Инга  Карклиня

 

Как  хорошо,  что  ты  есть... 

Но  кто  ты?...

 

 

45  лет  с  Эльзой  Швалбе-Матвеевой

 

Натюрморт  как  будто  ритуальный:

Абажур,  фиалки  и  вино. 

Все  как  прежде.  Только  взор  печальный 

Приковало  темное  окно...

 

П.  Терентьев.  Весна  1941  года.

 

 

Это  стихотворение  написано  другом  молодости  Эльзы  Карловны  Швалбе  -  инженером-химиком  Петром  Николаевичем  Терентьевым  накануне  войны.

Кем  был  этот  человек  голубой  крови  с  поэтической  душой  декадента,  который  стал  для  нее  единственной  мужской  моделью  скульптурного  портрета?  -  Об  этом  она  никому  не  поведала...  И  только  в  октябре  нынешнего  года,  когда  ей  исполнилось  92,  она  прочла  по  памяти  это  четырехстишье:  «Вот  так  создаются  образы»...

Так  -  я  не  умею...  Но  попытаюсь  -  уже  не  в  первый  раз  -  написать,  о  ней  повесть  нашей  почти  полувековой  совместной  жизни...

С  Эльзой  Карловной  Швалбе  -  Матвеевой  я  познакомилась  в  декабре  1950  года  в  оледеневшем  от  50  градусного  мороза  поселке  Абезь  Интинского  района  Коми  АССР.  Здесь  располагался  инвалидный  лагерь  политзаключенных  строгого  режима...  Его  контингент  довольно  печальный:  старческого  возраста  женщины,  покалеченная  во  время  следствия  и  на  шахтах  Воркуты  молодежь...  Да  еще  такие,  как  мы  с  ней,  которые  «полегли  костьми»    во  время  многочасового  перехода  в  колоннах...  Черное  безмолвие  Заполярья  поглотило  все  -  людей,  бараки  и  юрты.  Слило  воедино  небо  с  землей,  и  только  тусклые  голубые  очертания  сторожевых  вышек  напоминают  о  жуткой  реальности  -  «заживо  погребенные»...

Минимально  краткое  пребывание  в  лечебных  бараках  -  и  две  доски  в  двухэтажных  общих...  Там  рядом  мы  пролежали  пять  лет...  Первый  год  «привыкания»    был  самым  тяжелым.  В  коротком  тяжелом  сне  я  возвращалась  домой  к  осиротевшей  матери  или,  накинув  на  плечи  ее  старенький  плед,  мчалась  на  лекции  в  Университет  -  благо  филологический  факультет  находился  в  центральном  здании  на  бульваре  Райниса  19...  Мысленно  перечитывала  письмо  Константина  Георгиевича  Паустовского  о  моем  зачислении  в  Московский  литературный  институт  им.  Горького.  Благодаря  моим  публикациям  в  периодике  и  рекомендательным  письмам  драматурга  Ивана  Кочерги  (Киев)  и  декана  филологического  факультета  Латвии  академика  Роберта  Пельше  мне  самой  предоставлялся  выбор  отделения...  Я  выбрала  заочное  отделение  драматургии,  возглавляемое  до  войны  Джатиевым.  И  этим  обрадовала  своего  крестного  отца  Ивана  Антоновича  Кочергу...

Пробуждение  по  лагерному  «гонгу»    было  «отрезвляющим»  ...  По-солдатски  быстро  одевались,  заправляли  «конвертиками»    постель  и  выходили  на  освещенную  фонарями  площадку.  Линейка  проходила  по  номерам,  пришитым  на  спине  бушлата.  Не  откликались  лишь  тяжелобольные,  калеки  и  умершие  за  ночь...  С  каждым  днем  их  становилось  все  больше.  Никто  их  не  жалел,  не  оплакивал  -  говорили  даже  «счастливый  человек,  отмучился...»,  -  и  поспешно  занимали  его  место  на  нарах.  Тяжелее  было  с  теми,  кто,  не  выдержав  испытаний  судьбы,  «шел  на  проволоку»    и  получал  выстрел  в  спину.  Их  «упрекали»    за  «убийство  души».  Старушки-монашки,  сгруппированные  в  отдельный  барак  за  нарушение  трудовой  дисциплины  во  время  религиозных  праздников,  молились  за  усопших...

В  снежные  бураны,  когда  ветер  срывал  с  крыши  бараков  и  гасил  электрический  свет,  многим  грезились  призраки  и  детский  плач...

Обреченность  и  безысходность  судьбы  сковывали  мою  душу  отчаянием  и  туманили  рассудок.  И  кто  знает,  чем  бы  это  все  закончилось,  если  бы  рядом  не  было  Эльзы  Швалбе...

Уравновешенная,  немногословная,  с  прямой  горделивой  осанкой,  она  даже  в  бушлате,  с  туго  заплетенной  вокруг  головы  косой  и  спокойным  проницательным  взглядом  серо-голубых  глаз  выделялась  из  понурой  серой  толпы  заключенных...  Выслушивая  меня,  она  не  говорила  утешительных  слов,  не  жалела  меня.  Она  беседовала  со  мной  о  кармическом  законе,  об  испытаниях,  посланных  людям  для  самоусовершенствования,  о  том,  что  наши  действия  и  мысли  фиксируются  в  пространстве,  что  они  обладают  силой  притягивать  к  себе  родственные  эмоции  -  плохие  и  хорошие...  И  что  за  одну  короткую  жизнь  на  земле  человек  при  сильном  и  осмысленном  желании  может  побороть  в  себе  один-два  и  редко  три  своих  недостатка...  «Кстати,  тебе  необходимо  бороться  со  страхом  и  чувством  одиночества  -  добавила  она  строго.  -  И  будешь  еще  благодарить  судьбу  за  такие  испытания.  Без  них  тебе  не  стать  писательницей...».    Тогда  мне  трудно  было  поверить  в  эту  жестокую  истину.  И  я  долго  ни  о  чем  не  расспрашивала  Эльзу  Карловну,  пока  она  сама  в  минуту  откровения  не  рассказала  о  своих  нелегких  переживаниях.

Незадолго  до  ареста  Швалбе  в  Риге,  вывезли  из  отцовского  имения  «Пучерга»    Валмиерского  округа  в  Амурскую  область  на  поселение  ее  старушку  мать  на  костылях,  старшую  сестру  с  мужем  и  дочерью.  А  младшая  дочь  сестры  девятилетняя  Рита  находилась  в  это  время  в  Валмиерской  больнице  после  операции.  И,  как  родители  девочки  ни  просили  конвой  разрешить  навестить  ее  по  пути,  им  не  разрешили.  Так  и  уехали,  не  зная  исхода  операции...  « Неслыханная  жестокость»,  подумала  я...

-  Узнав  о  случившемся,  я  забрала  племянницу  к  себе  в  Ригу,  -  продолжала  рассказ  Эльза  Карловна.  -  Но  ненадолго.  Вскоре  арестовали  и  меня.  А  Риту  родственники  мужа  определили  в  детский  дом.  Там  она  и  по  сей  день...  Девочка  способная  -  хорошо  учится...

Через  письма  Эльзы  в  Ригу  моя  мать  познакомилась  с  ее  свекровью  -  Марго  Карловной  Матвеевой.  Они  подружились.  Когда  же  конфисковали  квартиру  скульптора  с  мастерской  на  ул.Стабу  14,  Эльза  Карловна  прислала  моей  матери  доверенность  на  получение  ее  мебели...

В  1953  году  Швалбе  пришло  письмо  из  Амурской  области  с  печальной  вестью.  Сестра  Маргарита  сообщала,  что  в  доме  для  престарелых  умерли  мать...  и  муж...  А  старшая  дочь  Ингрида  вышла  замуж  и  ждет  ребенка.  Поговаривают,  что  скоро  отпустят  домой...

-  А  где  теперь  их  дом?  -  заволновалась  Эльза  Карловна  и  строго  отнеслась  к  тому,  что  «будет  ребенок...». 

С  приходом  весны  в  лагере  начинается  дизентерия.  Одной  из  первых  заболевает  Эльза  Швалбе...  К  этому  времени  я  заканчиваю  курсы  медсестер  и  отправляюсь  работать  в  дизентерийный  изолятор...  Дежуря  по  ночам,  пишу  свой  «Дневник  на  подкладке  бушлата».

В  октябре  1953  года  Эльзе  Карловне  исполняется  50  лет.  Для  меня  это  кажется  много.  Приветствую  подругу  стихотворными  строками:

Поздравляю.

Прожила  полвека

С  чистым  сердцем;  светлою  душой,

С  именем  достойным  Человека

Тем,  что  пишут  буквою  Большой.

В  1954  году  в  режиме  лагеря  наступает  оттепель.  Чаще  начинают  приходить  письма  и  посылки.  Устраивают  выставку  творчества  заключенных.  На  ней  представлена  скульптура  Эльзы  Швалбе  «Мать  с  ребенком».  Автор  дарит  ее  мне  для  отсылки  матери.  Оказывается,  и  мы  имеем  право  что-то  из  своего  «рукоделия»    посылать  домой.  Из  Москвы  ожидается  комиссия,  и  лагерь  приводит  в  порядок  бараки.  Проходит  санчистка  и  борьба  с  клопами...  Эльзе  Карловне  администрация  предлагает  реставрировать  на  прогулочной  «штрассе»    скульптуру  Дискобола.  У  него  повреждена  голова...

А  у  меня  новое  испытание.  В  шести  километрах  от  лагеря  открыт  изолятор  для  смертников.  В  этот  раз  -  инфекционный  энцефалит  с  летальным  исходом.  Приглашают  медиков-многосрочников.  Советуюсь  с  Эльзой.  Она  не  отговаривает,  но  предлагает  сделать  самостоятельный  выбор...  Я  иду,  чтобы  избавиться  от  страха  перед  смертью...  Через  полгода,  похоронив  под  снегом  96  из  98  человек,  возвращаюсь  в  барак.  Меня  приветствуют  как  человека  «с  того  света»    - ...  Только  Эльза  молчит.  Почему?  -  Перед  сном  она  сказала:  «Мне  не  хотелось  бы,  чтобы  ты  себя  возомнила  «героем»  ...  Ты  только  сделала  то,  что  положено  каждому  медику...». 

А  в  марте  1955  года  происходит  неожиданное  для  всех  многосрочников  -  их  освобождают  из-под  стражи  первыми...  Среди  них  и  я.  Отсидев  6  лет  и  8  месяцев,  попадаю  под  амнистию...  Но  пока  закон  не  вступил  в  силу,  не  имею  права  жить  в  больших  городах  -  значит,  к  матери  в  Ригу  нельзя...  Эльза  предлагает  мне  указать  адрес  ее  отцовской  усадьбы:  Валмиерская область,  Руиенский  район,  «Пучерга».  Без  каких-либо  сантиментов  договариваемся,  что  встретимся  у  моей  мамы  на  бульваре  Райниса  2...  Перед  прощанием  Эльза  предлагает  надеть  ее  пальто  и  спрятать  бушлат  в  чемодан...

О  том,  как  меня  в  Риге  встречали  родные  и  коллеги  по  Университету,  я  уже  писала  в  одном  из  очерков.  А  вот  о  том,  что  спустя  неделю  после  приезда,  меня  навестила  темноволосая  девушка  с  косами  в  синем  ученическом  платье,  -  не  упомянула.

-  Неужели  же  Рита  Валдес  -  племянница  Швалбе?  Тот  же  высокий  лоб,  густые  темные  брови  и  немногословная  тихая  речь...

Мы  с  первого  знакомства  сблизились.  Рита  мало  знала  о  своей  тете...  Она  недолго  с  ней  вместе  жила  и  не  успела  к  ней  привыкнуть...  Ей  никто  еще  не  сообщил,  что  умерли  бабушка  и  отец...  Рита  учится  в  восьмом  классе  и  мечтает  о  встрече  с  матерью  и  сестрой...  По  ее  инициативе  мы  вместе  сфотографировались  и  послали  в  посылке  тете  Эльзе  снимок.

Знакомлюсь  и  со  свекровью  Швалбе  -  милая,  улыбающаяся  старушка,  преподавательница  французского  и  немецкого  языков.  Она  говорит:  «Теперь  мы  одна  семья  -  нас  объединила  Эльза...»    Она  не  теряет  надежды,  что  сноха  после  возвращения  вернется  к  ее  сыну  -  «Ведь  Юрий  до  сих  пор  ее  любит  и  ждет...»    От  нее  я  узнаю  трогательную  историю  замужества  Эльзы  в  начале  войны.  Юрий,  блестящий  художник,  закончивший  с  золотой  медалью  Брюссельскую  Академию  искусств;  он  участвовал  на  многих  французских  выставках.  Естественно,  как  «золотая  молодежь  того  времени»,  вел  богемный  образ  жизни...»    ...  А  вернулся  в  Латвию,  встретил  на  вечеринке  художников  царственную  «Эльзу  с  обворожительными  серо-голубыми  глазами...  и  женился...». 

Вскоре  (еще  до  возвращения  Эльзы)  я  познакомилась  с  ее  мужем  -  живописцем  Георгием  Матвеевым  (1910-1966).  Талантливый,  остроумный  человек,  превосходно  воспитанный,  так  же  как  Эльза,  он  любит  русских  декадентов:  Гумилева,  Ахматову.  Сам  пишет  стихи  под  стать  инженеру  Петру  Терентьеву.  Матвеев  рассказывает  мне,  как  в  1941  году  по  поручению  Союза  художников  Латвии  он  стал  гидом  Веры  Мухиной,  приезжавшей  в  Ригу  для  участия  в  конкурсе  на  памятник  Яну  Райнису...  Она  приглашала  его  к  себе  в  московскую  мастерскую...  Расспрашивал  меня  об  Эльзе,  он  так  и  не  понял:  за  что  ее  могли  арестовать.  Ведь  она  всегда  была  в  Академии  и  Союзе  художников  «на  передовом  фланге»,  получала  первые  места  на  конкурсах  и  имела  государственные  заказы?!

«Когда  ее  забрали  в  июле  1949  года,  то  в  мастерской  на  улице  Стабу  остался  отлитый  в  гипсе  бюст  Александра  Пушкина,  она  готовила  его  к  юбилейной  дате  поэта...  Мечтала  отлить  в  бронзе...  В  то  время  я  был  дружен  с  народным  артистом  Русской  драмы,  пушкинистом  Юрием  Юровским.  Он  охотно  приобрел  у  меня  эту  скульптуру  и  пообещал,  когда  вернется  автор,  вернуть  ее...».   Прощаясь  с  Георгием  Ивановичем,  я  выразила  уверенность,  что  Эльза  непременно  «вернется»    к  нему...

-  О,  вы,  юное  дитя,  еще  не  знаете  свою  подругу,  -  сказал  он  грустно,  улыбнувшись.  -  Эльза  не  умеет  прощать,  но  она  умеет  красиво  «уходить»    без  ссор,  упреков  и  даже  без  предупреждения...  Вот  так  просто,  однажды  вернувшись  в  свою  мастерскую  на  улице  Суворова,  я  не  застал  ни  ее,  ни  ее  вещей  и  даже  записки  с  адресом...  Вот  так,  а  глубокий  след  в  душе  оставила  на  всю  жизнь...

В  июле  1955  года  Эльза  Карловна  появилась  на  пороге  нашей  рижской  квартиры...  Появилась  налегке  -  в  тапочках.  «С  прошлым,  тем  более  лагерным,  необходимо  прощаться  без  сувениров»,  -  объяснила  она  -  и  увидя  на  своем  старинном  серванте  лагерную  скульптуру  «Мать  с  ребенком»,  да  еще  с  приклеенной  головой  (посылку,  очевидно,  проверяли!)  Эльза  решительно  заявила:  «Ее  следует  выбросить  -  долой  с  глаз»  ...  Но  тут  заступилась  моя  мама:  «Это  мой  дорогой  подарок...».

До  получения  документов  (мне  -  об  амнистии,  Эльзе  -  о  реабилитации)  мы  жили  на  улице  Райниса  в  квартире  репрессированных  в  1941-м  родственников  мамы  нелегально.  Но  никто  из  моих  кузин,  боявшихся  любого  звонка  в  дверь,  не  протестовал.  Эльза  была  из  того  же  сословия,  что  и  их  родители,  и  к  ней  они  относились  с  особым  уважением  и  более  того  -  она  всегда  была  почетным  гостем  за  их  праздничным  столом...

В  1957  году  из  Амурской  области  вернулась  осиротевшая  семья  сестры.  Вернулась  с  прибавлением  семейства  -  родилась  дочь  Ирена  -  общительный,  жизнерадостный  ребенок...  «  Боже  мой,  как  постарела  моя  Риташа!  - окрушалась  Эльза  -  Но  где  жить?  -  Моя  мама  предложила  «пока  суть  да  дело»    ночевать  у  нее  в  служебной  комнатушке  на  Рижском  взморье  (мама  работала  в  доме  отдыха  в  Майори  на  улице  Лиенас  9).

Помню,  как  меня  послали  в  детдом  к  Рите,  чтобы  сообщить  о  приезде  матери.  После  этого  сообщения  я  Риту  такой  никогда  не  видела.  Молчаливая,  сдержанная  в  эмоциях,  она  от  радости  смеялась  и  плакала,  громко  оповещая  своих  подруг:  «Мама  приехала...  Моя  мама  приехала!» 

А  потом  начались  тяжелые  будни.  После  получения  реабилитации  «со  всеми  правами  на  жизнь»    Эльзе  не  вернули  ее  прежней  квартиры  на  улице  Стабу  14  и  не  предоставили  взамен  другой.  Первое  время  она  не  получала  даже  пенсии.  А  в  темной  16-метровой  комнате  на  улице  Райниса,  где  мы  ютились  втроем,  да  еще  рыже-белый  строптивый  спаниель  Ромео, о  творческой  работе  трудно  было  думать.  И  все  же  Эльза  в  этих  условиях  создала  мой  барельефный  портрет  «Девушка  с  косой»    и  начала  второй  в  фарфоровой  глине...

На  бульваре  Райниса  Эльзу  посещали  вернувшиеся  из  лагерей  рериховцы:  Катрина  Драудзиня,  Мильда  Риекстынь-Лицис,  поэт  Рихард  Рудзитис.  Сюда  пришел  и  мой  будущий  муж  Янис  Карклинь.

В  первом  браке  он  был  женат  на  двоюродной  сестре  Эльзы  -  Ирме  и  проходил  с  Эльзой  по  одному  делу  Рериховского  общества,  отбывая  наказание  в  лагерях  Средней  Азии...  Янис  Янович  пригласил  нас  в  оперу  на  премьеру  «Пиковая  дама»,  объявив,  что  он  «попал  с  корабля  на  бал»    -  то  есть  утром  сошел  с  поезда,  а  вечером  занял  свое  место  среди  контрабасистов  -  радовался,  что  коллеги  сохранили  ему  инструмент...  И  профессор  Леонид  Вигнер  позаботился  о  предоставлении  ему  жилой  площади...

Жизнь  налаживалась.  Эльзу  Швалбе  восстановили  в  Союзе  художников,  назначили  маленькую,  но  персональную  пенсию,  появились  и  госзаказы  на  скульптуру  малой  формы.  Только  с  квартирой  и  мастерской  не  повезло.  После  моего  замужества  в  1958  году  она  сменила  ряд  неблагоустроенных  комнат  в  разных  районах  Риги,  а  творчески  работать  могла  лишь  в  Юрмальском  Доме  творчества  художников.  Образовалась  и  жизнь  семьи  Маргариты  Карловны:  она  получила  вызов  от  родственников  покойного  мужа  из  Германии.  К  этому  времени  Рита  с  отличием  закончила  среднее  образование  в  Риге  и, хотя  с  болью  в  сердце  покидала  Родину  и  друзей,  но  не  пожелала  расставаться  с  матерью...  Приглашали  с  собой  и  Эльзу  Карловну,  но  она  не  поехала...  Маргарита  Карловна  предполагала,  что  сестра  осталась  в  Риге  из-за  меня,  но  я  думаю,  что  это  не  совсем  так...  Правда,  жизнь  наша  протекала  в  тесном  содружестве.  Эльза  вникала  во  все  мои  личные  и  творческие  дела,  была  первым  читателем  и  критиком  моих  искусствоведческих  статей  и  книг,  ездила  со  мной  на  творческие  встречи  с  редакторами  издательств  Москвы  и  Киева.  У  нас  появилось  много  общих  друзей.  А  в  1988  году  к  85-летию  Швалбе  в  Киеве  состоялась  организованная  мной  выставка  трех  скульпторов  Латвии:  народного  художника  Александры  Бриедис,  Эльзы  Швалбе  и  медалиста-рисовальщика  Яниса  Струпулиса.  Без  преувеличения  скажу,  что  произведениям  Эльзы  Карловны,  как  станковой  скульптуры,  так  и  миниатюрам  и  медалям  -  витринному  искусству,  было  уделено  особое  внимание.  На  вернисаж  пришли  выдающиеся  деятели  украинской  культуры,  редакторы  многих  журналов  и  газет...  Я  радовалась  не  меньше  Эльзы  Карловны...  Приехала  она  на  открытие  выставки  на  костылях,  поэтому  и  для  ее  устройства  в  гостинице  и  в  транспорте  было  все  сделано  от  «щирой  украинской  души».  Потом  эта  выставка  побывала  в  Житомире  и  во  Львове,  и  всюду  о  ней  писали  прекрасные  рецензии.  Был  также  и  видеофильм,  не  говоря  уже  о  восторженных  выставочных  отзывах.

К  слову  о  нашем  «взаимовлиянии».  Не  всегда  для  моих  книг  требовалась  помощь  консультанта,  но  для  меня  лично  было  желательно  и  даже  необходимо  присутствие  Швалбе.  Оно  вносило  равновесие  духа  в  общении  с  подчас  капризными  и  избалованными  почетными  званиями  художниками  и  писателями.

Думаю,  что  Эльза  Карловна  это  понимала,  и  откликалась  на  мои  приглашения.  Она  продолжала  жить  в  очень  неподходящих  условиях  для  творчества.  Последняя  ее  выставка,  посвященная  90-летию  со  дня  рождения,  состоялась  в  январе  1994  года  в  Риге  в  Мемориальном  музее  Густава  Шкильтера...  Экспозицию  ее  мы  делали  вместе  с  Янисом  Струпулисом.  На  ней  были  представлены  не  только  музейные  экспонаты,  но  и  произведения  30-40-х  годов  из  частных  коллекций.  Из  моей  был  приобретен  Французским  колледжем  бюст  Александра  Пушкина,  на  который  претендовал    по  праву)  Русский  театр  драмы...

Вот,  пожалуй,  и  все,  что  я  могла  сказать  о  своем  друге  и  наставнице  в  юности.  Спасибо  ей  за  все  то,  что  она  сделала  для  меня  и  тех,  кто  в  ней  нуждался.  Всегда  ли  она  была  справедлива  в  своих  поступках  с  теми,  которые  ее  любили  -  не  мне  судить  -  она  сама  лучше  разберется  в  себе...

Не  претендуя  на  функции  аналитика,  исследователя  человеческой  души,  но, последовательно  анализируя  пройденный  вместе  длительный  и  негладкий  жизненный  путь,  я  сделала  ряд  выводов,  пусть  даже  субъективных,  а  порой  и  противоречивых,  которые  дают  мне  основание  на  раскрытие  ее  «загадочного»    образа.

Духовный  мир  Эльзы  Швалбе  не  лежит  на  поверхности.  Немногословная,  сдержанная  в  своих  внутренних  излияниях  даже  с  самыми  близкими  людьми,  Эльза  Швалбе  лишь  по  крупицам  одаривает  нас  откровением...  Лишь  пару  лет  тому  назад,  в  год  своего  90-летия,  она  впервые  согласилась  на  магнитофонную  запись  родовой  хроники  (которая  фрагментарно  была  опубликована  в  журнале  «Фемида»    1993,  3/4  под  названием  «Шумят  дубы  Видземского  края»).  Там  только  вскользь  упомянуто  ее  «детское  видение»:  «Близился  рассвет.  В  детской  комнате  с  зашторенным  окном  темно...  Я  проснулась  от  ощущения  присутствия  сидящей  в  белом  одеянии  женщины  у  моих  ног...  Я  не  испугалась,  не  закричала, и  диалог  с  ней  был  молчаливым...  О  нем  я  никому  не  поведала...  Это  было  « сокровенной  тайной...»    Как  знать,  быть  может  эта  встреча  была  той  путеводной  звездой,  которая  на  протяжении  всей  жизни  давала  ей  силы  и  духовную  энергию  преодоления  тяжелейших  жизненных  испытаний!

Познание  жизни  у  всех  начинается  с  испытаний.  У  трехлетней  Эльзы-Елены  оно  началось  с  физической  травмы...

«У  меня  с  детства  появилось  стремление  летать  и  падать»,  -  пошутила  Эльза  Карловна.  -  В  первом  «  полете»    я  сломала  нос,  это  было  первым  физическим  страданием  и  беспокойством  родителей  о  нарушении  гармонии  черт  моего  лица.

Но  все  обошлось,  и  красивая  девочка  с  большими  серо-голубыми  глазами,  окаймленными  густыми  ресницами,    тихой  речью)  продолжала  очаровывать  окружающих...

При  встрече  со  старшей  сестрой  Швалбе  Маргаритой  Карловной  в  1957-58  годах  я  спросила,  как  в  детстве  переносила  боль  и  операции  ее  младшая  сестра.  «Поразительно  терпеливо,  без  плача  и  жалоб,  -  ответила  она  -  Такая  подвижная  и  жизнерадостная,  во  время  болезни  она  преобразовывалась  -  становилась  послушной  и  кроткой».  Такая  метаморфоза  происходила  с  Эльзой  Карловной  и  в  зрелые  годы.

Вспоминаю  1952  год  в  Абезе.  Весна.  Круглосуточно  ярко  светит  солнце,  без  светотеней,  в  упор,  тает  снег,  оставляя  под  собой  толстый  покров  льда.  В  лагере  по  всем  баракам  идет  генеральная  санчистка,  выносят  во  двор  нары,  обливают  кипятком  и  смазывают  темной  вонючей  жидкостью  от  клопов.  Эльза  больна,  она  слабеет  с  каждым  днем.  Немецкий  хирург  Штеер  обнаруживает  у  нее  опухоль  шейной  железы,  необходима  операция,  без  гарантии  на  выздоровление...  И  все  же  это  шанс.  Швалбе  не  возражает.  Мне  как  медсестре  разрешено  присутствовать  на  операции...  Операция  длится  несколько  часов:  заболевание  железы  дало  уже  метастазы  в  другие  органы.  Диагноз  серьезный...  Но  у  больной  сильная  психическая  энергия,  которая  способствует  выздоровлению...  И  оно  происходит  на  глазах  у  удивленного  врача...  Думаю,  что  способствовали  исцелению  и  наши  совместные  молитвы...  После  возвращения  на  Родину  начался  новый  «летный»    период  с  переломом  конечностей  и  сложными  болезненными  операциями.  Швалбе  по  нескольку  месяцев  лежит  в  больнице,  учится  ходить  с  костылями.  Именно  теперь  в  ней  преобладают  высокие  духовные  качества  самообладания,  терпения  при  полном  подчинении  строгому  медицинскому  режиму...  Но  как  только  это  тяжкое  испытание  преодолено,  в  ее  характере  остро  выступают  иные  качества:  исчезает  чувство  «послушания  и  соблюдения  режима»,  появляется  тяга  к  перемене  места  жительства,  друзей,  желание  творческой  работы...  В  отличие  от  своих  коллег  она  занимается  ваянием  без  пролития  пота,  замыслы  рождаются  спонтанно  и  осуществляются  быстро,  доставляя  автору  эстетическое  наслаждение...  Швалбе  как  в  жизни,  так  и  в  искусстве  верна  принципам  красоты  форм  и  изысканности  силуэтов.  Названия  ее  бронзовых  миниатюр  70-80-х  годов:  «Хранительница  Огня»,  «Раздумья»,  «Ожидание»,  «Материнство»  ...  И  вновь  «полеты  и  падения»,  физические  страдания...  Теперь,  на  93-м  году  жизни  -  перелом  тазобедренной  кости.  Операция  без  жалоб  и  стонов...  и  вновь  возрождение...  Не  каждому  это  дано...  Тот  же  светлый  ум,  ясная  память,  которой  не  коснулся  склероз,  и  рациональный,  под  стать  времени,  здравый,  а  порой  и  жестокий  рассудок.  Эльза  Швалбе  уже  давно,  более  двадцати  лет,  старалась  избавиться  от  обременительных  вещей,  в  том  числе  от  книг  и  картин...  Она  «безжалостно»,  откинув  сантименты  чувств,  возвращала  их  авторам,  а  если  таковых  не  оказывалось  «на  месте»    -  раздаривала...  Все  логично  и  оправдано:  солидный  возраст,  нет  рядом  духовно  близких  людей,  разбирающихся  в  ценности  изобразительных  средств  искусства.  Бетонные  стены  современных  квартир  не  рассчитаны  на  «вбивание  гвоздей»,  но  подвержены  нападению  тараканов  и  того  хуже  -  клопов...  Стоит  ли  рисковать?

Разгрузочная  акция  квартиры,  естественно,  производилась  не  ею,  а  теми,  кто  приходит  на  помощь  больным  и  великовозрастным  старикам...  Благодарная  функция...  Побольше  бы  было  таких,  которые  это  делают,  продлевая  физическую  жизнь  своих  хозяев...  А  как  на  это  реагируют  те,  кто  с  любовью  и  благодарностью  одаривали  художницу  своими  творениями,  укрепляя  духовные  нити  родственной  связи?..  По-всякому...  Рациональный  образ  жизни  интеллигенции  нашего  времени  многих  приучил  духовные  ценности  переводить  на  язык  валюты...  Хотя  многие,  кто  на  это  неспособны,  в  том  числе  и  я.  Для  меня  вещи  от  духовно  близких  людей,  даже  при  их  уходе  из  жизни,  представляют  особую  ценность  и  продлевают  общение  с  ними...  Поэтому,  получив  в  свой  адрес  возвращенные  книги  и  картины,  которые  специально  создавались  для  Швалбе  в  мои  молодые  годы  и  не  без  ее  консультаций  -  я  подверглась  стрессовой  реакции,  что  и  заставило  задуматься  над  своими  обширными  архивами  еще  нереализованными  в  замыслах  и  изданиях.  Близких,  которые  бы  определили  их  по  назначению  -  в  библиотеки  и  музеи  -  у  меня  нет.  Да  и  не  всюду  их  можно  «пристроить».  К  примеру,  искусствоведческие  издания  на  латышском  языке  в  обильных  дозах  принял  музей  литературы  и  искусства  им.  Я.Райниса.  А  что  делать  с  литературными  русскими  и  украинскими  архивами?  Их  с  радостью  бы  приняли  в  мои  личные  фонды...  Но,  увы,  увесистые  бандероли  мне  не  по  карману  -  они  дорого  стоят,  да  и  где  гарантия,  что  не  пропадут  в  пути...

Судьба  швалбовских  произведений  уже  во  многом  определилась.  Они  стали  собственностью  латвийских  музеев  в  Риге,  Руиене,  Москве,  Киеве,  Житомире,  Львове  и  Виннице.

Узнав  о  тяжелом  заболевании  художницы,  ее  почитатели,  члены  рериховских  организаций  устроили  молебен...  Хочется  верить,  что  это  оказало  большую  помощь  в  ее  выздоровлении...  «Посылки  доброй  мысли  друзей  мне  всегда  в  жизни  помогали  выдержать  испытания»,  -  сказала  Эльза  Карловна  и  просила  сердечно  поблагодарить  коллег  и  наших  общих  друзей.

Завершая  свой  уже  не  первый  очерк,  я  далеко  не  уверена,  что  исчерпала  все  свои  знания  о  ней...  До  сих  пор  из  России  и  особенно  Украины  приходят  письма  -  воспоминания  об  Эльзе  Карловне,  да  и  семейная  обширная  хроника  о  роде  Швалбе  представляет  большой  исторический  интерес  для  Латвии,  как  национальное  достояние  культуры,  как  подтверждение  связей  с  Россией  и  Западными  странами.  Надеюсь,  что  к  95-летию  скульптора  в  1998  году  я  смогу  порадовать  читателей  нашей  периодики  новыми  малоизвестными  материалами...

 

Февраль  1996  года 

 

 

©  Журнал  « Мир  Огненный»  ,    1(9), 1996.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz