Л.И.Уварова, старший преподаватель

кафедры социологии и управления персоналом СПБ ГУЭиФ

г.Санкт-Петербург

 

Формирование экономической культуры

в процессе вузовской социализации

Статья 1

 

            ХХ1 век объявлен ЮНЕСКО «веком образования» – тем самым утверждается, что знания, культура должны стать приоритетными в жизни общества. Высшая школа должна не только готовить высокопрофессионального специалиста, но и формировать гуманную, нравственную и интеллигентную личность. Гуманизм и отношения гуманности составляет глубокую основу жизни человечества, главный компонент демократических прав и свобод личности - все это в целом характеризует уровень развития общества, его культуру.

Культура - специфический  способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе [1].

Уровень культуры личности определяется ее социализованностью, приобщенностью к культурному наследию, степенью развитости индивидуальных способностей. Становление экономической культуры личности означает приобщение ее к ценностям науки и к опыту позитивного, социально полезного поведения в экономической сфере.

Выделение экономической культуры в общей ее структуре в рамках социологического подхода - явление достаточно позднее, однако можно отметить устойчивый интерес к этой проблеме в отечественных исследованиях последних лет [2]. Это объясняется тем, что экономическая культура выступает важным фактором социально-экономического прогресса, ибо ее непосредственная функция - повышение экономической и социальной эффективности общественного производства.

Экономическую культуру определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Культура экономическая характеризует состояние хозяйственной деятельности общества на определенной ступени его развития и включается в себя как материальный продукт, материальные услуги, весь мир вещей, предметов, производственных процессов, так и экономические знания, экономическое мышление, хозяйственный опыт людей. Экономическая культура отражает меру гуманизации общественного воспроизводства, способствует ее дальнейшему обогащению [3].

Исследователи отмечают, что ядром экономической культуры общества является развитое общественное экономическое сознание, где формируются ценностные, нормативные основы экономического бытия, тем самым,  развитое общественное экономическое сознание является идейным источником созидательной деятельности в экономической сфере. Рассмотрение сущности экономической культуры общества позволяет осознать ее тесную взаимосвязь с типом мышления, менталитетом и традициями народа. Именно эти факторы определяют ценности и идеалы, находящие выражение и закрепление в экономической системе общества.

Экономическая культура общества оказывает прямое воздействие на экономическую культуру личности, т.к. индивидуальное экономическое сознание включает три основных компонента: знания (представления, взгляды), а также чувства и волю субъекта. Это отражает совокупность явлений общества как позитивных, так и негативных. Побудительными факторами к позитивному, волевому действию являются установки личности.

Экономическое сознание может формироваться стихийно (микросреда) либо в процессе экономического образования. Система образования является важнейшим социокультурным регулятором развития общества. Задача экономического образования - помочь осознать социальные ценности в экономической сфере, понять смысл действующих законов, их общественную и личную значимость. В этом случае, даже столкнувшись с негативными явлениями в экономической сфере, человек будет воспринимать их не как норму жизни, а как противоречащие этой норме и требующие устранения.

При становлении экономической культуры чрезвычайно важно учитывать преемственность как составляющую духовной культуры, ибо ломка вековых традиций, селективный подход к культурному наследию, ведут  к утрате нравственных идеалов, формируют целые поколения людей, не восприимчивых к культурно-историческому наследию, не способных отличать временное от вечного. Бездуховность, пренебрежение общечеловеческими ценностями - факторы, способствующие деградации общества,  дестабилизации общественных структур.

            Как отмечает Ю.А. Помпеев, «в гуманитарных науках, исследующих социокультурные основания хозяйственной деятельности в историческом развитии общества, существует пробел, особенно заметный в определении базовых ценностей экономической культуры как одной из форм проявления жизненной активности человека, а также в рассмотрении естественных взаимосвязей между экономической культурой и другими составляющими цивилизационного развития России»[4].

            Важнейшей функцией культуры является регулирование социальных и иных отношений, упорядочивание, нормирование, ограничение, стандартизация и т.п. поступков людей, всей деятельности, всех взаимодействий в обществе. Общественная жизнь при социокультурном подходе предстает в виде целостного процесса социального творчества с помощью культуры.

            В современную эпоху культурные факторы в значительной мере определяют экономический потенциал общества, стабильность политической системы, экологическую и демографическую ситуацию и многое другое, вплоть до стратегической безопасности страны. Ошибки в сфере культурной политики (которая становится в современном обществе основным фактором любой политики) являются первопричинами тяжелых социальных недугов и многих кризисов, в том числе и экономических.

            «Социокультурный подход есть своеобразное отражение наметившейся смены самой парадигмы цивилизационного развития: от техноцентризма, свойственного индустриальному обществу, к культуроцентризму, на котором будет зиждеться грядущая цивилизация постматериальных ценностей», отмечают ученые-культурологи.

            Учитывая взаимосвязь понятий «экономическая культура» и «эффективность в сфере экономической деятельности», процесс формирования экономической культуры может быть рассмотрен с точки зрения факторов культуры труда, культуры производства и культуры управления  как основных параметров, составляющих экономическую эффективность (см. схему). В этом ряду факторов ведущее место занимает управленческий аспект, в котором также могут быть выделены параметры, составляющие эффективность сферы управления, непосредственно влияющей на уровень  культуры управления.

 

К факторам культуры управления могут быть отнесены содержание управленческой деятельности и ее организация.

Показателями, формирующими содержание управленческой деятельности, являются следующие характеристики:

·      Цель -  правильная и четкая постановка целей и задач.

·      Функции - выделение конкретных функций, этапов, операций, процедур.

·      Методы - выбор соответствующих целям методов воздействия в системе управления.

·      Оценка  результатов - обеспечение адекватных методов оценки результатов управленческой деятельности.

           

Факторы уровня организации управленческой деятельности:

·      Структура -  установление границ между звеньями и ступенями управляющей системы по выполнению функций управления.

·      Персонал -  подбор, расстановка, обучение кадров управления.

·      Техника - оснащенность современными средствами сбора, обработки, передачи и хранения информации.

 

            Из вышеприведенного перечня показателей  видно, что деятельность по обучению персонала является фактором результативности управленческой деятельности, что влияет на формирования культуры управления и в целом на экономической культуру.

Как было отмечено выше, непосредственная функция экономической культуры – повышение экономической и социальной эффективности общественного производства. Известно, что факторами эффективности производства являются: рост производительности труда и улучшение качества продукции, совершенствование структуры хозяйственной деятельности и организация труда и управления, улучшение использования материальных ресурсов и совершенствование методов управления, улучшение качества решений и т.п., но самым важным является фактор повышения уровня развития личности, влияющий на все другие показатели.

«Степень развернутости духовного потенциала личности в коллективе... определяется всей культурой внутриколлективных отношений, культурой межличностного общения. Последнее представляет собой достаточно многогранное явление, которое включает в себя культуру восприятия и понимания, отношения и обращения, сообщения и убеждения, влияния и взаимовлияния людей в процессе совместной деятельности» [5].

Фактор уровня развития личности, ее культуры зависит от успешности процесса социализации, в том числе в системе вузовского образования. Весьма актуальным является аспект, связанный с «эффектом социализации» – преодолением негативных явлений, приводящих к девиантному поведению.

Становление личности, обучение и освоение индивидом ценностей, и установок, присущих данному обществу, происходит в процессе социализации, которую определяют как совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний и норм, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Принято говорить о возможности управлять социализацией, например, со стороны государства, ставящего определенные задачи перед учебными заведениями. В науках о человеке этот вопрос никогда не переставал быть актуальным.

            Решением проблем оптимизации различных функций образования, увеличения его эффективности в сфере производства, а также в целом в развитии общества, повышения его роли в активизации человеческого фактора занимается социология образования. Одним из ее аспектов является анализ задач сохранения, передачи культуры и ее развития в их единстве, взаимодействия передаваемых и развиваемых культурных элементов – знаний, социальных норм, духовных ценностей, социальных навыков, специфики и эффективности социализации в системе образования.

Приблизиться к решению указанных проблем возможно, осуществляя поиск  на стыке наук  -  экономической психологии и социологии образования, для которых эти задачи являются общими.

Формирование экономической культуры начинается с процесса развития личности, что во многом  определяется успешностью процесса социализации в системе вузовского образования.

 

 



[1] Российская социологическая энциклопедия. - М., 1998, с. 240.

[2] Андреева И.В. Экономическое образование в России: динамика социальных функций. - СПб, Изд-во СПБ ГУЭиФ, 1999, с.28.

[3] Краткая экономическая энциклопедия. - СПб, 1998, с.426.

[4] Помпеев Ю.А. Основы экономической культуры. – СПб,  Гос. Университет Культуры, 1999, с. 4.

[5] Потемкин В.К.. Управление персоналом: стратегия, процедуры регулирования, деконфликтизация. – СПб.: РАЕН, 2001, с. 134.

 

 

*   *   *

Статья опубликована в научном сборнике: «Современные проблемы экономической психологии в России. Социокультурный аспект» / Материалы научно-практического семинара. – СПб, Гос. Университет экономики и финансов, 2001, 213 с. (Научная программа «Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты России»).


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz