Всеволод Овчинников,
обозреватель
«Российской газеты»
Это было 14 сентября 1955 года. В завершение
трехмесячной поездки в Тибет меня удостоил аудиенцией сам далай-лама
четырнадцатый. В летнем дворце Норбулинка я проделал тщательно отрепетированный
ритуал представления Его святейшеству, в завершение которого высший иерарх
ламаизма возложил на мою склоненную перед ним шею белый шарф. Во время
официальной беседы через переводчика удалось украдкой сфотографировать
далай-ламу. После чая с топленым маслом и солью мы вышли на балкон, чтобы
полюбоваться панорамой Лхасы. И, оказавшись наедине, обменялись несколькими
фразами по-английски.
- Рад, что
наконец впервые встретился с соотечественником госпожи Блаватской, - ее труды
наши богословы высоко ценят, - сказал мне далай-лама на прощание. Это имя я
как-то слышал, но что с ним связано, так и не смог тогда вспомнить. Но 36 лет
спустя именно мне выпала судьба впервые реабилитировать фигуру Блаватской на
Центральном телевидении. Программа "Лотос на ладони" прошла в эфир в
ту пору, когда в сознании россиян начался процесс возрождения имен. Многие наши
выдающиеся соотечественники какое-то время были больше известны за пределами
России, чем на Родине. Писатель Иван Бунин, балерина Анна Павлова, художник
Николай Рерих - всем им народ воздает нынче то, что они заслужили еще при
жизни. В этом ряду реабилитированных имен следует назвать и Елену Блаватскую.
Она вошла в историю как основательница теософии - науки о божественной
мудрости, общих корнях различных вероучений. По мнению Блаватской, религия
воплощает не только философию жизни и нравственные нормы, но и древнюю науку.
Так что раскрыв сокровенный смысл религиозных догм, можно обрести ключ к
познанию мира.
В 1875 году
Блаватская учредила теософское общество, дабы содействовать сравнительному
изучению религии, философии и науки, исследовать непознанные законы природы и
скрытые силы человека. Даже у самых фанатичных материалистов не должен вызвать
возражения ее девиз «Нет религии выше истины». Тезис Блаватской о том, что в
религиях сконцентрирован бесценный опыт многих поколений, стал краеугольным
камнем деятельности теософского общества. Первые семь лет его штаб-квартира
находилась в Нью-Йорке, а в 1882 году переселилась в Индию, где находится по
сей день.
Блаватская
постоянно находилась под перекрестным огнем критики - как со стороны атеистов,
так и церковников. В послеоктябрьской России ее объявили шарлатанкой. «Большая
советская энциклопедия» утверждает: «Теософия - реакционное религиозно-мистическое
учение, признающее источником богопознания мистическую интуицию, откровение.
Теософия связана с оккультизмом, спиритизмом и прочими суевериями.
Распространение теософской мистики в некоторых кругах аристократии и
интеллигенции является ярким показателем идейного упадка и вырождения
буржуазной культуры».
В 1991 году,
когда мировое сообщество отметило столетие со дня смерти Блаватской, российское
отделение теософского общества, закрытое в 1921 году, возобновило свою
деятельность. На родине основательницы теософии - в Екатеринославе (ныне
Днепропетровске) открыта мемориальная доска.
С тех пор, как
человек стал мыслящим существом, люди одержимы извечным поиском истины. На
Востоке распространено представление об истине, как о горной вершине, к которой
может вести несчетное множество путей. Каждый вправе избрать собственный
маршрут восхождения. Это предполагает уважение к выбору других. Мало кому на
Западе удалось настолько приобщиться к духовной культуре Востока, чтобы
благодаря этому избавиться от шор национальной или религиозной ограниченности.
Среди этих немногих была Елена Блаватская. Нынче ее труды можно приобрести в
любом книжном магазине. Я отнюдь не призываю всех штудировать «Тайную
доктрину». Эту книгу может освоить лишь подготовленный читатель. Но призыв
основательницы теософии к сравнительному изучению религий в наши дни вновь
обрел актуальность. Чтобы примирить различные религии, их надо сопоставлять, а
не противопоставлять.
Я уже писал в
«Российской газете» о том, что вместо споров о преподавании в школах «основ
православной культуры» было бы лучше знакомить детей с религиозными истоками
культуры вообще. Независимо от вероисповедания родителей школьникам полезно
ознакомиться с главными положениями не только христианства, но и ислама,
иудаизма, буддизма - всех соседствующих в России конфессий. Убежден, что
гуманистическая, нравственная направленность всех этих вероучений покажет, что
у их приверженцев гораздо больше общего, нежели различий. А на такой основе
легче воспитать веротерпимость, взаимопонимание и взаимное уважение. Ну а
мистическая сторона теософии пусть останется для любителей экзотических
путешествий в непознанное.
© «Российская газета»,
01.03.2003