Евгения Ореховская,

член Союза журналистов России, г. Кемерово

Рерих в Кемерово

C 5 марта по 5 апреля 2009 г. в Кемерово проходит выставка картин

Н.К.Рериха «По тропам срединной Азии»

 

Полотна известного живописца Николая Константиновича Рериха прибывают в наш сибирский город уже не в первый раз. Из семи тысяч картин, написанных знаменитым художником, в залах Кемеровского областного Музея изобразительных искусств разместилось пятьдесят четыре. И год от года с неослабеваемым интересом знакомятся горожане с творчеством великого Мастера. И как не сказать − великий, если в одном человеке соединились такие выдающиеся способности − писателя, исследователя, археолога, культурного деятеля. Н.К.Рерих явился инициатором создания Пакта Мира об охране ценностей культурных во всем мире, носящим его имя. С исследовательскими целями он прошел огромной протяженности маршрут по территории Гималаев, Алтая, Монголии, Китая и Тибета. На протяжении всего пути, в суровых условиях походной жизни, подвергаясь воздействию холода гор и зноя пустынь, творил он свои полотна. Наверное, только побывавший в этих суровых условиях может оценить весь подвиг художника.

Представленная в Кемеровском музее серия картин так и называется: «По тропам Срединной Азии». Эта выставка отличается от тех, что побывали у нас раньше, тем, что у каждой картины теперь есть своё неповторимое название. Сотрудники Международного Центра Рерихов, из фондов которого прибыла выставка, при обработке архива и наследия художника нашли шифр, в котором указывались названия в соответствии с номером картины. И если раньше мы просто наслаждались игрой цвета и формы неповторимых пейзажей гор, воспринимая их образ, то теперь можно исследовать различные местности. И как наяву предстает перед нами тот путь, который проделали участники Центрально-Азиатской экспедиции, те виды и красоты, которые их окружали. Ведь в цели экспедиции входила фиксация этих малоисследованных территорий, на многие из которых не ступала нога европейца. Тибет, Сикким, Цайдам, Ладак, Кунь-Лунь, Такла-Макан, Каракорум − места, по которым шел караван. Эти малознакомые названия оживают на полотнах Н.К.Рериха. И рядом − фотографии и документы, рассказывающие об этих нелёгких путях: один зал музея специально посвящен деятельности Николая Константиновича Рериха и его семьи, и в том числе Центрально-Азиатской экспедиции (1924-1928 гг.).

Особый интерес и искренне восхищение творчеством Николая Рериха выразили будущие художницы − студентки художественного училища, подолгу всматривающиеся в картины. Удивляет композиция и построение картины, цветопередача… Овладеть таким мастерством − мечта любого молодого художника. Особенно привлекла их живописная работа «Красный всадник», написанная по мотивам старинной тибетской танки. Она явилась основой для известной картины «Великий всадник», которая занимает центральное место в цикле полотен Николая Рериха о Шамбале. На ней «неудержимо несется защищенный доспехами Великий Всадник и трубит в священную раковину. От него несутся брызги алого пламени, впереди летят красные птицы. За ним − горы Белухи», − писал художник. По легенде, он принесет народам мир и справедливость. Пусть и у нас будут в это сложное время мир и справедливость. Ведь когда, как не в дни всеобщего кризиса, приобщаться к культуре. Толька она одна, как считал Николай Рерих, может дать крепость человеческому духу и силы противостоять всем сложностям и кризисам современной цивилизации.

И как не сказать при этом слова благодарности сотрудникам Рериховского общества «Майтри», которые на свои личные средства организовали эту выставку, а также нашим горожанам, которые, как в старые добрые времена, «всем миром» вносили свой скромный вклад в то, чтобы выставка состоялась.

 

 

 

Дата публикации: 14.03.2009 г.

 

 

На главную страницу

Hosted by uCoz