ПАРХОМОВСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА


























































Считается, что памятники Культуры выживают благодаря материальным вложениям в их реставрацию и сохранение. И это правда. Но не вся. Важнее все-таки вложения духовные, когда в народе живет потребность Красоты, потребность сохранить ее, лелеять ее как единственный источник вечной жизни. И совсем не важно при этом, кто жаждет пить из этого источника – утонченный ценитель искусства или сельский труженик с мозолистыми руками, – жажда Красоты равняет всех человеков в их духовном устремлении к Высшему. В этом устремлении душа академика и душа землепашца становится чистым кристаллом горного хрусталя, принесенного на алтарь Мироздания.

Жемчужина нашего повествования выжила и насыщает Красотою мир благодаря и первому, и второму. Но, как ни парадоксально, еще и третьему фактору – бедности и практицизму тех, кто в свое время готов был стереть ее с лица земли…


С пятидесятиметровой колокольни церкви Покрова Пресвятой Богородицы взору предстает удивительный пейзаж, достойный пера Панаса Мирного: зеленые поля, кудрявые вишневые сады, пруды с голубыми плесами, аккуратные, сверкающие свежей побелкой хатки села Пархомовки…

Собственно церковь видна издали. Чем-то необыкновенным веет от этого величественного сооружения: испытываешь то ли удивление, то ли подсознательное чувство значительности увиденного. Неожиданно уже то, что перед вами не просто обычный православный храм. Архитектуре Покрова Богородицы присуще едва уловимое дыхание готики. Впрочем, без характерной для католических храмов угрюмости, суровости. Она построена из желто-коричневого кирпича. А купола – традиционно православные.

Непривычно расположена церковь: когда подходишь к входным воротам, видишь ее всю сразу, вместе с обеими мозаиками, выполненными по эскизам Н. Рериха. Так повернули ее к входу строители. Поражают сдержанность, благородство форм храма, внешняя простота. Изысканны отделочные материалы: гранит, мрамор, шифер, кованый металл, дерево, керамика и впервые в России – железобетон. Так утверждают специалисты.

Что это – эксперимент? Синтез?

Можно сказать – и то, и другое. Удивляют необычные знаки на внутренних стенах церкви, вызывая у многих недоумение: при чем здесь свастика?..

В самом деле – свастика. Древнеиндийский знак вечного движения жизни… Как он попал сюда? Откуда в отделке храма виноградные грозди, пласты вспаханной земли, вплетенные в орнамент неорусского модерна?

В храме в самых неожиданных местах – множество старинных надписей: мозаичных, вырезанных на мраморных плитах, вмонтированных в стены церкви. На одной из них читаем на старославянском языке: «Сооружен в честь и память Покрова пресвятой Богородицы и великого мученика Виктора в лето 1903–1906". Грядет столетие возведения величественного памятника отечественной архитектуры.

Официальная церковь на протяжении двух лет не давала разрешения на освящение Пархомовского храма: архитектурное решение не отвечало православным канонам. Не давали покоя отцам церкви языческие символы, коими украшен был храм, – изображения огня, проросшего зерна, ели, петуха, лестницы, молота, змей, стрел… Удивительно, но освящение все же состоялось спустя два года после окончания строительства.

Притягивает взор асимметричность сдвинутых крестов под полукруглыми окошками. Непривычны для православного храма паркетный пол, скамьи для прихожан под внутренними стенами. Такое отступление от церковных канонов можно воспринимать и как эксперимент, и как синтетическое мышление авторов проекта. Построил церковь, по заказу помещика В.Ф. Голубева, архитектор В.И. Покровский. Внес свою лепту в создание мозаик по эскизам Николая Рериха один из лучших мастеров того времени В.А. Фролов, особым способом изготовивший в Петербурге смальту для мозаик «Спас Нерукотворный» и «Покров Богородицы».

Местные жители чтут всех создателей удивительной святыни. Но особенно идейного вдохновителя сооружения храма – Виктора Федоровича Голубева, предпринимателя и мецената, одного из талантливейших русских инженеров, построивших в России немало железных дорог, заводов, учебных заведений, храмов, больниц на собственные средства.

В свое время В.Ф. Голубев выкупил у одного из польских помещиков пархомовские земли, превратив их в образцовое хозяйство со статусом «заповедного» (М.И. Полевая, «Дома Голубевых», «Алмаз», С-Пб, 1997). В Пархомовке выращивали редкие плодовые деревья и цветы, собирали хороший урожай зерновых и овощных культур, выводили породистых и рабочих лошадей. Гордясь Пархомовкой, семья петербуржцев Голубевых не жалела средств на развитие села. Для крестьян было построено две школы. В женской профессиональной школе девочек учили домоводству, шитью; для мальчиков была создана сельскохозяйственная школа. Жители Пархомовки пользовались больницей и амбулаторией с акушерским отделением, читальней, в которой был хороший выбор книг и чайная. В чайной был установлен полифон с обширным репертуаром пьес. Семья выделяла ежегодные средства на содержание этих заведений, ведя хозяйство в Пархомовке с учетом всех прогрессивных достижений агрономии, включая современнейшие сельхозмашины.

«Чем бы ни занимался Голубев – строительством железных дорог или заводов, школ, библиотек или больниц – он не только учитывал отечественный опыт, но всегда думал о пользе России» (М.И.Полевая, там же). Виктор Федорович был талантливым литератором, его имя встречается среди авторов «Энциклопедического словаря» Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона; свободно владел европейскими языками, часто бывал в разных странах Европы. С его мнением всегда и везде считались. Широк был круг друзей и знакомых, среди них государственные и общественные деятели, инженеры, писатели, артисты, художники. Не ища популярности, он всегда помогал нуждающимся самым интимным образом, участвовал во всяком культурном или благотворительном учреждении. В.Ф. Голубев был человеком, которому было под силу многое…

Рассказывают пархомовские знатоки, что Виктор Федорович пожелал построить в селе кирпичный завод, дабы оставить людям о себе добрую память. Но кто-то из друзей надоумил его вместо завода построить церковь. И Голубев послушался совета – задумал храм небывалый…

Умер В.Ф. Голубев в Риме в 1903 году, не успев осуществить задуманное строительство. Он завещал похоронить себя в Пархомовке.

Возводить церковь Покрова пресвятой Богородицы начали в 1903 году над склепом, где покоилось тело Голубева. Строительство храма осуществили сыновья Виктора Федоровича – Виктор Викторович и Лев Викторович Голубевы.

Виктор Викторович, которому Пархомовка перешла в наследство, в начале 90-х годов Х1Х в. учился в гимназии Карла Мая, затем в Петербургском университете. Несмотря на естественно-математическое образование, изучал историю искусства, археологию, филологию, защитил диссертацию на тему «Комедии Мариво в немецких переводах» (М.И. Полевая, там же).

Изучая в Европе живопись, увлекся Востоком, взаимопроникновением искусств Востока и Запада. Это предопределило всю его дальнейшую деятельность – путешествия в Турцию, Египет, Судан, экспедицию в Индию (1910 – 1911 гг.), коллекционирование персидской и индийской миниатюр, китайской живописи. Собирал В.В. Голубев и русскую, и западноевропейскую живопись, рисунок, гравюру.

В апреле 1913 года на 4-й выставке «Искусство Азии» его коллекция, привезенная из Индии, привлекла внимание многих ученых и культурных деятелей, среди которых был и Н.К. Рерих. Они не раз беседовали на волновавшую обоих тему – преемственность быта Древней Руси и Индии. Оба радовались предполагаемому новому пути в работе.

Надо сказать, что судьбы В.В. Голубева и Н.К. Рериха так или иначе переплетались. Оба глубоко переживали разрушения памятников во времена Первой мировой войны, оба стремились напитаться мудростью и животворной энергией Востока, постичь истоки и пути человечества через историю и культуру народов. Оба тяготели к символическому, синтезирующему осмыслению мира. Не случайно это вылилось в сотворчество во время строительства церкви Покрова пресвятой Богородицы. Храм возводил архитектор В.А. Покровский, чьи идеалы были близки Н.К. Рериху. Исследователи называют Покров Богородицы в Пархомовке «воплощенной мечтой о красоте». Черты древнерусского зодчества в своем творчестве старались возродить как Покровский, так и Рерих. В свое время С. Эрнст отмечал вдохновленность мозаик Пархомовского храма византийскими образцами (Эрнст С.Р. Н.К. Рерих. Пг., 1918, с. 61.)

Эскиз мозаики «Покров Богоматери» и еще 12 эскизов мозаик и росписей для внутреннего и наружного убранства храма Н.К. Рерих разработал в 1906 г. Но из них были воплощены только две мозаики на наружных стенах.

Н.К. Рерих в 4 номере журнала «Золотое руно» за 1907 год комментировал несколько своих эскизов, уточняя их цветовую гамму. По его комментариям, в интерьере храма должны были звучать основные цветовые аккорды – красный, зеленый, желтый и серый. Задумано было значительное и глубокое по мысли произведение, к сожалению, не осуществленное до конца. По замыслу создателей, фрески Пархомовской церкви должны были воплотить гуманистическую идею мирового единства. Николай Константинович искал в работе над эскизами для храма синтез архитектуры, живописи и элементов декоративного оформления. Смыслом такого произведения искусства было утверждение вечных идеалов. Это было время, когда мыслители, художники, люди творческие обращались к космическим категориям Красоты, Вечности, Беспредельности Бытия, характерных для искусства модерн.

Но, несмотря на незаконченность воплощения замысла, прекрасная церковь вот уже почти век живет и радует, возвышает и соборует сердца многих живущих ныне…

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Жемчужины Пархомовки – это ее люди и события. Наивно полагать, что сейчас мне удастся собрать каждую такую жемчужину в законченное, прекрасное ожерелье. Но хотелось бы отдельные из них нанизать на собираемую сообща нить сокровищ.

Сельчане Пархомовки до сих пор хранят светлую память обо всех Голубевых: старшем – Викторе Федоровиче и сыновьях – Викторе Викторовиче и Льве Викторовиче. Все они внесли свою лепту в эту сокровищницу.

Сожалею, что лично не довелось знать бывшего председателя сельсовета Ивана Андреевича Оноприенко. Он знал о Голубевых и о Покрове практически все, что было связано с Пархомовкой. Это было не очень просто при его занятости. Иван Андреевич, по свидетельству односельчан, мог рассказать о каждой детали, каждом символе Покровы, о каждом из ее творцов. Любил этот храм и гордился им, как собственным детищем. За это любили и уважали председателя все сельчане.

На место ушедшего из жизни Оноприенко пришел Николай Евгеньевич Вощенко, в прошлом директор школы. Он не коренной пархомовец. Но, как и его предшественник, знает о Пархомовской церкви все, в самые трудные дни – дни жатвы находит время, чтобы показать храм и рассказать историю его создания приезжим. Но самое главное, как он это делает: словно на молитве стоит у алтаря.

Курьезная история произошла с Николаем Евгеньевичем. На средства, добровольно пожертвованные односельчанами, решился он, без ведома вышестоящих органов власти, поставить рядом с церковью и старой школой, построенной еще Голубевым, памятник пархомовскому меценату. Власти узнали об этом постфактум. И окрестили Вощенко и его единомышленников «махновцами».

Интересно, что памятник создал самодеятельный скульптор, директор дома культуры в селе Косовка Иван Яковлевич Зоренко. Возвели памятник в 1994 году. У подножия всегда лежат живые цветы. Нынешние пархомовцы с благодарностью вспоминают своего благодетеля.

В 1995 году во время поездки в Пархомовку случилось встретить еще одного замечательного человека – отца Валерия. Этот еще довольно молодой священник с 1992 года правит в храме Покрова пресвятой Богородицы службу. Приход его невелик – всего несколько женщин. Но служба идет даже тогда, когда в храме никого нет. За это время отец Валерий хорошо изучил историю создания церкви и прекрасно проводил экскурсии, ничуть не смущаясь «противоречиями» в ее убранстве и архитектуре. С гордостью говорил о создателях храма, радел о его сохранности.

Однажды, в 1997, году в редакцию газеты «Киевский вестник» позвонил еще один человек, предложивший информационную помощь в написании статьи о Пархомовке. Это был ветеран ВОВ, бывший житель Пархомовки Петр Николаевич Лобунец. Он давно живет в Киеве. В голодные тридцатые годы, маленьким осиротевшим мальчиком был вывезен в один из киевских детских домов. На фронт ушел с последним военным призывом. Казалось бы, корни малой родины у Лобунца подорваны… Ан нет: вместе с супругой, тоже его односельчанкой, бережно собирает и хранит он любые сведения и документы, касающиеся Пархомовки и ее удивительного храма.

Все эти люди – ослепительно-белые жемчужины пархомовского ожерелья…

Собирая это ожерелье, довелось и черные бусины встретить. Некоторые сельчане и сейчас еще помнят, как выносили прах помещика Голубева из церкви, в которой он завещал себя похоронить. Это было в середине тридцатых, в разгул сталинского тоталитаризма. Гроб вытащили из часовенки, а тело выбросили, что называется, на свалку. Так тогда восстанавливали социальную справедливость и проводили борьбу с «опиумом».

Рискуя едва ли не жизнью, несколько прихожанок собрали останки Виктора Федоровича и перезахоронили на сельском погосте. Да так, чтобы никто не узнал, где покоится прах почитаемого пархомовцами благодетеля…

С тех пор до середины семидесятых годов ХХ столетия стояла церковь заброшенной. Во времена голодомора, тяжких послевоенных лет ее понемногу разворовывали, разбирали на жилье. Пробовали сделать из нее клуб (но честь и хвала архитектору – невыгодно было перестраивать купола и крышу, потому и осталась нетронутой). Временно пришлось послужить церкви… хранилищем удобрений. Это и есть тот третий фактор, благодаря которому выжила церковь Покрова Пресвятой Богородицы. И в этом что-то есть…

* * *

Попытки исследовать и реставрировать храм были предприняты только в 1982 году, хотя статус памятника архитектуры он получил в 1979. Первыми к работе приступили сотрудники института «Укрпроектреставрация» Киевского областного отдела по делам строительства и архитектуры. Необходимо было выполнить большой объем работ: перекрыть крышу и купола церкви, восстановить утраченную кладку, мозаики. Правительство Украины выделило немалые средства на реставрацию.

Летом 1987-го произошли коренные изменения в этом процессе: в то время проходил фестиваль Индии в СССР. Гостем Москвы был и сын Николая Рериха – Святослав Николаевич. С ним встретились несколько энтузиастов реконструкции Пархомовской святыни. Немалую роль в активизации реставрационных работ сыграла и личная заинтересованность Раисы и Михаила Горбачевых. Слухи о возможном визите высоких гостей в Пархомовку заставили вращаться карусель партийных органов, Совета министров и других учреждений. Как в сказке, вдруг выросли строительные леса вокруг храма, закипела работа, засуетились лучшие киевские специалисты. Время считали не по дням, а по часам. В первый год реставрации было освоено 205 тыс. рублей. Но уже через год не выполнили работ и на 70 тысяч.

Как только было сообщено об окончании визита С.Н. Рериха в Союз, проблемы с реставрацией возвратились на круги своя. Ввиду недостатка средств пришлось забыть о масштабных планах создания в Пархомовке первого в СССР музея Н.К. Рериха (были и такие планы). Собранные четой Вербицких экспонаты для этого музея нынче неизвестно где.

Кое-как реставрацию довели до определенного уровня и по причине отсутствия денег свернули. Киевское бюро путешествий и экскурсий организовало специальный экскурсионный маршрут к Пархомовскому храму. Назывался он «К мозаикам Н.К. Рериха». Некоторое время в Пархомовку еще ездили экскурсанты, жаждущие увидеть это чудо. Но наладить постоянное экскурсионное обслуживание ответственные лица так и не удосужились. Постепенно поток жаждущих приобщиться к Красоте иссяк.

Нынче пархомовский храм продолжает разрушаться. От домика священника остался разве что остов. Почти двадцатилетие спустя после попытки реставрировать церковь можно видеть разрушительные процессы на ее здании. Вместе с церковью терпит равнодушие властей и местный краеведческий музей при сельской библиотеке, где до последнего времени содержали выставку репродукций картин Н.К. Рериха. Оригинальный портрет Николая Константиновича кисти Смирнова-Русецкого украшал экспозицию музея. С ухудшением материального положения этот портрет решили отдать в исторический музей г. Белой Церкви…

Теперь только почитатели семьи Рерихов время от времени навещают Пархомовку, чтобы помочь убрать в храме, полюбоваться его величественной красотой.

Надежда на лучшее будущее уникального памятника архитектуры в селе Пархомовке все же теплится в сердцах истинных приверженцев истории, старины и искусства. Потому не прекращают они попыток пробудить совесть у государственных чиновников, призванных сохранять, оберегать, восстанавливать культурное достояние страны: пишут официальные обращения во все ответственные структуры с просьбами, требованиями об охране Пархомовского памятника архитектуры. И хотя результатов пока не видно, все же попыток этих прекращать нельзя. Ибо только нашим постоянным общим усилием, мощным желанием оберечь сокровища культуры можно достичь желаемого результата. Чтобы в ожерелье Красоты не была потеряна ни одна жемчужина…

Лариса Антоненко, член Национального союза журналистов Украины, г.Киев.



На главную страницу

Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz