«ГРАНИ АГНИ ЙОГИ»

ОБ ИСКУССТВЕ

 

q     Искусство есть средство пробуж­дения, воспитания и развития творчес­кой мощи человеческого сознания. Удел человека - творить. Ценен и целе­сообразен лишь труд творческий. Без огненной мощи творящей не построить Нового Мира. Искусство пробуждает в человеке дремлющие и скрытые силы его творческой мощи, ибо оно, вводя человека в мир произведений этого творчества, приобщает его к огню. Без воображения нет творчества. А без накопления нет и воображения. Значит, надо тренировать третий глаз, передаю­щий в Чашу отпечатки того, что он видит, а главное - запечатлевает. Смот­реть недостаточно, надо именно видеть. Изобразительное искусство и учит тому, чтобы уметь наблюдать и отмечать все оттенки тонов или красок, или формы. Без обостренной способности видеть, как может работать художник или слышать певец и композитор? Искусства учат упражнять и обострять чувство слуха, зрения, ритма и чувство прекрасного, словом, все способности человека, и в этом его величайшее значение. С развитыми способностями воображения и отточенными чувствами может вступить человек в строй творцов и созидателей Нового Мира...

(I том. Февр.20).

 

q     Зрительная память отличная необ­ходима для художника, и слуховая па­мять - для музыканта. Любая область искусства требует от человека долгой тренировки всех его способностей вос­приятия и некоторых в особенности.

Искусство учит не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Ибо смотрят и слушают все, но видят и слышат немногие... Так истинное искусство приводит человека на путь йоги, путь утверждения и раскрытия всех его творческих способностей. Человек может творить. Из чего? Из элементов его накоплений, подмеченных в жизни и отложенных в Чаше. Искусство жизнен­но, т.е. нужно для жизни в условиях плотных. Строителям жизни земной нуж­ны все способности духа, чтобы творчески строить и создавать новые формы жизни. Только искусство может будить твор­ческую мощь в человеке. Пусть красота проникнет во все области жизни, во все уголки. Красота дел рук человеческих неотделима от искусства. Так искусство войдет в жизнь, во всю жизнь человека, и, войдя и преобразив жизнь, пробудит в человеке способность творить и трудиться творчески, поднимет его на новую эво­люционную ступень достижений.

(I том. Февр.24).

 

q     Воспитательное значение искусства не понимается всесторонне. О некоторых сторонах этого вопроса умалчивается вовсе по невежеству. Путь искусства - йогический, ибо требует от идущего этим путем развития и обострения органов чувств и многих качеств духа. Фотоап­парат глаза или аппарат слуха должны быть доведены до совершенства…

(I том. Февр.24).

 

q     Думают, что лицезрение полотен даст желаемый результат, но забывают о соответствии, т.е. способности созна­ния созвучать с тем, что оно видит. Без соответствия нет созвучия, а без созвучия - понимания и восприятия внутренней сущности явления. При на­личии в сознании элементов, способных дать созвучие, последние зарождают процесс ассимиляции и вызывают рост и углубление взаимопонимания. Как бы искра попадает в сознание и зажигает все, что может гореть, дать огонь, а затем свет. Для кого-то этот процесс может стать целым откровением и раскрытием своей собственной сущности смотрящего, и тогда просыпается сердце к явлению непосредственного познавания. Именно ис­кусство ведет по ступеням непосредст­венного по­знавания, ког­да уже не нужны слова - лишь серд­це трепещет ощущением Света. Сказа­но: через ис­кусство имеете Свет. Свет знания, - что может быть выше. Подни­мает оно человека над всем мелким, личным, эгоистическим и переносит в мир сверхличных явлений. И сознания, разделенные малым, могут сойтись на большом - в согласии взаимопонимания и признания. Потому можно сказать, что искусство объединяет. И близко то время, когда оно объединит народы земли, ибо язык его универсален и понятен для всех. Рембрандт, Рафаэль, Ван Дейк, Леонардо да Винчи - их одинаково ценят во всех уголках земного шара и не прочь их полотна иметь у себя. Искусство - это язык будущего постижения мира, через него подойдут к пониманию того, что ныне им недоступно. Художник творит; но творчество - удел человека, удел всех людей. И потому к великому творчеству жизни человечество придет через искусство. С его помощью планета станет садом цветущим и станет прекрасным все, что окружает человека и является плодом труда его рук, ибо прекрасное войдет в труд и сделает художественно красивым все, что выходит из рук человека. Красивы будут дома, улицы, города, обстановка домов, предметы обихода, машины, прекрасны одежды людей и весь обиход жизни. Искусство нивелирует все и преобразит все, и даст ключ человеку к творческому преображению жизни. Потому ныне такое глубокое значение придается искусству, и к творчеству во всех областях деятельности призываются все. Это искание новых путей в творчестве так нужно в архитектуре, в машиностроении, словом везде, где творит мысль, и искусство помощником верным будет всегда человеку, ибо утверждается оно на прекрасном, на красоте. Красота ляжет в основание строительства Нового Мира, который созидается ныне на просторах планеты и идет на cмену старого, одряхлевшего мира, осужденного на смерть логикой непреложных законов развития человеческого общества...

(I том. Сент.29).

q     Творчество Гуру своеобразно, са­мобытно, необычно и производит совер­шенно особое впечатление на сознание, вызывая порой целый поток мыслей. Одно из его замечательнейших поло­тен — это картина «Настасья Микулична». Её надо смотреть из самого даль­него угла комнаты, а ещё лучше из коридора, и тогда красоты её оживают и начинают сиять и светиться. И чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она в сознании. И кажется, что это не просто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гит­леровские орды, оснащённые продукцией техники всей Европы, ещё угрожали нашей Стране. и вторая Отечественная война была в самом разгаре. И в это трудное для нашей Страны время Рерих уже предвидел конечную победу над врагом, над нашими врагами и недоб­рожелателями. Настасья Микулична - это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на ми­ровую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от тёмного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека человеком, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощённая в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несёт Миру мир, и в длани её - поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или все­го человечества в целом, на охрану ми­ра, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира. Она ещё в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уве­ренности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твердо ступает вперёд в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно воз­никает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь нашей Родины и её ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несёт миру мир, да, она является защитницей малых народов и всех угнетённых, да, к ней с надеждой и верой устремлены ныне миллионы глаз во всех уголках пла­неты, да, она возглавляет борьбу со старым, обречённым, уходящим и разлагающимся миром и ведёт за собою народы и эту победную мощь. Конь поднимается на возвышенность, он ещё на неё не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и На­ша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом.

(I том. Окт.30).

q     А вот другая картина - «Три ко­роны». В смертный бой вступили три короля. Из-за чего бьются они? Что хотят отнять они друг у друга? Может быть, Константинополь и проливы или черноземные богатые равнины Украины? Или увеличить новыми владениями лоскутную монархию? Но бьются трое: картина написана в 1914 году, когда разразилась первая мировая война и кайзер Вильгельм, Иосиф Австрийский и Николай Романов вступили в войну. На картине высоко в небе над сражаю­щимися фигурами уплывают три коро­ны, чтобы никогда уже более не вернуть­ся на их незадачливые головы. Так, снова, художник предвидел ход мировых событий и исход великой войны. Этому мож­но не удивляться, понимание будущего свойственно некоторым выдающимся людям.

Картина «Город обречённый» про­изводит особенно глубокое впечатление. На фоне грозного огненно-красного неба стоит огромный тёмный замок, стоит, видимо, века. В его окнах отражаются красные отблески зарева. Кровавое небо - символ грядущей войны, а красные и алые краски - символ идущей за ней революции. На фоне этих красок обречённость старого замка, старого мира. Потому-то неизбежность, какая-то неумолимость хода исторических событий чувствуется в этих тонах, словно предвидел художник и неизбеж­ность кровавой войны, и неизбежность последовавшей за ней революции, когда красные знамена были подняты во имя освобождения народов от оков старого мира. И то, что старый мир бесповоротно осужден законом исторической справедливости и законом об­щественного развития, явст­вует из самого названия карти­ны «Город обре­чённый». Ибо мир старый действительно обречён, и как бы ни старались за­щитники войн и насилий и колони-ального раб­ства и все противники Нашей Страны его отстоять на всех ассамблеях мира, он обречён, и уйдёт, и уступит дорогу Новому Миру свободы и счастья. Миру без войн. Миру, освобождённому от всех видов рабства, Миру, который строится и утверждается Нашей Великой Страной и Теми, Кто ведёт её и за нею весь мир и все народы земли в это сияющее светлое будущее.

(I том. Окт.31).

 

q     Толстой Л.Н. велик тем, что в своих произведениях мастерски отобра­зил жизнь, которую он видел, и которая была ближе ему по времени. Точно так же Рерих на полотнах своих за­печатлел жизнь, как он её понимал или видел. В картинах, посвящённых Востоку, отображена жизнь его народов, её особенность, своеобразие, их представ­ления об окружающем мире, их устремления и надежды и даже философские концепции. Душу народов Востока запечатлел Рерих на своих полотнах и жизнь, быть может, не всегда понятную тем, кто не соприка­сался с нею так близко, как соприкос­нулся художник, много путешествуя и долго живя на Востоке. Те, кто не имели представления об изумительной игре красок Гималайских гор, даже упрекали его в неестественности и наду­манности его работ. Но они не видели того, что видел Рерих. Так же не всегда сразу понятны те его картины, в кото­рых знакомит он нас с легендами или философской мыслью Востока, с их надеждами на обновление мира, связанны­ми с именами их легендарных ге­роев. Но с уве­ренностью можно сказать только одно: Рерих на полотнах своих отобразил душу народов Востока, и отобразил это правдиво и жиз­ненно. Недаром на надгробном камне имеется надпись: «Великому русскому другу индийского народа».

(I том. Нояб.10).

q     …По высочайшим вершинам твор­ческой мощи искусства и высшего знания можно судить, хотя и отдаленно, о возможностях Огненного Мира. Они не ограничены ничем. А творчество ограничено лишь только рамками тех космических законов, в пределах ко­торых утверждается проявленный мир. Но само творчество беспредельно. Так искусство и наука являют собою путь в Беспредельность.

(IV том. § 320).

q     (Гуру). Служение Красоте и искус­ству есть питание оболочек своих Све­том. Даже травы тянутся к Свету, тем более - дух. Значение искусства как питания духа - огромно. Искусству в жизни человеческой можно отвести первенствующее место, через него - Свет. Искусство можно назвать, в его высшем понимании, новой религией человечества. Красота - это купол Великого Храма Жизни. Красота син­тетична, ибо может обнять собой все. Можно представить себе, как Красотою оформлены все тела человека и как входит она во все его дела, мысли и чувства. Красота - это Свет, это полное отсутствие тьмы. Красота - это жизнь.

Мир Новый будет строиться Красотою и основан на Красоте. Но Красота войдет в жизнь через искусство. Потому назначение искусства велико и высоко. Те, кто сознательно служат искусству, есть служители Света.

(IV tom. § 456).

 

q     ...Поэт и художник живут в мире образов, создаваемых их творческим воображением. Эти образы столь ярки и жизненны, что многие поколения чи­тателей живут ими. Фактически мыслью живут все, только у обычных людей мысли касаются обычного обихода или обычной работы, не переступая границы необычного. Но в Мире Тонком, где творчество мысли уже не связано обстоятельствами плотного мира, освобождается мысль из темницы материи низшей и свободно творит. И тут воображение становится решающим фактором творчества, ибо если оно не развито, то и творчество соответственно бедно. Земная жизнь позволяет собирать и накапливать ма­териалы для будущего творчества в Надземном, и чем более развито и богато воображение, тем ярче там жизнь. О развитии воображения следует думать. И лучшей школой для ее воспитания будет искусство. Эта сторона значения искусства разра­ботана мало. Искусство питает вообра­жение и дает ему возможность расти. Значение искусства в том направлении неизмеримо.

(IV tom. § 523).

 

q     (Гуру) Чтобы легче представить себя в мире Прекрасного, будем думать о Красоте. Красоту можно утверждать во всем, и, прежде всего, в своих мыслях, поступках и действиях. Красота - это ключ от высоких слоев Надземного Ми­ра. На Земле, в области творений рук человеческих. Красота уявлена в искус­стве. Здесь можно искать и находить Красоту. Потому Утверждает Учитель, что через искусство имеете Свет. Кра­сота творений рук человеческих Свет проливает на Землю. Вот почему служе­ние искусству является формою слу­жения Свету. Говорится об истинном служении. Через Красоту имеете Свет. Истинное служение искусству есть утверждение Красоты на Земле.

(V tom. § 15).

 

q     Пространственная жизнь в своих проявлениях разграничена по сферам. Каждой сфере соответствуют существа, ее населяющие. Население каждой весьма разнообразно, но тональность их созвучна настроенности сферы. Сферы разделяются, в свою очередь, по слоям. В основе деления лежит цифра семь. Живя на Земле, человек, тем не менее, прочно связан с определенными сферами в согласии с теми элементами, которые преобладают в его сущности. Связь эта устанавливается по сродству того, что есть в человеке, с тем, чем пульсирует та или иная сфера. Сферы пребывания после освобождения от тела, скажем композитора или поэта, различны, один будет жить в мире беззвучных симфоний, другой в мире прекрасных образов. Обе сферы близки друг другу по природе, ибо относятся к области искусства. Основным ключом пребывания в Высших Сферах явля­ется красота, в низших - безобразие. Закон соответствия неотвратимо вовле­кает развоплощенных духов в сферы, созвучные сущности каждого и тем элементам, которые накоплены челове­ком в течение его земной жизни...

(V tom. § 241).

q     Итак, выставка всё же состоялась. Уже понимаете, что каждое полотно — это кристаллы сгущённого Света, соб­ранного в определённых сочетаниях в форме картин. Каждый смотрящий на неё вступает в соприкосновение с энер­гиями огней, в ней заключённых. Отсю­да проистекает и то влияние на посе­тителей, которое оказывают предметы творчества рук человеческих, созданных при участии огней духа. Человек мо­жет не отдавать себе отчёта в том, что происходит, и, тем не менее, воздействие от этого не уменьшается. Сознательное отношение к явлениям такого порядка ещё более усиливает эффект. Таким образом, значение выстав­ки картин Гуру имеет очень большой и глубокий смысл, оставляя неизгладимый отпечаток на сознании. Многие хотя и не понимают того, что происходит, но всё же чувствуют нечто необъяснимое, неподдающееся выражению словами. Если бы со стороны Тонкого Мира было бы можно взглянуть, то увидели бы, как облако Света стоит, окружая собранье полотен, и отсвет его озаряет окружа­ющее пространство. Произведения ис­тинного искусства действительно слу­жат источником Света, не меркнущего во времени.

(V том. § 516).

q     (Гуру). Есть два ряда дел: одни недолго живут и быстро умирают, другие же не умирают даже в веках. Хорошо, когда человек отдает время и место делам, которые не умирают. Смотрите, как человечество воздает почи­тание людям, творившим неумирающие дела, великие бессмертные произведения искусства. Служению то­му, что не уми­рает, может отдать себя человек, поняв­ший смерть и бессмертие вещей. Кто чему и кому служит, тот с тем и остается. Бессмертные бессмертным окружают себя: и мыслями, и пред­метами, и делами.

( VI том. § 135).

q     ... Глубочайшее значение искусства в том, что чувства, эмоции и пере­живания, связанные с ним, будучи явлениями чисто духовного порядка, переносятся в Мир Тонкий и служат для человека материалом, которым он как бы живет и который он углубляет, варь­ирует по заложенному в нем направ­лению...

(VI том. § 346).

q     (Гуру) Полотно «Сострадание» со­вершенно исчерпывающе и ясно выра­жает идею действительного сострадания и действительной помощи путём при­нятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или ока­зывается помощь. Скажите тем, кто го­ворит о помощи людям, что каждый имеет полную возможность помочь чу­жому горю, если его желание настолько искренне, что готов он взять на себя его тяжесть. И сразу увидите, насколько уменьшится число желающих помогать. Большинство болтающих и говорящих о помощи и служении че­ловечеству думают это делать, не по­ступаясь ни­чем. Помощь действитель­ной будет только тогда, когда разде­ляется тя­гость другого и на свои собственные плечи берёт помогающий часть кармы того, кому ока­зывается помощь. Так Поступает Учи­тель, так поступают все, чьё сердце горит огнём сострадания.

(VI том. § 523).

 

q     Знайте, что рукотворчество Гуру есть процесс особого огненного напряже­ния, и что в полотнах его кристалли­зованы энергии Света, которые незримо излучаются и действуют на тех, кто их созерцает, и чье сердце достаточно чутко и открыто для восприятий тонких энер­гий. Поистине, его полотна можно назвать контейнерами сгущённого Света, который пульсирует жизнью, незримо, но мощно воздействующей на окружающее. Спокойная, упорная и постоянная мысль, обращённая к Гуру, устанавливает с ним мост связи. Мысль не абстракция, но живая, активная сущность - энергия, способная передаваться через прост­ранство.

(VII том. § 430).

 

q     (Гуру) Служитель искусства на­полняет сознание своё образами Кра­соты и тем благодетельствует и прост­ранство, и людей, и окружающее. С конвейера его мысли текут прекрасные формы, которые пульсируют и живут в ауре планеты. Благодетелями человечества можно назвать истинных тружеников искус­ства. Говорю «тружеников», ибо служение искусству есть труд. Тропа ис­кусства ведёт прямо с Земли к Небу, так как произведения чистого искус­ства наполняют Высшие Слои Надзем­ного Мира. Истинное искусство сверхлично, хотя и индивидуально в своём выражении. Сверхлично, ибо служит всем. Индивидуально, ибо несёт на себе печать духа своего творца. Не подра­жание кому-то, но песнь творческих полётов воображения, неповторимых и своеобразных в своём выражении. Дух выражает себя в творчестве, в симфо­нии цветов и красок. Это узор духа, который оставляет он на Земле и в пространстве после себя.

(VIII том. § 219).

 

q     Художнику можно шепнуть на чуткое ухо, что, готовясь к переходу Великих Границ, не нужно брать с собою ни красок, ни кистей, ни холста, ни мольберта. Там можно творить без всех этих вещей, столь необходимых на Земле. Там творится всё воображением, тво­рится из тонкой субстанции Надземного Мира. Там нет ограничений для творчества, если им горит дух. И не надо там делать выставок, ибо продукты творчества видимы всем. Широкое поле для развития усовершенствования способностей духа - беспредельно.

(IX том. § 623).

q     (Гуру) В творчестве светоносном, совершаемом рукой человеческой, запечатлеваются и кристаллизуют­ся высшие энер­гии. Происхо­дит как бы вы­ражение в плот­ных формах не­видимых тон­ких энергий. Это как бы низ­ведение прост­ранственного ог­ня с Неба на Землю и попыт­ка утвердить его в образах уже чисто земных. И краски, и полот­но, и кисти - земные, но идея, воплощённая в полотне, уже от Высшего Мира. Так объединение двух миров происходит воочию, явно, оставляя после себя конкретные формы этого объединения. Невидимый прос­тому глазу аспект этого творчества проявлен в том, что пространственный огонь коагулирован в кристаллических огненных образованиях, окружающих видимую, плотную форму творения, и не видимых физическим глазом, но, тем не менее, реально существующих в прост­ранстве и составляющих как бы душу каждого истинного произведения ис­кусства. Основная мощь видимых творений - в невидимости. Каждый великий труженик искусства является Прометеем, овладевшим пространст­венным огнём и принесшим его на Зем­лю, Прометеем, прикованным к скалам Земли и могущим выразить этот огонь не иначе, как в плотных, физических формах.

(X том. § 537).

 

 

q     (Гуру) Великое значение искусства заключается в том, что может оно силою творческой мощи духа создавать замечательные произведения, пережи­вающие века, в то время как земное тело творца давно уже умерло и превратилось в прах. Над времен­ностью и преходимостью плоти утверж­дается явно и зримо непроходимость и длительность творчества рук челове­ческих. В этой непреходящей сущности искусства заключены свойства творчес­ких искр или огня духа, который вне времени и смерти. На искусство можно смотреть как на стремление духа вло­жить свою вечную сущность, не преходящую веками, во временные формы Земли, насытив и наполнив их до предела плотных возможностей эле­ментами непреходящего. В этом осо­бая заслуга искусства перед человечест­вом. Люди, созерцая великие произве­дения искусства, не могут не думать о том, что многие из этих жемчужин уже существовали, когда смотрящие на них ещё не родились на Земле, и будут продолжать существовать, когда их уже не будет. Как бы сияющие нити непре­ходящего протягиваются при помощи этих великих произведений через вре­менную и быстро мелькающую обыч­ность короткой человеческой жизни. Кто-то сказал, что искусство бессмертно и выразил в этих кратких словах его глубочайшую вневременную сущность.

(X том. § 708).

q     (М.А.Й.) Аритмизм в музыке раз­рушителен и действует разлагающе на сознание. Подобную музыку надо без­отлагательно изъять из обращения, ибо недопустимо ею разлагать человеческие организмы. К сожалению, это бедствие ещё не осознано людьми. К сожалению, по радио, телевидению и на эстрадных концертах такая музыка допускается и приветствуется несознательными люби­телями дисгармонии и разложения. Пора прекратить это беззаконие. Пора понять его вредоносность. Пора уберечь детей и молодёжь от этого яда.

(XI том. § 14).

 

q     (Гуру) Музыканты, художники, поэты и все настоящие деятели искус­ства прекрасно понимают значение гармонии и ритма. Именно гармоничес­кое сочетание красок даёт полотну красоту и ценность. Красота основана на гармонии. Без гармонии нет Красо­ты. Искусство, Красота и гармония соз­дают высшие ценности человеческого духа. Когда говорим о Красоте, не отде­ляем от неё ни гармонию, ни ритм, ибо Красота выявляется через них. Будет время, когда Красота войдёт во все области жизни. Чистыми, светлыми, прекрасными и гармонически построен­ными во всех деталях станут фабрики и заводы, города и деревни. Настанет время, и Красота победит мир, ибо в нём установятся гармония и ритм.

(XI том. § 15).

 

q     (Гуру) Непревзойдённая красота истинных произведений искусства силу свою получила из Сфер Высших. Да! Есть сферы Незримого Мира, насыщен­ные красотою и гармоничные во всех формах своего выявления. Красота и безобразие - такие же антиподы, как Свет и тьма. И если Свет и Красота - синонимы, то синонимами будут безо­бразие и тьма. Орбиты этих двух анти­подов проявления земного мира можно расширить, включая в каждую из них соответствующие явления. И если в орбиту Света включить гармонию, со­звучие, вдохновение, добросердие, вели­кодушие, мужество, подвиг и все прочие положительные и светлые качества ду­ха, то в орбиту тьмы войдут противоположные им, и, прежде всего, злоба, жес­токость и человеконенавистничество. Определив орбиты этих антиподов, уже нетрудно сознательно примкнуть к той, которая притягивает к себе сознание. Нужно только добавить, что если орби­та тьмы ограничена кругом своего проявления, то орбита Света не имеет границ.

(XI том. § 116).

 

q     (Гуру) О познавательном значе­нии искусства думают мало. А между тем искусство - это путь познавания тех явлений и областей жизни, которые познать другим путём невозможно. Поэт и художник как бы прозревают в сущность вещей и видят то, что иначе увидеть нельзя. Можно задать себе вопрос: откуда композитор черпает свои мелодии? Из себя? Но их в нём нет, они приходят откуда-то. Откуда? С какими сферами связывается он, чтобы получить материал для своего творчества? Искусство есть прямой путь к осознанию Высших Миров.

(XI том. § 423).

q     (М.А.Й.) Какими прекрасными образами наполнил Гуру пространство, и в каких прекрасных полотнах час­тично были запечатлены эти образы в плотных, земных, формах. Говорю: час­тично, ибо семь с лишним тысяч картин, оставленных им миру, пред­ставляют собою только малую долю того, что создал он своей мыслью. Пра­вильно названы его полотна идеограм­мами, то есть картинами, ярко включа­ющими в себя определённые идеи, чёт­ко запечатленные в красках, в изуми­тельно гармоничном их сочетании. Скажу больше: полотна его представ­ляют собою кристаллы сгущенного Света, которым насыщены творения его рук. Внешняя форма картины, ви­димая земным глазом, наполнена внут­ренним невидимым содержанием. Све­том сгущённым, который неотделим от картины и который мощно воздейст­вует на того, кто на неё смотрит. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Выражаясь языком совре­менности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи в его изумительных полотнах. Многие замечали, что светятся краски на картинах его.

(XI том. § 713).

 

q     (М.А.Й.) Звуки колоколов, органа и разных музыкальных инструментов обладают свойством приводить чело­века в торжественное состояние и настраивать его сознание на опреде­лённой волне. Но и здесь не обошлось без изуверства. Некоторые секты в Америке на своих собраниях ввели джазовую музыку. Так опошляется принцип, и торжественность заменяется какофонией суетливости. Но всё же люди понимают значение звука, и на торжественных собраниях исполняют гимны. Они способствуют объединению сознаний и настраивают их соответст­венно, если гимны эти достаточно силь­ны, гармоничны и торжественны. Следовало бы и в школах применять этот принцип сознательно и с опре­делённой целью приведения психики учащихся в гармоничное состояние. Слишком уж много дисгармонии вторгается в жизнь.

(XII том. § 21).

q     (Гуру) Музыка имеет огромное влияние на состояние сознания народа. Вопрос лишь в том, какая это музыка. Музыка может созидать и разрушать, может вносить гармонию или дисгар­монию. Музыка может быть вредной, разлагающей и убийственно действо­вать на психику и нервную систему человека. Государство должно встать на защиту народа от вредной музыки, разрушающей его сознание, здоровье и равновесие.

(XII том. § 22).

 

q     (Гуру) Можете представить себе благие воздействия творений челове­ческих, созданных руками, излучающими Свет. Эти наслоения очень прочны и сопровождают эти творения в течение всего времени их существования. Пра­вильно некоторые предметы назывались священными. Но представление о благой ауре светоносных предметов надо рас­ширить. Предметы искусства, насыщен­ные красотою, несут на себе эти благо­детельные излучения, ибо Красота, Гар­мония и Свет - явления, не отделимые друг от друга. В этом отношении зна­чение искусства очень глубоко, ибо оно несёт людям Свет. О великом значении искусства ещё много придётся сказать. Не поднять сознание народа до нужной высоты, если искусство не войдёт в его жизнь и не станет одной из основ прео­бражения человеческой сущности.

(XII том. § 58).

q     (Гуру) Все мои картины прошли через моё воображение, прежде чем были запечатлены на полотне. Содер­жание их показывает характер полётов мысли. Мысль кристаллизуется в картине в видимые плотные формы. Это и есть процесс творчества. Каждая картина двуполюсна, то есть вдобавок к внешним имеет свою невидимую мощную огненную форму, свой незри­мый двойник - как и всё в проявленном мире. Степень огненности формы не­зримой зависит от соображения и огненности духа творца. Творец и творение рук его связаны нитью незримой. На зрителя воздействует незримый двойник через свое внешнее выражение. Велика сила воздействия на сознание истинного искусства.

II том. § 422).

q     (Гуру) Истинное искусство задачей своей имеет извлекать из глубин со­знания лучшее, что в нём хранится, быть может, ещё в спящем состоянии. Произведения искусства вдохновляют и возвышают человека. Искусство пробуждает дремлющее качество духа. Оно человека к вершинам зовёт. Истинное творчество насыщено зовами к Свету. «Через искусство имеете Свет».

(XII том. § 468).

 

q     (Гуру) По продуктам творчества человека можно судить о характере его внутреннего мира. Особенно это легко, когда касается это творчества поэтов, художников, писателей, компо­зиторов, то есть тех, кто творит, обогащая людей плодами своих трудов. Но творят, особенно мыслью, все люди. Одни - Свет, другие - тьму, насыщая ауру планеты тьмой или Светом. От­ветственность за творчество велика, ибо творец и сотворённое им связаны прочно. Понять эту ответственность - значит, вступить на путь Света.

(XII том. § 538).

q     (Гуру) Художник, творя свои картины, вкладывает в них силу своих излучений, степень и характер которых зависят от силы его творческого огня. Эти насло­ения сопровождают полотна и остаются с ними на всё время их существования, если огни, вложенные в них, достаточно стойкие. Воздействие таких аккумуля­торов вибраций очень сильно. Чем огненнее творчество, тем сильнее воз­действие. Можно представить себе, какова мощь великих произведений искусства, если созданы они при тесном объединении с Иерархией Света и если их творец сам является Иерархом высокой ступени.

(XII том, § 693).

q     Прекрасное может затемняться некрасивым. Потому осуждено безобра­зие. Красота - критерий безошибоч­ный, особенно в Тонком Мире. Так там слои и разделяются по признаку Красоты. И на Земле искусство, слу­жащее Красоте, являет Свет людям. Собрания сокровищ мирового искус­ства представляют собою оазисы Света среди мрака земного. То же являет со­бою и музыка, правда, далеко не всякая, а также и всё, что несёт на себе печать Красоты. Когда-то расцветёт жизнь на Земле Красотою, и тогда искусство войдёт в жизнь как основа. Искусство питает сердце и обогащает сознание новым пониманием жизни. «Через искусство имеете Свет».

(XIII том. § 18).

q     (Гуру) Если художник с фотогра­фической точностью запечатлевает на полотне какой-нибудь вид или картину, или предмет, или человека, то этот вид изобразительного искусства называется репродуктивным. В этом отношении даже цветная фотография опередила человека. Истинное искусство должно быть не репродуктивным, но творческим, когда в творение рук человеческих вкладывается идея. Такое искусство переживает века. Люди очень чувстви­тельны к ощущению идеи, вложенной в краски, музыку или мрамор. Правда, не все, но истинные ценители всегда. Так истинное искусство передаёт через внешнюю форму идею, заключённую в ней.

(XIII том. § 57).

 

q     (Гуру) Почему великие творения искусства так ценятся людьми и не умирают? Потому что в них сконцен­трированы кристаллы Света, вложен­ного в них руками творца данного про­изведения. Огненный дух художника, ваятеля, поэта, композитора в процессе своего творчества, насыщает элемента­ми Света то, что творит он. А так как элементы Света обычному разрушению временем или забвению не подлежат, то длительность жизни великих произведений искусства идёт далеко за пределы жизни вещей и предметов обычных. Так необычность ручатель­ством служит длительности сущест­вования огненных творений духа.

(XIII том. § 481).

q     (Гуру) Синтез, или гармоническое сочетание красок, создаёт картину или полотно, передающие творимый ху­дожником образ. Так и в искусстве синтез будет основою творчества. Гар­мония и синтез не отделимы друг от друга. Гармонию красок можно назвать созвучием. Гармония и созвучие явля­ются основою истинного творчества. Сочетание противоположностей создаёт не диссонанс, но гармонию. Без тени не получается ничего. Явление гармо­нического сочетания противоположных начал создаёт великие произведения искусства.

(XIII том. § 510).

 

 

© «Мир Огненный» N 3(18), 1998 год.

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz