Л.И.Уварова, старший преподаватель
кафедры социологии и управления персоналом СПБ ГУЭиФ
г.Санкт-Петербург
Формирование
экономической культуры
в процессе вузовской социализации
Статья 1
ХХ1 век объявлен ЮНЕСКО «веком
образования» – тем самым утверждается, что
знания, культура должны стать приоритетными в жизни общества. Высшая
школа должна не только готовить высокопрофессионального специалиста, но и
формировать гуманную, нравственную и интеллигентную личность. Гуманизм и
отношения гуманности составляет глубокую основу жизни человечества, главный
компонент демократических прав и свобод личности
- все это в целом характеризует уровень развития общества, его культуру.
Культура - специфический способ организации и развития человеческой
жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда,
в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности
отношений людей к природе, между собой и к самим себе [1].
Уровень культуры личности определяется ее
социализованностью, приобщенностью к культурному наследию, степенью развитости
индивидуальных способностей. Становление экономической культуры личности
означает приобщение ее к ценностям науки и к опыту позитивного, социально
полезного поведения в экономической сфере.
Выделение
экономической культуры в общей ее структуре в рамках социологического подхода -
явление достаточно позднее, однако можно отметить устойчивый интерес к этой
проблеме в отечественных исследованиях последних лет [2].
Это объясняется тем, что экономическая культура выступает важным фактором
социально-экономического прогресса, ибо ее непосредственная функция - повышение
экономической и социальной эффективности общественного производства.
Экономическую
культуру определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического
сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих
воспроизводство экономической жизни. Культура экономическая характеризует
состояние хозяйственной деятельности общества на определенной ступени его
развития и включается в себя как материальный продукт, материальные услуги,
весь мир вещей, предметов, производственных процессов, так и экономические
знания, экономическое мышление, хозяйственный опыт людей. Экономическая
культура отражает меру гуманизации общественного воспроизводства, способствует
ее дальнейшему обогащению [3].
Исследователи
отмечают, что ядром экономической культуры общества является развитое общественное
экономическое сознание, где формируются ценностные, нормативные основы экономического
бытия, тем самым, развитое общественное
экономическое сознание является идейным источником созидательной деятельности в
экономической сфере. Рассмотрение сущности экономической культуры общества
позволяет осознать ее тесную взаимосвязь с типом мышления, менталитетом и
традициями народа. Именно эти факторы определяют ценности и идеалы, находящие
выражение и закрепление в экономической системе общества.
Экономическая
культура общества оказывает прямое воздействие на экономическую культуру личности,
т.к. индивидуальное экономическое сознание включает три основных компонента:
знания (представления, взгляды), а также чувства и волю субъекта. Это отражает
совокупность явлений общества как позитивных, так и негативных. Побудительными
факторами к позитивному, волевому действию являются установки личности.
Экономическое
сознание может формироваться стихийно (микросреда) либо в процессе экономического
образования. Система образования является важнейшим социокультурным регулятором
развития общества. Задача экономического образования - помочь осознать
социальные ценности в экономической сфере, понять смысл действующих законов, их
общественную и личную значимость. В этом случае, даже столкнувшись с
негативными явлениями в экономической сфере, человек будет воспринимать их не
как норму жизни, а как противоречащие этой норме и требующие устранения.
При
становлении экономической культуры чрезвычайно важно учитывать преемственность
как составляющую духовной культуры, ибо ломка вековых традиций, селективный
подход к культурному наследию, ведут к
утрате нравственных идеалов, формируют целые поколения людей, не восприимчивых
к культурно-историческому наследию, не способных отличать временное от вечного.
Бездуховность, пренебрежение общечеловеческими ценностями - факторы, способствующие
деградации общества, дестабилизации общественных
структур.
Как отмечает Ю.А. Помпеев, «в
гуманитарных науках, исследующих социокультурные основания хозяйственной
деятельности в историческом развитии общества, существует пробел, особенно заметный
в определении базовых ценностей экономической культуры как одной из форм
проявления жизненной активности человека, а также в рассмотрении естественных
взаимосвязей между экономической культурой и другими составляющими
цивилизационного развития России»[4].
Важнейшей функцией культуры является
регулирование социальных и иных отношений, упорядочивание, нормирование,
ограничение, стандартизация и т.п. поступков людей, всей деятельности, всех взаимодействий
в обществе. Общественная жизнь при социокультурном подходе предстает в виде
целостного процесса социального творчества с помощью культуры.
В современную эпоху культурные
факторы в значительной мере определяют экономический потенциал общества,
стабильность политической системы, экологическую и демографическую ситуацию и
многое другое, вплоть до стратегической безопасности страны. Ошибки в сфере
культурной политики (которая становится в современном обществе основным
фактором любой политики) являются первопричинами тяжелых социальных недугов и
многих кризисов, в том числе и экономических.
«Социокультурный подход есть
своеобразное отражение наметившейся смены самой парадигмы цивилизационного
развития: от техноцентризма, свойственного индустриальному обществу, к
культуроцентризму, на котором будет зиждеться грядущая цивилизация
постматериальных ценностей», отмечают ученые-культурологи.
Учитывая взаимосвязь понятий
«экономическая культура» и «эффективность в сфере экономической деятельности»,
процесс формирования экономической культуры может быть рассмотрен с точки
зрения факторов культуры труда, культуры производства и культуры
управления как основных параметров,
составляющих экономическую эффективность (см. схему). В этом ряду факторов
ведущее место занимает управленческий аспект, в котором также могут быть выделены
параметры, составляющие эффективность сферы управления, непосредственно
влияющей на уровень культуры
управления.
К
факторам культуры управления могут быть отнесены содержание управленческой деятельности
и ее организация.
Показателями,
формирующими содержание управленческой деятельности, являются следующие характеристики:
· Цель
- правильная и четкая постановка целей
и задач.
· Функции
- выделение конкретных функций, этапов, операций, процедур.
· Методы
- выбор соответствующих целям методов воздействия в системе управления.
· Оценка результатов - обеспечение адекватных методов
оценки результатов управленческой деятельности.
Факторы
уровня организации управленческой деятельности:
· Структура
- установление границ между звеньями и
ступенями управляющей системы по выполнению функций управления.
· Персонал
- подбор, расстановка, обучение кадров
управления.
· Техника
- оснащенность современными средствами сбора, обработки, передачи и хранения информации.
Из вышеприведенного перечня
показателей видно, что деятельность по
обучению персонала является фактором результативности управленческой
деятельности, что влияет на формирования культуры управления и в целом на
экономической культуру.
Как
было отмечено выше, непосредственная функция экономической культуры – повышение
экономической и социальной эффективности общественного производства. Известно,
что факторами эффективности производства являются: рост производительности
труда и улучшение качества продукции, совершенствование структуры хозяйственной
деятельности и организация труда и управления, улучшение использования
материальных ресурсов и совершенствование методов управления, улучшение
качества решений и т.п., но самым важным является фактор повышения уровня развития
личности, влияющий на все другие показатели.
«Степень
развернутости духовного потенциала личности в коллективе... определяется всей
культурой внутриколлективных отношений, культурой межличностного общения.
Последнее представляет собой достаточно многогранное явление, которое включает
в себя культуру восприятия и понимания, отношения и обращения, сообщения и
убеждения, влияния и взаимовлияния людей в процессе совместной деятельности» [5].
Фактор
уровня развития личности, ее культуры зависит от успешности процесса социализации,
в том числе в системе вузовского образования. Весьма актуальным является
аспект, связанный с «эффектом социализации» – преодолением негативных явлений,
приводящих к девиантному поведению.
Становление
личности, обучение и освоение индивидом ценностей, и установок, присущих
данному обществу, происходит в процессе социализации, которую определяют как
совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых
индивид усваивает систему знаний и норм, позволяющих ему функционировать в
качестве полноправного члена общества.
Принято
говорить о возможности управлять социализацией, например, со стороны государства,
ставящего определенные задачи перед учебными заведениями. В науках о человеке
этот вопрос никогда не переставал быть актуальным.
Решением проблем оптимизации
различных функций образования, увеличения его эффективности в сфере
производства, а также в целом в развитии общества, повышения его роли в активизации
человеческого фактора занимается социология образования. Одним из ее аспектов
является анализ задач сохранения, передачи культуры и ее развития в их
единстве, взаимодействия передаваемых и развиваемых культурных элементов –
знаний, социальных норм, духовных ценностей, социальных навыков, специфики и
эффективности социализации в системе образования.
Приблизиться
к решению указанных проблем возможно, осуществляя поиск на стыке наук - экономической
психологии и социологии образования, для которых эти задачи являются общими.
Формирование
экономической культуры начинается с процесса развития личности, что во
многом определяется успешностью
процесса социализации в системе вузовского образования.
[1] Российская социологическая
энциклопедия. - М., 1998, с. 240.
[2] Андреева И.В. Экономическое
образование в России: динамика социальных функций. - СПб, Изд-во СПБ ГУЭиФ,
1999, с.28.
[3] Краткая экономическая
энциклопедия. - СПб, 1998, с.426.
[4] Помпеев Ю.А. Основы экономической культуры. – СПб, Гос. Университет Культуры, 1999, с. 4.
[5] Потемкин В.К.. Управление персоналом:
стратегия, процедуры регулирования, деконфликтизация. – СПб.: РАЕН, 2001, с.
134.
* *
*
Статья
опубликована в научном сборнике: «Современные
проблемы экономической психологии в России. Социокультурный аспект» /
Материалы научно-практического семинара. – СПб, Гос. Университет экономики и
финансов, 2001, 213 с. (Научная программа
«Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и
гуманитарных наук. Университеты России»).