Али Алиев

Иисус в Исламе

 

Иисус Христос, в Исламе – ИСА, особо почитаемый пророк, последний перед Мухаммадом. Он называется в Коране также ал-масих («мессия»), Ибн Марйам («сын Марйам»), «абд Аллах («раб Аллаха»), расул Аллах («посланник Аллаха»), салих («праведник»), калима («слово») Аллаха, каул ал-хакк («речение истины») и т.д. Ему было ниспослано откровение – Инджил.

Образ Исы занимает в Коране особое место. Многие христиане не знают, что истинный дух милосердия, дух, который проявляет мусульманин к Иисусу и его матери Марии, берет свое начало в первоисточнике его веры Коране. Он не знает, что мусульманин не произносит священное имя Иисуса на своем родном языке, не называя его Хазрат Иса (высокочтимый Иисус) или Иса алаи – хнес-салаам (Иисус, мир ему). Если мусульманин упоминает имя Иисуса (мир ему) без этих слов уважения, его будут считать непочтительным, грубым или некультурным. Мало кто из христиан знает, что в Коране имя Иисуса упоминается в пять раз чаще, чем количество раз имя пророка Мухаммада (25 раз против 5), а его матери Марйам посвящена 19 сура (глава) Корана. Он отнесен к «приближенным» Аллаха, что давало повод говорить о его - наполовину ангельской природе. Он был вознесен к Аллаху на небеса и подобен Адаму, т.к. тоже сотворен Аллахом. Наконец, он особо связан с Мухаммадом, ибо предрек его появление. Как и у Мухаммада, у него был помощник – рух ал-кудус («святой дух»), идентифицируемый обычно с Джибрилом (христианский архангел Гавриил). Вместе с тем Коран подчеркивает, что Иса – раб Аллаха, а никак не сын его и не божество. Особо отвергается в Коране идея троицы, под которой понимаются три божества – Аллах, Иса и его мать Марйам.

Довольно подробно в Коране рассказано о чудесном рождении Исы, Ангелы (или один ангел в обличье человека) сообщили Марйам, что она по слову Аллаха, оставаясь девственницей, родит сына, который будет посланником Аллаха, проповедником Писания и чудотворцем. Родившийся ребенок возвестил ей, что Аллах облегчает ее муки, даровав плоды с пальмы, под которой она рожала, и, заставив бить под ней источник. Он же приказал молчать, когда ее станут расспрашивать. Она молчала в ответ на упреки своих сородичей, но вместо нее заговорил новорожденный младенец, объявивший, что он – посланник Аллаха. В пророчестве ангела о будущем Исы говорится, что в доказательство своей пророческой миссии он будет творить чудеса – вдохнет жизнь в глиняные фигурки птиц, исцелит слепого и прокаженного, будет воскрешать мертвых, обнаруживать сокрытое. Часть людей уверовала в Ису, у него появились помощники-апостолы. Когда они попросили даровать им трапезу с небес, Аллах ниспослал им ее.

Коран отрицает смерть Исы на кресте, заверяя, что, вопреки утверждениям его врагов, они «не убили его и не распяли, но это только представилось им». Иса был вознесен к Аллаху на небеса, где он пребудет до наступления Суда. В день Суда он предстанет перед Аллахом, как и другие пророки, и будет свидетельствовать против неверующих. Намеком на второе пришествие Исы считается указание, что он будет «признаком» наступающего Суда.

Мусульманские предания подробно расцвечивают выделенные Кораном христианские легенды, в частности, историю Рождества. В сказаниях мусульман о конце света Иса пребывает в раю и спустится оттуда накануне конца света, спустится в Палестину и установит на земле царство справедливости. Затем он умрет и будет похоронен в Медине рядом с Мухаммадом, а потом уже воскреснет вместе со всеми. В Мединской мечети показывают место, отведенное для захоронения Исы. Уже в послекораническое время получает широкое распространение и обозначение Исы как рух Аллах («дух Аллаха»). Коран знает об Исе значительно больше, чем о других пророках. Иса стал объектом особого поклонения в некоторых мусульманских течениях. «Члены общины ахмадийа, например, «считают, что спасшийся из Иерусалима Иса умер в Кашмире, где был похоронен, а затем воскрес, воплотившись в основателя общины.

 

 

©  «Дагестанская правда»,  23.12.2004

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz