А
в это время в Таганроге...
Всего 100 тыс. долл. – на такой барыш могут рассчитывать воры, укравшие из запасников Таганрогского художественного музея картину Генриха Семирадского «Утром на рынок». По мнению экспертов «НГ», рыночная цена исчезнувшего полотна, если бы оно продавалось легально, составляла бы от 200 до 300 тыс. долл. Однако картина с криминальным прошлым потеряет в цене как минимум вдвое. И это даже несмотря на то, что произведения Семирадского пользуются большим спросом среди российских антикваров, дилеров и коллекционеров.
Работы Генриха Семирадского довольно редко встречаются на международном рынке русского искусства. Так, за последние пять лет в Лондоне на так называемых русских торгах аукционного дома Сотбис его полотна выставлялись лишь трижды. Два рисунка были куплены, а большое полотно «Преследование христиан у входа в катакомбы» (213х285 см.) на аукционе 19 мая нынешнего года было предварительно оценено в 565–750 тыс. долл., но покупателя на него так и не нашлось.
Как сообщила «НГ» начальник пресс-службы УВД Таганрога Анна Кондакова, пропажу картины Семирадского «Утром на рынок» обнаружили еще в начале сентября, во время ревизии имущества музея. В последний раз картину видели в 1998 году, когда один из искусствоведов составлял каталог экспонатов. Во время сверки в хранилище специалисты не смогли найти работу с инвентарным номером ис-1120, кп-4939: полотно размером 76 на 122 см было вырезано из рамы.
Сейчас следователи ОВД Таганрога вовсю занимаются поисками полотна в рамках уголовного дела, возбужденного по ч. 1 ст. 164 УК РФ («Хищение предметов, имеющих особую ценность»). Подробности расследования не разглашаются, но, насколько можно судить, оно пока не дало обнадеживающих результатов. «Насколько мне известно, пока никаких следов пропажи не обнаружено», – сообщил корреспонденту «НГ» заместитель директора Таганрогского художественного музея Валерий Ерохин. По его словам, поскольку последний раз картина фиксировалась в ходе инвентаризации семь лет назад, «с той поры поменялось много сотрудников, и найти следы будет сложно». Как стало известно «НГ» из источников в городском ОВД, за все эти годы в милицию не поступало ни одного заявления о взломе хранилища музея или о пропаже каких-либо ценностей.
Как сказал корреспонденту «НГ» занимающийся поиском картины следователь ОВД Таганрога Юрий Лысенко, уже очерчивается круг подозреваемых и возможных версий. По одной из них, к пропаже картины может быть причастен кто-либо из тех, кто имел доступ к запасникам – а среди таких людей не только работники музея, но и художники. По словам Анны Кондаковой, охрана художественного музея, где хранится более шести тысяч экспонатов, представляет из себя не «чулан под амбарным замком»: здание оборудовано современной, надежной сигнализацией. Так что здесь либо орудовал опытный взломщик, либо человек, имеющий доступ в хранилище музея.
Комментировать факт пропажи ценного полотна директор музея Тамара Пугач отказалась, ссылаясь на интересы следствия. По словам же работников музея, которые работают здесь десятки лет, исчезновение картины для них стало настоящим шоком. Они уверяют, что, несмотря на грошовую зарплату (в среднем – 800 руб.), никому не пришло бы в голову выкрасть картину. Впрочем, известно, что несколько лет назад в Таганрогском краеведческом музее тоже случилась пропажа: тогда украли антикварное оружие. Преступника нашли, и им оказался сотрудник музея, который с помощью изготовленного им ключа подобрался к музейной ценности.
«Я расцениваю этот факт как полнейшую безответственность сотрудников Таганрогского художественного музея, – заявил вчера корреспонденту «НГ» заместитель руководителя Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Анатолий Вилков. – Учет и сверка музейных фондов должны вестись перманентно. И если подтвердится, что здесь она велась раз в несколько лет, – это вопиющее нарушение».
Касаясь таганрогского случая, Анатолий Вилков сказал: «Такие случаи были в Историческом музее, в Музее Петропавловской крепости. Это черное пятно на все музейное сообщество». Между тем, по данным частной организации Art Loss Register, занимающейся поиском украденных произведений искусства, чаще всего – в 61% случаев – их похищают из частных коллекций, и всего 19% краж приходится на музеи. Мировым лидером по данному виду преступлений является Великобритания, на втором месте – США, на третьем – Нидерланды. Далее идут Италия, Франция, Германия и Швейцария. Данные по России и странам бывшего СССР в картотеке Art Loss Register отсутствуют.
По словам Анатолия Вилкова, существует три вида музейных краж: «Первый – это кражи с экспозиций: они составляют около 60 процентов от общего числа. Второй вид – это примерно 20 процентов – проникновение со взломом. И третий – еще 20 процентов – это скрытые кражи, хищения в запасниках». В целом, по данным Вилкова, ежегодно совершается от 50 до 70 хищений: этот вид преступлений существует стабильно, хотя, если сравнивать с 2000 годом, число музейных краж уменьшилось вдвое.
Художественную ценность можно пометить, чтобы при ее сбыте было видно, что предмет краденый. «Но метка может не отпугивать, а наоборот, привлекать преступников», – считает Анатолий Вилков. По его словам, несколько лет назад по каналам Интерпола в Россию пришел запрос проверить, не украдена ли в Эрмитаже картина Пикассо «Женский портрет». Картину обнаружили на черном рынке: она имела три этикетки, свидетельствующие, что картина в разное время принадлежала трем музеям, а на момент запроса – Эрмитажу. Наличие этих трех лейблов и привлекало теневых покупателей: они свидетельствовали о том, что это очень известная и ценная вещь. «Мы тут же позвонили Пиотровскому (директор Эрмитажа. – «НГ»), он проверил, но названная картина оказалась на месте, – рассказал Анатолий Вилков. – Все этикетки были подделкой».
По словам замглавы Росохранкультуры, для того чтобы украденная музейная ценность не ушла за границу, существует распоряжение, в соответствии с которым музеи обязаны в течение трех дней передать все материалы о похищенном предмете. «Эти данные заносятся в нашу электронную базу, после чего делается широкое оповещение о хищении, причем не только таможни, но и коллекционеров, – сказал наш собеседник. – Кроме того, мы обязали все музеи отслеживать все случаи обращения к ним за экспертизой по похищенным предметам, а группа наших экспертов постоянно отслеживает все аукционы, которые проводятся с использованием интернета».
Генрих Ипполитович Семирадский (1843–1902) – русский и польский художник, один из учеников Карла Брюллова. Окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге в 1870 году с большой золотой медалью. Действительный член Санкт-Петербургской академии художеств, профессор. Жил и умер в Риме. Представитель академического направления в европейской живописи. Автор многочисленных произведений на сюжеты из истории античности, раннего христианства, Древней Руси, отличавшихся мастерством композиции и живописными эффектами. Считается одним из лучших европейских салонных живописцев последней трети XIX века.
11 сентября 1995 года из Волгоградского музея изобразительных искусств украдены акварели И.Айвазовского и Л.Лагорио. Данных о судьбе картин нет.
25 июня 1998 года из Дома приемов экономического сообществав Москве похищены картины И.Айвазовского «Парусник в море», И.Пелевина «Дед и внук на рыбалке» и картины Маковского «Девочка в саду» и «Деревенские драчуны». В октябре 1999 года задержан охранник Дома приемов, который пытался продать полотна.
6 апреля 1999 года из залов Государственного Русского музея были похищены картина В.Перова «Гитарист-бобыль» и эскиз знаменитой «Тройки» общей стоимостью 1,2 млн. долл. 26 января 2000 года обе работы были найдены.
4 декабря 1999 года из Государственного музея Академии художеств в Санкт-Петербурге пропали сразу 17 картин: эскиз И.Репина к картине «Ангел смерти истребляет первенцев фараона», пейзаж И.Шишкина «Парк дачи Мордвинова», портрет Николая Уткина работы В.Тропинина, а также работы Крамского и Перова. Полотна найдены 8 декабря.
29 марта 2000 года из Государственного художественного музея в Уфе похищен акварельный эскиз к картине Н.Рериха «Заморские гости». В декабре в Петербурге задержан житель Владикавказа, продававший акварель за 30 тыс. долл.
22 марта 2001 года в Эрмитаже воры вырезали из рамы и унесли картину Жана Леона Жерома «Бассейн в Гареме», которая оценивается в 1 млн. долл. Судьба картины неизвестна.
8 июня 2001 года с выставки «Марк Шагал. Ранние работы из российских коллекций» в Еврейском музее Нью-Йорка (США) украден этюд М.Шагала «Старый Витебск» («Над Витебском»; из коллекции Русского музея). Позднее картина обнаружена среди невостребованных посылок в почтовом отделении канзасского города Топек.
В августе 2003 года из запасников Астраханской государственной картинной галереи похищены картина Айвазовского «Восход» и «Осень» Саврасова. Страховая стоимость каждой картины составляет 2 млн. долл. Как выяснилось, реставратор музея вывезла картины на реставрацию 4 года назад, а вернула копии среднего качества. Поиски оригиналов продолжаются.
Ростов-на-Дону–Москва
© «Независимая
газета», 5.10.2005.