А.Тюриков,
Украина,
г. Артемовск
Все краски Мироздания
В краеведческом музее города
Артемовска (Донецкая область, Украина) 29 ноября открылась выставка «Краски
Мироздания» севастопольской художницы Людмилы Кирилловой, выполненные в традиционной
украинской народной технике – Петриковской росписи.
Родилась роспись 230 лет
назад в вольном казацком селе Петриковка (ныне
территория Днепропетровской области), когда возник интересный обычай
расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Из поколения в поколение
передавались традиции росписи, самобытного, преимущественно растительного
орнамента, который впоследствии все более и более совершенствовался. Ажурный,
графически четкий орнамент, который в прошлом развивался как настенная живопись
и декор бытовых предметов, сегодня широко используется
в художественной промышленности, книжной графике, оформлении и т. п. Волшебный
Петриковский цветок расцвел на замечательном фарфоровом блюде, загадочным
узором лег на шелковую ткань, ценным самоцветом засверкал на лакированной
поверхности сувенирной шкатулки.
Своеобразный орнамент Петриковки имеет свой пластический язык и арсенал
художественных образов. И Людмила Кириллова, используя характерные приемы
предшествующих мастеров, сумела по-своему сообщить глубокий философский смысл
устоявшимся орнаментальным мотивам, внести в них древний символизм, придать
изысканное своеобразие. Высокая техника исполнения во многом способствовала
выражению утонченного мироощущения и широкого, поистине космического мышления художницы.
Как писал Н.К.Рерих «Прежде всего и дороже – искра художника, и только из нее
идет истинное совершенство техники». С радостью ощущаем как через
бесконечную красоту чудесного разнообразия цветов, листвы, птиц нам открывает
себя Великий Творец. Вот картина «Перевоплощение», в которой цветущий желтый
одуванчик символизирует проявленную материю, а его белый воздушный ореол – ее
тонкое состояние, несущее вечное зерно духа. Вот так и люди – одни полагают,
что человек постоянно умирает, другие знают, что он беспрестанно рождается. В
«Дозоре духа» мы видим райскую птицу с блестящим оперением, охраняющую
сокровенный лотос истинных знаний от стрел невежества и безобразия. Георгины в
одноименной картине олицетворяют саму Красоту – священную мастерскую и храм
Природы, которая совершенствует свои творения, постоянно ищет новые комбинации
и выражения. На полотне «Молитва» цветочное многообразье тянется к Свету,
подавая пример людям, чтобы и они снова обратились к путям Высшим,
преисполнились величия пред Создателем. Удивительно созерцание «Ритма огня»,
где как-то обостренно чувствуешь напряженную вибрацию ее частей, составленных
из «танцующих» цветов и исходящую из единого центра. В «Сердце камня» показано
состояние плотной материи изнутри, своеобразный срез невидимой ее составляющей.
И вот перед нами душа малахита – прекрасная, такая легковесная, конечно же «цветочная» – эльфирующая и
благоухающая. И мы понимаем, что в мире все живо, «дышит», обладает
сознанием.
Поражает умение художницы
гармонично соединять чисто украинскую роспись с элементами восточных учений.
Типичные символы буддийской иконографии внесены в картину «Единство “колеса
учения”», повествующую о существовании Единого Откровения во все века,
приносимого Великими Учителями, из которого слагались ступени познания. В
«Началах» говорится о том, что основой мироздания является огонь, который
проявляется в нашем мире в противоположных силах. Мы видим декоративное
изображение мужских и женских принципов – инь и янь, пришедшими к нам из древнекитайской философии. В картине
«Мандала» представлено символическое отображение
Космоса в виде определенной схемы, принятое в буддизме, где составляющими
мироздания выступают стилизованные цветы. В цветочном узорочье («Культура») дан
знак Знамени Мира – три амарантовых круга в одном, являющийся древнейшим
символом на земле.
Внешняя
сторона деятельности Л.Кирилловой подчинена желанию глубже проникнуть в тайны прекрасного, как можно полнее выразить красоту в
художественном творчестве. Живопись, декоративная роспись, графика, дизайн,
многочисленные приемы изобразительного искусства служат лишь выражению
наполняющих душу чувств. Она постоянно совершенствует себя, изучает различные
техники и сама делает прекрасные художественные разработки.
Людмила Кириллова – участница совместных и персональных
выставок:
В
В
В
Сейчас Л.Кириллова работает
художником в Севастополе на Балаклавском керамическом заводе «Майолика».
Выставка продлится до конца декабря.
|
|
|
|
|
|
|
Дата публикации: 10.12.2007 г.