Всеволод Овчинников,

обозреватель «Российской газеты»

 

Соотечественник  Блаватской

 

 

Это было  14 сентября 1955 года. В завершение трехмесячной поездки в Тибет меня удостоил аудиенцией сам далай-лама четырнадцатый. В летнем дворце Норбулинка я проделал тщательно отрепетированный ритуал представления Его святейшеству, в завершение которого высший иерарх ламаизма возложил на мою склоненную перед ним шею белый шарф. Во время официальной беседы через переводчика удалось украдкой сфотографировать далай-ламу. После чая с топленым маслом и солью мы вышли на балкон, чтобы полюбоваться панорамой Лхасы. И, оказавшись наедине, обменялись несколькими фразами по-английски.

- Рад, что наконец впервые встретился с соотечественником госпожи Блаватской, - ее труды наши богословы высоко ценят, - сказал мне далай-лама на прощание. Это имя я как-то слышал, но что с ним связано, так и не смог тогда вспомнить. Но 36 лет спустя именно мне выпала судьба впервые реабилитировать фигуру Блаватской на Центральном телевидении. Программа "Лотос на ладони" прошла в эфир в ту пору, когда в сознании россиян начался процесс возрождения имен. Многие наши выдающиеся соотечественники какое-то время были больше известны за пределами России, чем на Родине. Писатель Иван Бунин, балерина Анна Павлова, художник Николай Рерих - всем им народ воздает нынче то, что они заслужили еще при жизни. В этом ряду реабилитированных имен следует назвать и Елену Блаватскую. Она вошла в историю как основательница теософии - науки о божественной мудрости, общих корнях различных вероучений. По мнению Блаватской, религия воплощает не только философию жизни и нравственные нормы, но и древнюю науку. Так что раскрыв сокровенный смысл религиозных догм, можно обрести ключ к познанию мира.

В 1875 году Блаватская учредила теософское общество, дабы содействовать сравнительному изучению религии, философии и науки, исследовать непознанные законы природы и скрытые силы человека. Даже у самых фанатичных материалистов не должен вызвать возражения ее девиз «Нет религии выше истины». Тезис Блаватской о том, что в религиях сконцентрирован бесценный опыт многих поколений, стал краеугольным камнем деятельности теософского общества. Первые семь лет его штаб-квартира находилась в Нью-Йорке, а в 1882 году переселилась в Индию, где находится по сей день.

Блаватская постоянно находилась под перекрестным огнем критики - как со стороны атеистов, так и церковников. В послеоктябрьской России ее объявили шарлатанкой. «Большая советская энциклопедия» утверждает: «Теософия - реакционное религиозно-мистическое учение, признающее источником богопознания мистическую интуицию, откровение. Теософия связана с оккультизмом, спиритизмом и прочими суевериями. Распространение теософской мистики в некоторых кругах аристократии и интеллигенции является ярким показателем идейного упадка и вырождения буржуазной культуры».

В 1991 году, когда мировое сообщество отметило столетие со дня смерти Блаватской, российское отделение теософского общества, закрытое в 1921 году, возобновило свою деятельность. На родине основательницы теософии - в Екатеринославе (ныне Днепропетровске) открыта мемориальная доска.

С тех пор, как человек стал мыслящим существом, люди одержимы извечным поиском истины. На Востоке распространено представление об истине, как о горной вершине, к которой может вести несчетное множество путей. Каждый вправе избрать собственный маршрут восхождения. Это предполагает уважение к выбору других. Мало кому на Западе удалось настолько приобщиться к духовной культуре Востока, чтобы благодаря этому избавиться от шор национальной или религиозной ограниченности. Среди этих немногих была Елена Блаватская. Нынче ее труды можно приобрести в любом книжном магазине. Я отнюдь не призываю всех штудировать «Тайную доктрину». Эту книгу может освоить лишь подготовленный читатель. Но призыв основательницы теософии к сравнительному изучению религий в наши дни вновь обрел актуальность. Чтобы примирить различные религии, их надо сопоставлять, а не противопоставлять.

Я уже писал в «Российской газете» о том, что вместо споров о преподавании в школах «основ православной культуры» было бы лучше знакомить детей с религиозными истоками культуры вообще. Независимо от вероисповедания родителей школьникам полезно ознакомиться с главными положениями не только христианства, но и ислама, иудаизма, буддизма - всех соседствующих в России конфессий. Убежден, что гуманистическая, нравственная направленность всех этих вероучений покажет, что у их приверженцев гораздо больше общего, нежели различий. А на такой основе легче воспитать веротерпимость, взаимопонимание и взаимное уважение. Ну а мистическая сторона теософии пусть останется для любителей экзотических путешествий в непознанное.

 

©  «Российская газета»,   01.03.2003

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz