МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ "ЖЕНЩИНЫ НА ВЕКА"




Великая княгиня Елизавета Федоровна. 1887 г.


«Как чудесное видение прошла она по земле, оставив после себя сияющий след. Вместе со всеми другими страдальцами за русскую землю она явилась одновременно и искуплением прежней России, и основанием грядущей… Такие образы имеют непреходящее значение: их удел – вечная память и на земле и на небе. Не напрасно народный голос еще при жизни нарек ее святой».
Архиепископ Анастасий.





Великая княгиня Елизавета Федоровна. 1888 г.




Великая княгиня Елизавета Федоровна. 1894 г.



«Она всюду вносила с собою чистое благоухание лилии; быть может, поэтому она так любила белый цвет: это был отблеск ее сердца».
Протопресвитер М.Польский.





Великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович, 1892 г.



Великая княгиня Елизавета Федоровна и великий князь Сергей Александрович в костюмах русских бояр XVII века на историческом бале, 1903 г.



1910 г.



«…Она имела дар притягивать к себе людей, не прилагая к этому никаких усилий. И чувствовалось, что она находилась в высших сферах, и другим помогала подниматься вверх. Она никогда не давала почувствовать другому человеку его слабости».
Графиня А.Олсуфьева.





Покровский собор Марфо-Мариинской обители.




1915 г.



Рака великой княгини Елизаветы Федоровны в храме Святой Марии Магдалины.



Великая княгиня Елизавета Федоровна, блистательная Гессенская принцесса Элла, вошла в историю России как деятельная подвижница, создатель женской Марфо-Мариинской обители милосердия и как достойный член императорской семьи Романовых.


СВЯТАЯ ПРАБАБКА И ДУХ АНГЛИЙСКОЙ СДЕРЖАННОСТИ

Принцесса Элла родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людовика IV и его супруги Алисы, дочери королевы Великобритании Виктории. В семье было семеро детей. Младшая, Алиса, стала впоследствии супругой русского императора Николая II, императрицей Александрой Федоровной. Дети рано лишились матери. Элле было тогда четырнадцать лет, и она воспитывалась при дворе своей бабушки, королевы Виктории, в духе английской сдержанности. Как отмечает архиепископ Анастасий, «все качества ее души строго соразмерены были одно с другим, не создавая нигде впечатления односторонности. Женственность соединялась в ней с мужеством характера; доброта не переходила в слабость и слепое безотчетное доверие к людям; дар рассуждения… присущ был ей во всем, даже в лучших порывах сердца. Быть может, этими особенностями своего характера она обязана была отчасти своему воспитанию… Английский отпечаток, несомненно, лежал на всех ее вкусах и привычках: английский язык был ей ближе родного немецкого». Богатые от природы дарования юной принцессы углублялись с помощью широкого многостороннего образования, не только отвечавшего ее умственным и эстетическим запросам, но и обогатившего ее сведениями практического характера, необходимыми для каждой женщины в домашнем обиходе.

Большое влияние на мировоззрение юной Эллы, по собственному ее признанию, оказала жизнь родоначальницы Гессенского дома - святой Елизаветы Тюрингенской, или Венгерской (по отцу), имя которой она носила. Современница Крестовых походов, эта замечательная женщина отразила в себе настроение своей эпохи. Глубокое благочестие в ней соединялось с самоотверженной любовью к ближним. Ее супруг считал ее щедрую благотворительность расточительностью и потому иногда преследовал ее за это. Постигшее затем Елизавету раннее вдовство обрекло ее на скитальческую, полную лишений жизнь. После она снова получила возможность помогать бедным и страждущим и всецело посвятила себя делам милосердия. Высокое почитание, каким пользовалась эта царственная подвижница еще при жизни, побудило католическую церковь уже в XIII веке причислить ее к лику святых. Впечатлительная душа будущей великой княгини Елизаветы Федоровны с детства была пленена светлым образом ее достойной прабабки, и он глубоко запечатлелся в ней.


«ТВОЙ НАРОД СТАЛ МОИМ НАРОДОМ, ТВОЙ БОГ - МОИМ БОГОМ»

В возрасте двадцати лет великая княгиня Елизавета Федоровна стала супругой великого князя Сергея Александровича, сына русского императора Александра II и императрицы Марии Александровны, также урожденной принцессы Гессенской. Пышная и торжественная свадебная церемония, проходившая в Санкт-Петербурге, долго еще служила предметом обсуждения в светских салонах России и Европы. Так юная принцесса из Гессена вошла в императорскую семью.

Она приехала в Россию в то время, когда страна под крепким скипетром Александра III достигла расцвета своего могущества и силы, и притом в чисто национальном духе. Со свойственной ей любознательностью и чуткостью княгиня стала внимательно изучать национальные черты русского народа и особенно его веру, наложившую глубокий отпечаток на народный характер и на всю русскую культуру. Вскоре православие покорило ее своей красотой и богатством внутреннего содержания. И Елизавета Федоровна по собственному внутреннему побуждению решила отойти от протестантства и присоединиться к Православной Церкви. Когда о ее намерении узнал супруг, у него, по словам одного из придворных, «слезы невольно брызнули из глаз». Глубоко тронуло ее решение и императора Александра III. Он благословил свою невестку драгоценной иконой Нерукотворного Спаса, которую она свято чтила в течение всей последующей жизни. Приобщившись, таким образом, к православной вере и через нее ко всему, что составляло душу русского человека, Елизавета Федоровна могла с полным правом повторить своему супругу слова моавитянки Руфи: «Твой народ стал моим народом, твой Бог - моим Богом».


«Я ОСТАВЛЯЮ БЛЕСТЯЩИЙ МИР…»

На долю Елизаветы Федоровны выпало трудное испытание. Так, судьба уготовила ей страшный удар: в феврале 1905 года Сергея Александровича буквально разорвало на куски бомбой террориста. Ужасная гибель любимого супруга оборвала все. Но она выстояла. Великая княгиня нашла в себе силы посетить убийцу в тюрьме. Она сочувствовала ему, жалела его заблудшую душу, принесла для него Евангелие. Елизавета Федоровна надеялась смягчить и возродить его сердце своею кротостью и всепрощением. Эти же чувства она выразила и от лица трагически погибшего великого князя, повелев написать на кресте-памятнике, воздвигнутом на месте его кончины, евангельские слова: «Отче, отпусти им: не ведают бо, что творят».

Мученическая смерть Сергея Александровича произвела решительный нравственный переворот в душе Елизаветы Федоровны, заставив ее навсегда отойти от прежней жизни. Продолжительный траур по великому князю, во время которого она целиком погрузилась в свой внутренний мир и постоянно пребывала в храме, был первой естественной гранью, отдалившей ее от обычной до сих пор жизненной обстановки.

Елизавета Федоровна отходит от суеты большого света и все свое время посвящает служению неимущим и больным. Она распродает драгоценности, произведения искусства и редкости, которые многие годы собирал ее муж, и вырученные средства передает на нужды приютов и больниц. На одной из тихих московских улиц - Большой Ордынке - покупает обширный участок земли, где основывает очаг милосердия и помощи - Марфо-Мариинскую обитель, начавшую свою деятельность в 1909 году. Все хлопоты по организации обители и по ее управлению великая княгиня взяла на себя. «В моей жизни было столько радости, в скорби - столько безграничного утешения, что я жажду хоть частицу этого отдать другим», - писала она царю Николаю II. Для светского общества решение великой княгини распустить свой двор, чтобы удалиться от света и посвятить себя делу служения ближним, казалось безумием. Однако пересуды и насмешки общества, а также слезы друзей не остановили Елизавету Федоровну и она мужественно пошла новой дорогой.

9 апреля 1910 года великая княгиня, избравшая своими небесными покровителями Сергия Радонежского и святителя Алексия, была возведена в сан настоятельницы обители. В этот день она сказала послушницам: «Я оставляю блестящий мир, но вместе со всеми вами я вхожу в более великий мир - в мир бедных и страдающих».


ОБИТЕЛЬ МИЛОСЕРДИЯ

Быть не от мира сего и, однако, жить и действовать среди мира, чтобы преображать его, - вот основание, на котором строила Елизавета Федоровна. Дух инициативы и нравственная чуткость, заставляли ее изыскивать новые пути и формы благотворительности, в которых отражалось влияние ее первой, западной родины, имевшей больший опыт в организации общественной помощи.

Марфо-Мариинская обитель не походила на монашеский орден. Это был совершенно новый тип церковной организации. Поступающая сестра давала обет служить в общине сначала год, а затем по желанию могла продлить срок сначала на три, а потом на шесть лет. И лишь после этого давала обет пожизненный.

В основе организации женской общины лежал древнейший чин диаконисс, зародившийся в христианстве в III веке. Диакониссы занимались благотворительностью и служили при храме. Они присутствовали при крещении женщин, были наставницами вдов, ухаживали за больными, посылались в дома христианок по церковным надобностям в тех случаях, когда из-за нареканий язычников туда был затруднен вход диакону. Диакониссы хранили целомудрие: оставались девами или однобрачными вдовами.

Особенность этого служения заключалась в соединении двух начал – мирского и монашеского, что в раннем средневековье на деле пытались осуществить в Бельгии женские союзы бегинок, а через несколько веков - Винсент де Поль, основавший первую общину сестер милосердия во Франции.

Великая княгиня стремилась упорядочить и узаконить женское диаконическое служение в Русской Православной Церкви. Она понимала, почему прекратилось служение диаконисс (едва не образовавших особый женский клир)*, и не стремилась возродить чисто церковную форму этого служения. Елизавета Федоровна все внимание сосредоточила на практической стороне – помощи бедным и больным и, таким образом, вольно или невольно следовала опыту лютеранского пастора Т. Флиднера, основавшего в 1836 году в Германии «Союз для ухода за больными Рейнской провинции и Вестфалии». В связи с этим в адрес Марфо-Мариинской обители нередко звучали нарекания. Так, епископ Гермоген упрекал сестер в «подражании протестантизму».

Избрав своей миссией не только служение ближним, но и духовное перевоспитание общества, Елизавета Федоровна стремилась говорить с людьми языком искусства и красоты. Главный Покровский храм общины, построенный по новгородско-псковским образцам известным архитектором А.В. Щусевым и расписанный кистью М.В. Нестерова, отличался выдержанностью стиля и художественной законченностью внешней и внутренней отделки. Богослужение здесь, подлинным украшением которого было прекрасное пение сестер, всегда находилось на большой высоте. На всей внешней обстановке Марфо-Мариинской обители и на самом ее внутреннем быте, кроме духовности лежал отпечаток изящности и культурности. И не потому, что Елизавета Федоровна прилагала к тому усилия. Просто таково было непроизвольное действие ее творческого духа.

Елизавета Федоровна стремилась придать новому служению определенный статус, имеющий твердое основание в организме Русской Православной Церкви. Это было необходимо, поскольку едва ли не все в обители держалось на авторитете и личном примере основательницы. В случае расширения общины, создания отделений по всей стране требовалась прочная основа, которая оставалась бы таковой и после кончины настоятельницы. В 1914 году в своем духовном завещании Елизавета Федоровна писала, что «по указу Святейшего Синода Марфо-Мариинская обитель милосердия вполне принята Церковью».

Обитель, помимо келий послушниц, включала два храма, больницу для женщин, больных туберкулезом, амбулаторию с бесплатным лечением и бесплатной выдачей лекарств, библиотеку, приют для девочек – сирот, воскресную женскую школу, столовую для бедных, аптеку с бесплатными лекарствами.

Молитва и служение ближним целиком занимали Елизавету Федоровну. Она ежедневно рассматривала многочисленные прошения и письма, поступавшие к ней со всех концов России. Принимала также и посетителей, всем шла навстречу и всегда помогала. Трудясь в своей больнице, Елизавета Федоровна обычно брала на себя самую ответственную работу: ассистировала при операциях, делала перевязки и с присущей ей мягкостью всегда находила слова утешения и подбадривала больных. Сами пациенты свидетельствовали, что одно только присутствие великой княгини успокаивало их и облегчало страдания. Они говорили, что от Елизаветы Федоровны исходит целебная сила, которая помогала им безропотно переносить боль. Елизавета Федоровна всегда представала перед людьми со светлым улыбающимся лицом. Только когда она оставалась одна или в кругу близких людей, «у нее на лице, особенно в глазах, проступала таинственная грусть – печать всех высоких душ, томящихся в этом мире», - отмечал протопресвитер М. Польский.


«И НЕ ИЗГЛАЖУ ИМЕНИ ЕГО ИЗ КНИГИ ЖИЗНИ»

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, в обитель сразу же начали поступать раненые. Елизавета Федоровна отдала делу помощи им всю себя без остатка, работая и сиделкой, и медсестрой. Спать приходилось порой не более трех-четырех часов в сутки. 2 марта 1917 года император Николай II отрекся от престола, и в России начались хаос и анархия. Елизавета Федоровна не принимала никакого участия в политических событиях, находясь почти безотлучно в своей обители, уделяя все время молитве и уходу за больными и немощными. Но сердце разрывалось от горя, печальные предчувствия переполняли душу. Она видела развал и озлобление вокруг и горько переживала. «Я испытываю такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, научить его терпению, помочь ему. Вот что я чувствую каждый день. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет», - писала Елизавета Федоровна в одном из писем в конце 1917 года.

У нее была возможность уехать за границу: дипломаты Швеции и Дании обращались к ней с подобным предложением. В 1918 году посол Германии от имени кайзера, предложившего предоставить ей убежище в Германии, выразил большевистскому руководству беспокойство за жизнь Елизаветы Федоровны. Но великая княгиня так и не приняла посла, хотя он несколько раз просил о встрече. Россия стала ее страной, ее домом, ее судьбой. Здесь жили «неразумные дети», которых она не могла и не хотела покидать. И она испила чашу страданий до дна. В начале апреля 1918 года ее арестовали и отправили под охраной сначала в Пермь, а затем в Алапаевск на Урал. Несколько месяцев Елизавета Федоровна вместе с четырьмя другими членами свергнутой династии и со своей верной сподвижницей Варварой провела в заключении. Через сутки после убийства царской семьи в Екатеринбурге в ночь с 17 на 18 июля 1918 года большевики пригнали алапаевских узников к заброшенной глубокой шахте и сбросили их вниз одного за другим. Местные крестьяне, издали наблюдавшие за казнью неведомых им людей, долго слышали молитвенное пение, несущееся из-под земли.

Тело княгини Елизаветы Федоровны покоилось на дне шахты три месяца. Его извлекли представители белой армии, занявшие Алапаевск.

Прошло еще более двух лет, прежде чем ее бренные останки нашли свой вечный покой в Иерусалиме. Гроб с телом был перевезен через всю Сибирь, Монголию и Северный Китай и некоторое время находился в Пекине. На погребении в Иерусалиме в феврале 1921 года присутствовала старшая сестра Елизаветы Федоровны Виктория, маркиза Мильфорд-Хевен. Усыпальницей для великой княгини стала крипта под нижними сводами русской церкви Святой Марии Магдалины. Это один из прекраснейших православных храмов в Палестине. Он расположен на живописном склоне и своими красочными чисто русскими формами заставляет переноситься мыслью в далекую и близкую Россию. Церковь Марии Магдалины венчает гора Елеон, откуда Христос вознесся на небо, чтобы сказать всем, кто в искушении остался верен Ему до смерти: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни. Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его».

В настоящее время Марфо-Мариинская обитель возродила свою деятельность. А великую княгиню Елизавету Федоровну в 1992 году Синод Русской Православной Церкви причисли к лику святых.

Игумен Серафим, вспоминая о великой княгине, пишет: «Будет время, когда талантливые поэты воспоют в стихах ее возвышенную душу, ее светлые подвиги, не только аскетические, но – любви и милосердия. Эти прекрасные возвышенные дела ее, эта жертва, как жертва, приносимая на алтарь любви, никогда не изгладятся из памяти благодарного человечества, которое будет благословлять ее как великую жену любви».


Примечания.
* В западной церкви диакониссы существовали до конца I тысячелетия. В православной церкви поставление диаконисс прекращается в XII веке.


Литература.
1. Боханов А.Н. «В молитвах черпаю силы…». // Подвижники России. – М.: Русское слово, 1999. –С. 482-492.
2. Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. – М.: Отчий дом, 1996. –256 с.
3. Миллер Л. Преподобномученица великая княгиня Елизавета. - М.: Православный благовестник, 2003. – 240 с.


Хронология основных событий из жизни великой княгини Елизаветы Федоровны.
Даты указаны по старому стилю.


1 ноября 1864 года – день рождения Елизаветы, дочери Великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы Виктории Великобританской.
У герцогской четы было семеро детей:
Виктория – родилась в ноябре 1863 г.
Елизавета (Элла) – родилась 1 ноября 1864 г.
Ирена – родилась в июне 1866 г.
Эрнест-Людвиг – родился в ноябре 1868 г.
Фридрих – родился в октябре 1870 г.
Алиса (Аликс) – родилась в июне 1872 г.
Мария – родилась в мае 1874 г.
1878 год – во время эпидемии дифтерита умирает мать Елизаветы герцогиня Алиса (в возрасте 35 лет) и сестра Мария (в возрасте 4 лет).
15 июня 1884 года – состоялась церемония бракосочетания принцессы Елизаветы и великого князя Сергея Александровича, сына русского императора Александра II и императрицы Марии Александровны, урожденной принцессы Гессенской.
Октябрь 1888 года – паломническая поездка Елизаветы Федоровны и Сергея Александровича в Палестину.
25 апреля 1891 года – Елизавета Федоровна крестилась по православному обряду с тем же именем, в честь матери Иоанна Крестителя Елизаветы.
1896 год – коронация русского императора Николая II и императрицы Александры Федоровны (родной сестры Елизаветы Федоровны).
18 июля 1903 года – участие Елизаветы Федоровны вместе с царской семьей в прославлении Серафима Саровского.
18 февраля 1905 года – гибель великого князя Сергея Александровича от бомбы террориста И.Каляева.
10 февраля 1909 года - начала свою деятельность Марфо-Мариинская обитель, базируясь на временном уставе.
9 апреля 1910 года – великая княгиня Елизавета Федоровна возведена в сан настоятельницы Марфо-Мариинской обители.
18 июля 1918 года – гибель в шахте Елизаветы Федоровны вместе с другими членами императорской семьи в Алапаевске, куда она была заживо брошена в шахту большевиками.


Аксана ПОСАЖЕННИКОВА, Елена КУЛАКОВА, г. Новокузнецк.



 

На главную страницу

К оглавлению проекта «Женщины на века»


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz