В.И.Алексеева, г.Калуга,

 аспирант МГУ, кафедра философии.

 

ПЬЕР ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН: "ЛЮБОВЬ  ЭНЕРГИЯ"

 

В предисловии к русскому изданию книги Шардена «Феномен человека» говорится, что типологии учёных до сих пор не существует. И славно, всё-таки, разделить творческих людей по типам и разрядам может быть и можно, однако общепринятые ярлыки неизменно обедняют индивидуальный облик. Тейяра де Шардена (1881 - 1955) трудно отнести к энциклопедистам, невозможно — к узким специалистам, охарактеризовать его личность в нескольких словах просто нельзя. Католический священник, член ордена иезуитов, он стал выдающимся учёным в области палеоантропологии, именно ему, единственному из европейских учёных, наука обязана открытием синантропа. Однако философские идеи Шардена были таковы, что поставили его на совершенно особое место среди естествоиспытателей и тем более среди священнослужителей, вызывали горячие споры при жизни и должны быть востребованы сегодня, когда мир находится в поисках альтернативы всевозможным проявлениям глобального кризиса на планете.

Шарден родился 1 мая 1881г. в многодетной фермерской семье во Франции, в Оверни, горной местности, где было много потухших вулканов. В шестилетнем возрасте родители обнаружили мальчика на дороге, ведущей в горы. Он шёл посмотреть, что находится внутри вулканов. Любопытно, что по материнской линии он был двоюродным правнуком Вольтера. В иезуитском колледже он получил хорошую подготовку в теологии, схоластической философии, древних и новых языках, естественных науках. Продолжил образование в иезуитской семинарии на острове Джерси и затем преподавал физику и химию в Каире. В годы первой мировой войны был мобилизован, служил санитаром, получил орден Почётного легиона. С 1913 г. Шарден работал в Институте палеонтологии человека при парижском Музее естественной науки, в 1920 получил докторскую степень в Сорбонне и стал профессором кафедры геологии в Католическом университете Парижа. Однако профессорская карьера продолжалась недолго. Именно в это время возникла первая трещина между его мировоззрением, материалом, который он давал студентам, и официальными инстанциями, в данном случае руководством университета. В результате, в середине 1920-х годов Шарден покидает   Францию,   отправляется   в   палеонтологическую экспедицию в Монголию и Северо-Западный Китай.

Здесь ему предстояло сделать крупнейшие научные открытия, которые он позже осмысливал в философских трудах. В 1928 совместно с китайским учёным Пэй ВэньЧжунем и канадцем Д.Блэком он обнаружил остатки синантропа недалеко от Пекина. Случилось так, что экспедиция Тейяра де Шардена продлилась едва ли не двадцать лет. Он работал в Индии, на Бирме, на острове Ява, в Африке, именно в тех местах, где обнаруживались стоянки древнего человека, останки доисторических животных и растений, что давало богатый материал для палеоботаники и палеозоологии. Открытие синантропа (китайского человека) дополнило схему так называемых архантропов, древнейших людей, живших на планете в период от 2 миллионов до 360 тысяч лет тому назад. После открытия Шардена в разряд представителей первобытного человеческого стада, кроме питекантропа и Гейдельбергского человека, вошёл синантроп, а в середине 1950-х  годов схема дополнилась открытием атлантропа.

В Париж учёный вернулся только после второй мировой войны и получил кафедру в Коллеж дё Франс, в 1950 был избран во Французскую академию наук. Ещё в З0-е годы публиковались его специальные труды, следы их использования можно найти даже в советской литературе, хотя и с трудом. Имени Тейяра де Шардена нет в Большой советской энциклопедии, хотя есть два других Шардена: путешественник 17 века и живописец 18-го. Мало того, его имени нет ни в Биологическом энциклопедическом словаре 1986 г., ни в энциклопедии «Биология» 1999 г., ни в учебниках и справочниках палеонтологии. Нельзя сказать, чтобы это был заговор молчания непосредственно против Шардена. Скорее общая тенденция изложения специальных научных дисциплин сформировалась таким образом, что наука и её открытия создавались как бы сами по себе, безотносительно личностей. Синантроп «был открыт», древние стоянки «исследовались», систематизация «возникала». Беря в руки такие солидные научные издания, я уже знала, что в них нет персоналий, то есть сведений о самих учёных.

У Шардена, открытия которого принесли ему мировую известность, не складывались отношения на родине. Ему настоятельно посоветовали не возвращаться во Францию из научной командировки в США, куда он отправился в 1951 году в возрасте 70 лет. Так случилось, что вне родины этот человек прожил в общей сложности 27 лет, а трудился до конца своих дней палеонтологом в Антропологическом институте США.

При жизни его философские работы запрещались одна за другой с редким постоянством, при этом распечатывались на ротапринтах и распространялись неофициально. В 1933 Ватикан запретил публиковать книгу «Божественная среда», в 1938 — «Энергия человека», в 1941  «Феномен человека», причём об этом запрете  автор узнал пять лет спустя. Только после смерти учёного Международный научный комитет возглавил публикацию его основных работ, и вышло десятитомное собрание сочинений. Возник термин «тейярдизм», прочно утвердившийся как в западной, так и в советской литературе. Наш читатель до сих пор не знаком с такими книгами, как «Гимн Вселенной», «Сердце материи», «Пробуждение  энергии»,  «Видение  прошлого»,  «Будущее человека». Однако, лишив нас возможности читать сами тексты, советские философы  атеисты неустанно критиковали автора за попытку соединить науку и религию. Впрочем, в многочисленный отряд антитейярдистов попали и католические теологи, и неотомисты, и западноевропейские марксисты, и все по одной причине  «тейярдизм возбуждает безумную надежду на появление лучшего христианства, поющего славу космосу».

В чём же состоит удивительное философское учение, которое оказалось непризнанным как католической церковью, так и материалистическими направлениями 20 века? Во введении к книге «Божественная среда» учёный обращается к проблеме, которая возникла в Новое время в связи с крупнейшими астрономическими открытиями, со становлением гелиоцентрической системы мира. Эта проблема продолжала углубляться вместе с развитием физико-математических наук, открытием сложной структуры атома в начале 20 века  это проблема взаимоотношения духовных и научных знаний, религии и науки.

Шарден пишет, что смятение религиозной мысли нашего времени связано с открытием единства мира. Реалии науки открывают неизмеримые бездны времени и пространства, вскрывают всё новые и новые связи между элементами универсума, укрепляют идею   единства мира и тем самым подпитывают подсознательное стремление каждого человека ощущать себя неотъемлемой частью этой системы мира, атомом универсума, гражданином Вселенной. Однако при этом людям кажется, что это единство безусловно материально, оно углубляет разрыв между наукой и религией, не оставляет места откровению, тем духовным знаниям, на которых базируется корень всех мировых религий. Шарден задаёт вопрос: способен ли евангельский Христос охватить безмерно возросшую Вселенную?

Эту книгу он написал не для людей, утвердившихся в вере, а для сомневающихся, для тех, в понятиях которых наука с её возросшими   возможностями   и   новейшими   открытиями противостоит традиционному духовному знанию. Сверхидея Шардена в том, что это противостояние иллюзорно, оно кажущееся. Оно есть следствие давнего и устоявшегося заблуждения человечества, которое противопоставляло душу и тело, дух и плоть, дольнюю и горнюю жизнь, конечное пребывание на земле и последующую вечную жизнь в лоне Царства Небесного, о котором мы на самом деле не знаем ничего. В действительности людей сотни лет смущали антиномии  конечная и вечная жизнь, жизнь в плотном теле и последующая жизнь чистого духа, данное нам в наших ощущениях пространство-время и чисто теоретическое понятие Царства Божия. В частности, вследствие этой иллюзии учёный, нагруженный астрономическими познаниями о бесконечной (и материальной) Вселенной не находит в ней места для неземных реалий. В самой грубой форме эта мысль выражалась в 1960е годы так: «Космонавты летали и никакого Бога там не видели». И в психологии больших масс людей, и в убеждениях многих учёных она присутствует в наше время как одна из самых распространённых.

Каково же, по мнению Шардена, истинное соотношение Царства Божия  в его терминологии Божественной Среды  и материальной, осязаемой жизни? Нет никаких границ между материальным и духовным мирами. Божественная Среда объемлет всю материальную вселенную, её тонкие энергии проницают всё, порождают  материальное, способствуют его развитию, жизни, эволюции. Она пронизывает все тварные существа, всех нас, поддерживает   наше   существование.   Первичная   духовная составляющая есть во всех видах материи. В книге «Феномен человека» он говорит об энергии, которая лежит в основе самоорганизации материи. Он подразделяет её на два вида. Тот вид энергии, который известен науке, изучающей физические, химические, физиологические процессы в живых организмах, он называет тангенциальной. Эти процессы зримы, подвержены научному анализу. Но есть вторая составляющая, радиальная. Этот вид энергии не имеет физического эквивалента и пока недоступен нашим научным приборам. На неё не распространяются открытые нами законы физического мира, в частности, закон сохранения энергии и принцип энтропии, то есть известные нам законы термодинамики. Допущение наличия такой энергии влечёт за собой любые физические парадоксы. Это вид тонкой духовной энергии, которая первична и направляет развитие всех живых организмов и шире  всех элементов тварного мира. Таким образом, сама ткань универсума изначально обладает двумя неразрывными сторонами  материальной (внешней) и духовной (внутренней). Таковы качества первоосновы всего сущего.

Шардена неоднократно упрекали в том, что его радиальную энергию невозможно ощутить, поймать, исследовать. Сегодня другие учёные и философы отвечают на этот вопрос: наши физические инструменты слишком грубы, научные методики пока слишком прямолинейны. Однако, наука неустанно идёт вперёд, мир невидимого настолько расширился за последние десятилетия, что у неё есть прекрасные шансы добраться до мира тонких энергий. Кроме того, человечество изначально было одарено интуитивным знанием, ведь всё сакральное знание мировых религий и чистых духовных практик основано на откровении. Таким образом, Шарден разрушает стену между сферами научного и интуитивного познания. Недаром один из немногих последователей Шардена во Франции П.Шошар писал, что современная теория информационного поля подтверждает возникновение сложных организованных систем как результат действия особой энергии отрицательной энтропии. Наш современник академик А.Е.Акимов, директор Международного института теоретической и прикладной физики (Москва) уже несколько лет занимается исследованиями Физического Вакуума, который   считает   прародителем   материальной   вселенной, источником, который порождает атомы и молекулы, и прямо соотносит понятие Физического Вакуума и понятие Абсолюта.

Далее, согласно учению Тейяра де Шардена, биологической эволюции человека (предмет, который он знал досконально) соответствует духовная эволюция, неустанный труд самой Вселенной, Божественной Среды, пронизывающей каждый живой организм. Это труд по совершенствованию и объединению всего живого, по удалению чёрных и развитию светлых энергий, концентрации чистого и притягательного. Следовательно, человек, проникнутый такими убеждениями, должен работать над собой в двух направлениях. Первое — развивать в себе космическое сознание истории,   развивать   способность   целостного   восприятия действительности, утратить отчуждение и разобщённость как антибожественные черты, мешающие индивидуальной эволюции. И второе  активно работать здесь и сейчас, немедленно воплощая этот принцип в жизнь.  Он сравнил жизнь человека с состоянием подводного пловца, находящегося на большой глубине. Под ним, в его историческом и индивидуальном прошлом  мрак и холод, над ним  в будущем  проблески света. Чтобы соответствовать законам Божественной Среды, надо постоянно совершать работу по поднятию наверх. Мрак будет рассеиваться, давление материального (толщи воды) уменьшаться, свет впереди проявляться во всём своём блеске. В такой среде нельзя стоять на месте, можно только двигаться  назад или вперёд, то есть идти по пути эволюции или антиэволюции, в зависимости от личного выбора.

И, наконец, ещё одна идея Тейяра де Шардена, которая, к сожалению, не могла понравиться ни одной конфессии — идея объединения церквей, слияния религий. Во всяком случае, начало этого живого процесса он усмотрел в середине 20 века. «В большом человеческом  потоке  три  течения  (восточное,  гуманное, христианское) всё ещё противостоят друг другу. Однако имеются живые признаки их сближения. Восток, по-видимому, уже почти отказался от первоначальной пассивности своего пантеизма... Культ прогресса всё шире распахивает свои космогонические системы перед силами духа и свободы. Христианство начинает примиряться с усилиями человечества. Во всех трёх течениях тайно трудится тот же дух, который создал меня самого... Общая конвергенция религий во всемирном Христе, который, в сущности, удовлетворяет всех, такой мне представляется единственная возможность обращения мира и единственная форма религии будущего».

 

Газета "Орион", № 19, сентябрь 2001 г.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz