Али Алиев
Иисус в Исламе
Иисус Христос, в Исламе – ИСА, особо почитаемый
пророк, последний перед Мухаммадом. Он называется в Коране
также ал-масих («мессия»), Ибн Марйам («сын Марйам»), «абд Аллах («раб Аллаха»),
расул Аллах («посланник Аллаха»), салих («праведник»), калима («слово») Аллаха,
каул ал-хакк («речение истины») и т.д. Ему было ниспослано откровение –
Инджил.
Образ Исы занимает в Коране особое место. Многие
христиане не знают, что истинный дух милосердия, дух, который проявляет
мусульманин к Иисусу и его матери Марии, берет свое начало в первоисточнике его
веры Коране. Он не знает, что мусульманин не произносит священное имя Иисуса на
своем родном языке, не называя его Хазрат Иса (высокочтимый Иисус) или Иса алаи
– хнес-салаам (Иисус, мир ему). Если мусульманин упоминает имя Иисуса (мир ему)
без этих слов уважения, его будут считать непочтительным, грубым или
некультурным. Мало кто из христиан знает, что в Коране имя Иисуса упоминается в
пять раз чаще, чем количество раз имя пророка Мухаммада (25 раз против 5), а
его матери Марйам посвящена 19 сура (глава) Корана. Он отнесен к «приближенным»
Аллаха, что давало повод говорить о его - наполовину ангельской природе. Он был
вознесен к Аллаху на небеса и подобен Адаму, т.к. тоже сотворен Аллахом. Наконец,
он особо связан с Мухаммадом, ибо предрек его появление. Как и у Мухаммада, у
него был помощник – рух ал-кудус («святой дух»), идентифицируемый обычно с
Джибрилом (христианский архангел Гавриил). Вместе с тем Коран подчеркивает, что
Иса – раб Аллаха, а никак не сын его и не божество. Особо отвергается в Коране
идея троицы, под которой понимаются три божества – Аллах, Иса и его мать
Марйам.
Довольно подробно в Коране рассказано о чудесном
рождении Исы, Ангелы (или один ангел в обличье человека) сообщили Марйам, что
она по слову Аллаха, оставаясь девственницей, родит сына, который будет
посланником Аллаха, проповедником Писания и чудотворцем. Родившийся ребенок
возвестил ей, что Аллах облегчает ее муки, даровав плоды с пальмы, под которой
она рожала, и, заставив бить под ней источник. Он же приказал молчать, когда ее
станут расспрашивать. Она молчала в ответ на упреки своих сородичей, но вместо
нее заговорил новорожденный младенец, объявивший, что он – посланник Аллаха. В
пророчестве ангела о будущем Исы говорится, что в доказательство своей
пророческой миссии он будет творить чудеса – вдохнет жизнь в глиняные фигурки
птиц, исцелит слепого и прокаженного, будет воскрешать мертвых, обнаруживать
сокрытое. Часть людей уверовала в Ису, у него появились помощники-апостолы.
Когда они попросили даровать им трапезу с небес, Аллах ниспослал им ее.
Коран отрицает смерть Исы на кресте, заверяя, что,
вопреки утверждениям его врагов, они «не убили его и не распяли, но это только
представилось им». Иса был вознесен к Аллаху на небеса, где он пребудет до
наступления Суда. В день Суда он предстанет перед Аллахом, как и другие
пророки, и будет свидетельствовать против неверующих. Намеком на второе
пришествие Исы считается указание, что он будет «признаком» наступающего Суда.
Мусульманские предания подробно расцвечивают
выделенные Кораном христианские легенды, в частности, историю Рождества. В
сказаниях мусульман о конце света Иса пребывает в раю и спустится оттуда
накануне конца света, спустится в Палестину и установит на земле царство
справедливости. Затем он умрет и будет похоронен в Медине рядом с Мухаммадом, а
потом уже воскреснет вместе со всеми. В Мединской мечети показывают место,
отведенное для захоронения Исы. Уже в послекораническое время получает широкое распространение
и обозначение Исы как рух Аллах («дух Аллаха»). Коран знает об Исе значительно
больше, чем о других пророках. Иса стал объектом особого поклонения в некоторых
мусульманских течениях. «Члены общины ахмадийа, например, «считают, что
спасшийся из Иерусалима Иса умер в Кашмире, где был похоронен, а затем воскрес,
воплотившись в основателя общины.
© «Дагестанская правда», 23.12.2004