Евгений Соловьев


Борьба  за Образ

Знаменитая икона стала заложницей амбиций ярославских чиновников

В адрес министра культуры РФ Михаила Швыдкого поступило два письма. Одно от губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына, второе от Патриарха Алексия II. Оба обличенных властью лица ходатайствуют о передаче Толгскому женскому монастырю, что находится на берегу Волги под Ярославлем, чудотворной иконы Толгской Богоматери. Сегодня эта святыня принадлежит государству и хранится в Ярославском художественном музее. У влиятельных особ есть оппозиция в лице реставраторов и специалистов музея. Они боятся, что в случае передачи образа Церкви он может быть безвозвратно утрачен.

"Борьба за образ" в Ярославле идет, наверное, с 1991 года, когда в стране начался повсеместный возврат имущества Русской Православной Церкви. В то время недавно восстановленный Толгский монастырь набирал обороты. Матушка Варвара, пользуясь неограниченной поддержкой ярославского губернатора и его подчиненных, начала реставрацию храмов и монастырских построек. Толга стала визитной карточкой Ярославской области.

Можно понять неумолимое желание настоятельницы монастыря матушки Варвары вернуть чудотворный образ. Он является подлинной святыней, которая послужила основанием для создания обители.

По преданию, в 1392 году при игумене Германе в монастыре произошло чудо: во время одного из утренних богослужений от правой руки Богоматери истекла струя мирра, наполнив храм благоуханием, другая струя, целебная, истекла от левой ножки младенца. Икона стала чудотворной. Именно ее чудеса и исцеления сделали Толгскую обитель известной в стране.

С 1929 года, когда Толгский монастырь был закрыт, чудотворный образ попал в Ярославский областной краеведческий музей. Последний раз икона Толгской Богоматери основательно реставрировалась в 1919 году. С тех пор она только промывалась в 1961 году, а летом 2000-го проходила комплексное обследование в Государственном научном институте реставрации. Специалисты подтвердили, что лики Богоматери и младенца являются подлинными и датируются 1314 годом. В советское время установили и страховочную стоимость иконы - 2,5 млн. долларов.

С начала 90-х годов прошлого века шла борьба за возвращение иконы Толгской Богоматери в обитель. Но государство твердо стояло на своем - на постоянное хранение святыню не отдадим, но в престольный праздник на несколько дней брать позволим. Ежегодно в августе икона отправлялась в Толгский монастырь, где ей поклонялись верующие и паломники, а потом возвращалась в музей. Был составлен договор между монастырем и музеем об ответственности за временное хранение. В нем прописывались и некоторые ограничения - например, не выносить икону в крестный ход во время дождя. Все было нормально до августа 2000 года.

Накануне праздника монастырь попросил музей задержать икону в обители дольше положенного - в связи с большим количеством паломников и 2000-летием Христианства. В музее были не против, но для окончательного согласия им было необходимо обследовать образ.

"Икона расконсервировалась за время ее пребывания в монастыре. На ней начались разрушения: на ликах появились шелушения - мелкие отслаивания красочного слоя. Они приводят к утрате лика, вместо грунта постепенно образуются белые полосы. Икону выносили в крестный ход, когда начался проливной дождь. Хоть бы кто над ней зонт подержал", - в интервью корреспонденту "НГ" вспоминает заведующая отделом древнерусского искусства художественного музея Виктория Горшкова.

Тут же было принято решение не оставлять икону Толгской богоматери в монастыре, хотя вернуть ее в музей стоило больших трудов. Чиновники, ратующие за православие, и руководство монастыря отрицали факт разрушения иконы. Работникам музея говорили, что "они все придумали, этого не было, что на нее в Москве чем-то капали".

В музее образ положили горизонтально. Через некоторое время без вмешательства реставратора образовавшиеся шелушения начали сами оседать, икона вернулась в нормальное состояние. "Икона расконсервировалась и теперь время от времени будет "болеть" - шелушения будут появляться и исчезать, а чем этот процесс закончится - неизвестно", - утверждает Виктория Горшкова.

Зная, что летом 2001 года монастырь будет снова просить икону Толгской Богоматери на праздник, работники музея решили подстраховаться. Они сообщили в Министерство культуры об инциденте 2000 года и запросили согласие (несогласие) на возможность дальнейшего сотрудничества с монастырем. Заместитель министра Наталья Дементьева ответила однозначно: "Министерство культуры РФ не видит оснований для оформления в дальнейшем разрешений на временные выдачи иконы на богослужения в Толгский монастырь".

Когда на запрос монастыря выдать икону на праздник музей дал отрицательный ответ, сославшись на позицию вышестоящих начальников, недовольству чиновников и настоятельницы не было предела. В дело подключили и губернатора области Анатолия Лисицына, который до сих пор не вмешивался в борьбу. Прямо поверх отказного письма он написал свою визу: "Немедленно выдать на проведение праздника". Потом были переговоры, телефонные звонки, вызовы на ковер. Компромиссом стало решение музея выдать икону на четыре дня в нарушение указания Министерства культуры РФ, при этом ярославский "Белый дом" определил ответственного за сохранность образа - первого заместителя губернатора Владимира Ковалева, открытого поборника православия в администрации области.

Жесткие условия музея на сей раз в Толгском монастыре были выполнены, но на иконе вновь пошли разрушения. "Мы обнаружили новые шелушения в других местах, которые потом опять затянулись. Матушка Варвара в монастыре сказала, что она не видит их. Хорошо, когда видишь только то, что хочешь, - это очень удобная позиция", - рассказывает Виктория Горшкова.

Уже осенью прошлого года администрация области запросила у музея заключение на возможность полной передачи иконы монастырю. Ответ был очевиден: "Нет". Прошло несколько месяцев, и уже этой весной музейщикам пришлось несладко - чиновники начали им "выкручивать руки", заставляя переписать свое заключение.

В ярославском "Белом доме" прекрасно понимали, что при отрицательном письме из музея-хранителя иконы в Москве не решатся возвращать образ в монастырь.

Музей все же переделал заключение. В новом варианте шла речь об условиях, при которых икона Толгской Богоматери может быть передана. Это письмо и ушло в Министерство культуры РФ вместе с прошениями губернатора и Патриарха.

Странно, что чиновники и настоятельница Толгского монастыря не хотят искать компромисс в борьбе за образ. Вариант, который предлагает музей, вполне соответствует церковной традиции сохранения древних святынь. Речь идет о том, чтобы сделать "список" иконы Толгской Богоматери и передать его в монастырь. Сама икона может тоже находиться в специальной часовне или храме близ музея, где богослужения проводились бы в щадящем режиме. Так поступили в Третьяковской галерее с иконой Владимирской Богоматери. Но такой вариант, давно предлагаемый музеем, не устраивает власти и монастырь. Они хотят получить образ именно в обитель. Борьба за образ продолжается.

 

 

© “Независимая газета”  № 133  от 5.07.2002 г.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz