РЕКОМЕНДАЦИИ

Общественного методического совета

по освещению религиозной тематики в СМИ

при Министерстве Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации

 

Коренные преобразования во всех сферах общественной жизни России в конце XX века означали революцию и в области духовного развития. Атеистическое общество и такое же государство были вытеснены этой революцией на обочину истории, но, как и в других случаях революции, наследие, обычаи, методы прежнего не ушли из жизни безвозвратно, а продолжали и продолжают функционировать и в новых условиях.

СМИ в России вместе со всем гражданским обществом решительно, по-революционному, стали уходить от принципов и методов атеизма, от враждебности и пренебрежения к религии и Церкви. На этом пути от атеизма к религии российские СМИ действовали не столько по уму, сколько по эмоциям. И здесь исключительно важную роль должно было сыграть и сыграло руководство общественным развитием в виде разработанного законодательства о свободе совести, роли Церкви и религии в условиях отсутствия прежней, довольно целостной идеологии, в условиях развития демократии, свободы, новых возможностях духовной жизни.

Законодательство в области свободы совести, взаимопонимании Церкви и государства должно было стать определяющим в поведении и государства, и Церкви, и СМИ. Однако каждое из этих звеньев общественных отношений руководствовалось Законом по-своему.

 

Государство безропотно отступило перед идеологическим напором Церкви, отдавая нередко ей и школу, и армию, и тюрьмы.

 

Церковь порой забывала, что по Закону она отделена от государства, и школа от Церкви, и есть пределы ее влияния.

 

СМИ, дорвавшись до запретной ранее темы, принялись по-своему вторгаться в тонкий мир духовной жизни, где у каждого человека, в разные годы его жизни, по-разному воспринимаются новации социального развития и традиции народа, региона, семьи.

В итоге на смену государственной системы атеистического воспитания, исторически основанного на крови и жертвах, пришла Церковь как мощная идеологическая организация, сохранившая, несмотря на большие потери, свои кадры, свою систему мировоззрения, свою материально-финансовую базу. В условиях идеологически беззащитного государства переходного периода роль религии резко возросла, возросло ее влияние, но и обнаружились крайности, имеющие отрицательное влияние на общественную жизнь. Например, отношения Православной Церкви и Церкви католической, проблемы отношений Московской Патриархии с Русской Зарубежной Церковью и т.п. – во все это втягивается с помощью СМИ все общество, у которого и так хватает проблем.

События 11 сентября 2001 года, теракты в США обнажили антигуманную сущность не ислама как вековой религии многих народов, а его крайнего проявления – экстремизма, вызова существующей цивилизации, якобы недооценивающий ислам.

Для людей иных вероисповеданий исламисты – представители другой культуры, традиции, качественно иной цивилизации, которая породила и совершенно иную ментальность. В мусульманском мире иная система запретов и ограничений, иное отношение к женщине, к власти, к демократии. Для нас забить человека камнями – дикость. Для них – часть правовой культуры. Для европейца многоженство – экзотика, для мусульманина – норма.

Там, где мы видим государство с современной экономикой, свободой, равенством, терпимостью, исламский террорист видит разврат, плутократию, пьянство, безбожие.

Вот почему одним из главных акцентов наших телерадиопрограмм и публикаций об исламе должен стать тезис о противопоставлении учения ислама как цельного и гуманного мировоззрения тем крайностям, экстремизму и терроризму, которые, хотя и действуют от имени аллаха но, несут вред вере и ее благородным идеалам.

СМИ следует также избегать втягивания в дискуссии, чья вера лучше. Каждая из них имеет свои ставшие народными принципы и традиции.

Отделить Церковь от государства можно лишь тогда, когда будет сформирована и станет действующей искомая нами новая идеология, система мировоззренческих взглядов. Но это случится в будущем, а сегодня СМИ должны в религиозных передачах подниматься до уровня конкретной личности, до раскрытия духовного мира каждого человека, а не преувеличивать роль религии в общественных построениях.

Сегодня следует признать общечеловеческие ценности высшим законом для всего человечества – свобода, демократия, неприкосновенность жилища и собственности, свободы совести – независимо от того, в основе каких верований они лежали и лежат.

Время вносит свои коррективы в понятия «религиозное вещание», «программы религиозной тематики».

Религиозное вещание не есть изображение фактов жизни с религиозных позиций.

Религиозные передачи – это:

а) программы, в которых раскрываются то или иное религиозное вероучение, и в свете этого оценивается действительность;

б) программы, обращенные к личности, к человеку, которых проповедник ориентирует с позиций своего вероучения. Поэтому, например, передачи «Русский дом» в этом смысле нельзя считать религиозными;

в) программы, оказывающие духовную помощь человеку, укрепляющие его веру в народные традиции, в торжество общечеловеческих ценностей;

г) программы, подчеркивающие светский характер государства и общества в России и раскрывающие взаимодействие Церкви и государства строго на основе Закона РФ о свободе совести, что не предусматривает участие Церкви в управлении государством. До 1917 года русская государственность сохраняла элементы теократии, глава государства был главой Церкви, а ее Синод обладал некоторыми властными полномочиями.

СМИ должны исходить из соображений о том, что православие – не только русское национальное явление, что ислам не только тюркский или арабский, буддизм – не только китайский.

Религия в своей основе не имеет национальной окраски, ибо, например, Вселенская Православная Церковь и проповедь ее обращены к человеку любой национальности и тем самым ко всему человечеству. Православная Церковь живет в различных культурных традициях – греческой, русской, сербской, грузинской и других, которые, по сути, одно – православие.

Православная Церковь в России имеет отношение не только к русскому народу, но и к формированию истории и культуры письменности и языка мордовского, якутского, других народов – от Эфиопии до Аляски.

Поэтому в передачах СМИ важно подчеркивать не только исторические связи Церкви с народом, но и общечеловеческие ценности, заповеди – «не убий», «не пожелай зла ближнему» и т.п.

Исторически оправдано преимущественное внимание российских СМИ к православию. Общечеловеческие духовные ценности, основанные на христианстве, должны стать не столько предметом отдельных телевизионных и радиопередач, сколько сутью многих программ. Особое внимание к православию объясняется, по крайней мере, тремя причинами: во-первых, Православная Церковь имеет исторический опыт по собиранию единого Российского государства и объединению Руси; во-вторых, Церковь внесла уникальный вклад в формирование языка, культуры, литературы, искусства русского народа. Истоки нынешней нашей духовности лежат именно в древнем содружестве и единстве культуры и религии. Наконец, Церковь вдохновляла на защиту родины людей, соединяла их в полки ратные общей верой и чувством патриотизма в борьбе с врагом. Все эти исторические традиции во многом отражаются в мыслях и чувствах современников, имеют сегодня мощный нравственный заряд и не могут не учитываться журналистами.

При освещении религиозной тематики на первый план выступают морально-этические аспекты журналистского ремесла. Политизация журналистики, ее общественное самовыражение нередко превращаются в политическое притворство. Если подобное случается со служителем Церкви, то прихожане перестают ходить в храмы. Телезрители же выключают телевизор или переходят на другой канал.

Именно многовековой опыт межличностного, индивидуального общения, накопленный Церковью, особенно ценен для тележурналистики, имеющей дело с теми же образами, речью, интонациями, что и священник в храме.

Появилась новая область вещания, основанная на ценностях религиозной духовной культуры, включающая в себя изобразительное искусство, музыку. Все это расширяет возможности духовного развития человека, обогащает его внутренний мир.

Первые передачи о вере, религиозных конфессиях, о роли Церкви в жизни современной России были полны ощущения новизны и открытий, свежего дыхания российских традиций и исторического опыта страны. Это наглядно показали всероссийские фестивали-семинары «Православие на телевидении», на которых десятки телекомпаний демонстрировали свои попытки рассказать людям о ранее запретном.

Теперь, когда интерес в обществе к истории и современной роли религии в духовной жизни стал устойчивым, журналистам необходимо двигаться дальше, осваивать сущность, истоки и особенности религиозных верований в нынешнем обществе. Здесь журналистам придется заново приобретать квалификацию, вырабатывать моральные критерии и оценки.

Совет подчеркивает, что религиозная журналистика в России имеет исторические корни, десятилетиями находилась в подполье.

Оба направления религиозной журналистики – конфессиональное и светское – должны иметь своей аудиторией не только население страны, но и учитывать интересы и запросы религиозных кругов, представителей власти, журналистов-экспертов.

Совет рекомендует внимательно отнестись к деятельности гильдии религиозных журналистов «Медиасоюза», а руководителям телерадиокомпаний и крупных печатных изданий сформировать отделы религиозной тематики.

Совет отрицает ту продукцию СМИ, которая дискредитирует Церковь и веру, насаждает жестокость, наживу, корысть, бессовестность как жизненные принципы современного «героя», личности агрессивного типа.

Новое и большое поле деятельности журналистов, пишущих на религиозные темы, – это проблемы образования и Церкви, это гуманные, общечеловеческие идеалы, которые объединяют и систему образования и все религиозные конфессии, это опыт сочетания научного просветительства с исторически правдивым описанием социальной роли Церкви и религии в жизни человека.

Совет считает, что современному обществу в России не удалось сформировать четкую позицию по поводу взаимодействия государства и Церкви, равноудаленности религиозных конфессий от государства. В практике СМИ возобладала идея индивидуализма, выпала идея коллективизма, ограничения интересов индивидуума ради интересов коллектива. Во взаимоотношениях общества, государства различных религиозных конфессий должен реализовать принцип социального компромисса, а не конфронтации. СМИ должны поэтому более полно и всесторонне освещать конкретную практику этих взаимоотношений в центре и на местах, ответственно относится к проявлениям свободы совести и свободы слова. Регулярное, систематическое раскрытие (а не от скандала к сенсации, и от сенсации к скандалу) этих проблем должно быть в русле образовательно-просветительских функций СМИ современной России.

Многие теле- и радиожурналисты начали осваивать новую нишу в вещании. В условиях свободы совести журналисты должны учитывать следующие рекомендации.

При подготовке материалов, затрагивающих религиозную проблематику, необходимо соблюдать Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях».

Основным положением Закона РФ о свободе совести является подтверждение права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом, независимо от отношения к религии и убеждений.

Признавая особую роль православия в России, Закон отдает дань уважения другим христианским конфессиям, а также исламу, буддизму, иудаизму и другим вероисповеданиям народов России.

На тележурналистов, готовящих материалы на темы религии, не должно оказываться никакого давления по вероисповедному принципу со стороны руководителя телерадиокомпании. То обстоятельство, что бывший владелец НТВ являлся председателем Всероссийского сионистского движения, а бывший председатель компании «Московия» стал православным верующим, не означает, что руководимые ими компании должны придерживаться односторонних оценок того или иного верования.

Телерадиокомпании, как и редакции других СМИ, не должны участвовать в межконфессиональных конфликтах.

Недопустимо выражать в текстах и образах неприязнь к тому или иному вероисповеданию.

В критических материалах, касающихся жизни и деятельности религиозных объединений или их конкретных функционеров, следовало бы рассматривать только гражданскую сторону вопроса, строго оделяя ее от внутренней, канонической.

Необходимо уважать и знать обряды, традиции и внутренние установления традиционных религиозных организаций при сборе, подготовке и выпуске материалов.

Так как церковная тема достаточно сложна для светской журналистики, рекомендуется обращаться за консультациями к экспертам – представителям духовенства, богословам, историкам, философам. Такие консультации помогут журналистам не только преодолеть стереотипное порой представление о тех или иных церковных проблемах, но и натолкнуть на новые темы, новые подходы, которые могут быть интересны широкой аудитории.

В телерадиопередачах на религиозные темы важно не допустить оскорбления чувств верующих, содействовать обеспечению действительной свободы совести.

СМИ должны защищать государство от Церкви, а Церковь – от огосударствления. СМИ – посредник между государством и религией.

Государство уважает и поддерживает религию, потому что оно осознает роль и влияние религии на общество, на человека.

И Церковь, и государство должны служить одному феномену – гражданину и человеку.

 

            14 ноября 2001 г.

 

 

©  Сайт «Мир Религий»  http://www.religio.ru/

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz