Е.Ореховская,

г.Кемерово.

«Сага о людях, идущих в горы»

Впечатления об экспедиции
«Путями Центрально-Азиатской экспедиции академика Николая Рериха: Алтай», проходившей с 16 июля по 1 августа 2008г.

Вид с перевала "Рига-Турист" на Пик Учителя и ученика. Внизу у озера - перевал Рижский. Там была наша ночевка.

Зачем люди идут в горы? Очень часто возникает этот вопрос, особенно когда выходят публикации в газете о каком-либо походе со всеми сложностями и лишениями, либо кто-то из друзей возвращается с гор, опалённый солнцем и закалённый камнепадами, в наши прямоугольные асфальтобетонные места.

Неужели за тем, чтобы кормить комаров, мокнуть под дождём, и идти, согнувшись под тяжестью рюкзака по горным тропам до неимоверной усталости туда, куда наметили сидя ещё в тёплых уютных квартирах. Зачем? Что гонит людей туда? И почему вернувшись оттуда, из мира гор, они много уже не говорят, унося во взгляде некую тайну, вечную недоговорённость, понимать которую суждено лишь тому, кто там уже побывал. И вот посчастливилось автору этих строк пройти по маршрутам Алтайских гор. О чём и хочется рассказать.

Наша компания единомышленников была достаточно велика – около 70 человек, которые разбились на несколько автономных групп, руководимых опытными людьми. Народ был интересный. Среди участников похода даже родилась такая шутка: если ты не художник, значит, фотограф, а если нет, то уж точно, человек пишущий – журналист либо писатель, учёный или поэт. Вообщем, творческая интеллигенция. Среди нас были и дети, и представители старшего поколения. Каждому по силам был выбран маршрут.

Путь нашей группы пролегал из Тюнгура вдоль Кучерлы на Зелёное озеро, дальше через перевал Рига-Турист в долину Семи озёр, выходил на Аккемское озеро и оттуда – опять в Тюнгур.

Неожиданности начались дома: сложив в рюкзак всё, что было предписано, ужаснулась тому, что он даже возвышался над головой и достаточно увесист. При мысли о том, что теперь ближайшие две недели всё это придётся нести на себе (а то и больше, вместе со снаряжением и продуктами!), просто холодело в груди. «Назад пути нет, – сказала себе я. Если хочешь познать неведомое, надо платить. Значит – вперёд!»

…И вот мы, преодолев на бортовой машине первые 10 км от последнего горноалтайского села, вышли на тропу. Дальше можно пройти лишь ногами.

Конечно, первые километры были тяжелы – пока не отрегулировали рюкзак, не подогнали ремни. А потом – как шутят спортсмены – было очень тяжело. И так, шаг за шагом, мы приближались к Кучерлинскому озеру, которого достигли на второй день.

Приключения

Начало пути. Впереди - художник В.Козар (Киев).

Всё шло по заранее намеченному плану, но здесь хочется рассказать об одном путешествии, которое стало первым неординарным случаем. Запланировано было у нас посещение озера Дорошколь. Узнав у встречных туристов, что до него всего часа три с половиной ходьбы, мы взяли, как нам тогда казалось, всё самое необходимое – дождевики, куртки, немного перекусить на обед, и вместе с профессиональным оператором Володей отправились в путь. В первые же полчаса мы преодолели по хлипким мосткам несколько горных стремительных рек. Потом нас вымочил дождик и, подойдя к реке, раскинувшейся по всей долине пятнадцатью рукавами, мы были, конечно, озадачены. Вода была холодна настолько, что обжигала ноги. Течение сбивало. И было удивительно, что тут же, среди этих ледяных вод, росли себе спокойно небольшие яркие розовые цветы – горная разновидность Иван-чая. И мы всё же преодолели эти потоки. Далее – высочайший подъем вдоль реки с многочисленными водопадами, берущей своё начало из озера Дорошколь. И каждый раз, преодолевая небольшой перевал и выходя на ровный участок, мы думали, что озеро именно там, но… каждый раз его не было. И опять шёл крутой подъём по тропе, потом по куруму – большим и не очень камням, и вновь перевал. Озера либо пересохло, думали мы, либо отдалялось от нас с каждым нашим шагом.

Но вот водопады становятся настолько красивы и широки, что Ниагара кажется лишь жалким подобием, и мы, вдохновлённые необычайно живописными видами, с новыми силами поднимаемся всё выше и выше. Горы как будто расступаются. Но чтобы подойти к озеру, надо преодолеть ещё два водопада – рукава стремительно текущей откуда-то из-под небес горной реки. По крупным камням, сквозь поток, наш проводник Саша находит дорогу и выводит нас на берег озера. Вода захлёстывает в ботинки, сбивает с ног, но все мы: Юля, Света из Прокопьевска и её дочь Даша благополучно переправляемся. И тут надо бы сказать отдельно о нашем операторе Володе, который шёл с нами – он просто удивлял нас своей неутомимой энергией и стремительностью. Если мы с трудом преодолевали какой-то участок по тропе, то он, следуя своему творческому инстинкту, успевал не только за нами, но и снимал всё, что было интересного вправо-влево, и после этого нагонял и перегонял нас, неся при этом тяжёлый рюкзак с аппаратурой.

Озеро Дорожколь оказалось, пожалуй, самым живописным и очень приятным для пребывания мест из всех, где удалось побывать в этом походе. Как и во многих других горных озёрах, вода там была необычного изумрудного оттенка, а рядом – зелёные горы, покрытые лесом, вдалеке сверкали белизной вершины дальних гор, и вблизи, прямо над озером, встречали тебя две огромные просто вертикальные скалы, уходящие ввысь и напоминающие стражей. Облака были близко, кружили среди вершин, и говорили о том, что мы находимся на приличной высоте где-то около 3 000 м. Озеро было разделено как бы на три уровня, и всё вместе впечатляло своей гармонией и силой. Но сила это была какая-то мягкая, можно сказать, женская. Здесь как будто соединились вместе все виды Алтая, и поэтому уходить отсюда не хотелось. Но день кончался, и нужно было идти.

Дорога назад была тоже нелегка, мы бежали вниз почти бегом, насколько это было возможно, по корням, узким тропам и камням, и даже смогли засветло перейти брод. Оставшуюся часть пути преодолевали в сумерках и полной темноте, часто без тропы и по куруму, с одним фонариком на троих, спотыкаясь и срываясь со скользких камней. На день у нас было питания, не считая чистой воды, две банки шпрот на шестерых, горсть сушек и чернослива. Зато научились питаться буквально подножным кормом – ягелем и жимолостью, которых в тех местах предостаточно. Пришли уже около двух ночи, записав на свой счёт первое, но как оказалось, далеко не последнее приключение.

Горный мир

Утро на Кучерлинском озере. Тишина.

Алтай – край белых, «молочных» рек и «кисельных» берегов, на самом деле покрытых чудесной живой растительностью сочного изумрудного цвета с многочисленными цветами, питающимися живительной, стремительно стекающей по нешироким рукавам чистейшей водой. Здесь можно пить и насыщаться. Здесь можно ощущать единство со всем миром. Здесь необычайно остро ощущаешь первозданность всего сущего: кажется, что именно таким был мир, когда не было ещё человека. И в то же время высокогорный Алтай – это мир кристальных вод, скалистых гор, белоснежных вершин и изумрудной зелени в редких долинах. Это изумительная горная страна.

…Переждав день дождя, дальше мы проделали путь к Зелёному озеру, до которого было три с половиной часа бесконечного крутого подъёма. В какой-то момент вышли на открытую поляну, и перед взором нашим на горизонте предстала бурлящая горная река, водопадом текущая откуда-то с небес. Чувство чего-то необычного, какой-то загадки не покидало. Виден был лишь кусочек мира, а что за ним – неизвестно. С низин Кучерлинского озера поднимались белые массы не то тумана, не то облаков, окутывали нас и уходили вверх, образуя сплошное ватное покрывало. Туда, в поднебесье, и лежал наш путь.

На стоянке у Зелёного озера, наскоро сварив обед, не задерживаемся и поднимаемся дальше, к озеру Голубому, в котором уже была совсем другая вода, на вкус талая, и в разные моменты дня становилась то нежно-зелёная, то насыщенно ярко-синяя. Из этого озера бежал ручей, образуя небольшую, но удивительную долину. Было в ней столько водопадов и ручьёв, журчащих на разные лады, но не угрожающе, как во всех других местах, а живо и ласково. Поэтому и разнотравье в этом уголке так необычно. В этой маленькой долине трав и цветов порхали миниатюрные бабочки. Вокруг – можжевельник, низенькая альпийская берёзка, стелющаяся, не выше колен, с маленькими листочками и такими же серёжками, так некстати во время переходов стряхивающая на ноги дождевую воду и раздирающая в клочья вещи. Очень душистая смородина с такими же крошечными листочками. Всё это производило впечатление какого-то сказочного, нереального, кукольного мира. Мы могли видеть обычные для этих мест растения – бадан, красную щётку, так полезную при всяких женских заболеваниях, а так же в изобилии растущий у ручьёв золотой корень. Рядом можно было рассмотреть следы маленьких копытцев; тут и там можно встретить маленького хомячка – пищуху, которая часто и пронзительно пищит, а то и пробегает мимо вся в заботах, неся во рту пучок свежей травы. Со скал иногда доносится крик, похожий на лай, горного козла – разглядеть же его за дальностью очень трудно. Бывалые люди находили на месте нашей стоянки следы медведя.

Вблизи – в окружении ледников пик Учителя и Ученика, пик Урусвати, перевал Славутич, и ещё много разных гор и вершин. А по направлению к Белухе – большой скальный массив, как бы раскинувший руки, неприступный и необычайно симметричный, с крутыми подходами и отвесными стенами, на который нам предстояло взойти и дать имя. Высота его – 3450 м. По сравнению с другими пиками, покрытыми снегами, он был не так велик, но от этого восхождение не делалось легче.

Восхождение

Александр Лобачевский (Кемерово) - участник самого трудного маршрута (восходитель).

Основная часть маршрута была уже пройдена. Осталось главное: совершить восхождение на вершину и преодолеть перевал Рига-Турист по дороге домой в сторону Аккемского озера. Остаюсь с группой восходителей. И с раннего утра мы, группа из четырёх человек, взяв снаряжение и ледорубы, начинаем восхождение по леднику.

Скала уходит вертикально вверх и даже грозно нависает над головой. Мы преодолеваем метр за метром, всё ближе подходя к одному из сложных перевалов Такмак. Брать мы его будем ещё раз, возвращаясь назад. Дальше идут лишь узкие горные тропы. Неизвестно, ходили ли здесь люди, и вопрос, куда же заведут эти тропы, не оставляет членов нашей группы.

«Здесь вам не равнина, здесь климат иной –

Идут лавины одна за одной,

И здесь за камнепадом ревет камнепад,

И можно свернуть, обрыв обогнуть,

Но мы выбираем трудный путь,

Опасный, как военная тропа».

Да, по этим местам, видимо, раньше пробирались лишь горные животные, поскольку тропа то и дело прерывалась, и нужно было навешивать перила – 40 метров верёвки, которые мы с собой несли, а дальше и вовсе лезть по скалам почти вертикально вверх. Под ногами пропасть глубиной, наверное, около тысячи метров. Но нет ничего невыполнимого.

…Когда ты на одном уровне с далёкими вершинами, возникает ощущение, как будто паришь высоко в поднебесье. И любое облако может зайти к тебе в гости, оставив подарок в виде дождя, града, и мокрого снега. Чувствуешь себя как на крыше мира, и где-то на одном, «географическом» уровне с богами, хотя это не делает тебя неуязвимым.

Мы начинаем спуск. Струи воды, проделывая себе путь в скалах, откалывают кусочек за кусочком, и вот уже вниз несётся град камней. Спустя несколько часов, промокшие и продрогшие, мы уже вновь на леднике. Погода за нашу дерзость решила, как будто оказать на нас самое сильное впечатление, и к холоду от ледника добавляется крупнейший град. Хорошо, что на голове каска. Незащищённые руки встречают весь натиск небесного дара.

Ледник всё же пройден удачно, оставшиеся километры по мокрой морене – крупным камням до палатки преодолеваем традиционно, в полной темноте с одним фонариком на двоих. Через несколько часов ходьбы с препятствиями по нескончаемому куруму мы узнаём знакомые очертания гор и бесконечно уставшие, как-то внезапно вдруг выходим к лагерю. На часах – ночь, два часа.

Люди

Белуха

«Кто здесь не бывал, кто не рисковал,

Тот сам себя не испытал,

Пусть даже внизу он звёзды хватал с небес.

Внизу не встретишь, как не тянись,

За всю свою счастливую жизнь

Десятой доли таких красот и чудес».

Как отнестись к тем людям, которые побывали там, и о которых так метко сказал Владимир Высоцкий? Мы вместе все выходили в поход, мы одинаково преодолевали часть пути, кому-то становилось плохо, многим было трудно, но выдержали все. И самое главное – там, на скалах, на высоких крутых горных перевалах происходит что-то неуловимое, что превращает обычных равнинных людей в закалённых и мужественных бойцов. Эти горные тропы действительно можно сравнить с фронтовыми дорогами: как по трудностям преодоления, так и по опасностям, которые подстерегают. Опыт здесь – дело хорошее, но не самое главное.

С Голубого озера основная группа уходила раньше нас. На пути был перевал Рига-Турист, где никто из нас ещё не был. Так себе перевальчик, судя по описаниям. Из-за восхождения мы разлучились всего на пару дней. Но как неузнаваемо изменились люди! В глазах появилась какая-то тайна, а в душе – несгибаемый стержень, что-то такое, что не даст сломаться уже никогда. Люди стали другие. Дети стали взрослее, женщины – мужественнее, мужчины – ещё более сильными, хотя и безмерно уставшими. А старшим – скинулся не один десяток лет. И это всё сделали горы. Вернее, горы с их скалистой твёрдостью сделали людей подобными себе. И в этом – их сокровенная, тайная сила.

Дела

Пик Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха

В том, что объединились люди под одной идеей, в наше время нет ничего удивительного. Программа нашей экспедиции: «Путями Центрально-Азиатской экспедиции академика Николая Рериха: Алтай» была составлена таким образом, что мы побывали в Музее Н.К.Рериха в Верхнем Уймоне: в музеях города Барнаула и Горно-Алтайска, где есть экспозиции, посвящённые Рерихам и подлинные картины, предметы быта и их снаряжения; осмотрели памятные места, связанные с их пребыванием в Бийске и возложили цветы к памятной доске.

Одна, самая героическая и малочисленная наша группа прошла сложным путём по тропе вдоль Холодных Белков, где предположительно проходил Рерих, преодолев Капчальский перевал. Возглавляла эту группу, а так же организовывала всю экспедицию отважная и мужественная женщина – Ирина Мершина.

Исследовательские цели экспедиции заключались также и в том, чтобы установить, с какого места был написан Николаем Константиновичем Рерихом известный вид Белухи. И при активной помощи местных жителей это место было установлено. Для этого группе пришлось проделать труднейший многодневный путь на конях, находясь в седле по 12 часов в день, вкусив в полной мере все те трудности, с которыми столкнулась 80 лет назад Центрально-Азиатская экспедиция Рерихов.

По итогам экспедиционной программы будет выпущен специальный сборник материалов. А ещё – участвующие в нашей экспедиции художники – Владимир Козар с Украины и Александр Серов из Юрги, выставка картин которого сейчас открывается в г.Кемерово, запечатлели всё увиденное на своих полотнах.

Представители 25-ти городов России и зарубежья, в том числе и несколько десятков человек из Кузбасса принимали участие в этой экспедиции.

Но самое главное, что восхождение на безымянную вершину было совершено, и будет ей дано имя в честь Международного Центра Рерихов.

Опубликовано в общественно-политической газете

«Кузнецкий край»

21 августа 2008 г.

Дата публикации: 10.09.2008 г.