Е. Маточкин
Пик Рериха
9 октября 1974
г. исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося русского художника Николая Константиновича
Рериха. Защите мира, идеям сближения народов всех стран посвятил Рерих все свои
дела. Изучению богатого культурного наследия Востока способствовали организованные
им Центрально-Азиатские экспедиции, завершившие дело русских исследователей Азии.
Где бы ни был Рерих — в Америке или Париже, в Лондоне или Индии,— всюду он оставался
горячим патриотом своей Родины. Ей завещал Рерих свои дневники, книги, картины.
Мастером гор
называют Рериха. Горы вошли в его творения с 1906 г., когда во время путешествия
по Италии и Швейцарии он написал серию альпийских этюдов. В 1913 г. появляются кавказские
зарисовки, Эльбрус, позднее — снова Альпы, Монблан, Гималаи, Тянь-Шань, Алтай, Фудзияма.
Юношеское увлечение
археологией привело Рериха к мысли об определенном восточном влиянии на Русь. Для
изучения этих древних взаимосвязей он организует экспедицию по срединной Азии из
Индии до Алтая и обратно.
Караванными
тропами был пройден огромный путь через 35 высокогорных перевалов, по безлюдным
степям и пустыням Азии. Маршрут в 25 тысяч километров начался и закончился в Сиккиме.
«Все 17 вершин Гималаев сияли над Сиккимом.
С запада к Востоку: Канг, Джану, Малый Кабру, Кабру, Доумпик, Талунг, Канченджанга,
Пандим, Джубони, Симву, Нарсинг, Синиолчу, Пакичу, Чомомо, Лама, Андем, Канченджау.
Целая снеговая страна, меняющая свои очертания при каждом изменении света. Поистине
неисчерпаемая впечатлениями и неустанно зовущая» (1).
Осенью 1925 г. экспедиция гималайскими
перевалами вышла в восточный Туркестан. «Из
семи перевалов этого пути самым опасным оказался Сасир, а именно подъем по гладкой
сферической поверхности ледника. Самым легким оказался самый высокий Каракорум,
что значит «черный трон», названный по темной скале, венчающей перевал.
Рассказать красоту этого многодневного снежного
царства невозможно. Такое разнообразие, такая выразительность очертаний, такие фантастические
города, такие многоцветные ручьи и потоки, такие памятные пурпуровые и лунные скалы» (1).
Горы сменялись
пустыней Такла-Макан; на обратном пути из Монголии — пустыней Гоби. На высокогорном
тибетском плато Чантанг на высоте свыше 4000 м караван был задержан и пробыл там
в течение всей необычайно суровой зимы. Пройдя Трансгималаи через перевал Сангмо-Бертик
(5818 м), экспедиция весной 1928 г. вернулась в Дарджилинг, Рерихом был основан
гималайский институт научных исследований «Урусвати». Богатейшие впечатления художника
легли в основу многих его горных пейзажей. Десятки картин посвятил он высочайшим
вершинам мира. За облаками, в неожиданной вышине, в яркой лазури ослепительными
снегами сверкают вздыбленные к небу громады. Будто навстречу космическому огню раскрылся
гигантский горный цветок — Джомолунгма. Бесконечные панорамы хребтов сменяют одна
другую. На горизонте встают зовущие прекрасные вершины.
К таким вершинам
влечет человека неутолимая жажда познания.
Сколько легенд
и преданий, связанных с горами, изобразил художник на своих полотнах. Это — «Конь
счастья», «Тень Учителя», «Вестник от Гималаев», сюита «Майтрейя — победитель»,
«Песнь о Шамбале».
Показанные
впервые в 1957 г. гималайские работы Рериха были сразу высоко оценены всеми любителями
гор. Им оказались близки эти пламенеющие закатные дали хребтов, устремленные к небу
манящие вершины: Джомолунгма с вершинами Лхоцзе, Макалу, Чомолензо; Джомолунгма
со стороны Тибета, заоблачный массив Канченджанги, стены Нангапарбат, труднейшая
Нандадеви.
Удивительно, как художник строит
иногда свои композиции, выбирая необычно высокую точку наблюдения... Почти отвесно,
прямо от зрителя, уходят в туманную бездну темные карнизы обрывистого склона, и
уже откуда-то из далекой глубины встает величественно-прекрасная пирамида Нандадеви
— высшей точки Гарвала. Или картина «Хребет Канченджанги». Из моря облаков один
за другим вздымаются все более высокие зубцы вершин, сходясь к своему высшему венцу
— Канченджанге. Создается впечатление, что художник наблюдает эти панорамы с каких-то
несуществующих пиков. Своим загадочным мастерством он заставляет зрителя почти физически
ощущать это чувство недосягаемых высот.
Видимо, не
случайно еще в России Горький назвал Рериха «величайшим интуитивистом современности».
Интересен в
связи с этим эпизод, который описывает сам Рерих: «...пришла вся экспедиция с Эвереста. Все-таки непонятно, что они оставили
двух погибших товарищей без длительных розысков. (Речь идет об английской экспедиции
1924 г. — Е. М.) Между прочим, добивались
узнать, не поднимались ли мы к Эвересту — на картине «Сжигание тьмы» они узнали
точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид,
видимый только ими, попал на картину» (2). Было бы интересно
сопоставить многие панорамные картины Рериха, во многом основанные на интуитивном
мастерстве, с точным фотографическим материалом.
По многочисленным
картинам и дневниковым записям Рериха, собранным впоследствии в книгу «Алтай — Гималаи»,
можно составить достаточно подробное впечатление о том грандиозном маршруте, который
прошла экспедиция Рериха. Здесь и гималайские перевалы, и хребты Тибета, и Куэнь-Лунь.
Но самые сердечные высказывания у Рериха — об Алтае. Сюда, к отрогам Катунского
хребта, прибыла в августе 1926 г. его экспедиция. Вместе с проводником В. С. Атамановым
они часто выезжали в горы, к Белухе. «С вершины
Студеного видна сама Белуха, о которой шепчут даже пустыни». Двуглавую царицу
Сибири художник рисовал неоднократно. Известен его этюд Белухи с юга, со стороны
Катунского ледника. Путь до него из села Верхний Уймон, где останавливалась экспедиция,
довольно длинный и сложный. Нужно несколькими перевалами пересечь Катунский хребет.
Картина «Белуха» написана в звонких светлых тонах. Ясно рисуются две вершины — Восточная
и Западная, скальный гребень, разделяющий надвое Катунский ледник.
О Белухе у него есть интересные
записи: «На Алтае гору Белуху называют Учь-Сюре,
Учь-Орион. Сюре — жилище богов, соответствует монгольской Сумер и индийской Сумеру.
Небесная птица на горе Учь-Сюре победила дракона. На гору Учь-Сюре восходят по белому
хатыку» (2). Вероятно, Рериху было известно, что в то
время Белуха была покорена лишь братьями Троновыми, которые взошли на Восточную
вершину по белому «шарфу» ледника, стекающего с Седла к самой Катуни.
По-видимому,
многие этюды гор, приписываемые искусствоведами к гималайским, были навеяны алтайскими
впечатлениями.
Месяц, проведенный
художником на Алтае, оказался для него очень значительным. Юрий Николаевич в своих
воспоминаниях об отце писал: «Для Николая
Константиновича Алтай на севере и Гималаи на юге были как бы полюсами одного грандиозного
горного мира. Его мысленный взор охватывал весь необъятный простор Внутренней Азии,
от вершин Алтая («Белуха», массив Табан-Богдо в Монгольском Алтае) до вершин Гималаев.
Характерно, что снежная вершина Гэпанг, возвышающаяся над избранной Николаем Константиновичем
для многих лет жизни далекой Кулу в Западных Гималаях, своими очертаниями живо напоминает
далекую северную Белуху» (3).
С 1961 г. 60
полотен Рериха выставлены в экспозиции Новосибирской картинной галереи и стали крупным
событием в жизни Сибири. В знак признательности художнику за полюбившиеся картины
городские томские альпинисты назвали один из пиков Алтая именем Николая Константиновича
Рериха. В 1963 г. в районе Белухи под руководством Г.Г. Андреева была проведена
Альпиниада Томского облсовета СДСО «Буревестник». В бассейне Аккема альпинисты увидели
красивый пик, который был покорен и назван именем великого русского художника.
В ознаменование
100-летнего юбилея художника в марте 1974 г. альпинисты из Новосибирского Академгородка
совершили юбилейное восхождение на пик Рериха*.
Пик Рериха с запада |
Пик Рериха расположен между
вершинами XX лет Октября и пиком
Броня. С севера, с ледника Западного, пик Рериха смотрится гордой снежно-ледовой
стеной, увенчанной скальной короной. Со стороны Белухи пик встает над ледником отвесной
каменной пирамидой. С запада длинный скальный гребень проектируется плавным изгибом
к вершине.
Путь наш (Новосибирцев)
начался из Уймонской долины, где в 1926 г. останавливалась экспедиция Рериха. 8
марта, пройдя перевал Кузуяк, мы спустились в долину Аккема. В низовьях река еще
покрыта льдом, можно было передвигаться на лыжах. Чем выше, тем чаще попадаются
огромные валуны, местами к реке вплотную подступают скалистые утесы. Часто из боковых
ущелий ниспадают застывшие голубые водопады. В верховьях встречаются большие участки
мокрого снега, у конечной морены текут незамерзающие потоки. За верхним Аккемским
озером наш путь — в первый западный приток Аккемского ледника. Вершины Белухи начинает
заволакивать густая пелена тумана. За большим камнем, немного левее плато ледника,
мы устраиваемся на ночлег. К утру ветер усилился, но руководитель экспедиции Евгений
Великанов все же решает идти на восхождение по северо-восточному снежно-ледовому
склону. Идем на кошках с ледорубом. Где-то посередине склона проходит трещина. Она
неширокая, пещерного типа, в ней удобно организовать нижнюю страховку на наиболее
крутом ледовом участке склона, который выводит к широкой перемычке. С перемычки
к пику Рериха ведет скальный гребень. Подъем здесь не очень крутой, камни плотных
пород с острыми гранями. Поднимаемся двумя связками. Все шире раздвигается горизонт,
все дальше уходят остроконечные хребты над белым маревом пурги. Чем выше, тем слабее
ветер. Последние метры, и вот в 15 часов мы на вершине! Второй раз покорилась гора
восходителям. Здесь мы сняли записку томичей 11-летней давности.
Вершина — ровная
снежная площадка с несколькими плоскими камнями.
Барельеф Рериха и Знамя Мира на пике Рериха |
Разворачиваем Знамя Мира (это
знамя Рерих создал вместе с пактом защиты объектов и памятников культуры от варварских
разрушений). Символ знамени — три красных круга в красной окружности. На заднем
плане — крутые белые склоны двух вершин. Для нашей экспедиции такое знамя по рисунку
Рериха сшила сотрудница Новосибирской галереи Галина Лаевская. Чеканный барельеф
Николая Константиновича Рериха прибиваем скальными крючьями прямо на Знамя Мира.
Чеканку выполнил Валерий Липенков по эскизу художника Владимира Сокола. Фото вершины
Рериха с барельефом художника и Знаменем Мира опубликовали к 100-летнему юбилею
советские и индийские газеты. С вершины открывается необыкновенно красивая панорама
на всю северную подкову Белухи. Кажется, разбежишься и прыгнешь к ней на седло.
Отвесными километровыми стенами с нависшими карнизами льда обрываются ее склоны
с вершин и Западного плато.
Высота пика
Рериха, определенная томскими альпинистами, составляет примерно 3850 м. Путь по
западному гребню оценивается 2Б к. т., по северо-восточному склону — 2А к. т. На
вершину просматривается еще два пути — по юго-западной стене прямо с ледника Аккемского
(примерно 4Б к. т.) и, по-видимому, самый простой маршрут из долины Кочурлы.
В августе 1973
г. группа альпинистов из Новосибирского Академгородка вновь совершила восхождение
на пик Рериха. Лето было необыкновенно жарким для Алтая. Открылись и растрескались
все ледники. Мартовский путь восхождения казался нереальным, и руководитель группы,
кандидат в мастера Владислав Семешин решает идти гребневым маршрутом с запада по
пути, пройденному томичами. Поднимаемся связками, обходя и преодолевая многочисленные
жандармы. Достигнув вершины, развернули большое Знамя Мира на древке.
Литература
1.
Н. К.
Рерих. Сердце Азии. Нью-Йорк, 1929.
2. Н. К. Рерих.
Алтай-Гималаи. (XX век: Путешествия. Открытия. Исследования). М., 1974.
3.
Ю. Н. Рерих. Листки воспоминаний.
Приключения в горах. М., 1961.
4. В. Булгаков. Встречи с художниками. Л., 1909.
5. Л. Цесюлевич. Крестьяне Алтая о Николае Рерихе. Новосибирск,
1974.
* Кроме пика Рериха на Алтае есть ледник Рериха на Тянь-Шане. И там
же есть два перевала Н.Рериха (в хребтах Восточный Ак-Шийряк и Сарыджасском).
© Побежденные вершины. 1973-1974. Сборник советского альпинизма. –
М.: Мысль, 1976. – С. 134-139. Сост. сб-ка П.С. Рототаев.
Пик Рериха. Вид с ледника Западный. |
Слева направо: вершина Юрия Рериха, пик Урусвати (двойной), |