Евгения Ореховская,
член Союза журналистов России, г. Кемерово
C 5 марта по 5 апреля
2009 г. в Кемерово проходит выставка картин
Н.К.Рериха «По тропам срединной Азии»
|
Полотна известного живописца Николая Константиновича Рериха
прибывают в наш сибирский город уже не в первый раз. Из семи тысяч картин, написанных
знаменитым художником, в залах Кемеровского областного Музея изобразительных искусств
разместилось пятьдесят четыре. И год от года с неослабеваемым интересом знакомятся
горожане с творчеством великого Мастера. И как не сказать − великий, если в одном человеке соединились такие выдающиеся способности
− писателя, исследователя, археолога, культурного деятеля. Н.К.Рерих явился
инициатором создания Пакта Мира об охране ценностей культурных во всем мире, носящим
его имя. С исследовательскими целями он прошел огромной протяженности маршрут по
территории Гималаев, Алтая, Монголии, Китая и Тибета. На протяжении всего пути,
в суровых условиях походной жизни, подвергаясь воздействию холода гор и зноя пустынь,
творил он свои полотна. Наверное, только побывавший в этих суровых условиях может
оценить весь подвиг художника. Представленная в Кемеровском музее серия картин так и называется:
«По тропам Срединной Азии». Эта выставка отличается от тех, что побывали у нас раньше,
тем, что у каждой картины теперь есть своё неповторимое название. Сотрудники Международного
Центра Рерихов, из фондов которого прибыла выставка, при обработке архива и наследия
художника нашли шифр, в котором указывались названия в соответствии с номером картины.
И если раньше мы просто наслаждались игрой цвета и формы неповторимых пейзажей гор,
воспринимая их образ, то теперь можно исследовать различные местности. И как наяву
предстает перед нами тот путь, который проделали участники Центрально-Азиатской
экспедиции, те виды и красоты, которые их окружали. Ведь в цели экспедиции входила
фиксация этих малоисследованных территорий, на многие из которых не ступала нога
европейца. Тибет, Сикким, Цайдам, Ладак, Кунь-Лунь, Такла-Макан, Каракорум −
места, по которым шел караван. Эти малознакомые названия оживают на полотнах Н.К.Рериха.
И рядом − фотографии и документы, рассказывающие об этих нелёгких путях: один
зал музея специально посвящен деятельности Николая Константиновича Рериха и его
семьи, и в том числе Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928 гг.). Особый интерес и искренне восхищение творчеством Николая
Рериха выразили будущие художницы − студентки художественного училища, подолгу
всматривающиеся в картины. Удивляет композиция и построение картины, цветопередача… Овладеть таким мастерством − мечта любого молодого художника.
Особенно привлекла их живописная работа «Красный всадник», написанная по мотивам
старинной тибетской танки. Она явилась основой для известной
картины «Великий всадник», которая занимает центральное место в цикле полотен Николая
Рериха о Шамбале. На ней «неудержимо несется
защищенный доспехами Великий Всадник и трубит в священную раковину. От него несутся
брызги алого пламени, впереди летят красные птицы. За ним − горы Белухи»,
− писал художник. По легенде, он принесет народам мир и справедливость. Пусть
и у нас будут в это сложное время мир и справедливость. Ведь когда, как не в дни
всеобщего кризиса, приобщаться к культуре. Толька она одна, как считал Николай Рерих,
может дать крепость человеческому духу и силы противостоять всем сложностям и кризисам
современной цивилизации. И как не сказать при этом слова благодарности сотрудникам
Рериховского общества «Майтри», которые на свои личные средства организовали эту
выставку, а также нашим горожанам, которые, как в старые добрые времена, «всем миром»
вносили свой скромный вклад в то, чтобы выставка состоялась. |
Дата
публикации: 14.03.2009 г.