Л.И.Уварова, старший преподаватель
кафедры социологии и управления персоналом СПБ ГУЭиФ
г.Санкт-Петербург
Формирование
культуры управления
и стратегии менеджмента
Статья 2
Управленческий
труд с качественной стороны характеризуется таким обобщающим показателем, как
Культура Управления, который отражает уровень развития управленческой деятельности.
Рассматривая культуру с позиции единства и взаимосвязи материального и
духовного, необходимо отметить, что она одновременно является средством
разрешения противоречий, возникающих в той или иной сфере общественной жизни, в
том числе, в системе управления.
Формирование
культуры управления – процесс многосложный, и один из его аспектов непосредственно
связан с проблемами эффективности управленческого труда, с теми качественными
характеристиками, которые существенным образом влияют на ее уровень. С точки
зрения содержания управленческой деятельности, такими факторами являются:
целеполагание, правильная и четкая постановка целей и задач; выделение
конкретных функций, этапов, операций, процедур; выбор соответствующих целям
методов воздействия в системе управления; обеспечение адекватных методов оценки
результатов управленческой деятельности.
С организационной стороны,
факторами эффективности управленческой деятельности, формирующими культуру
управления являются: структура – установление границ между звеньями и ступенями
управляющей системы по выполнению функций управления; персонал – подбор, расстановка, обучение кадров
управления; техника – оснащенность современными средствами сбора, обработки,
передачи и хранения информации.
Каждый из перечисленных показателей
непосредственно оказывает влияние на общий уровень развития системы управления.
Однако, решающим моментом в определении
культуры управления является состояние сознания управленческих кадров,
их личностные качества, отражающие уровень нравственно-духовного развития
работников системы управления. От того, какими знаниями они обладают, от
степени научности и глубины
мировоззрения каждого из них, от того, каковы морально-этические нормы
работы и отношение к труду, от организационных навыков и умения владеть собой,
понимания психологии работающих рядом людей зависит культура управления данной
организации и общества в целом.
На всё это, в свою очередь,
оказывает влияние и сама Культура с ее духовно-эстетической составляющей.
Именно Культура, сокровищница человеческих накоплений, в основе которой лежит
красота и творчество, но в первую очередь, культура
мысли и чувства, определяют в конечном итоге состояние какой бы то ни было
культуры во всех сферах человеческой деятельности.
В сфере развития управленческого
персонала в процессе подготовки кадров и повышения квалификации сотрудников
необходимо уделять особое внимание культуре мышления и связанной с ней культуре
чувств. Необходимо выделить специальное направление в этой деятельности - обучение
искусству мышления, поскольку продукт управленческого труда, управленческое
решение, целиком и полностью зависит от этого искусства. Это связано также и с
тем, что, по словам академика В.И. Вернадского, мысль сегодня выдвигается вперед как важная и глубокая основа слагающегося
нового научного мировоззрения[1].
Суть его отражается в учении о
ноосфере, сфере разума, для которой характерна взаимосвязь законов природы с
законами мышления и социально-экономическими законами. Сам же человек
представляет собой часть одухотворенной энергетической системы мироздания и
развивается по законам, присущим этой системе. Согласно учению, общественная мысль, которая воплощается в
человеческой деятельности, в своей совокупности сопоставима по силе с
геологическими катаклизмами, что порождает особое чувство ответственности
каждого за свою деятельность, в том числе мыслительную. Все это заставляет
посмотреть по-новому на многие аспекты бытия, в том числе на кризисные явления
в обществе. Учение это оказало, как отмечают ученые, огромное влияние на рост
сознания человечества в целом[2]. В связи с этим, современный менеджер, как и любой человек, считающий себя
приобщенным к Культуре, не вправе
игнорировать эти знания.
Мысль
как тонкоматериальное образование, обладающая определенной энергией, рассматривается
сегодня многими учеными как факт. О значении,
мощи мысли говорилось во многих духовных учениях еще в древние времена,
однако и поныне большинство людей не
чувствуют ответственности за свои мысли. Но осознание силы и красоты мысли
породит прекрасные действия и преобразит жизнь. Поэтому так важно придавать
значение развитию мировоззрения, развитию культуры мысли и чувств.
Культура
мышления - понятие, включающее в себя многие составляющие: это не только
уровень развития памяти и внимания, но также наблюдательность, синтетичность,
оригинальность, широта и быстрота, четкость и последовательность мышления,
краткость изложения мысли и др. Важнейшим элементом качества мышления является
его направленность: мысль, устремленная не к личной выгоде, но к общему благу
определяет прогресс в деятельности любой организации.
Культура
мышления в системе управления определяется
тем, насколько успешно руководитель или специалист владеет своим мышлением
– сознательно оно или рефлекторно; продуктивно происходит этот процесс – как
творческий поиск решения проблемы, искание и открытие нового – или мышление
репродуктивно. От этих и других показателей зависит успех достижения целей организации.
Управленческий
труд только тогда будет приносить пользу, когда он будет творческим. Никакие
алгоритмы и механические построения принятия управленческих решений не позволят
продвинуться обществу в своем развитии и преобразовании жизни. Поэтому
исключительно важным в процессе формирования культуры управления выступает
мировоззренческий аспект, включающий в себя, помимо работы разума, на уровне
которого складывается миропонимание и отношение к миру, также чувственное
восприятие мира, оказывающее влияние на состояние мировоззрения людей.
Под
культурой чувств обычно понимают степень духовного развития чувств, эмоциональной грамотности человека, его
способность к утонченному восприятию мира через понимание красоты (в природе, в людях, в произведениях творчества). Мерилом, или критерием культуры чувств,
принято считать соотнесение поступка человека как проявления его нравственного
чувства с интересами других людей, с законами природы. Помочь в этом призвано чувство и понимание
прекрасного – именно его развитию необходимо придавать первостепенное
значение. Необходимо помнить, что истинное понимание красоты выступает и как
предпосылка объективных, истинных знаний, и Принцип Красоты является одним из
древнейших методологических принципов познания[3].
Также важно учитывать, что издревле развитию
чувств придавалось первостепенное значение, воспитание же ума может и
должно идти лишь вслед за развитием чувств. В противном же случае может
получиться так, что современные передовые технологии в руках малокультурного
человека сослужат опасную службу, и все достижения цивилизации обратятся против самого человека.
«Проблемы, не решенные на
уровне совести, не могут быть решены и логически», – так определяется
взаимосвязь понятий «мысли» и «чувства», формирующих сознание человека.
Таким
образом, в формировании культуры управления, в процессе обучения управленческого
персонала, первостепенное значение необходимо придавать развитию творческого
мышления и чувства красоты, освоению знаний, основанных на научном
мировоззрении, на духовных, или космических, законах жизни, что порождает в
итоге чувство ответственности каждого за свою деятельность, и тем самым решаются стратегические задачи
менеджмента.
[1] В.И. Вернадский. Начало и вечность жизни. - М., 1989. - с.108.
[2] Культурология. XXI век. Энциклопедия. Т. 1, с. 114.
[3] С.В. Котина. Проблемная ситуация и принцип Красоты в науке. Автореф.
дисс. д-ра филос. наук. М., 1992.