменности.

Прошлое Новгорода вдохновляло многих писателей XVIII XIX веков. Противопоставляли демократический Новгород самодержавию и идеализировали его прошлое А.Радищев, Н.Пестель, М.Лермонтов. Берестяные грамоты привлекают исследователей всего мира. В музеях мира почетное место уделено новгородским иконам.

Великий Новгород, по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева, «блистательный центр мировой культуры, не мене важный, чем многие города Италии. Это один из центров Проторенессанса, центр православной живописи и архитектуры. Его значение в том, что оберегал Русь не только в военном отношении, но в еще большей мере в отношении культурном от растворения в культурах Востока и Запада».

Д.С.Лихачев считал, что любовь к своей стране, к своей национальной культуре должна быть не платонической, а действенной. Поэтому он предлагал сделать Новгород центром исторического образования; призывал возобновить существовавший перед войной филиал Института истории Академии наук; считал, что в нем должна развиваться основа основ всякой культуры – обширная научная библиотека с правом получения обязательного экземпляра по всем гуманитарным дисциплинам; обязывал прежде всего беречь архитектурный ландшафт города, создаваемый его водными просторами и просторами знаменитого Красного поля; утверждал, что развитие Новгорода не должно сосредотачиваться в центре, а должно сообразовываться с самими географическими условиями – вниз по течению Волхова.

Создатель «Декларации прав культуры», ученый-гуманист видел смысл жизни в сбережении культурных ценностей от небрежения, разрушений, невежества и произвола чиновников. Его пример достоин подражания.

И в наше время в Великом Новгороде есть личности и организации, которые осознают губительность разрушения культуры для будущей жизни.

«Как колокол на башне вечевой», истинный патриот земли новгородской Владимир Иванович Поветкин, своим трудом пядь за пядью возвращает нам музыкальную и письменную культуру нашей Родины. «Помните, все мы – родные люди», - говорит наш земляк, талантливейший реставратор древностей.

Как богатырь на дозоре стоит вновь возродившееся Новгородское общество любителей древностей во главе с историком и археологом Сергеем Викторовичем Трояновским. Набатом звучат его статьи в городских печатных изданиях и сюжеты по телевидению о неблагополучиях в деле охраны памятников.

Вспомним, как «болел душой» за сохранение подлинности истории России и земли новгородской писатель Дмитрий Балашов, как отстаивал давние дружеские связи с братскими славянскими народами в своей публицистике.

Тончайший знаток русской старины, художник, писатель и философ Николай Константинович Рерих запечатлел Новгород и Новгородскую пятину в литературе и живописи. Он, создатель Пакта по охране памятников мировой культуры, утверждал, что величие России и человечества в его культуре. Вся жизнь Рериха была служением Культуре. Связь рериховской концепции культуры, как синтеза науки, философии и искусства и «Декларации прав культуры» Дмитрия Сергеевича Лихачева очевидна.

Именно Дмитрий Сергеевич поддержал инициативу Международного Центра Рерихов о создании специальной организации, призванной защищать Культуру и отстаивать идеи «Декларации прав культуры», продолжая дело основанной Н.К.Рерихом в 1931 году Всемирной Лиги Культуры.

Д.С.Лихачев считал, что «нашему народу сейчас особенно нужно обретение высших духовных ценностей и идеалов, без которых немыслимо творческое созидательное строительство будущего. Только в святынях культуры — источник животворных сил возрождения единого самосознания народа. Принадлежность будущему миру не определяется причастностью к той или иной политической партии или способностью поддержать какую-либо экономическую систему, не ограничивается занимаемым постом, социальным положением или исповедуемой религией. Общезначимыми критериями деградации или расцвета должны стать качества сознания человека, степень восприимчивости им Знания и Красоты, способность сердца любить Культуру, защищать ее достижения и трудиться во имя нее на общее благо…

…Любое государство обречено на упадок, если оно не заботится о сохранении высших духовных достижений многих поколений, если не создает условий для культурного воспитания народа на великих примерах героев и подвижников науки, искусства, религии.

Н.К.Рерих был подвижником культуры всемирного масштаба. Он поднял над планетой Знамя Мира, Знамя Культуры, тем самым, указав человечеству восходящий путь совершенствования».

Прислушаемся к словам признанного патриарха русской культуры!

 

Дата публикации: 25.11.2007 г.

 

 

На главную страницу


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz