Выдающийся русский художник Николай Константинович Рерих (1874 – 1947) был не только известным художником и путешественником, археологом, писателем, но и активным поборником международного культурного сотрудничества. Он прославился как инициатор заключения международного соглашения об охране памятников культуры, получившего название «Пакт Рериха».

 

Профессор М. Богуславский

 

Пакт Рериха

 

«Нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия Земли стали нормами международного права», - этими словами известного скульптора С. Т. Коненкова нам бы хотелось начать рассказ о многолетней и неустанной борьбе Н. К. Рериха «за ограждение сокровищ общечеловеческих» от вандализма, за сохранение культурных ценностей.

В созданной еще в царской России перед первой мировой войной серии картин художник в символической форме показал, какие разрушения и бедствия несет с собой война мирным городам, памятникам культуры. В этот цикл вошли «Меч мужества» (1912), «Крик Змия» (1913), «Зарево» (1913), «Град обреченный» (1914) и другие.

Последняя картина очень понравилась Горькому и была ему подарена художником. В 1914 году Николай Константинович пишет лубочный плакат «Враг рода человеческого», осуждающий разрушение пре­красной библиотеки в бельгийском городе Лувене и всемирно известного собора в Реймсе (Франция). Плакат был разослан в воинские части действующей армии.

Но не кисть художника была призвана сыграть главную роль в его благородной борьбе за сохранение достижений человеческой культуры. Еще во время русско-японской войны у художника возникла идея о необходимости заключения специального международного соглашения об охране памятников культуры.

С этим предложением он выступил в Русском архитектурном обществе, а затем обратился в 1914 году к правительству России и верховному командованию русской армии. Тогда же Н. Рерих посылает телеграмму президенту Франции Пуанкаре и вручает письмо послу США, в котором призывает правительство США выступить с протестом против варварских разрушений культурных ценностей.

Попытка добиться каких-то эффективных мер по охране памятников культуры в то время оказалась безрезультатной.

 

«Знамя Мира»

 

В конце 20-х годов художник предложил заключить международный договор - «Пакт Мира».

«Моя идея о сохранении художественных и научных ценностей, прежде всего, заключалась в создании международного импульса к обороне всего самого драгоценного, чем живо человечество, - писал он - Если знак Красного Креста всем напоминает о гуманитарности, то такого же смысла знак должен говорить человечеству о сокровищах прекрасных». По замыслу Рериха над памятниками культуры, музеями и научными учреждениями должен был развеваться охранительный флаг - «Знамя Мира». И хотя по образованию Рерих был юристом (окончил юридический факультет Петербургского университета), он не считал себя компетентным в разработке самого текста проекта международного соглашения. По его просьбе его идея «была переведена на язык права» французскими юристами-международниками доктором Шклявером и профессором Лапраделем. В историю этот проект вошел как Пакт Рериха. Вместе с обращением художника к правительствам и народам всех стран он был опубликован в 1929 году на различных языках.

В обращении говорилось: «Мы оплакиваем библиотеку Лувена и незаменимые красоты соборов Реймса и Ипра. Мы помним множество сокровищ, погибших во время мировых смятений... Но все же пагубные заблуждения в той или иной форме могут быть повторены, и новые множества памятников человеческих подвигов могут опять быть разрушены. Против этих заблуждений невежества мы должны принять немедленные меры. Даже в начале своем эти меры охранения дадут многие полезные следствия. С этой целью проект международного мирного договора, охраняющего все сокровища искусства и науки под международно признанным флагом, представлен иностранным правительствам... Этот план предусматривает особый флаг, который будет почитаем как международная и нейтральная территория».

Он надеялся, что этот документ будет иметь воспитательное значение и поможет предотвратить любое проявление вандализма: «Пакт для защиты культурных сокровищ нужен... как образовательный закон, который с первых школьных дней будет воспитывать молодое поколение с благородными идеями о сохранении истинных ценностей всего человечества».

Пакт Рериха нашел широкую поддержку у самых различных представителей мировой общественности. Среди них были Р. Роллан и Б. Шоу, Рабиндранат Тагор и Томас Манн, А. Эйнштейн и Г. Уэллс.

«...Ваш Пакт Мира с его знаменем для защиты культурных сокровищ будет исключительно действенным символом»,— писал своему другу Рабиндранат Тагор.

В сентябре 1931 года в старом бельгийском городе Брюгге была созвана первая международная конференция Пакта Рериха, в ней приняли участие представители правительств и делегаты многочисленных общественных и культурных организаций. На этой конференции обсуждался план пропаганды идей Пакта во всем мире. В августе 1932 года в Брюгге состоялась вторая международная конференция. Одновременно была организована выставка более 6 тысяч фотографий памятников архитектуры, подлежащих охране. Третья международная конференция, проходившая в Вашингтоне в ноябре 1933 года, в которой участвовали представители 36 государств, рекомендовала правительствам всех стран подписать Пакт Рериха.

Но далеко не всюду этот документ получал поддержку.

В «Листах дневника» художника находим: «Из Парижа пишут: «У нас был Раймонд Вейсс, который полностью подтвердил сведения о германском давлении на второстепенные государства в целях заставить их отклонить Пакт... Правда, нам приходилось слышать, что главным препятствием для некоторых государств было то, что идея Пак­та исходила от русского...».

7 конференция Панамериканского союза в Монтевидео (1933 г.) приняла резолюцию о принятии Пакта Рериха. 15 апреля 1935 года в Вашингтоне в присутствии президента Франклина Д. Рузвельта Соединенными Штатами Америки и 20 странами Латинской Америки соглашение было подписано. Выступив по радио, Рузвельт сказал: «Предлагая этот Пакт для подписания всеми странами мира, мы стремимся к тому, чтобы его всемирное признание сделалось насущным принципом для сохранения современной цивилизации. Этот договор имеет более глубокое значение, чем текст самого документа».

Примерно в то же время в дневнике художника появляется запись: «Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности, Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми».

В 1930 году проект Пакта был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций, который, одобрив его, передал на дальнейшее рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничества Лиги Наций. Однако Лига Наций не смогла довести дело до конца: Пакт Рериха постигла судьба многих других благих начинаний, первоначально поддержанных этой международной организацией. К тому же началась вторая мировая война. И то, против чего боролся Рерих, свершилось: гитлеровскими захватчиками были разрушены величайшие творения человеческого гения.

 

Гаагская Конвенция 1954 года –

 Пакт Рериха наших дней

 

После окончания второй мировой войны необходимость международного соглашения об охране культурных сокровищ стала очевидной для всего прогрессивного человечества. В те годы Рерих, находясь в Индии, вновь выдвигает идею Пакта: «Каждый пытливый наблюдатель может убедиться, насколько наш девиз «Мир через куль­туру» становится насущным, неотложным».

В поддержку Пакта высказались президент Индии Дж. Неру и многие другие государственные и общественные деятели этой страны. В 1950 году Комитет Пакта Рериха направил Генеральному директору ЮНЕСКО копию Пакта со всей документацией по истории движения.

В 1954 году ЮНЕСКО созвала международную конференцию, которая происходила в Гааге во Дворце мира с 21 апреля по 14 мая. В ней участвовали представители 56 государств, в том числе СССР, УССР, БССР, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии.

14 мая 1954 года была подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и протокол к ней. Именно на этой конференции и, в частности, благодаря активному участию в ней Советского государства, удалось осуществить предложения Н. Рериха.

Слова Рериха, сказанные им в 1944 году, оказались пророческими: «Не умерло Знамя Мира. Оно лишь свернулось, пока зверствует война. Но придет час, когда люди вновь сознательно обратятся к заботе об охране культурных ценностей... Народы вспомнят о трудах бывших и восполнят их прочными достижениями. Идеи живут! Развернется Знамя Мира».

По конвенции 1954 года объектом защиты объявлены культурные ценности. К ним от­носятся движимые или недвижимые ценности (памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, рукописи, книги и т. д.); здания для сохранения или экспонирования движимых культурных ценностей (музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов и т. д.) и центры, в которых имеется значительное количество перечисленных выше культурных ценностей.

Государства-участники взяли на себя обязательства:

 

подготовить еще в мирное время охрану культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможных последствий вооруженного конфликта... (ст. 3),

запрещать использование культурных ценностей в целях, которые могут привести к их разрушению или повреждению в случае вооруженного конфликта;

запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей, а также любые акты вандализма в отношении этих ценностей (ст. 4).

 

Предусмотрено применение специального отличительного знака для особо важных культурных ценностей.

Вместо предложенного Рерихом знака охраны в виде Знамени Мира утвержден другой знак: заостренный снизу щит, разделенный на четыре части синего и белого цвета.

Конвенция 1954 года полностью исходи­ла из принципов, выраженных в Пакте Рериха, а в ряде случаев более детально конкретизировала их (расширено само понятие культурных ценностей, находящихся под охраной, более подробно сформулированы обязательства государства).

Так же, как в Пакте, охранительные меры принимаются в соответствии с внутренним законодательством страны. Так же, как и в Пакте, защита конвенции распространена на персонал, выделенный государствами для защиты культурных ценностей.

В своем предложении о заключении Пак­та и обращениях к общественности Рерих обращал внимание на воспитание населения, особенно молодежи, в духе уважения к культурным ценностям прошлого. В Гаагской конвенции 1954 года предусмотрено осуществление ряда мероприятий такого рода, в частности воспитание личного состава вооруженных сил «в духе уважения культуры и культурных ценностей всех народов» (ст. 7). Это положение было включено в конвенцию по инициативе советской делегации.

Гаагская конвенция 1954 года о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта была ратифицирована большим числом государств (более 60). Одним из первых ее ратифицировал СССР.

Существенное дополнение конвенции 1954 года — протокол, в котором содержатся обязательства государств предотвращать вывоз с оккупированных ими во время вооруженного конфликта территорий культурных ценностей.

Предусмотрены также правила о возврате по окончании военных действий культурных ценностей, которые временно были помещены на территорию другого государства в целях защиты этих ценностей от угрозы вооруженного конфликта. При принятии протокола был учтен, таким образом, печальный опыт второй мировой войны и послевоенного периода, когда вывезенные ценности незаконно удерживались на территории других государств и не возвращались их владельцам.

«Нравственные принципы Рериха в отношении культурного наследия Земли стали нормами международного права», — писал С. Коненков.

И каждый раз, когда нарушаются нормы международного права и создается угроза памятникам культуры, вспоминаются слова Рериха: «Пакт не должен остаться на полке законохранилищ».

Бесчеловечные бомбардировки, разрушение мирных городов и деревень Вьетнама, Лаоса и Камбоджи вызвали гневные протесты мировой общественности. Генеральная конференция ЮНЕСКО осудила преступные действия израильских оккупантов в Иордании, Сирии и в АРЕ, повлекших за собой разрушение культурных ценностей. Нормы международного права об ох­ране памятников культуры требуют безусловного соблюдения.

 

 

© «Наука и жизнь», N 6, 1975 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz