Иисус в КоранеСергей Путилов

 

Иисус в Коране

Образ Иисуса занимает в Коране особое место.

 Он отнесён к «приближенным» (маккаррабун) Аллаха

 

 

 

Мозаика над входом в храм Святой Софии. Константинополь

Коран

Среди христиан распространено величайшее заблуждение, что мусульмане-де не верят в Иисуса. На самом деле это не так. Напротив, они очень даже почитают Ису бен Мариам (Иисуса сына Марии). По значимости Он для них второй «пророк» после основателя ислама Мухаммеда. Иисус упоминается в Коране 93 раза в 15 стихах. (Коран - здесь и далее в переводе с арабского академика И. Ю. Крачковского. М., 1964. Первая цифра - сура, вторая - аят). О Нем говорится как об ал-Масихе, то есть Мессии. Ему было ниспослано откровение - Инжиль (Евангелие). Образ Иисуса занимает в Коране особое место. Он отнесён к «приближенным» (маккаррабун) Аллаха (сура 3, аят 45).

Наконец, Иса не умер как все обычные люди, но был живым вознесен на небо (4:157). Даже «печать пророков» Мухаммед не удостоился в исламе такой чести!

Внешняя стена знаменитой мечети Омейядов в Дамаске подпирает небосвод шпилями трех минаретов. Так вот, один из них, похожий, на воткнутый острием вверх восьмидесятиметровый карандаш, построен в честь Исы бен Мариам, как Коран называет Иисуса, сына Марии. Сооружение возведено в 1347 году. По местному поверью, накануне Страшного суда Иса спустится к белому минарету, положив руки на крыльях двух ангелов. Имам даже каждый день стелит новый ковер на том месте, где должна ступить Его нога. В Сунне есть описание внешнего вида Исы: «Как только вы его увидите, сразу узнаете. Он среднего роста. У него белое и доброе лицо. На нём будет белая одежда. Волосы его будут выглядеть мокрыми, даже если их не коснулась вода». Ислам и христианство переплелись в Сирии очень тесно.

Основатель ислама Мухаммед знал, что задолго до начала его миссии рассеянные по всей Аравии иудеи и христиане имели Священные Писания. Так, священные книги иудеев Коран называет «ат-Таурат» (Тора, Пятикнижие Моисеево), а Священное Писание христиан «ал-Инжил» (Евангелие). На протяжении всего текста Корана последователи Иисуса именуются «ахл ал-китаб» (люди книги), и хотя о них отзываются здесь вполне уважительно и всегда отделяют их от языческих идолопоклонников, отношение к ним, как правило, не лишено укоризны. Но в целом, точка зрения Корана на христиан в отличие от язычников - кяфиров, носит положительный характер: «И, несомненно, ты найдешь, что ближе всех в любви к уверовавшим те, кто говорит: «Мы назореи». И это потому, что среди них есть иереи и монахи, которые гордыни лишены и не возносятся перед другими. (5:82). Согласно Корану, главное отличие христиан от других людей заключается именно в наличии у них Библии, что отражено даже в термине закреплен за верующими в Иисуса - «люди книги».

Тем не менее, мусульмане отвергают Библию, которой пользуется христианская Церковь. По их мнению, «люди книги» исказили свое Писание в каких-то своих корыстных целях. Новозаветные евангелисты не являются для мусульман авторитетами, потому что они воспринимают Инжиль (Евангелие) как книгу, данную Аллахом Иисусу (Сура 5:50). И поэтому отметают с порога написанные апостолами четыре Евангелия, требуя предъявить им «неискаженное» некими коварными злодеями «Евангелие Иисуса». Это один из самых живучих стереотипов в исламе. Примечательно, что в то же время, Коран очень благосклонно отзывается об иудейском и христианском Писании и, что самое главное, подтверждает его подлинность. Объяснить такую двойственность в отношении к Библии можно, зная биографию Мухаммеда. Первое время он весьма с большой симпатией относился к христианам и иудеям, надеясь обратить их в свою веру. Когда же это не получилось и к тому же, практически на закате жизненного пути Мухаммеда его армии столкнулись на севере Аравии с войском православной Византии, отношение мусульман к христианам стало более враждебным.

В первое время их обвиняли в том, что они не лучше идолопоклонников. И все же не смотря на перемену в отношении к «людям книги», Мухаммед никогда не сомневался в подлинности Книг, которые иудеи и христиане и сегодня считают своим Священным Писанием. Так что, в первоначальный период существования ислама никому из мусульманских ученых даже в голову не приходила мысль подвергнуть сомнению утверждению Корана, что Священные Писания иудеев и христиан Ветхий и Новый Завет были посланы им самим Аллахом. Лишь двести лет спустя, такие мусульманские богословы, как Ибн Хазм, обнародовали учение о том, что Таурат и Инджиль были искажены «людьми книги» и потому якобы не заслуживают доверия. Для поддержания этой точки зрения были предприняты поиски указаний на этот факт в самом Коране, но ничего из этого не вышло. Несмотря на то, что Коран часто осуждал иудеев и христиан за отступление от своих учений, он никогда не обвинял их в искажении их Священных Писаний.

Однако начавшаяся эпоха крестовых походов и последовавший на это решительный джихад окончательно развели две религии по враждебным лагерям. Тут уж компромиссов быть не могло, и в исламском богословии начинает складываться традиция, согласно которой Библия была «фальсифицирована» христианами. А стало быть, никакой компромисс с этими «еретиками» невозможен, Инжиль же их - «искаженный». Как уже было показано выше, такая точка зрения не соответствует ни Корану, ни убеждениям основателя ислама - Мухаммеда. Действительно, во многих сурах Корана недвусмысленно утверждается, что Таурат и Инжиль были настоящими Священными Писаниями, которыми владели иудеи и христиане при жизни Мухаммеда. При этом «ахлул Инжил» («людям Евангелия») было сказано «поступать так, как Аллах заповедовал в нем» (Инжиле) (5:50). Если бы книга была искажена, то зачем нужно было бы поступать по ней, как требует Коран? Мусульманское богословие не дает ответа на этот вопрос. Те не менее, возобладавший после смерти основателя ислама несправедливый взгляд на христиан укоренился, и является господствующим в мусульманском мире по настоящее время. Из всего вышесказанного следует важный вывод, на который автор и поспешил обратить внимание своего сирийского друга Мухаммеда. Вот каков был мой ответ.

«Коран совершенно правильно разделяет Книги иудеев и христиан на ат-Таурат, то есть «Закон» (Тору, Пятикнижие Моисеево) и Инжиль (Евангелие): «И ниспослал Он Тору и Евангелие раньше в руководство для людей» (3:3). По свидетельству Корана Священное Писание было получено иудеями и христианами от самого Бога: «О люди Писания! Вы ни на чем не держитесь, пока не установите прямо Торы и Инжиль и того, что было низведено вам от вашего Господа» (5:68). Нет никаких расхождений, и по поводу того через кого эти установления были получены - Таурат, соответственно через Мусу (Моисея), а Инжиль через Ису бен Мариам (Иисуса сына Марии). Причем в Коране подчеркивается неразрывная внутренняя связь между двумя книгами, и действительно они объединены у христиан в общую книгу под названием Библия: «И отправили Мы по следам их Ису, сына Мариам, с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе, и даровали Мы ему Инджиль, в котором руководство и свет, и с подтверждением истинности того, что ниспослано до него в Торе» (5:46).

Однако не только некоторые мусульмане, но и многие христиане пребывают в плену ложных представлений. Так, многие из наших единоверцев убеждены, что Коран предписывает мусульманам убивать христиан, если те отказываются принять ислам. Это предубеждение не соответствует действительности. Если конечно не принимать в расчет мнение террористов-исламистов, которых большинство мусульман считает обычными убийцами и еретиками. Действительно, В Коране специально оговаривается: в отношении к «ахл ал-китаб» «людям книги» - христианам и иудеям, правоверным надлежит руководствоваться не ненавистью, но уважением и толерантностью: «В религии предписал вам (Всевышний) то, что заповедовал Он Ною, то, что внушили Мы (Мухаммаду) в откровении, то, что заповедовали Мы Аврааму, Моисею и Иисусу, (сказав): «Соблюдайте религию и не разделяйтесь» (42:13). А в другом месте: «Скажите: «Веруем мы в Аллаха и в то, что ниспослано было Аврааму, Исмаилу, Исааку, Якову и потомкам их, в то, что даровано было Моисею и Иисусу и что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия между ними и предаемся Ему» (2:136). Когда мусульмане дискутируют с людьми Писания, то они обязаны избегать того, что приносит огорчение или способствует вражде: «Если вступаете в спор с людьми Писания, то приводите им доводы наилучшие. И не спорьте с теми из них, кто бесчинствует. Говорите: «Уверовали мы в то, что ниспослано нам и что ниспослано вам. Бог наш и Бог ваш один, и предаемся мы Ему» (29:46). В церквях, монастырях и мечетях верующие, согласно Коран молятся одному и тому же Богу: «И если бы не защита людей одних другими, то разрушены были бы скиты и церкви, и места молитвы, и места поклонения, в которых поминается имя Аллаха много» (22:40). Так что мусульманам и христианам нужно искать пути к взаимопониманию, вместо того, чтобы разжигать вражду, которая питается невежеством в деле изучения собственных священных книг.

 

 

Источник: «BAZNICA», 19 октября 2007 г

 

© Интернет-портал «Credo.ru», 22.10.2007 г.

 

 

На главную страницу

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz