Л.И.Уварова, старший преподаватель

кафедры социологии и управления персоналом СПБ ГУЭиФ

г.Санкт-Петербург

 

Формирование культуры управления

в процессе обучения в экономическом Вузе:

пути повышения качества образования

Статья 4

 

Приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, поворот к культуре, ее логике и содержанию как объяснительному общественных явлений – в этом заключается важнейшее изменение, отмеченное учеными, в развитии методологии общественных наук [1].

Проблемы качества подготовки специалистов экономического профиля тесно связаны с общими проблемами образования и становления культуры общества. Согласно существующему законодательству, образование в нашей стране осуществляется в единстве культурного и образовательного пространства. По сути,  образование есть не что иное, как приобщение к культуре – именно она определяет формирование личности, являясь той средой, которая взращивает  личность и напитывает всем лучшим, что свойственно самой культуре.

Такой подход к культуре как совокупности достижений в различных областях общественной жизни, – сокровищнице человеческих накоплений, как материальных, так  и духовных, –  наиболее традиционный и приемлемый в российской действительности. Он показывает ясные пути выхода из кризиса переходного периода, когда привычные понятия пересматриваются и осмысливаются по-новому, когда многие истины потеряли свои четкие очертания и требуется вернуться к жизненным основам, чтобы заново прояснить их.

В связи с этим важно отметить,  что культура есть понятие, характеризующее высокий, но не какой-либо иной, уровень развития человека или общества[2], и под культурой, как правило, принято понимать лучшие достижения в той или сфере человеческой деятельности. Это особенно необходимо подчеркнуть, так как установившийся взгляд на культуру стал в последнее время все чаще подменяться другими, не адекватными, понятиями.  Например, в некоторых учебниках по науке управления можно встретить определения культуры, в которых возвышенность, содержащаяся в этом понятии, вообще опускается, и культурой называют просто «результаты человеческой деятельности» или «общий уровень развития общества». Так «вымывается» нравственное, этическое начало из определения культуры, где сама этимология этого слова, состоящего от двух корней: «почитание» и «свет», указывает на его глубокое духовное значение. Это приводит к тому, что некоторые авторы в справочных изданиях относят преступность и наркоманию к явлениям культуры [3]. Утверждения о том, что «любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума», представляются бессмысленными, поскольку в рамках такого воззрения на культуру не объяснить сути гуманистического характера образования, заключающегося в единстве культурного и образовательного пространства, как это записано и в Российском Законе об образовании, и в Федеральном Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании.

Ключ к пониманию и смысловому определению культуры содержится также и в самом слове «достижение», что означает – достичь хороших результатов, взять некую высоту. Культура имеет  ту отличительную особенность, что задает уровень, на который равняются – иначе говоря: ориентир высоты задается, именно, Культурой.  Но поскольку далеко не все высоты и достижения желанны для Культуры, но лишь те, которые имеют духовную основу[4], то и не всякое достижение человеческой деятельности можно отнести к завоеваниям культуры. «История в своих безличных справедливых оценках делит человечество по черте Культуры»[5] – более точную формулировку трудно найти.

На качество экономического образования, как и в целом на формирование культуры в сфере экономики, влияют многие параметры, но определяющим можно считать гуманитарную составляющую, благодаря которой у  будущего специалиста выстраивается цельная и образная картина мира, формируется научное мировоззрение, что и является важнейшей задачей образования. Такие научные дисциплины как философия, всемирная история, этика, педагогика, эстетика, социология, психология, культурология дают молодому человеку представление о мировой культуре, истории развития знаний и  науки, искусства, о разнообразных этических и религиозных учениях мира. Кроме того, гуманистический подход может также осуществляться в процессе преподавания и специальных научных дисциплин – об этом более подробно будет сказано ниже.

Решая проблемы качества образования в экономическом вузе, нельзя обойти опыт прошлого, зафиксированный в хранилищах мировой культуры, где имеются гениальные труды мыслителей разных эпох, оставивших нам в наследство блестящие модели постановки и решения многих проблем, в том числе и образования. Так, впервые в истории мысли проблему образования поставил великий Платон, и метод, которым он пользовался в ее разрешении, как отмечают видные ученые, остается до сих пор образцовым[6]. Этот метод состоит в том, что проблемы отдельной личности следует отождествлять в основе своей с проблемами культуры, и, что особенно важно - в единстве образования, этики и политики, принимая во внимание внутреннюю связь индивида и общества в части их развития и целостности. Но, что самое главное отмечал великий мыслитель,  – отход «от животворящего  высшего  начала» приводит образование к вырождению.

Это высшее начало проявляется в этическом и эстетическом отношении к миру – воспитание именно этих человеческих качеств изначально заложено в самих целях образования. Однако, в наше время все чаще наблюдается отход от высшего начала, происходит весьма заметное увлечение технологическими процессами и совершенствованием алгоритмических умений, обучению которых осуществляется за счет общекультурного развития. Все это чревато серьезными последствиями: как известно, знания и новые технологии в руках малокультурного человека  могут сослужить опасную службу. Ученые, работающие в области педагогической науки, с тревогой отмечают, что новая, нарождающаяся «технократическая культура» – явление, зафиксированное в последней четверти двадцатого столетия – значительно усложняет взаимоотношения между отраслями наук и ведет к разрушению понимания культуры как целостного явления.

В основании социокультурной концепции образования лежит общепризнанный нравственный императив «человек – мера всех вещей»,  это составляет сущность гуманитарного подхода в образовательном процессе. Человек в процессе вузовского обучения, получая необходимые профессиональные знания, должен быть ориентирован на то, чтобы воспитывать умение совершенствовать себя, реализовать свою индивидуальность, связывать самопознание с самоопределением – в конечном счете, он должен стать личностью, способной творчески преобразовывать окружающий мир и, в первую очередь, самого себя, быть не только потребителем культуры, но и ее творцом.

Во многом решению этих задач помогают знания из области науки управления экономикой – менеджмента, обязательной учебной дисциплины для всех специальностей в экономических вузах. Наука управления помогает разобраться и более четко представлять пути формирования экономической культуры, ее взаимосвязь с культурой управления и в целом со всей культурой. При этом экономика и культура понимаются как неразрывные части единого социокультурного организма.

В справочной литературе по экономике под термином «экономическая культура» понимается совокупность достижений в сфере хозяйственной деятельности, высокий уровень ее развития; это многокомпонентное, интегрирующее явление, которое включает в себя многие составляющие, в том числе, культуру труда, культуру производства и потребления, а также культуру управления

Формирование экономической культуры осуществляется различными путями[7]. Рассмотрим некоторые аспекты этой проблемы, исходя из понимания культуры как целостного явления, понимая культуру экономики как часть всей совокупной культурной системы, не обособляя ее и находя общее для различных видов человеческой деятельности.   Выражаясь иначе,  как в капле воды отображается океан, так и в культуре любой сферы, где трудится человек, отражается вся культура общества.

Известно, что, в духовном аспекте, три составляющие формируют общую совокупную культуру, которая является сокровищницей человеческих достижений:  это наука (знания), искусство и философско-религиозные, этические учения. В них отражаются те три пути познания, которые ведут человека к истине: наука, искусство, религия. Именно в этом синтезе священного, познавательного и прекрасного – по выражению выдающегося деятеля мировой культуры  Н.К. Рериха, чьим именем назван Пакт защиты культурных ценностей, – проявляется единая и неделимая Культура, а три ее компонента, переплетаясь, находятся во взаимной обусловленности и взаимодействии [8].

Рассматривая сквозь эту призму экономическую культуру и культуру управления, можно, как нам представляется, подходить к изучению путей их формирования, опираясь на синтез науки, искусства и этических учений (см. схему 1).

 

                     

Знания, красота и нравственность – неразделимые понятия, они отражаются в триединой формуле педагогики: Добро-Красота-Истина. Иначе говоря, любая наука ущербна без этических основ и путей красоты, ведущих исследователей к истине; так же и искусство, которое не повышает сознания, перестает быть таковым. И такая же обусловленность в этических и философских учениях – хранителях знания духовно-нравственного и эстетического начала, без которых не может быть связи между прошлым и будущим. Как не бывает истинной культуры без этики, нравственных основ, так не бывает без знаний о духовных законах и истинной красоты.

Необходимо помнить, что принцип Красоты – один из древнейших методологических принципов познания; научно установлено, что правильное понимание красоты выступает и как предпосылка объективных, истинных знаний.[9]

Примечание. Воспитание у молодого поколения чувства прекрасного  – сегодня это самый насущный принцип жизни. В связи с усиливающейся тенденцией девиантного поведения в среде молодежи, это становится особенно важным. Кроме того, нельзя не учитывать, что в наши дни усиливается опасность подмены культуры – с ее духовной составляющей – на суррогат, так называемую «массовую культуру». Как отмечают культурологи, массовая культура имеет негативные следствия для общественной жизни. Именно в рамках  ее жанров создаются упрощенные, примитивные «версии жизни» [10]; это стимулирует потребительское сознание и формирует особый тип человека с обывательской психологией, живущего сугубо личными, меркантильными интересами, далекого от понимания Культуры и Общего блага, на чем, в сущности, основывается общественный прогресс.  Уберечь молодое поколение от увлечения внешней, бессодержательной красотой,  рассчитанной на эффект, дать понятие духовного ее содержания в жизни, в культуре,  и особенно в произведениях творчества, как научного, так и художественного, – в этом заключается благородная задача, стоящая перед преподавателями вуза. Человек, ориентированный на красоту, «эстетически ощущающий человек», как правило, «становится более восприимчивым к нравственным мотивам»[11], и многие социальные  проблемы могли быть решены именно таким путем – утверждения линии Красоты, на чем настаивали многие мыслители разных эпох.

 

Исследуя пути формирования культуры управления в процессе экономического образования, необходимо учитывать, что в целом, в экономической сфере человеческой деятельности, культура управления характеризуется как комплексный, обобщающий показатель управленческого труда, проявляющий его качественные черты и особенности. Культура управления представляет собой совокупность достижений в области знаний и научного мировоззрения, отражает морально-этические нормы работы и отношение к труду [12]. В ней, как и во всей культуре, проявляется взаимосвязь материального и духовного, и она так же должна быть рассмотрена с позиций единства и целостности самой культуры.

Формирование культуры управления – процесс многосложный, и один из его аспектов может быть рассмотрен с точки зрения проблем эффективности управленческого труда и тех качественных характеристик, которые существенным образом влияют на ее уровень (см. схему 2).

Каждый из таких показателей непосредственно оказывает влияние на общий уровень развития системы управления. Однако, решающим моментом в определении  культуры управления, главным ее критерием, является соответствующее состояние сознания управленческих кадров – их личностные качества, отражающие уровень не только их профессиональных качеств, но и  нравственно-духовного развития работников системы управления.

 

 

 

Особое значение среди факторов эффективности системы управления имеет культура управленческого решения. Можно говорить о качестве управленческого решения с точки зрения: результативности работы, оперативности, экономичности, оригинальности и творческого подхода в решении управленческих задач и т.п., однако  культура управленческого решения – показатель, содержащий, кроме всего прочего, как обязательный, и нравственный критерий. Этот этический аспект управления проявляется во всех сферах управленческой деятельности: от постановки целей организации и выбора средств для их достижения, до методов оценки результативности управленческой деятельности, а также в работе с кадрами, включая функции формирования условий труда и системы стимулирования. Особенно он обнаруживает себя в части развития персонала: какие в процессе обучения, повышения квалификации преследуются цели, какие используются методы – все это зависит от ценностной ориентации, и сказывается на определении культуры управления данной организации. Лишь при наличии нравственного подхода в оценке управленческого труда может идти речь о культуре управления, в том числе, о культуре управленческого решения[13].

 

Примечание. В связи с этим, принятый в некоторых современных учебниках по менеджменту, подход к определению организационной культуры представляется неадекватным, поскольку «ценности, принимаемые коллективом, как выдержанные временем» не могут характеризовать никакую культуру, в том числе и организационную, тем более нацеливание читателей на стремление к манипулированию[14], ввиду наличия духовной составляющей в самом понятии Культуры.

 

Успешной реализации целей образования в экономическом вузе и решению задач повышения качества обучения способствует конкретная система мер, содержащая методические разработки для формирования культуры личности будущего специалиста; часть этих материалов, представленная выше, используется для проведения практических занятий и деловых игр в учебном процессе[15].

 

 



[1] Ахиезер А. Специфика исторического опыта России. –«Pro et contra». Т.5, № 4, 2001, с.212.: «...Этот подход не исключает обращения к другим факторам, например, экономическим, но лишь в той степени, в какой подобные факторы выступают в роли элементов культуры, становятся содержанием культурных программ».

[2] Большой экономический словарь. /Под ред.А.Н.  Азрилияна. – 2-е изд.– М.: Ин-т нов. эк-ки,1997, 864 с.

[3] Энциклопедический словарь по культурологии. –  М.: «Центр», 1997, с. 211.

[4] Духовное начало, согласно словарю русского языка, предполагает определяющим в поведении мысль, сознание, нравственное чувство.

[5] «Знамя Мира». – М.: МЦР, 1995, с. 100.

[6] Платон. /Антология гуманной педагогики. – М.: , 2000, с. 26.

[7] Уварова Л.И. Формирование экономической культуры в процессе вузовской социализации – «Современные проблемы экономической психологии в России. Социокультурный аспект». Мат-лы науч.-практ. семинара. – СПб,  Гос. Ун-т экономики и финансов 2001, с.175-180.

[8] Знамя Мира. – М.: МЦР, 1995, 383 с.

[9] Котина С.В. Проблемная ситуация и принцип Красоты в науке. Автореф. дисс. докт. филос. наук. М., 1992.

[10] Словарь «Эстетика», М.: 1989 с. 195; Энцикл. словарь по культурологии. –  М.: «Центр», 1997, с.254.

[11] Русских Л.В. Отношения экономики и культуры в истории классической европейской мысли: опыт культурологического анализа. – Автореф. дисс. канд. культурологии. Челябинск, 2000, с. 22.

[12] Большой экономический словарь. Под ред. Азрилияна – 2-е изд.– М.: Ин-т нов. эк-ки,1997, 864 с.

[13] О серьезном кризисном положении, возникшем в системе управления, связанном с нежеланием увязывать процесс подготовки специалистов с их интеллектуальным и общим развитием, менеджмент с культурой, описано в исследовании, посвященном американскому стилю управления – см. «Управление персоналом», 2000, № 9, с.35-42.

[14] Основы менеджмента./ Под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высш. Школа, 2001, с.124 .

[15] Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. /Учеб. для экон. вузов. 3-е изд. – М.,2000, с. 454.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz