ОТДЕЛЬНЫЙ РАЗГОВОР
Национальный
интерес Алисы Аксеновой
Известно, кто, когда и какими трудами
превратил
скромный краеведческий музей в огромную
музейную империю
На многие километры растянулся Владимиро-Суздальский
музей-заповедник — удивительное и уникальное творение современной музейной
мысли и вдохновенного творчества музейщиков. Уникальное, потому что в нем
объединены сразу несколько музеев из разных городов, то есть воедино собран
большой и разнообразный слой русской культуры в его целостности. Смелое
включение храмов и монастыря в общий музейный комплекс — важный
методологический шаг в музееведении и культурологии. А сочетание в этих
объектах музейной сути с религией, в частности православием, должно быть высоко
оценено как пример оживления музея как такового. Вот этот процесс сотворения
живого музея есть, безусловно, новый творческий подход в музееведении.
Понимаем, сколько труда физического и интеллектуального надо было вложить,
чтобы такое воскрешение случилось, зазвучало и притянуло массы людей к новому
ощущению своей культуры.
Мы знаем, как много еще в России «мертвых» музеев, в
залах которых царят холод и пустота. В пространстве же
Владимиро-Суздальского музея-заповедника ощущаются и жизнь прошлой культуры, ее
связь с нашим временем, и творческий огонь, преобразовывающий мертвое в живое,
вскрывающий духовную основу красоты культуры, уже утраченной в нашей жестокой
истории.
Только профессионалы-музейщики представляют, какой
титанический объем работы проделан коллективом Владимиро-Суздальского заповедника.
Только знатоки оценят, как бережно здесь сохраняются жемчужины древнерусского
искусства, как восстанавливают и реставрируют памятники архитектуры.
Непосвященному человеку просто трудно оценить весь масштаб научной,
издательской, концертной и лекционной деятельности, осуществляемой этим
уникальным коллективом.
Все специалисты музейного дела знают, кто, когда и
какими трудами превратил скромный краеведческий музей в эту огромную музейную
империю, известную во всем мире. Имя Алисы Аксеновой — бессменного генерального
директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника — неразрывно связано с его
историей. Алиса Ивановна стоит во главе коллектива более 45 лет. За
самоотверженный труд А.И. Аксенова была удостоена звания заслуженного работника
культуры РФ. Она лауреат многих Государственных премий, в том числе и премии
президента России, награждена государственными наградами. Радует, что обычно
тяжелый и незаметный труд работников культуры оценивают по заслугам и
государство, и общественность.
К сожалению, события последнего времени заставляют нас
взяться за перо. Вот уже несколько месяцев вокруг имени Алисы Ивановны
Аксеновой явно разворачивается недостойная и оскорбительная для научных,
культурных кругов борьба. К еще большему сожалению, к этим событиям оказались
привязаны и люди, имеющие непосредственное отношение к нашей культуре. По
труднообъяснимым причинам за психологическое давление на коллектив
Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Алису Аксенову лично взялись очень
авторитетные средства массовой информации. Для нас очевиден плановый характер
этого давления.
Удивительно, с какой готовностью, не проверив сути
самой информации, за очернение многолетней и плодотворной работы суздальских
музейщиков взялись такие известные СМИ, как, например, канал «Вести» ВГТРК и
газета «Аргументы и факты».
Из последнего. В газете «Аргументы и факты» № 16
(1381) от 18 - 24 апреля была опубликована статья «Лично «национальный интерес».
Статья невелика по объему, но наполнена, мягко говоря, неконструктивной
критикой, за которой явно просматривается авторская недоброжелательность к
генеральному директору Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Автор —
реставратор со стажем Савелий Ямщиков — личность многим из нас хорошо знакомая.
Помним его речи, произносимые в защиту культуры, читали прежде его талантливые
статьи, публиковавшиеся в различных газетах и журналах. Но что же произошло с
Ямщиковым в последнее время? Со страниц газет, с телевизионного экрана он
обрушивается с недостойными нападками на одного из созидателей и хранителей
русской культуры. Скажем прямо, в данном случае Ямщикова читать стыдно.
Приводимые им «аргументы и факты» напоминают нам споры невежественных соседок в
коммунальной кухне. Можно с сожалением констатировать, что материал,
подписанный Савелием Васильевичем, мало чем отличается
от кухонного стиля упомянутых коммуналок.
Не хочется уподобляться оппонентам, и именно поэтому
мы откажемся от соблазна опровергать аргументы типа того, что директор музея
живет в «добротном доме»…
Но ведь что-то же не нравится заслуженному
реставратору? Во-первых, автор статьи возмущен, что ко дню его приезда в
Кидекшу не была завершена реставрация старинной церкви. Он сетует по поводу
бедственного положения храма святых Бориса и Глеба. Но профессиональному
реставратору следовало бы знать о том, что восстановление архитектурного
памятника, а речь в данном случае идет о памятнике XII века, не может быть
осуществлено в одночасье. Это серьезный и длительный процесс, требующий
большого напряжения сил и значительных финансовых вложений. Тем более что,
насколько нам известно, на данный момент уже осуществлен целый комплекс
инженерных работ по укреплению фундамента и стен храма, восстановлены закомары
и медная кровля, главка и позолоченный крест, начались работы по реставрации
белокаменных стен и живописи XII века и делается многое другое.
Автор статьи видит только черные стены, которые
напоминают ему «заброшенные монастырские постройки из фильма «Остров», и
возлагает ответственность за это, с его точки зрения, «безобразие» на директора
музея.
Во-вторых, уважаемого реставратора выводит из себя то «выгодное
положение», которое якобы занимает директор Владимиро-Суздальского
музея-заповедника по сравнению со своими коллегами из других городов. Но это
положение вполне справедливо, поскольку является закономерным результатом
многолетнего труда Алисы Ивановны, ее умения в любой ситуации, будь то «советское
государство» или «атмосфера рыночной экономики», действовать, прежде всего, во
имя сохранения культурного наследия России, преследуя при этом не свои личные,
а национальные интересы страны.
В-третьих, С. Ямщикову не нравится, что Алиса Ивановна
пишет книги. Он сообщает нам потрясающие факты о «постоянно издающихся книгах
А.И. Аксеновой», которые она посвящает, по образному выражению автора, «себе
любимой». Продажа этих книг в киосках музея-заповедника приводит Савелия
Васильевича в состояние раздражения, о чем он оповестил российский народ через
средства массовой информации. Кому же еще писать полезные книги о музеях и
истории культуры, как не признанным специалистам в этой области?
На сегодняшний день широко известны две книги,
написанные Алисой Ивановной: «История, судьба, музей» и «Суздаль - XX век». В
этих очень своевременных и необходимых музейщикам книгах, с которыми, на наш
взгляд, было бы полезно ознакомиться любому не равнодушному к культурной жизни
страны человеку, мы не заметили ни малейших признаков саморекламы. Главным
героем ее книг выступает Владимиро-Суздальский
музей-заповедник — сокровище российской культуры, история его
становления и борьбы.
Многие страницы книг посвящены творческому коллективу
музея, людям, которые сыграли в его судьбе значительную роль. Искренность и
сердечность, с которой А.И. Аксенова пишет об этом, является одним из главных
достоинств ее книг. Описывая историю становления одного из старейших музеев
России, Алиса Ивановна постоянно обращается к актуальным проблемам музейного
дела, которые обострились до предела в современном нам мире. И ныне, как и в
прежние времена, идет противостояние между теми, кто стремится защитить и
сохранить культуру, и теми, кто стремится ее разрушить, пытаясь помешать
нормальной работе по сохранению культурного наследия России.
История психологии знает немало примеров, когда под
давлением разных обстоятельств человек превращается в собственную
противоположность: добрый становится злодеем, щедрый — алчным, творец —
разрушителем. Могло ли случиться нечто подобное и с автором статьи, опубликованной
в газете «Аргументы и факты»? Надеемся, нет.
Остается предположить, что очевидное давление на
легендарный коллектив заповедника имеет иные мотивы. Это не праведный гнев. Не
раз за последнее время приходилось наблюдать, как за спинами известных
медиафигур разыгрываются совсем иного рода схемы.
Вот уже более десяти лет А.И. Аксенова борется за
сохранение уникального историко-градостроительного и природного ландшафта
Суздаля, где в последние годы происходит хаотичная распродажа земли в
исторической части города и строительство зданий в стиле «турецкого ампира». Ее
авторитет стал последней преградой на пути этого преступного произвола. Эта
проблема остро стоит сейчас не только на владимирской земле, но и в других
регионах России. На музейную собственность, на землю, на помещения идут
нападения со стороны чиновников, бизнесменов, не имеющих никакого представления
о важности культуры, но обладающих властью и деньгами. Безжалостно сносятся
архитектурные памятники, безвозвратно утрачивается исторический облик старинных
русских городов. Голос же общественности в защиту памятников старины
практически не слышен. Но особенно больно становится, когда вольно или по
ошибке в один строй с этими агрессивными захватчиками попадают те, кто призван
быть творцами и защитниками культуры.
Нападки на заслуженного музейного работника Алису
Ивановну Аксенову должны получить справедливую оценку. Мы не должны быть
равнодушными и трусливыми. Мы должны защищать свою российскую Культуру, ее
выдающихся и рядовых творцов.
Справка Новой
Нынешний Владимиро-Суздальский музей-заповедник
объединяет 54 памятника архитектуры XII — н. XX вв. С
Л.В.
Шапошникова,
генеральный
директор Музея имени Н.К. Рериха
С.М.
Некрасов,
директор
Всероссийского музея А.С. Пушкина
21.05.2007
© «Новая
газета», № 37, 21 мая