МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ "ЖЕНЩИНЫ НА ВЕКА"





Мария Антуанетта в парадном одеянии.




«Я слышала, что ты купила браслеты стоимостью в 200 тысяч ливров, чем привела свои финансы в состояние расстройства… Не потеряй из-за своего легкомысленного поведения свое доброе имя, которое ты приобрела, когда приехала во Францию. Всем хорошо известно, что король не отличается легкомысленностью, поэтому вся вина ляжет на тебя. Надеюсь, я не проживу достаточно долго, чтобы узнать о том несчастье, которое обязательно последует, если ты не изменишь свой образ жизни».
Императрица Мария Терезия – Марии Антуанетте.




Мария Антуанетта с детьми. Версаль.


«Могу сказать тебе, что люблю тебя и у меня есть время только для этого. Не беспокойся обо мне… Сообщи, куда мне следует адресовать свои письма, чтобы я могла писать тебе, потому что я не могу без этого жить. До свидания, самый любимый и любящий из мужчин!»
Мария Антуанетта – графу Ферзену.





Людовик XVI.



Деревня королевы в Трианоне.

«… И стон отчаянья разбудит адский пламень. Тот день, грядет, Царица! Нет сомнений… Безумье, победив рассудок, будет править миром… Со всех сторон грохочет гром войны гражданской, Все голосуют: Смерть, Смерть, Смерть».
Из поэмы-предупреждения, посланного графом Сен-Жерменом Марии Антуанетте в 1788 году.



Тюрьма Консьержери.


Казнь королевы на площади Согласия.



Безоблачное детство женщины, вошедшей в историю под именем Марии Антуанетты, прошло в императорском дворце Шенбрунне под аккомпанемент восхищенных возгласов «О, она очаровательна!». В юности супруга дофина Франции, окутанная флером обожания придворных и народа, она продолжала безудержно предаваться удовольствиям и в ранге королевы могущественной державы. И вдруг в одночасье декорации судьбы переменились: комфорт Версаля и безмятежность столь любимого Трианона сменили мрачные башни тюрем Тампля и Консьержери. И, поразительное дело, эта женщина, чье легкомыслие служило предметом обсуждения всей Европы, пройдя через тягостные унижения, вдруг неожиданно явила миру такое мужество, такие силу и величие духа, что даже заклятые враги отдали ей должное. Она умерла достойно - как истинная королева.

О, ГРОЗНЫЙ РОК!

Эту маленькую эрцгерцогиню из династии Габсбургов Фортуна щедро обласкивала своими лучами с момента появления на свет. И одновременно являла печальные предзнаменования. Едва Мария Антуанетта звонким криком возвестила о себе миру, разразилось сильное землетрясение в Лиссабоне, унесшее 40 тысяч жизней. Придворные шептались о зловещем знамении, поскольку австрийская императрица Мария Терезия прочила короля и королеву Португалии в крестные своей дочери. Позже очевидцы вспоминали, что в момент рождения ребенка над колыбелью встала зримая физическим глазом картина: трон и французский палач. Однако самое значительное предупреждение судьба явила в знаменательный день свадьбы «по доверенности», когда состоялась передача четырнадцатилетней принцессы французскому дофину. Для этой цели на рейнской земле, нейтральной территории между Францией и Австрией, возводили деревянный павильон, украшенный старинными гобеленами. Строение было почти закончено к моменту, когда великий Гете, тогда еще молодой человек, в компании любопытствующих немецких студентов заглянул вовнутрь. Рассмотрев на гобеленах сюжет рокового бракосочетания Ясона и Медеи, он пылко воскликнул: «Ужели среди французских архитекторов, декораторов, обойщиков нет ни одного, кто понимал бы, что картины что-то изображают, что картины воздействуют на разум и чувства, что они оставляют впечатления, что они рождают представления?». Но прозорливого юношу никто не услышал. Через несколько дней карета, сопровождаемая кавалькадой разряженных придворных, мчала Марию Антуанетту во Францию.

И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ

В любой мистерии судьбы, утверждали древние мудрецы, существуют одни и те же закономерности. Например, каждому из нас всегда показывают людей, предназначенных на главные роли врагов и друзей, задолго до самих роковых событий. Так произошло и в жизни прелестной дофины. В Страсбурге, где кавалькада сделала первый привал, ее сердечно приветствовал в соборе молодой кардинал де Роган. Тот самый, который через 20 лет потеряет голову от любви к своей королеве и, став жертвой авантюры с бриллиантовым колье, бросит тень на ее имя. С этого момента и начнутся злоключения Марии Антуанетты. А уже во Франции, во время ночного маскарада в Парижской опере, она впервые встретит самую большую любовь своей жизни. Шведский граф Аксель Ферзен мгновенно отдал сердце таинственной незнакомке в маске, не догадываясь, что говорит с принцессой из королевского дома. Этот благородный вельможа, красивый и знатный, так никогда и не свяжет себя узами брака, оставаясь преданным возлюбленной до последнего вздоха. И еще один человек, облеченный Фортуной могуществом и колоссальной духовной властью, долгие годы пристально наблюдал за королевой, время от времени присылая ей письма-предупреждения, которые неизменно оказывались точными. Звали его граф Сен-Жермен, член гималайской Общины мудрецов, широко известной сегодня миру как «Шамбала». Его заботливая опека не удивительна: отец королевы, Франсуа Лотарингский, был большим знатоком эзотерических наук, а дядя Шарль и родной брат Максимилиан долгое время стояли во главе самого могущественного тайного ордена мира – ордена Сиона.

«ПАРОЛЬ: ПРОТИВ КОРОЛЕВЫ!»

Жизнь в Версале протекала, словно в раю. Одно развлечение сменяло другое: бесконечные приемы, игра в карты, вышивание, ночные маскарады в Опере и танцы до утра. Полдень начинался для проснувшейся королевы с приятной заботы, какие платья надеть. Портниха Роза Бертен выставляла за творения рук своих астрономические суммы, но влюбленный супруг безропотно оплачивал все счета: ведь королева - самая красивая и элегантная женщина двора. Камеристка почтительно подавала огромный альбом с образцами нарядов, Мария Антуанетта лениво втыкала рядом булавки, и три платья на предстоящий день тут же доставали из гардеробной. Потом из Парижа приезжал модный парикмахер мсье Леонар. С помощью помады, цветов и лент он сооружал на голове венценосной клиентки целые пейзажи с кораблями, деревьями, птицами. А о тратах на поместье Трианон, свадебный подарок короля Людовика XVI супруге, с его бесчисленными парками с диковинными птицами и цветами, прудами, мельницами и крестьянскими домиками ходили легенды. За безудержное мотовство народ, прозябавший в колоссальной нужде, прозвал ее мадам Дефицит. Однако самую большую ненависть и у аристократии, и у народа, бессильно взиравших на упадок некогда могущественной державы, вызывал интимный круг королевы, в частности, семья ее близкой подруги Жюли де Полиньяк. Беспринципные и алчные люди, они тонко управляли ветреной женщиной, выпрашивая должности-синекуры и опустошая и без того скудную казну. "Ничто не возбудило такой ненависти к королеве, - отметил государственный министр Сен-При, - как эти несправедливые протекционистские назначения». Однако Мария Антуанетта меньше всего прислушивалась к ропоту, доносившемуся с парижских окраин и салонов Версаля. Высокомерная и гордая, она годами не удостаивала герцогов и графов простым кивком головы, бездумно отпуская в их адрес оскорбительные реплики. И однажды Версаль опустел: аристократические семейства перестали являться ко двору. Чаша терпения самолюбивых грандов королевства переполнилась, когда на глазах у придворных за аферу с бриллиантовым колье арестовали «голубую кровь» - кардинала де Рогана. И тогда знать, затаившись в своих дворцах, стала плести заговоры, а член королевской семьи герцог Филипп Орлеанский открыто встал во главе мятежников, устроив в своем дворце Пале-Рояль революционный штаб. Австрийский император Иосиф, навестив царственных супругов задолго до трагических событий, трезво оценил обстановку при французском дворе. Зная, что говорить о серьезных вещах сестре бесполезно – она обладала удивительной способностью пропускать слова мимо ушей, брат оставил ей подробное письменное наставление. В нем содержались и такие пророческие строки: «…Революция будет жестокой, и, может быть, ты сама сделаешь ее такой».

«ВСЕ ВЕДЕТ МЕНЯ К ТЕБЕ»

Молва приписывала Марии Антуанетте многочисленных любовников, о ее якобы распутной жизни повествовало множество бульварных книжонок. Однако история вынесла свой бесстрастный вердикт: эта женщина, персонифицировавшая в себе веками копившиеся язвы монархии, невиновна в обрушившейся на нее клевете. Молодость лишила ее плотских радостей – Людовик XVI, имевший физический дефект, долгие годы не мог выполнять свой супружеский долг. И, тем не менее, она хранила ему верность. Много позже, выполнив свою святую обязанность перед Францией, – произведя на свет четверых детей, - королева нашла в себе силы рассказать мужу о трепетных чувствах, с юности испытываемых ею к Акселю Ферзену. С той поры супруги, оставаясь добрыми друзьями, спали в разных постелях, а шведский граф получил постоянный доступ к обожаемой женщине. Мария Антуанетта подарила ему кольцо с тремя выгравированными внутри лилиями и надписью «Презрен тот, кто их покинет». Но наипреданнейшая душа и не помышляла об этом, почитая за истинное счастье служить венценосной возлюбленной. В самые тяжелые минуты граф неизменно находился рядом. Рискуя жизнью, он организовывал бегство королевской семьи в Варенн, не щадя сил, разъезжал по Европе, уговаривая сопредельных монархов поддержать роялистов и двинуть на Францию войска. Но неумолимая судьба отвернулась от влюбленных! Узнав о переводе Марии Антуанетты из Тампля в неприступную тюрьму Консъержери, Ферзен написал своей сестре пронзительные строки: «Я отдал бы свою жизнь, чтобы спасти ее – и не могу этого сделать». А когда пришло страшное известие и его кольцо с надписью «Все ведет меня к тебе», возвращенное королевой перед казнью, дневник прожгли исполненные истинного горя строки: «Нет, никогда больше не будет у меня счастливых дней. Мое блаженство позади, и я обречен… на жизнь печальную и темную».

«ТОТ ДЕНЬ ГРЯДЕТ, ЦАРИЦА!»

О графе Сен-Жермене и его многочисленных попытках предотвратить французскую революцию, мы знаем из дневника придворной дамы Марии Антуанетты мадам д'Адемар. «Он появился (именно так!) при дворе французского короля задолго до меня. Было это в 1743 году. Слухи донесли, что в Версаль только что прибыл некий несметно богатый, судя по его украшениям, чужеземец… Самообладание, достоинство, интеллект поражали с первой минуты общения с ним…», - записала она среди прочих бесценных для историков вещей. Очень скоро граф Сен-Жермен стал доверенным лицом короля Франции Людовика XV и часто выполнял его конфиденциальные поручения при различных правительствах Европы. Позже он незримо опекал молодую королеву, время от времени посылая ей пророческие письма. Одно из последних предупреждений было сделано в стихотворной форме за пять лет до кровавых событий 1793 года. Не способная думать больше пяти минут, Мария Антуанетта, как обычно, мгновенно забывала о них. Но когда обстановка во Франции стала накаляться, граф, прервав свое инкогнито, с помощью мадам д'Адемар добился аудиенции у королевы. «Пройдет еще несколько лет обманчивой тишины. Но затем во всем королевстве проснутся силы, жаждущие мести, власти, денег, которые будут свергать все на своем пути», - записывала фрейлина его зловещие слова, оказавшиеся много позже чистейшей правдой. Перепуганная королева обещала графу устроить встречу с царственным супругом. Однако влиятельный министр Морепа и другие советники короля, движимые своекорыстными интересами, воспрепятствовали этому. Тем не менее граф Сен- Жермен продолжал делать все возможное для спасения монархии, но... «Мадам, я был Кассандрой. Однако слова мои пали на бесплодную почву, и ныне вы оказались в таком положении, о котором я вас предупреждал…», - написал он королеве в одном из последних писем.

«ВДОВА КАПЕТ, ВЫ ПРИГОВОРЕНЫ К СМЕРТИ»

При виде громыхающих пушек за стенами Тюильри, злобствующих выкриков «Антуанетту на фонарь», прессы, ежедневно отравляющей умы парижан, у королевы, наконец, открылись глаза. Неудачное бегство в Варенн и возвращение в столицу под улюлюканье разнузданной толпы показали, что не стоит надеяться на снисхождение. Почти 20 лет королева занималась самыми ничтожными вещами: жертвовала долгом, пренебрегала серьезными занятиями, политикой, людьми ради иллюзорного мира развлечений. И вдруг в последние отпущенные судьбой дни женщина, никогда не утруждавшая себя размышлениями и не заботившаяся о последствиях своих слов и поступков, явила миру колоссальную выдержку и невесть откуда взявшуюся мудрость. Ни единый мускул не дрогнул на ее лице при известии о смерти мужа, с холодным спокойствием встречает она притеснения своих тюремщиков, обдуманно отвечает на вопросы революционного трибунала, вызывая симпатию сидящих в зале. Но судьбе и этого мало – у вдовы отнимают единственное сокровище – юного дофина Луи Шарля и передают на воспитание невежественному сапожнику. И вот уже истерзанная мать через зарешеченное окно тюрьмы с болью наблюдает, как наследник французского престола распевает революционные песни. А потом – еще удар, наотмашь: сын обвинил ее и тетю, принцессу Элизабет, в … педофилии.

…В мрачной башне Консъержери безмерно уставшая женщина готовится встретить свой смертный час. Прощальное письмо родным, сердечная мысль Ферзену. Теперь – одежда: белое платье, чепец и тонкий муслиновый платок. В десять утра лязгает задвижка - то появляется палач. Железная колымага с шумом движется на мостовой. Женщина сидит прямо, с завязанными за спиной руками и гордо поднятой головой. Пусть видят те, кто жаждет ее унижения, с каким поистине королевским величием идет на казнь Мария Антуанетта. Самое страшное уже позади, а это… Всего лишь миг, и - долгожданный покой!

Наутро даже самый ярый враг королевы Эбер в своем бульварном листке «Папаша Дюшен» был вынужден признать: «Впрочем …она до самой смерти осталась дерзкой и отважной».

Ольга СТАРОВОЙТОВА.



 

На главную страницу

К оглавлению проекта «Женщины на века»


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz