Главная > Библиотека> Космическое мышление > Игорь Легкоступ. Исторический процесс как космическое явление в трудах Л.В. Шапошниковой


И.И. Легкоступ,
кандидат экономических наук, преподаватель
Черновицкого национального университета
им. Ю.Федьковича, г. Черновцы, Украина


Исторический процесс как космическое явление
в трудах Л.В.Шапошниковой


Исторический процесс – сложное и многогранное явление, неразрывно связанное как с формированием, развитием и упадком целых стран, цивилизаций, а также духовно-культурной эволюцией человечества в целом, так и с жизнью отдельного человека. На всем протяжении человеческой истории попытки осмыслить исторический процесс, объяснить его закономерности или отсутствие таковых не прекращались. Объективное, соответствующее современной научной картине мира осмысление исторического процесса способствует пониманию целей эволюции, ее основных особенностей, объясняет неудачи и помогает избежать ошибок на пути духовно-культурного совершенствования.

В конце ХІХ – начале ХХ века К.Марксом, Ф.Энгельсом и В.И.Лениным были разработаны основные положения исторического материализма – теории развития и познания общества. В основу этой теории легло материалистическое понимание истории, то есть признание «первичности материальной жизни общества – общественного бытия по отношению к общественному сознанию» [1]. Исторический материализм исходил из того, что «люди сами творят свою историю, а побудительные мотивы их деятельности определяются материальными условиями общественного производства» [1]. Движущими силами исторического процесса признавались постоянно возникающие противоречия между уровнем производительных сил и определенными производственными отношениями, которые разрешаются в процессе классовой борьбы путем социальной революции.

Таким образом, с точки зрения исторического материализма человеческое общество представляло замкнутую систему, развивающуюся за счет внутренних противоречий экономического характера. Какое-либо влияние на исторический процесс со стороны космических структур исключалось, как не признавался дух человека и его внутренние связи с этими структурами.

В 20-е годы ХХ века исторический материализм превратился в идеологическую доктрину и распространил свои установки на все общественные науки, в число которых была включена и история. Выросшие в СССР несколько поколений людей воспитывались на этих принципах, дающих однобокое, а следовательно, искаженное представление об истинных сути и целях исторического процесса. Более того, в современной науке на постсоветском пространстве по-прежнему господствует такая грубоматериалистическая точка зрения на историю. Например, в философском словаре 2008 года находим следующее определение: «Старые общественные отношения мешают развитию общества и поэтому замещаются более прогрессивными отношениями. История во многом случайна и прогресс в истории скорее возможен, чем необходим» [2, с. 148]. Авторы теории исторического материализма рассматривали историю с позиций социологического мироощущения ХІХ века, на смену которому стремительно приходило космическое мировоззрение с целостным подходом к изучению явлений природы и концепцией человека как неотъемлемой части Космоса.

В первой четверти ХХ века сложилось иное направление в осмыслении исторического процесса и подходах к его исследованию. С одной стороны, этому способствовали качественные и количественные изменения в развитии научной мысли, методах и способах исследования Вселенной, названные впоследствии «научным взрывом». С другой стороны, появился целый ряд оригинальных работ, в которых исторический процесс носил природный характер, был помещен в поле действия космических сил и был связан с законами природы. Выдающийся российский историк, философ, академик Российской академии естественных наук и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского Людмила Васильевна Шапошникова выделила три потока мысли, непосредственно причастных к этому процессу [3]. Прежде всего, это группа ученых, связанных с экспериментальной наукой, в которой преобладали русские исследователи – В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.М.Бехтерев и другие. Вторую группу составила выдающаяся плеяда русских философов – Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, И.А.Ильин и другие. Третий поток был представлен серией книг философской системы Живой Этики, созданных в 20-30-е годы ХХ века Е.И.Рерих в сотрудничестве с группой Великих Учителей Востока. Л.В.Шапошникова в серии работ, созданных в конце ХХ – начале ХХІ века, опираясь на труды, составившие эти три потока мысли, создала оригинальную концепцию исторического процесса как космического явления. Далее перечислим некоторые основные особенности этой концепции.

* * *

Исторический процесс является одной из важнейших составляющих космической эволюции [3], а также «рычагом ее действия в нашем физическом мире» [4, с. 33]. В отличие от философов-материалистов, рассматривающих эволюцию как аспект истории [5, с. 754], энергетическое мировоззрение Живой Этики содержит совершенно иной взгляд на эволюцию. Согласно этому мировоззрению, Космос состоит из различных энергетических структур с разным потенциалом. Все эти структуры, в том числе и человек, постоянно взаимодействуют друг с другом, вступая в различные виды энергоинформационного обмена. Горизонтальный энергообмен происходит в результате взаимодействия людей друг с другом и телами на земной поверхности, вертикальный является следствием обмена энергиями между человеком и космическими телами. Глубинный энергообмен имеет отношение к контактам человека с мирами иных измерений и иных состояний материи, которые являются причинными по отношению к земному миру и влияют на человечество [4, с. 37].

Эволюция – сложный процесс совершенствования, протекающий в русле действия законов Космоса, которому подвержены все космические тела и на который оказывают влияние разнообразные космические силы. В результате взаимного обмена энергетический потенциал человека и космических тел качественно и количественно изменяется, что создает энергетические условия для их эволюционного продвижения. «Главной же задачей самой эволюции является одухотворение материи, повышение ее энергетики, последующее изменение ее качества и, наконец, утончение, совершенствование», – отмечает Л.В.Шапошникова [4, с. 38].

На земной исторический процесс значительно влияет энергетика миров более высоких измерений и иных состояний материи [6, с. 333]. Физический мир находится в тесном энергоинформационном обмене с этими мирами. Философские тексты Живой Этики содержат сведения о мирах иного, более тонкого, состояния материи, которые невидимы, но доступны исследованию ученых.

Согласно космическому закону двойственности, исторический процесс имеет две стороны – духовную и материальную. Все события, происходящие на земном плане, относятся к его материальной стороне. Духовную или «небесную» часть процесса истории формируют высшие миры иных измерений материи. В силу закона «Высшее в эволюции ведет низшее» причины земных событий в значительной степени находятся в энергоинформационном поле этих миров. Поэтому установить истинную объективную реальность происходящего можно только через целостный подход – включением в предмет исследования кроме видимой части событий их невидимой составляющей, тонкоматериальной причины. Для этого ученый должен обладать широким мировоззрением, что зависит от развития его внутренней культуры, устремленности к этическому совершенствованию.

Духовная часть исторического процесса, тесно связанная с задачами космической эволюции, является его метаисторической составляющей или метаисторией. Метаистория связана с мирами высших состояний материи и несет помощь космической эволюции земному человечеству на его пути духовно-культурного совершенствования.

Л.В.Шапошникова посвятила значительное число работ глубинному исследованию сути, задач и механизмов действия метаистории, разработав ее целостную концепцию [7, с. 34-37]. Она писала, что «исследование земного исторического процесса без учета его метаисторической, духовной части не только нарушает космический закон о том, что в каждом земном явлении есть две стороны – внутренняя и внешняя, духовная и материальная, надземная и земная, – но и делает такое усеченное исследование иллюзией, а не наукой» [8, с. 163]. И еще: «Именно метаистория с ее космической сутью, с ее причинным характером в историческом процессе может содействовать установлению правильного взгляда на особенности земного исторического процесса» [9, с. 204].

Кроме метаисторической составляющей исторического процесса, существует его субисторическая составляющая [9, с. 201]. В отличие от метаистории, источником которой являются миры высших состояний материи, субистория связана с низшими мирами и, по сути, выступает оппозицией к метаистории. Субистория низших миров отрицательно влияет на исторический процесс, инициируя в нем своей низкой энергетикой негативные процессы. Разрушительные силы, действуя в пространстве субистории, стремятся сбить человечество с пути духовного совершенствования, прекратить его культурно-созидательную деятельность и тем самым ввергнуть в хаос инволюции. Земное человечество постоянно находится в ситуации выбора между эволюционным коридором, который прокладывает в земных условиях метаистория, и негативным субисторическим сценарием развития исторического процесса.

Важнейшими метаисторическими ориентирами, ведущими человечество по пути духовно-культурной эволюции, являются красота, знание, любовь, мир, этика, свобода духа, сотрудничество, героизм и другие. Все эти категории связаны с мирами высших по отношению к Земле измерений и несут ей необходимую для эволюции энергетику. Метаисторические ориентиры тесно объединены между собой понятием культуры и, по сути, являются ее составляющими. Повышая свой культурный уровень человек реализует одну из эволюционных задач исторического процесса. Осознание роли метаисторических ориентиров для совершенствования жизни, воплощение их в своих действиях все большим количеством людей содействует синтезу земного исторического и метаисторического процессов. И наоборот, пренебрежение этими ориентирами или их замена на суррогаты культуры ведет к удалению земного исторического процесса от целей и задач комической эволюции.

Качество и прогрессивные тенденции исторического процесса напрямую зависят от участия в нем выдающихся личностей, связанных с космической эволюцией и воплощающих в своем земном творчестве ее цели и задачи. Участвуя в историческом процессе, человек благодаря своему волевому усилию, росту сознания и получаемым высоким знаниям продвигается по лестнице духовно-культурного восхождения. На всем протяжении земной истории эти знания несли человечеству выдающиеся личности. Мифология представляла их в облике культурных героев, обучавших человека добывать огонь, читать, писать и обустраивать социальную жизнь. Позже, в эпоху господства религиозного сознания, такие личности, в основном, приходили как носители новых знаний и учений – Будда, Зороастр, Христос, Магомет, Шанкарачарья, Падмасамбхава, Сергий Радонежский и другие. Эпоха Возрождения в Европе, Золотой и Серебряный век русской культуры возникли благодаря целой плеяде выдающихся ученых, философов, художников, поэтов, писателей. Развитие сфер жизни и творчества, отмеченных участием в них выдающихся личностей, зависело от преобладающего в данное время культурно-исторического вида мышления: мифологического, религиозного, научного или космического.

Всех выдающихся деятелей разных времен и народов объединяло то, что они несли людям высокие знания, расширяли их сознание, способствуя духовно-культурному совершенствованию. Они являлись посредниками между космической эволюцией и земным человечеством, направляя земной исторический процесс в эволюционное русло и сообщая необходимую для этого высокую энергетику. Л.В.Шапошникова в своих трудах точно и содержательно назвала таких личностей «вестниками космической эволюции», ибо они приносили на землю весть, знания и энергетику этой эволюции. Они, как отмечает Л.В.Шапошникова, «действовали как сотворцы в земном историческом процессе, глубоко влияли на него своей деятельностью, руководили важнейшими событиями. Без учета их деятельности трудно, а иногда и просто невозможно осмыслить энергетические и формообразующие особенности исторического процесса» [4, с. 71]. Их объединяло то, что они опережали на века своих современников по уровню мышления и характеру деятельности, а также то, что их влияние на исторический процесс было нацелено на очень длительное время, тем самым постоянно направляя его в эволюционное русло.

История как природный процесс принадлежит в большей степени к циклу естественных наук, чем общественных. Такое ее положение открывает новые возможности в изучении закономерностей, по которым она развивается. Впервые связь исторических событий с космическими силами и влияние последних на исторический процесс научно описали в своих работах такие выдающиеся ученые, как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский. Многие механизмы такого влияния и взаимодействия раскрываются в книгах философской системы Живой Этики. Влияние ритмов солнечной активности на развитие земной истории, зависимость социального поведения людей от деятельности Солнца научно доказал А.Л.Чижевский. В течение всемирно-исторического процесса он выделил непрерывную череду 11-летних циклов, которые синхронизированы в степени своей активности с подобными периодами пятнообразующей активности Солнца [10, с. 50].

Объективное познание законов исторического развития возможно не через материалистическое мышление, ограничивающее сферу познания видимыми объектами, а через энергетическое мировоззрение, учитывающее все богатство космических сил, в том числе и энергетику внутреннего духовного мира человека. Л.В.Шапошникова в своих трудах связывает историю с «изучением энергий и того главного энергетического принципа, который формируется в духовной жизни народа и действует в согласии с объективными космическими законами. Именно этот принцип и заключает в себе ту информацию, которая, будучи осознана, становится сутью исторического творчества. В такой информации обычно содержится конкретная программа данной ступени культурно-исторической и космической эволюции народа» [4, с. 40].

Естественной наукой историю считал и выдающийся историк, археолог, востоковед Л.Н.Гумилев. Свою точку зрения на «естественность» истории он обосновывал, в частности, следующим образом: «…Разрывая для удобства научного анализа природные и общественные процессы, ученые перестают замечать их взаимосвязь. Но единство мира заключено и в том, что процессы, происходящие даже в далеком космосе, сильнейшим образом влияют на жизнь планеты, в том числе и на развитие человечества. История людей связана с Космосом» [11].

Исторический процесс, как и эволюция в целом, движется в русле космических законов, которые определяют его общие и частные цели. Смысл исторического процесса и состоит в том, чтобы реализовать эти цели в конкретных пространственно-временных условиях.

Космическими законами, соблюдение которых в земном пространстве содействует активизации важнейших историко-эволюционных процессов и получению положительных результатов в жизни человеческого общества, являются следующие: закон двойственности, состоящий в том, что во всех явлениях и процессах существует одновременно земная и небесная суть, или материальная и духовная сторона, закон о ведущей роли высшего по отношению к эволюционно нижестоящему, закон учительства о неразрывной цепи передачи знания от Учителя ученику, закон реинкарнации или перевоплощения, дающий возможность человеку сохранять и развивать в дальнейшем многовековые накопления знаний, которые являются одной из важных составляющих, обуславливающих уровень его сознания и многие другие [9, с. 205].

Исторический процесс является планетарным этапом эволюционного развития человечества, посредством которого это человечество повышает свой духовно-культурный уровень. Человек, начиная свой путь восхождения в качестве объекта эволюции, постепенно расширяя сознание и накапливая эволюционную энергетику, способен стать субъектом эволюции, то есть от пассивного и несознательного участия в ней перейти к состоянию сознательного и активного ее участника. «Соблюдая Великие законы Космоса, – пишет Л.В.Шапошникова, – человек обретает способность влиять на ход и качество эволюции. Из тех, кто стал сознательным субъектом эволюции, и состоит Иерархия одушевленного Космоса, представленная на Земле Учителями» [4, с. 38]. Добавим, что данное положение является чрезвычайно важным, поскольку раскрывает ведущие цели исторического процесса, делает его осмысленным и содержательным, а также разрешает противоречия, которые усматривали в нем некоторые ученые и общественные деятели.

Земной исторический процесс берет свое начало в таком сложном явлении, как мифология [6, с. 323]. Содержащаяся в мифологии информация, имеющая космологический характер, дает отправной импульс историческому процессу, обуславливая его дальнейшее развитие.

Долгое время ученые или не принимали мифологическую информацию во внимание, или же не придавали ей глубинного значения. Одним из первых, кто объективно ее оценил был Н.А.Бердяев. Он писал: «...Религиозная правда всех преданий и мифов заключается вовсе не в том, что они дают какие бы то ни было естественно-научные или исторические познания, которые могут конкурировать с современной историей, геологией, биологией и т. д., а в том, что они символически раскрывают какие-то глубочайшие процессы, совершавшиеся за гранями, отделяющими время нашего эона от другой вечной действительности» [12, с. 65]. В своих исследованиях Л.В.Шапошникова обращает на мифологию особое внимание, считая ее важнейшим источником информации о начальном этапе развития человечества. Учитывая то, что эволюция бесконечна, а планетарный исторический процесс имеет временные рамки, в мифологии содержатся знания не только о земной истории развития человечества, но и о так называемой «небесной» его истории.

Под небесной историей Н.А.Бердяев понимал пролог той истории, которая впоследствии будет разворачиваться на Земле. Небесная история и небесная судьба человека предопределяют его земную судьбу и земную историю. Согласно философской концепции Н.А.Бердяева, земная история имеет свой источник, который скрыт в более глубинном слое бытия. Этот источник имеет отношение к внутренней духовной действительности, к высшему божественному плану жизни. В небесной исторической действительности поставлена тема всей последующей истории на Земле – об отношении человека к Богу и абсолютному источнику жизни, в силу чего небесная история является метафизической основой истории [12, с. 35].

Понять содержащуюся в мифологии информацию можно через диалектику взаимодействия духа и материи, или руководствуясь космическим законом двойственности. Как отмечалось выше, согласно этому закону любое явление или процесс имеют две стороны – небесную и земную, духовную и материальную. Качество энергетики человека, уровень его духовно-культурного развития, определяются степенью преобладания в нем духовного или материального, небесного или земного. Дух и материя в человеке постоянно находятся в борьбе: дух стремится «отвоевать» новое пространство у материи, которая из-за своей инертности не дает ему это сделать, стремясь «оземлить» дух. Такое противоположение и борьба порождают «энергетику эволюционного коридора, без этого условия нет эволюции» [4, с. 58].

Исходя из того, что дух вечен, а материя меняет формы, эволюция невозможна без инволюции, т.е. «искра духа изначально входит в материю для того, чтобы вновь подняться вместе с материей, которую эта искра одухотворяет и изменяет» [4, с. 58]. В точке синтеза земного и небесного, духа и материи, и начинается земная история «искры духа», уходящая корнями в высшую реальность. «Информация же, которую нес в себе дух, входящий в инволюцию, превращается в мифологию в условиях земной материи», – пишет Л.В.Шапошникова [6, с. 325].

Л.В.Шапошникова, пройдя маршрутами Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов, собрала важный мифологический материал, легенды, предания. Содержащаяся в них информация подтверждала ее научные выводы и оценки. «В силу двойственного характера того энергетического пространства, – писала она, – где совершается мифотворчество, миф, в свою очередь, так же обретает черты двойственности. Принадлежа как бы и небу, и земле, миф закрывает последнюю страницу истории небесной человеческого духа и открывает первую страницу земной человеческой истории» [4, с. 60]. Таким образом, земной исторический процесс имеет свою предисторию, информацию о которой содержат дошедшие до нас мифологические источники и эпос разных стран и народов.

В данной статье перечислены и рассмотрены лишь некоторые основные особенности концепции исторического процесса как космического явления, выделяемые Л.В.Шапошниковой в ее трудах. В частности, за рамками статьи осталась важная тема влияния Космического Магнита, а также иных согласованных с его деятельностью энергетических структур на исторический процесс, которая требует дополнительного исследования.

* * *

Одной из важнейших задач космической эволюции является сближение земного исторического процесса с потоком метаистории, ибо «лишь метаисторический процесс поднимает человека по ступеням космической эволюции, расширяя его сознание и устремляя его в Беспредельность» [9, с. 202]. В силу заземленности и невысокого уровня сознания значительной части человечества выполнение такой задачи в настоящее время затруднено. В ХХ – начале ХХІ века расхождение исторических событий с ведущими целями метаистории достигло угрожающих размеров в первую очередь для самого человека. Участившиеся войны, ведущие к взаимному истреблению и расчеловечеванию, уничтожение памятников культурного наследия, терроризм, безнравственность в среде СМИ, замена высокой культуры ее суррогатами препятствуют человечеству в нахождении верных метаисторических ориентиров и устремлении к ним. На тяжелом пути духовно-культурного совершенствования многое зависит от выбора самого человека, наделенного свободной волей.

Несмотря на все затруднения и преграды, метаистория через своих сотворцов, или вестников, космической эволюции регулярно приносит человечеству новые знания и высокую энергетику, расширяя его сознание и прокладывая энергетический коридор и облегчая путь вслед идущим. Одним из таких светлых вестников, несомненно, является Л.В.Шапошникова. Ею было написано около 40 книг и более 500 статей, обогативших новыми открытиями и знаниями философию, историю, культурологию и другие науки, она является одним из основоположников научной школы рериховедения. Одной из ее важнейших научных разработок стала концепция исторического процесса как космического явления. Опираясь на философию Живой Этики, философское наследие Серебряного века, труды ученых-космистов, Людмила Васильевна разработала новую методологию исследования истории, включающую изучение как земной, так и ее метаисторической части. Данная методология учитывает влияние на исторический процесс высокой энергетики космических сил, а также дополняет эмпирические способы познания метанаучными, реализующими себя через внутренний мир человека.

Обширная информация, относящаяся к событиям истории Индии и Центральной Азии, была собрана Л.В.Шапошниковой непосредственно на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Кроме этого, она исследовала ключевые события земной истории за несколько тысяч лет, выделив те из них, которые непосредственно относились к творчеству метаисторического процесса. Подчеркивая ведущую и определяющую роль личности в истории, она на более глубинном уровне проанализировала ряд биографий выдающихся мыслителей, религиозных и государственных деятелей, ученых, художников и музыкантов, сыгравших в историческом процессе важнейшую эволюционную роль. Светлая плеяда подвижников и творцов космической эволюции ХХ – начала ХХІ века пополнилась именем Л.В.Шапошниковой, все творчество которой содействовало этой эволюции, обогатив человеческую культуру новыми знаниями и примером самоотверженной героической жизни.

Литература:

1. Современная энциклопедия [Электронный ресурс] // Энциклопедии и словари. Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_modern/Istoricheskij-Materializm-4419.html (дата обращения: 15.07.2016).

2. Некрасова Н.А., Некрасов С.И., Садикова О.Г. Тематический философский словарь: Учебное пособие. М.: МГУ ПС (МИИТ), 2008.

3. Шапошникова Л.В. Исторический процесс как космическое явление / Художественно-философское наследие Н.К. Рериха и проблемы современной цивилизации: материалы междунар. обществ.-науч. конф. 1994 [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов: сайт. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/conferencies/1994/index.php (дата обращения: 15.07.2016).

4. Шапошникова Л.В. Веления Космоса. М.: Международный Центр Рерихов, 1995.

5. Философский Энциклопедический Словарь. М.: Сов. энцикл., 1989.

6. Шапошникова Л.В. Мудрость веков. М.: Международный Центр Рерихов, 1996.

7. Соколов В.Г. Концепция исторического процесса Л.В. Шапошниковой и новое космическое мышление // Культура и время. 2015. № 3/4.

8. Шапошникова Л.В. Метаисторическая живопись Н.К. Рериха. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2013.

9. Шапошникова Л.В. Земное творчество космической эволюции. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2011.

10. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. Калуга: 1-я Гостипография, 1924.

11. Гумилев Л.Н. История – наука естественная, или визит к профессору Гумилеву [Электронный ресурс] // Gumilevica: гипотезы, теории, мировоззрение. Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/articles/Article66.htm (дата обращения: 15.09.2016).

12. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.



Главная > Библиотека> Космическое мышление > Игорь Легкоступ. Исторический процесс как космическое явление в трудах Л.В. Шапошниковой