МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ "ЖЕНЩИНЫ НА ВЕКА"




Картина Н.К.Рериха
«Держательница Мира».




Фрагмент картины «Держательница Мира».








Скульптура маркграфини Уты
и маркграфа Эккехарда
в Наумбургском соборе.













Современный Наумбург.








Фрагмент скульптуры маркграфини Уты.



Картина Н.К.Рериха «Fiat Rex!».
("Да здравствует Король!")























Шкатулка с Камнем.






Фрагмент скульптуры маркграфини Уты.


























Елена Ивановна Рерих.








На фоне белоснежных вершин, покрытых нежно-розовой дымкой тумана, величественно стоит женщина. Судя по одеянию, незнакомка явно принадлежит к знатному средневековому роду. Ее голову венчает изящная корона, а одеяние волнами струится до пят, скрывая изящную фигуру. Одной рукой она приподнимает воротник плаща, а в другой держит загадочную шкатулку. На груди у нее шестиконечная звезда Давида с тремя окружностями на каждом луче. Такой предстает перед нами на картине Николая Рериха «Держательница мира» легендарная Ута из Наумбурга – символ вечной женственности и красоты.


ВЕК VII. ВИДЕНИЕ ОТЦА СЮЛЬПИЦИЯ

В тот день отец Сюльпиций (1), епископ аббатства Бурже, что во Франции, по обыкновению истово молился в аскетичной монастырской часовне. Первые лучи солнца уже пробивались сквозь своды, всполохами отражаясь на каменному полу. Впереди был долгий путь - в каждой деревне духовного пастыря с нетерпением ожидали прихожане. Утешение страждущих требовало огромных душевных сил, кои в сей предрассветный час и испрашивал святой отец у Всевышнего. Вдруг перед внутренним взором возникло видение.

“Белый облачный столб придвинулся, и голос раздался: “Храните Камень (2) в ковчеге, привезенном из Ротенбурга. На нем четыре квадрата со знаком “М” в каждом. Явление будет ясно, когда Я произнесу: Путь четверых на Восток. Ничто не убавит Заповедь. Уступите сужденному часу. Соберу воинов Звезды Моей. Кому суждено познанное во времени, те соберутся. Сие свидетельствую тем часом, что Камень подобен сердцу человеческому и в нем заключен кристалл сияющий!” (3)

И столб распался на мерцающие синие искры, повергнув отца Сюльпиция в священный трепет.


ВЕК XI. ДОСТОЙНАЯ ДИНАСТИЯ ЭККЕХАРДОВ

А теперь перенесемся во времени из Франции в Германию XI века. В ту пору Германия состояла из множества ленных владений короля, вассалы которого нередко обнажали меч против своего повелителя. Одно из таких владений, расположенное на очень важном перекрестке дорог, принадлежало Эккехарду I, маркграфу Мейсенскому, и его семье. Это был удивительно храбрый воин, обладавший весьма необузданным нравом. После смерти короля Отто III (1002 г.) он, хотя и не единогласно, был избран королем Германии. Сразу после этого в Польде, в горах Гарца, Эккехарда I убили. Об этом событии захватывающе повествует летописец Титмар. (4)

«В Польде граф (маркграф Эккехард I – О.С.) достиг цели своего пути. Он поужинал и вместе с немногочисленной свитой устроился на ночлег в каменном зале. Большая часть остальных его людей улеглась спать рядом на балконе. Пока они, усталые, крепко спали, ворвались враги и напали на сонных воинов. Громкий шум разбудил графа, вынудив его быстро вскочить со своего ложа. Он схватил свои одежды и все, что попало под руку, и бросил в камин в надежде, что будет светлее, потом выбил окно. Но кто мог предвидеть, что именно так он откроет путь врагам, стремившимся причинить ему зло. Первым возле дверей убили рыцаря Германа, и во дворце замка – Адольфа, который спешил на помощь своему господину – двух смелых, беззаветно преданных графу людей. Затем ранили королевского камердинера Эрминольда. Теперь Эккехарду, снискавшему славу грозного правителя, как во время мира, так и на войне, пришлось бороться в одиночку. Сильный удар Зигфрида пришелся на колено графу, и он упал. Все, кто наблюдал за происходящим издали, быстро подбежали. Эккехарду отрубили голову и жестоко глумились над трупом. А когда подлое дело свершилось, убийцы радостно и беспрепятственно вернулись домой. Оставшиеся на балконе трусы не пришли на помощь своему господину, а также не попытались отомстить за его смерть. Ужасное событие произошло 30 апреля. Местный аббат Алфгер произвел осмотр трупа и затем в великом смирении сослужил заупокойную службу».

У погибшего вельможи осталось двое сыновей, видимо, юного возраста, потому что старший, Херман, встал во главе маркграфства спустя семь лет, в 1009 году, и управлял им 22 года. После его смерти власть перешла к младшему брату, Эккехарду II, который правил пятнадцать лет (1031–1046) вплоть до своей внезапной кончины.

К сожалению, сведения о братьях в хронике весьма скудны. Однако и то немногое, что донес до нас шелест веков, характеризует их как всецело преданных своему сеньору отважных воинов и передовых людей того времени. Так, сохранился отзыв короля Генриха III о своем вассале Эккехарде II: «вернейший из верных». Оба брата совершили деяние, которое благотворно повлияло на судьбу Германии.

Близ их владений, в старом королевском замке в Цейтце, находилась резиденция епископа. Она постоянно подвергалась вражеским нападениям, что вызывало в стране естественную тревогу. В то же время братья достраивали хорошо укрепленную крепость, начатую еще их отцом. Эккехард I имел родовое гнездо в Гене, но оно не отвечало требованиям безопасности: набеги врагов не прекращались ни днем, ни ночью. Поэтому старый маркграф перенес укрепленное место (Burg) подальше, в новый (слово neue для простоты произношения трансформировалось в naum – О.С.), более удобный стратегический пункт, где и началось масштабное по тем временам строительство. Крепость тут же обросла крестьянскими домами: бедный люд со всех сторон потянулся под защиту сильных и справедливых господ. А там, где замок, там церковь и рынок, - и благодаря удобным торговым путям сюда стали съезжаться заморские купцы. Так возник Наумбург – один из первых средневековых городов Германии, который братья отстраивали с большой любовью. Они и предложили перенести сюда резиденцию епископа, что и было сделано во времена правления Конрада II. Шаг для того времени необычный, поскольку иной вероломный вассал мог бы захватить епископа в качестве заложника и выступить против законного короля. Но Конрад II полностью доверял «достойной династии Эккехардов».

Убийство отца легло на семью тяжелым позором. К тому же братья были бездетны. Отсутствие потомства воспринималось ими как божья кара, и потому оба сделали все ради спасения души ушедшего в мир иной старого маркграфа. Они отдали свое состояние для основания аббатства в старой Йене и вскоре за ним – монастырской церкви в Наумбурге, в которую перенесли останки трагически погибшего отца.

Спустя два столетия после описанных событий, в 1250 году, благодарные жители Наумбурга увековечат память 12 основателей города, установив в соборе Петра и Павла, построенном на месте старой церкви, удивительные по своей выразительности статуи из цветного песчаника. В западной части собора на высоте примерно три метра высятся маркграф Херман с супругой Реглиндис и маркграф Эккехард II с супругой Утой, вошедшей в мировую историю под именем Уты из Наумбурга. На груди у маркграфини Уты – шестиконечная звезда Давида с тремя окружностями на каждом луче. Сочетание древнейших символов о многом расскажет непредвзятому уму.

К сожалению, летописцы того времени не жаловали вниманием знатных дам, предпочитая живописать подвиги их мужей. И об этой женщине мы знаем удручающе мало. Известно лишь, что происходила она из рода Асканнер из Баленстеда (Askanier in Ballenstedt) (5). И воспитывалась в одном из немецких монастырей, получив превосходное по тем временам образование. Хорошо ориентировалась в исторических коллизиях, много читала, любила музыку. Однако главное качество, которое прививали в ней с детства – это домовитость и почитание будущего супруга. Хотя, судя по ее прекрасному волевому лицу, маркграфиня вряд ли ограничивалась только этим. Скорее всего, она активно участвовала в делах мужа, разделяя с ним тяготы многотрудного правления. Из поколения в поколение передавалась информация, что когда-то на статуе были обнаружены рунические знаки, потом их кто-то стер. Любопытная деталь, которая очень походит на правду, если вспомнить о связи Уты с великой Матерью друидов Вальдегундой.6 Неизвестно, владела ли прекрасная маркграфиня святым Граалем. На триптихе Николая Рериха «Fiat Rex» Камень мерцает в руках величественного мудреца, изображенного в центре, а по левую и правую сторону стоят Ута и Эккехард. Сейчас это дивное полотно хранится в Международном Центре Рерихов в Москве. Вот и все автобиографические факты о Уте, известные исследователям на сегодняшний день. Дальше начинается легенда…


ВЕК XIII. ГРАФИНЯ РОТЕНБУРГСКАЯ И РАВВИН МОЗЕС ДЕ ЛЕОН

В далекой Испании мракобесы беспощадно преследовали евреев, среди которых было множество прогрессивных умов. И знаменитый раввин Мозес Бен Шеб-Тоб де Леон (1250–1305) (7) из Вальядолиды (8), известный своей ученостью и связями с тайными науками, пребывал в тяжких раздумьях. Зрелые годы своей жизни он положил на обработку текстов священной книги евреев «Зохар», а теперь обстановка в стране стала невыносимой для творческого труда. Как известно, Каббала состоит из двух книг: «Сейфер Иецира» – книга Творения и «Зохар». Первую традиция приписывает отцу Аврааму, вторую - Симеону Бен Иохаю из Цфата, жившему примерно две тысячи лет назад назад и убитому солдатами императора Андриана, пытавшегося уничтожить религию единобожия. Каббалисты вывезли рукопись «Зохар» в Испанию и изучали ее в специальных школах Жероны (9). Об этом знали лишь посвященные, и Мозес де Леона был одним из них. Он объявил, что нашел рукопись Бен Йохая. Затем собрал воедино разрозненные древние тексты, сверив их по халдейским и сирийским писаниям, и написал к ним обширные комментарии, дошедшие до наших дней. Легенда гласит, что в 1290 году он имел откровение опубликовать результаты проделанной работы, что и сделал. Этот шаг не встретил понимания среди соратников-каббалистов (10). Владел раввин и знаменитым Камнем, Сокровищем Мира.

Вот как повествует об этом известный философ XX века Елена Ивановна Рерих в своем письме от 18.11.1935 г. « … Легенда, записанная в «Криптограммах Востока» - истина. По преданию сокровище приносит с собою и особый Завет, который должен быть выполнен. Ларец, упомянутый в легенде, относится к XIII столетию и по преданию он сделан из кожи, принадлежавшей самому Соломону. На коже имеется много алхимических символов. Знаменитый раввин Моисей де Леона, составитель Зохара, преследуемый испанцами во время гонения на евреев, нашел защиту в лице германской феодалки, допустившей его и гонимых в свои владения. В благодарность он подарил ей талисман и этот драгоценный кусок кожи. Феодалка приказала сделать из этой кожи ларец и хранила в нем полученный талисман…»


ВЕК XX. МАРКГРАФИНЯ УТА ИЗ НАУМБУРГА

Семь долгих веков Ута с супругом Экехардом украшала Наумбургский собор. За это время, похоже, никто не черпал вдохновения при взгляде на раскрашенные статуи из песчаника. По крайней мере в дневниковых записях выдающихся личностей о них не упоминается ни слова (11). Но капризная Фортуна непредсказуема - однажды маркграфиня в одночасье стала знаменитой. И повинен в том безработный наумбургский фотограф Вальтер Хеге. В 1921 году, из-за недостатка заказов он стал изучать старинный собор, выясняя, при каком освещении лучше снимать ту или иную статую. Художник охотно фотографировал фигуры в разных ракурсах и делал увеличенные фрагменты – до тех пор, пока поверхность камня не приобрела блеска кожи. Ему удалось “представить основателей Наумбурга живыми людьми и страдающими современниками”. Особенно удался портрет Уты – он поражал зрителей своим ярко выраженным достоинством и безупречностью.

В 1937 году в Мюнхене открылась выставка “Выродившееся искусство”. Среди 600 экспонатов, отражавших по мнению организаторов неприглядные тенденции в современном искусстве, находилась одна единственная фотография средневековой скульптуры. И контраст оказался столь разительным, что и специалисты, и зрители были очарованы. “Ограда, отделяющая от всего скверного и пошлого”, “спокойный и холодный облик, полностью сосредоточенный в себе”, “воплощение гордости и достоинства”, “сверхчеловеческое излучение мощи и силы” - это лишь часть эпитетов, которые в те дни адресовали маркграфине немецкие газеты. С того момента в Германии и начался культ Уты. Ее жизнь обрастала массой догадок и предположений, оказавшихся весьма живучими. Так, кто-то заметил, что Ута, наверное, была несчастна в браке. Об этом якобы свидетельствует ее несколько отстраненная поза - “Не прикасайся ко мне!” - и приподнятый воротник.

Спустя короткий срок Ута из Наумбурга стала своего рода эталоном, по выражению Люси Нат - “идеалом немецкой женщины, к которому мы всегда будем стремиться”.

А потом грянула война. В Германии к власти пришли нацисты. И, по закону вечного тяготения тьмы к Свету, обратили свои взоры к маркграфине Уте, назвав ее леди Третьего рейха. В 1938 году нацисты восхваляли Уту как “высокий символ женского национального достоинства” на своем собрании, организованном в западном хоре собора. Национал-социализму претила мысль, что женщина как бы отдаляется от своего супруга. И пропаганда возвестила, что супруги вместе стоят в борьбе за Германию. И пока доблестный Экехард защищает свою родину от врагов, Ута, как истинная немецкая женщина, терпеливо и самоотверженно ждет своего супруга. О популярности Уты в годы второй мировой войны свидетельствует и такой факт: пьеса Феликса Дюнена, посвященная супругам, игралась на сцене более 100 немецких театров.

Так маркграфиня, жившая в XI веке, шагнула в легенду в веке XX. Отныне и по сей день в Наумбургский собор тянутся вереницей паломники, чтобы найти утешение в “истинно немецкой сущности”, которая сама была “одинокой в мире, слишком резком для ее тонкой и нежной души”.


ВЕК XX. … И ЕЛЕНА РЕРИХ

А явление, в котором говорилось в пророчестве, данном отцу Сюльпицию, действительно стало понятно. Правда, только спустя 13 веков, когда путь четверых членов семьи знаменитого художника Рериха лег на Восток. Перед этим они много путешествовали по миру Однажды на адрес парижского банка Рерихов пришла посылка. Вскрыв деревянный ящик, Елена Ивановна увидела ту самую шкатулку, изготовленную в старинном городе Ротенбурге. В ней лежало легендарное сокровище – черный Камень в форме сердца. На коже, обтягивающей шкатулку, были вытеснены четыре буквы «М». Супруги сразу поняли, что они означают: с этой буквы начиналось имя их Учителя – Мория. С той поры Камень святого Грааля хранился в семье Рерихов, а после смерти последнего из них, Святослава Рериха, последовавшей в 1993 году, таинственно исчез…


Примечания.

1. В легенде о Камне не говорится, о каком именно Сюльпиции идет речь. В истории известны, по крайней мере, три католических монаха с таким именем. В статье отдано предпочтение епископу из аббатства в Бурже, славившемуся своей святостью и аскетичностью. В честь этого Сюльпиция, под конец жизни оставившего епископский сан и целиком посвятившего себя помощи бедным (умер в 647 году), назван собор в Париже - Сен-Сюльпис. Ежегодно 17 января и по сей день в честь отца Сюльпиция там ведутся торжественные богослужения.
2. Святой Грааль фигурирует в легендах как Камень, Чаша и Блюдо. В данном случае речь идет о Камне.
3. Легенда о Камне, взята из книги Жозефины Сент-Илер «Криптограммы Востока», Новосибирск, 1998 год, издательство «Свет».
4. Hans-Joachim Mrusek Drei saksische Kathedralen, Merseburg – Naumburg –Meisen, Dresden, 1976.
5. Klaus Wagenbach, «Uta von Naumburg. Eine deutsche Ikone» Die Zeit, № 18 23.04.1998.
6. Е.И.Рерих. «Письма в Америку», том 1-й, стр. 274, о Вайдегунде, Матери друидов.
7. Арон Бернштейн, статья «Евреи в Испании», журнал «Лехаим», № 2, 2000.
8. «Тайная Доктрина», том 3, гл. XX, стр. 156, издание 1993 года.
9. Арон Бернштейн, статья «Евреи в Испании», журнал «Лехаим», № 2, 2000.
10. Коллега из Израиля. Найти журнал.
11. Klaus Wagenbach, «Uta von Naumburg. Eine deutsche Ikone» Die Zeit, № 18 23.04.1998.


Ольга СТАРОВОЙТОВА, г. Рига.



 

На главную страницу

К оглавлению проекта «Женщины на века»


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz