Татьяна Надточий,
член Правления Всеукраинского Центра Гуманной педагогики,
председатель Центра Гуманной Педагогики (г. Харьков)
Сила Истины Гуманной Педагогики
Шалвы Амонашвили
Процветание государства, благополучие народа
зависят неотменено от доброты нравов.
А доброта нравов – неотменено от воспитания.
Н.Н. Новиков
Если мы решились устремиться к такой возвышенной цели – воспитывать в Ребенке Благородного Человека, то наш воспитательный процесс должен быть тоже благородным.
Такое воспитание называется гуманно-личностным подходом, в более широком смысле – гуманной педагогикой.
Ш.А. Амонашвили
Он видит дальше других потому, что стоит
на плечах гигантов
Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших
педагогику сотрудничества. Окончил востоковедческий факультет Тбилисского
университета, работал в школе, учился в аспирантуре, защитил кандидатскую и
докторскую диссертации. В 60-70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах
Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового
педагогического направления, которое обрело известность под названием
«Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». В настоящее
время живет в Москве (Россия). Его система «Школа Жизни» (гуманно-личностный
подход) рекомендована Министерством Образования РФ для применения на практике.
По созданной им философской системе – «Гуманно-личностный
подход к детям в образовательном процессе «Школа Жизни» работают
и учатся учителя в разных странах ближнего и дальнего зарубежья.
Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам
гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой
педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко
и у многих других. Что, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только
объединил их в единое целое. Отдадим дань скромности Шалве Александровичу, но
отметим, однако, что для того, чтобы в разрозненной в веках педагогической
мозаике увидеть целостную картину, нужно быть не только высокообразованным
специалистом, но и обладать уникальным качеством синтеза. Именно благодаря
тому, что Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром
синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на
котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.
Шалва Александрович призывает педагогов постоянно
обогащать свое педагогическое мастерство, черпая из чистейшего и богатейшего
родника педагогической мудрости. Он утверждает, что «классики – не из прошлого,
они пришли к нам из будущего». Это их, гигантов педагогических мыслей, неоднократно цитирует Ш.А. Амонашвили и называет
своими учителями. О Шалве Александровиче можно сказать, перефразировав
известный афоризм Исаака Ньютона: «Он
видит дальше других, потому что стоит на плечах гигантов»[1].
Несмотря на почтенный возраст, Шалва Александрович
ведет активную творческую жизнь: проводит семинары и мастер-классы с учителями
России и стран СНГ, Балтии, Украины. Работает со студентами и аспирантами. Он
является научным руководителем целого ряда лабораторий и центров в разных
странах мира, а также экспериментальных школ Москвы и Санкт-Петербурга;
руководит Международным Центром Гуманной Педагогики и Всеукраинским Центром
Гуманной Педагогики в Украине. Он является инициатором проведения ежегодных Международных
Педагогических Чтений в Москве.
В настоящее время Ш.А. Амонашввили – доктор
психологических наук, профессор, академик Российской академии образования,
Лауреат Государственной премии Российской Федерации, иностранный член
Украинской академии педагогических наук. Кроме того, он – почетный доктор
Софийского университета им. Св. Климента Охридского (Болгария); заслуженный
профессор Московского Городского педагогического Университета; почетный
профессор ряда университетов разных стран.
Его перу принадлежат десятки педагогических,
психологических и художественных произведений, многие из которых переведены на
разные языки. Ш.А. Амонашвили возглавляет одноименный Издательский Дом и
совместно с академиком Д.Д.Зуевым издает стотомную «Антологию гуманной педагогики».
Несмотря на колоссальную эмоциональную и физическую
нагрузку, он предельно внимателен и доброжелателен к людям, никто не видел его
раздраженным или грубым. Он олицетворяет собой то творящее терпение, которое
является одним из краеугольных камней его педагогической философии.
Философия Гуманной Педагогики
Что
же это за явление в педагогическом пространстве – гуманная педагогика? Обратимся
за ответом к классику мировой педагогики – Константину Дмитриевичу Ушинскому.
Он считал, что «весь смысл гуманного
воспитания есть воспитание духа». Такое воспитание должно стать
неотъемлемой составляющей предметного обучения. При этом сам процесс учебы
должен быть интересным и наполненным сотворчеством учителей и детей. Он писал: «Должно постоянно помнить, что следует
передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и
способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания. Эта
способность <…> должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его
оставит, и дать ученику средство извлекать полезные знания не только из книг,
но и из предметов, его окружающих, из жизненных событий, из истории собственной
его души. Обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу,
человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших
задач всякого школьного учения. Эта умственная сила сообщается ученику тем, что
учитель указывает ему предмет, могущий возбудить деятельность тех или других
его умственных способностей, и направляет эту деятельность, помогая ей, где
необходимо, и оставляя ее действовать
там, где она может действовать сама»[2]. Именно таким видит образовательный процесс Ш.А.
Амонашвили.
Научное
направление «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе» хотя
и было апробировано еще в 60-70 годах прошлого столетия, но именно в настоящее
время оно получило огромную популярность среди учителей, воспитателей,
родителей, среди ученых и студентов педагогических вузов. И это не случайно.
Жестокая техногенная цивилизация с ее откровенным цинизмом по отношению к
человеку, разрушая культурные и нравственные вековые устои народов, не могла не
вызвать ответной реакции. Учителя одни из первых поняли опасность, столкнувшись
с ситуацией, при которой, дети, окруженные со всех сторон мраком бездуховности
и агрессивности, стали трудно обучаемыми. Кроме того, когда на смену
отечественной педагогике пришли западные образовательные «технологии», то
воспитание оказалось вытесненным из предметного обучения. Для сложного процесса
становления человеческой личности остались лишь немногие внеурочные
воспитательные часы. И ребенок, с его сложнейшими психофизическими
особенностями, с его неповторимыми качествами характера оказался, как бы
приравнен к технологическому процессу на производстве. Нам говорят, что педагогические
технологии выработали стандарты обучения, критерии оценивания знаний, что они
учитывают все аспекты и все риски. Но ведь человек – не компьютер, не робот, не
бездушный механизм, куда можно вложить определенное количество знаний, а потом
– спрашивать результат! В отличие от машины, у ребенка есть душа и сердце. И,
если в процессе обучения не происходит облагораживание человеческой души, то
неизвестно, какое место займут полученные знания в душе человека, и как он
впоследствии ими распорядится. Выдающийся ученый Дмитрий Менделеев считал, что
знания без воспитания подобны «мечу в руках сумасшедшего».
В настоящее время
учителя разделились на две категории. Первая, махнув на все рукой, стала
исполнять функцию «давателя уроков», беспрекословно приняв «технологии». Такие
учителя, как правило, жалуются на «невозможных детей», на родителей своих
учеников, которые не хотят заниматься детьми, на малую зарплату и на каторжный
учительский труд. Вторая, понимая свою ответственность перед будущим и перед
детьми, ищет пути выхода из тупика. Гуманная педагогика для тех, кто находится
в поисках своей учительской истины. Она для них, как «свет в конце тоннеля».
Именно поэтому она нашла сотни тысяч своих последователей в разных регионах России,
в том числе в Дагестанской и Чеченской республиках, Украине, странах
Прибалтики, Казахстане, Киргизии, Грузии, в Болгарии и других странах. Только
на территории России создано более 200 экспериментальных школ. Создаются
лаборатории, проводятся семинары. В крупнейших педагогических вузах разных
стран, в том числе и в Украине проводятся педагогические чтения по гуманной
педагогике, на которых ее последователи обмениваются опытом и педагогическими
открытиями.
Чем же вызван такой
интерес к гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили, и что особенного несет в себе
эта система? Основной особенностью гуманной педагогики является ее философская идея.
Обратимся опять к К.Д. Ушинскому и узнаем, на чем, по его мнению, должна
базироваться идея народного образования. «Ясно,
что основная идея народного образования есть, прежде всего, идея глубоко
философская и идея психологическая (выделено – Т.Л.Надточий). Чтобы
высказать эту идею, нужно высказать прежде, что такое человек, что такое самый
предмет, который мы хотим воспитывать, и чего мы хотим достичь воспитанием,
каков наш идеал человека. Каковы бы ни были ваши взгляды читатель на философию
и психологию, согласитесь, что если мы говорим о воспитании человека, то должны
предварительно составить себе понятие о человеке; согласитесь, что если мы
хотим достигнуть какой-нибудь цели воспитанием, то должны прежде сознать эту
цель».
Итак, как считает
классик, надо знать, что такое
человек и какую цель мы ставим перед собой при его воспитании.
Рассмотрим, как философия гуманной педагогики отвечает на вопрос «что
такое человек?» Она исходит из следующих допущений:
1. Душа человека является реальной субстанцией.
2. Ее назначение – вечное совершенствование.
3. Земная жизнь человека – только отрезок пути, который
проходит душа для совершенствования.
Отсюда
Ш.А. Амонашвили предлагает три постулата:
1. Ребенок – это явление в нашей жизни. Никто не приходит
на Землю случайно.
Если
человек родился, значит так надо, чтобы это явление произошло.
2. У каждого человека есть определенная жизненная задача.
Как виноградная косточка несет в себе качества определенного сорта, так и
ребенок является носителем тех качеств, которые должны проявиться и окрепнуть в
процессе взросления. Взрослые, развивая, воспитывая и обучая, должны взращивать
в ребенке все лучшее, чтобы потом он мог полностью исполнить свою миссию.
3. Ребенок несет в себе безграничную энергию духа. В его
микрокосме – весь Космос в миниатюре. Ограничены только физические возможности
ребенка его физиологическими особенностями и генетикой. Нравственное и
культурное совершенствование не имеет пределов. Воспитание и образование должны
способствовать этому процессу.
Гуманно-личностный подход к детям
осуществляется также на осознании целостности природы ребенка и на понимании
того, что в природе любого ребенка заложены «природные
движущие силы», которые управляют его устремлениями и
действиями. Этими силами являются:
-
страсть к развитию;
- страсть к взрослению;
- страсть к свободе.
Развитие ребенка происходит в процессе преодоления трудностей. Период начальной школы – самый благоприятный для
развития детей. В это время ребенок интуитивно сам ищет трудности. Именно этим
и объясняются шалости детей, зачастую неразумные и опасные. Педагогическое
задание состоит в том, чтобы создать такое образовательное пространство, в
котором было бы реализовано стремление ребенка к развитию и были предоставлены
возможности преодоления трудностей в процессе учебы. Но при этом, трудности
должны согласовываться с индивидуальными способностями и возможностями детей.
Страсть к взрослению.
Все дети мечтают стать взрослыми. Свое стремление они могут реализовать только
в общении с взрослыми. От того, какой взрослый будет рядом с ним, зависит то,
каким человеком он станет. Как считает Шалва Александрович, ребенку нужен
«мудрый взрослый», создающий такую атмосферу
в классе, в которой каждый ребенок может ощутить себя нужным. Для этого,
взрослый должен общаться с детьми на равных, постоянно утверждать в каждом
из них личность, проявлять доверие,
поручать посильные взрослые дела, устанавливать сотрудничество и пр. В гуманной
педагогике педагог стремится создать такую
среду, в которой ребенок мог бы чувствовать себя взрослым там, где он пока еще
ребенок. Такой подход к образовательному процессу требует от
педагога не только высокого профессионализма, но даже, в какой-то степени
актерского мастерства. Ибо такой педагогический процесс уже сродни искусству, в
котором учитель так играет свою роль, что дети чувствуют себя взрослыми.
Третья движущая сила, заложенная природой в ребенке – это страсть
к свободе. Ребенок стремится избежать мелочной опеки взрослых, не
любит слушать поучений и наставлений. Так как ребенок стремится стать взрослым,
и в нем заложено стремление к свободе, то возникает постоянное противостояние
ребенок – взрослый. Конечно, ребенку нельзя позволять делать все, что он желает
– это будет безответственностью. Но и воспитывать детей в атмосфере постоянных
запретов и принуждений тоже нельзя. Как же быть? Гуманная педагогика предлагает
интересный выход: предоставить ребенку свободный выбор своей
несвободы. Шалва Александрович предлагает рассмотреть ситуацию
на примере ролевой игры. Если ребенок по собственной воле включается в игру, то
он при этом соглашается с условиями и правилами данной игры и должен будет им
подчиняться. И он подчиняется, так как внутренне готов к «свободной несвободе».
Это очень важный аспект. С одной стороны, принуждение не исчезает в гуманной
педагогике, так как от прихотей ребенка не может зависеть ни содержание
образования, не методы, ни порядок в школе. Но, с другой стороны, в гуманной
педагогике оно детьми не ощущается, так как создаются условия для чувства свободного выбора, как при принятии ребенком
условий ролевой игры. Конечно, создание таких условий уже
целиком зависит от творящего терпения учителя, которое включает и равноправное
общение, и сотрудничество, и веру в возможности ребенка, и взаимное уважение и
взаимные обязанности.
Теперь о цели гуманной педагогики. Главной
целью гуманной педагогики является воспитание
благородного человека. Шалва Александрович Амонашвили считает: «Наш воспитательный процесс будет гуманным,
если мы:
·
погрузим ребенка в творимые нами образы доброты,
любви, красоты, искренности, преданности, мужества, справедливости, уважения,
сострадания…
·
направим его взор на свой внутренний, духовный мир…
·
пробудим в нем чувства, через которые проявляются и
утверждаются благородные переживания и поступки;
·
разовьем добромыслие и прекрасномыслие, доброречие,
ответственность за свои мысли и за свое слово; <…>
·
возбудим и разовьем познавательную страсть, любовь к
трудностям в познании, интерес к знаниям, любознательность»[3].
Как и в традиционной педагогике, гуманная педагогика опирается на
основные базовые понятия такие как: Школа,
Образование, Воспитание, Учитель, Урок. Но в гуманной педагогике
предлагается их рассматривать с философской точки зрения, исходя из семантики
слов, их первичного смыслового значения.
Так,
например, понятие «Школа» предлагается рассматривать не столько
как здание, в котором происходит учебно-воспитательный процесс, но как «СКАЛЕ»,
что в переводе с латинского языка означает «скалистая лестница», поднимающаяся
вверх, на вершину скалы. Это понятие школы очень древнее, оно связано с
духовным содержанием, в нем идет речь о духовном восхождении человека, его
нравственном и культурном совершенствовании в процессе обучения. Гуманная
педагогика предлагает рассматривать школу как отрезок жизненного пути, проходя
который ребенок не только получает знания, умения, навыки, но, что самое
главное, на котором происходит нравственное и культурное становление его
личности. В гуманной педагогике качество знаний определяется не только
их усвоением, но, главное – отношением человека к ним. Например,
развитие навыков чтения определяется не скоростью чтения, а тем, что понял
ребенок из прочитанного, что ему понравилось или не понравилось, на кого бы из
героев он хотел быть похожим и т.д. Важно, чтобы ребенок смог почувствовать
красоту и силу слова, и чтобы прочитанный текст пробудил в нем чувства
сопереживания, сострадания, сорадости и т.п. Так постепенно вырабатывается
интерес к книге и пробуждается насущная потребность в самостоятельном чтении. В
настоящее время многие взрослые утверждают, что современные дети не хотят
читать художественную литературу потому, что книгу заменил компьютер и телевизор.
А может быть, причина кроется еще и в том, что детей не научили правильно
читать, не взрастили любовь к чтению? Ведь можно овладеть скоростью чтения, но
при этом не вникать в суть прочитанного. Чтение ради получения хороших
показателей не может заставить полюбить книгу, в то время как отвратить от нее
может надолго.
Воспитание и Образование. Шалва Александрович, опираясь на смысловое значение
слов, предлагает такой взгляд на явление воспитания: Воспитание: В-ось-питание. То
есть он предлагает нам осмыслить процесс воспитания, как питание духовной оси
человека – его нравственного стержня. Украинское слово «Виховання» также очень интересно в смысловом выражении: «Ви -
(что-то) ховаєте
(прячете – русск.)». Что мы «сховаємо», то и получим. Что надо «спрятать» в
души детей, чем питать их чувства, чтобы сделать их благородными людьми?
Великий украинский педагог В.А. Сухомлинский считал, что есть важный путь
достижения цели воспитания: «Через Красоту к человечности». Красота – вот
главное условие воспитания. Красота многогранна: это и красота речи учителя, и
красота действий, красота взаимоотношений взрослого с ребенком, то есть красота
тех образов, которые создают жизненную среду вокруг ребенка. Именно взрослые –
родители и учителя – создают те ОБРАЗЫ, которые образовывают наших
детей. Воспитание в гуманной педагогике не только сопутствует
предметному обучению, оно неразрывно с ним и опережает образование. Именно на
его платформе совершается образование
детей. Информация сама по себе не воспитывает человека, а информация,
которая, кроме основных знаний, несет в себе моральные составляющие, проходя
через эмоциональное, чувственное восприятие ребенка, легко запоминается, и что
очень важно, воспитывает его. Такие знания дольше сохраняются в памяти, чем те,
которые ребенок просто заучивает.
Подъем вверх по «Скале»
требует от ребенка наличие целого ряда разных качеств: терпения и
настойчивости, желания преодолевать трудности, умения самостоятельно мыслить,
размышлять, анализировать, делать выводы. Все эти качества взращиваются в процессе гуманно-личностного подхода к детям, и
это происходит в классе во время урока. Ш.А. Амонашвили предлагает понятие
урока также осмыслить с философской позиции. УРОК:
У-Рок. Рок – это судьба. То есть – урок является важнейшей формой процесса
создания судьбы ребенка. В уроке
аккумулируется жизнь ребенка и именно в нем обогащается ребенок знанием и
духовностью. (Говоря о развитии духовности, мы имеем в виду взращивание в
процессе обучения лучших качеств духа ребенка, таких как: доброжелательность,
сострадание, искренность, преданность, мужество, справедливость, добромыслие,
доброречие, ответственность за свои поступки, мысли и слова). Урок в гуманной
педагогике предназначен развивать познавательную страсть, прививать любовь к
преодолению трудностей в познании. Учитель в
гуманной педагогике не только передает знания детям, но он устремлен к тому,
чтобы его предмет помог детям стать лучшими людьми. «Учение – СВЕТ»,- любим мы
повторять. Значит, настоящий учитель призван быть носителем духовного света.
Зашел в класс… и в сердцах детей зажегся свет радости ожиданием новых чудесных
исследований и совместных открытий. Не страх должно вызывать появление учителя
в классе, а радость – вот отличие гуманного педагога от авторитарного. Много ли
таких учителей встречаются детям на школьном пути? Конечно, нет. Быть носителем
Света не просто. Надо более внимательно наблюдать за собой, как бы со стороны
оценивать свою речь и поведение, строже контролировать свой внешний вид, быть в творческом поиске, постоянно стремиться к
самосовершенствованию. В педагогике нет мелочей – утверждает Шалва
Александрович. Дети очень наблюдательные и чувствительные. Они все замечают: и
наше настроение, и небрежность в одежде, даже то, какой от нас запах. Образ
любимого учителя станет для них примером, образцом для подражания на всю жизнь.
Итак,
давая свой урок, Учитель призван вносить Свет
в судьбы своих учеников.
Такова миссия учителя. А если он этого не делает? Если он подходит к уроку
формально: «Мне не платят за то, чтобы я нес свет. Моя задача – научить детей
так, чтобы они благополучно сдали тесты и все!» Но беда в том, что не все.
Современные
дети не такие, какими были дети 20 лет назад. Эволюция человечества идет, не
останавливаясь. Примером тому, как изменяются поколения, и как они продвигают
развитие цивилизации, мы увидели за сравнительно небольшой отрезок времени.
Примерно в 60-е годы ХХ столетия появились так называемые акселераты, которые
физически были более развиты, чем их родители. Исследования ученых показали,
что их интеллектуальный уровень также был значительно выше. Акселераты выросли
и оснастили цивилизацию чудесами техники – тончайшей электроникой, мобильными
телефонами, компьютерами, генной инженерией и пр. пр. Так эволюционирует
человечество: каждое новое поколение призвано осуществить нечто более
совершенное в развитии культуры
и цивилизации. К сожалению, не всегда этот
процесс происходит одновременно. Когда развитие цивилизации опережает подъем культуры,
то наступают времена безнравственности и бездуховности, что в свою очередь,
приводит человечество к разнообразным кризисам: экономическим, политическим,
национальным, экологическим. При этом падает уровень жизни людей, прекращается
рост интеллектуального потенциала, и, в конце концов, само существование
цивилизации оказывается под угрозой. Но когда развитие цивилизации и культуры
идут параллельно, или, когда подъем культуры опережает рост цивилизации, тогда
наступают эпохи расцвета стран и растет благосостояние их народов. Акселераты
продвинули современную цивилизацию
на новый уровень развития. Мы можем предположить, что в этом была их жизненная
задача, их миссия. С появлением акселератов появились и новые педагогические
веяния: развивающее обучение, новаторские школы педагогики сотрудничества,
среди которых были и педагогические открытия Ш.А. Амонашвили. Эти системы
медленно и трудно входили в жизнь, и свое широкое развитие и применение они
получили к нашему времени. Конечно, это не случайно, так как в эволюции
человечества вообще нет случайностей. Сейчас пришло новое поколение детей, с
новыми жизненными задачами. Они должны что-то изменить на планете к лучшему,
сделать жизнь на Земле более совершенной. Передовые ученые считают, что их
миссия в поднятии культуры и нравственности на Земле на более
высокий уровень. Эти дети, как показывает педагогическая практика, не принимают
методов авторитарной педагогики. Нам, которые сами были воспитаны в
авторитарной системе, трудно с ними, а им с нами. В чем же выход? Выход – в
осознании необходимости отказа от стереотипов авторитарного мышления и в поиске
совершенно новых подходов к воспитательно-образовательному процессу. Новому
поколению нужна новая педагогика. Как сказал один мудрец: «Детям Света нужны
учителя Света». Нужна такая педагогика, которая имела бы свой философский
взгляд на человека и ставила бы перед собой конкретную цель по воспитанию этого
человека. Гуманная педагогика Ш.А. Амонашвили является именно такой, так как:
-
педагоги,
работающие по этой системе, имеют целостное видение ребенка, принимают каждого
ребенка таким, какой он есть, верят в его безграничные возможности;
-
гуманно-личностный
подход к детям в образовательном процессе ставит своей главной целью –
воспитание благородного человека в процессе обучения;
-
гуманная
педагогика утверждает, что каждый педагог является для своих учеников примером
для подражания. Это понимание устремляет учителей к самосовершенствованию и к
вырабатыванию в себе качеств, способствующих развитию творчества в обучающем
процессе.
Преображающая мощь
Гуманной Педагогики
Если мы обратим свой
взгляд в прошлое, то увидим, что многовековое развитие человеческого сообщества
переживало разные этапы развития образования. Но в тех учебных заведениях, где
педагогика шла гуманным путем, где она способствовала развитию мышления, помогала
становлению благородной личности, из тех учебных заведений выходили гении,
созидавшие национальные культуры. В качестве примера обратимся к историческим
данным. В 1811 году открылся Лицей в Царском Селе, в который поступили учиться
его первые воспитанники. Многие из них впоследствии оставили значительный след
в истории России, а один из них – стал символом российской культуры. Им был
Александр Сергеевич Пушкин. Исследователи его жизни писали, что учителя сыграли
огромную роль в становлении его личности. «Среди
наставников были люди образованные, чуждые казенщине и зубрежке, одержимые
идеей свободомыслия и истинной любовью к отечеству. В отчете о 1-м годе
обучения они с гордостью говорили о своих методах, когда каждая “истина
математического, исторического или нравственного содержания предлагалась
воспитанникам так, чтобы возбудить самодеятельность их ума и жажду дальнейшего
познания”» [4].
С благодарностью
Александр Сергеевич вспоминал своих учителей:
«Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым, и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, во благо воздадим».
………………………………….
«Куницыну дань сердца и вина!
Он создал нас, он воспитал наш пламень,
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена…,»
Действительно, в
процессе воспитания и обучения в душе будущего поэта была «чистая лампада возжена», осветив путь, ради которого он родился.
Философия гуманной педагогики утверждает: честность воспитывается честностью,
благородство – благородством, человечность – человечностью, гуманизм
воспитывается гуманными педагогами. Именно такими были принципы образования в
Царскосельском лицее пушкинского времени. Но представим себе, что в Лицее
вместо наставников тех времен (директоров – В.Ф. Малиновского и Е.А. Энгельгардта,
учителей – Н.Ф. Кошанского, И.К. Кайданова, А.П. Куницына, А.И. Галича),
обладавших не только прекрасными знаниями, но и высокими личностными
достоинствами, умевших пробудить ум и сердце своих питомцев, были бы учителя,
только вооруженные «образовательными технологиями». Развился бы тогда
гениальный дар Пушкина? Если бы вместо воспитания в детях благородства и патриотизма
и прочих высоких нравственных качеств, Лицей ставил бы своей задачей только
одно обучение, то состоялось бы зажжение «лампад» духа его воспитанников? Состоялись
бы личности, которые, выйдя из стен своего учебного заведения, посвятили Отчизне
«души прекрасные порывы» и
оставили в истории России следы своих деяний? Нет, конечно!
***
На
семинарах Шалва Александрович обязательно проводит мастер-классы с детьми. На
уроке по развитию речи со вторым классом была тема «Слова-подарки». Этот урок
только частично был похож на обычный урок. Дети сидели за партами, но парты
стояли на огромной сцене актового зала, а в зале сидело более 500 педагогов.
Дети учились на сцене, взрослые – в зале. На глазах у профессионалов рождался
урок, который был внесением Света в судьбы детей.
Дети, привыкшие к
авторитарной педагогике, не были готовы к такому уроку. И вначале это ощущалось в напряжении, которое
зримо просматривалось в их позах и жестах, ответах. Кроме того, их сковывало
присутствие большого количества людей. Но уже через несколько минут мастерство
Учителя совершило чудесное преображение детей. Они забыли о зрителях, им стало
интересно, активизировалось их внимание на заданной теме, их ответы стали более
уверенными, интонация голоса приняла доброжелательный оттенок. Через весь урок
красной нитью проходила нравственная составляющая, шел процесс воспитания
человека с помощью слов, которые учитель дарил детям. На сцене происходило
взращивание и прорастание лучших духовных качеств детей. И когда в процессе
работы они оказались у стола учителя, то всем хотелось стать поближе к Шалве
Александровичу, прижаться к нему, постоять рядом. Видя это, в зале не осталось
равнодушных – все были растроганы, а учителя, которые привели детей на урок,
плакали со словами: «Ради такого мгновения стоит жить и быть учителем!»
Заканчивая
урок, Учитель попросил детей подарить ему свои слова. Потом он их читал по
просьбе участников семинара уже без детей. Мы бережно храним эти листочки, где
детскими почерками написаны трогательные слова, которые дети подарили Учителю.
Они дарили ему: «радость», «добро», «сердце», «любовь», «благодарность» и
сокровенные признания – «Я люблю Вас, учитель». А ведь они видели его первый
раз!
***
Когда
мы смотрим на фотографии, сделанные во время авторских семинаров «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном
процессе «Школа Жизни», невольно обращают на себя внимание
выражения лиц людей. По ним сразу можно понять, что на сцене в это время Шалва
Александрович Амонашвили. Где бы ни происходили его встречи с людьми, всегда
происходит это чудо преображения. Люди расцветают: с их лиц исчезает
напряженность, они как бы начинают светиться изнутри, излучая доброжелательность,
любовь и оптимизм. Ибо Шалва Александрович являет собой наглядный пример
Учителя – носителя Света, носителя того невидимого Пламени, которое «… зажигает все, к чему оно прикасается…». Сила
истины гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили и заключается в том, что, утверждая
ее принципы, Учитель руководствуется ими в своей жизни и с ними идет к людям.
Эти принципы базируются на любви к человеку, на вере
в то лучшее, что заложено в человеческой душе, и на
надежде, что, благодаря творческому терпению и педагогическому
мастерству это лучшее прорастет и даст обильные всходы. В наш век морального
опустошения, лжи, лицемерия, ханжества встреча с таким человеком – это праздник
души для тех, кто тянется к нравственной чистоте и Свету. Семинары по
гуманно-личностному подходу в образовании, которые проводит Ш.А. Амонашвили,
пробуждают творчество учителя, возрождают интерес к своей профессии, помогают
поверить в себя, свои силы и, в детей. В настоящее время это имеет огромное социальное
значение.
Доказательством
вышесказанному служат отзывы участников семинаров. Во время авторского семинара
Ш.А. Амонашвили в Харькове проводилось анкетирование слушателей семинара. В
анкете были вопросы:
1. Что дал Вам семинар по гуманной
педагогике?
2. Изменится ли что-либо в Вашей жизни и педагогической
деятельности после этого семинара?
3. Появилось ли у Вас желание попытаться
реализовать в Вашей педагогической деятельности идеи гуманной педагогики?
Нет
возможности привести в этой статье все ответы. Но несколько характерных ответов
хотелось бы все же представить вниманию читателей.
Студентка
педагогического университета:
1. «Я – студентка. Этот семинар вдохновил к преподаванию.
Дал уверенность, что я смогу и стану хорошим учителем и мамой».
2. Конечно! В первую очередь отношение к преподаванию,
воспитанию. Я теперь точно знаю, как и почему важно воспитывать именно духовные
чувства маленьких людей, наших малышей.
3. Я совершенно согласна, что страх у детей перед
оценками может излечить только гуманная педагогика.
Старший преподаватель Харьковского гуманитарно-педагогического института:
1. Вдохновил, заставил иначе взглянуть на детей, саму
себя. Над многими проблемами, касаясь нравственных вопросов, призадумалась,
буду внедрять гуманную педагогику в практику.
2. Да, изменится. Я хочу и буду другой. Больше внимания
уделю более глубокому изучению этой проблемы, постараюсь менять свои взгляды,
сознание, а может и жизненную позицию.
3. Да, конечно.
Учитель средней и старшей школы из Полтавской области:
1. Это этап в воспитании самого себя, изменение взглядов
на педагогику вообще и воспитание в частности.
2. Это второй для меня семинар.<…> Чувствую, что
уже меняюсь.<…> Отказалась от плохих оценок, записей в дневнике и
тетрадях красным цветом.
3. Желание очень большое.
Аспирантка Харьковского педагогического университета им. Г.С.
Сковороды:
1. Позволил заглянуть в свой мир.
2. Я давно живу и работаю по принципам гуманизма. А
общение с Шалвой Александровичем усилило мое стремление не сходить с выбранного
пути.
3. Да!!!
Воспитатель детского сада:
1. Я получила почти все ответы на вопросы, которые меня
волновали на протяжении 20 лет. Пять дней прошли плодотворно, в деловой
атмосфере. Я поняла, что я на верном пути. Я получила поддержку и заряд энергии.
2. Много мыслей промелькнуло в голове.<…> Любовь –
наиглавнейшая ценность на земле. Это она излучает добро. Добрый человек вроде
солнца – возле него всегда тепло.
3. Идеи гуманной педагогики я использую на своих занятиях
и в повседневной жизни. Я – давняя сторонница этих методов и приемов.
Учитель
начальных классов:
1. Заинтересовалась гуманной педагогикой, буду больше
изучать. Я стала или точнее стану немного другим человеком, по-другому буду
мыслить.
2. Я совсем другими глазами теперь взглянула на
окружающую себя жизнь, свою педагогическую деятельность. Я теперь буду больше
работать над собой.
3. Появился энтузиазм и желание попытаться реализовать
идеи гуманной педагогики. Огромное спасибо за эти 5 дней!!! Они повернули мою
жизнь в другую сторону!
Сказано: «Свет есть невидимое Пламя, которое не горит, но зажигает
все, к чему оно прикасается, и дает жизнь». Гуманная педагогика Шалвы Александровича
Амонашвили зажигает «лампады» духа в душах людей, пробуждает в них веру, надежду,
любовь. И в этом ее истина, сила и жизнь.
[1] Исаак
Ньютон (1643-1727гг): «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на
плечах гигантов». (Энциклопедия мудрости. – РООССА,
2007. – С. 334
[2] Ушинский. [Антология гуманной педагогики]. – М.:
Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – С. 97.
[3] Амонашвили
Ш.А. Баллада о воспитании. Истинное воспитание Ребенка – в воспитании
самих себя. – Артемовск, 2008. – С. 60-61.
[4]
Жизнь
Пушкина./ Сост. В.В. Кунин. М.: Издательство «Правда», 1988. – Т. 1. – С. 105.