Т.Житкова, Латвия, г.Рига.
ПИСЬМО
С.Р.АБЛЕЕВУ
«... Среди глубокого мрака вдруг отворяется железная дверь тюрьмы, и сам
старик великий инквизитор со светильником в руке медленно входит в тюрьму. Он
один, дверь за ним тотчас же запирается. Он останавливается при входе и долго,
минуту или две, всматривается в лицо его. Наконец тихо подходит, ставит
светильник на стол и говорит ему: «Это ты? Ты? - Но, не получая ответа, быстро
прибавляет: «Не отвечай, молчи. Да и что бы ты мог сказать? Я слишком знаю, что
ты скажешь. Да ты и права не имеешь ничего прибавлять к тому, что уже сказано
тобой прежде. Зачем же ты пришел нам мешать? Ибо ты пришел нам мешать, и сам
это знаешь. Но знаешь ли, что будет завтра? Я не знаю, кто ты и знать не хочу:
ты ли это, или только подобие его, но завтра же я осужу и сожгу тебя на костре,
как злейшего из еретиков, и тот самый народ, который сегодня целовал твои ноги,
завтра же по одному моему мановению бросится подгребать к твоему костру угли,
знаешь ты это? Да, ты, может быть, это знаешь... »».
Ф.М. Достоевский, «Братья Карамазовы».
Как все похоже. Будто бы и не прошли века, и не
настрадалось человечество, пожиная плоды собственного вандализма и безумия.
Будто бы не шло оно кровавыми тропами междоусобиц и противостояния. И кажется
иногда, что жадная до власти, тщеславная и чревоугодная природа человеческая
совсем не изменилась с тех давних пор. Она лишь прикрылась новыми одеждами
цивилизованности, надела новую маску «миротворчества» и «свободолюбия», но все
с той же яростью обрушивается на все, что выходит за рамки ее понимания и ее
интересов. И все так же, как и века назад, мечется душа человеческая, не находя
ни в чем покоя и счастья, не понимая, что нельзя безнаказанно служить
одновременно двум господам – моля о прощении, защите и помощи одного, по
велению другого распинать, преследовать и уничтожать тех, кого первый послал в
помощь, ими же слезно испрашиваемую. Века прошли и все же...
Поначалу дрова для нового костра только собирали.
Давно зревшее начало сгущаться и требовало только повода, последней капли для
проявления. И повод нашелся. Это была планировавшаяся в Ярославле конференция
«Живая Этика и наука будущего», вокруг которой и разгорелись страсти.
Сердцевиной конфликта стало различное отношение организаторов к книгам Л.П.Дмитриевой. МЦР своей оценки не
изменил: подобные произведения есть не что иное, как профанация Учения Живой
Этики. МСРО и ЯРО поддержали мнение МЦР. Но этот конфликт послужил проявителем
и катализатором разногласий более существенных и глубинных, суть которых
состоит в непризнании МЦР и в неприятии его руководства определенными
организациями, что заставило недовольных объединиться. Выразителем общей воли
вызвался быть г-н Аблеев С.Р. (1). 24 марта (!!!) к костру поднесли последнюю вязанку
дров, и манифест был оглашен. Возможно, означенные г-ном Аблеевым организации
(исключая редакцию «Новой Эпохи», которая упомянута как «Мир Огненный», никогда
ни в чем подобном не замешанную) не согласятся с таким мнением, ведь столько
было сказано ими за последнее время медоточивых слов о сотрудничестве,
единении, о своей озабоченности судьбой МЦР и всего движения, о своей любви к
Учению. Но кого эти слова могут обмануть? Все рассуждения о свободе творчества
и научного осмысления, терпимости и так далее являются лишь красивой ширмой и
сводятся к одному, самому главному аспекту: «...не должно быть у нас непогрешимых «адептов», которые никогда и ни в чем
не ошибаются». (2). Понятно, в чей огород камень и кто мешает. Понятно
также, что на фоне слабовольных, грешных и управляемых руководителей можно
выглядеть гораздо привлекательнее. Но не в силах человеческих изменить закон,
установленный свыше.
Если человек слеп, он не способен видеть, если он
глух, он не может слышать. Защитники и последователи «самого преданного и созидательного сторонника Учения Агни Йоги» (3)
и не заметили уже, как вознесли книги Дмитриевой выше Учения (4), как в
сознании уже произошла подмена, как за видимость незаслуженных и неистинных
знаний они готовы поставить под сомнение авторитет Центра (5), того самого
Центра, у истоков создания которого стоял тот, кому так горячо и всенародно
поклоняются. Болгары из Варны по простоте душевной спрашивают прямо: «Странно слышать о «едином фокусе», о
котором вы пишите. Почему это МЦР?» И еще прямее: «Разве можно сегодня тратить силы на конфронтацию, противостояние,
ведение войн? И против кого? Против единственного автора на этой планете,
создавшего уникальные учебники по эзотерической философии?» (6).
Комментарии излишни. Но определеннее всего высказывается все же г-н Аблеев: «В рериховском движении должны быть духовные
Лидеры и Организации, выполняющие функцию духовных Магнитов или Фокусов...»
(сформулировано истинно в духе Л.П.Дмитриевой; создается также впечатление, что
автор письма не понимает Учения и не знает его основ). И далее он разъясняет,
кто эти функции должен выполнять: «Если
не сегодня, то завтра мы – новое поколение – будем задавать тональность
развитию нового мировоззрения. В этой тональности должны, прежде всего, звучать
ноты Терпимости и Сотрудничества. Таким камертоном будем определять подлинных
сторонников Живой Этики» (7). Такой прозрачный намек ниже всякой этики, тем
более Живой. Но не спешите праздновать победу, г-н Аблеев. Труба только
прозвучала и все еще впереди. Ибо не только те, кого Вы определили, как своих
сторонников, «униженных и оскорбленных», в ближайшие годы собираются жить и
здравствовать. Мир не ограничен той площадью, на которой вы приготовили новый
костер. Во все времена находились люди, для которых преданность не бывает
чрезмерной (8) и доверие отвлеченным. И они не будут равнодушны к тем, кто не
оставил никакого слова, никакого символа, никакой буквы для определения
Высшего, ибо и Фокус, и Магнит, и Имена, и многие другие высокие и священные
понятия низведены до земного уровня и сделаны предметом обихода. Это ли не
профанация?
Неразборчивость и всеядность не доводят до добра
как на материальном, так и на духовном плане. Они не могут служить основанием
для настоящего исследователя. Ответственность, о которой г-н Аблеев напоминает
руководителям МЦР, должна присутствовать у каждого, а тем более у того, кто еще
только делает «попытку понять», но
уже хочет «донести другим» (9). И тем
более у того, кто берет на себя миссию помощи МЦР и МСРО в «их дальнейшем прогрессивном развитии на
Общее Благо в соответствии с принципами Живой Этики» (10), а также
утверждение «тональности развитию нового
мировоззрения» (11).
Похвальны
призывы к благожелательности. Но как квалифицировать сознательную услугу
официальной Церкви, сокрытую в обвинении МЦР в насаждении «религиозного подхода к изучению Живой Этики»? (12). Г-н Аблеев
ловко переставляет акценты, сравнивая МЦР с Церковью. Но это именно он со
товарищи самозванно присваивает себе право «задавать
тональность» и «определять истинных
сторонников». Стоит напомнить также, что именно «свое видение Учения» (13) подорвало устои христианства, когда
вместо того, чтобы возвысить свое сознание и постараться понять суть данного,
большинство подстраивало его под свое далеко не высокое понимание.
Что же касается сотрудничества, то оно, как мы
помним, должно быть разумным. И это означает, что нельзя свести под одну крышу
волков и овец, созидателей и разрушителей, хотя последнее очень характерно для
нынешнего человечества. Привычка одной рукой строить прекрасное здание, а другой
создавать бомбу, которая его разрушит, еще далеко не изжита. Это все то же
служение двум господам.
И еще немного о профанации и безответственности.
Ибо из чего же произрастает такая странная мода пользоваться сокровенными
понятиями, не давая себе отчета в том, какие следствия влечет за собой
легковесное к ним отношение? Почему, если журнал, то обязательно «Агни», если
издательство, то «Докиуд», если проект, то «Мистериум Магнум»? Ведь подобным
названиям, как минимум, надо соответствовать! И не есть ли это все то же
служение двум господам, когда низшее всеми силами старается незаслуженно
обзавестись атрибутами высшего, тем самым, кощунствуя и принижая высшее, то
есть профанируя?!
Недолго разжечь костер, но когда-нибудь придется
собрать каждый пылающий уголь, оставшийся от невинной жертвы, и пропустить их
через собственное сердце. И только после этого можно надеяться услышать голос
совести, суд которой будет неумолим также, как неумолим закон, на котором
построена Вселенная. И не дай вам Бог когда-нибудь услышать: «...Я никогда не знал вас; отойдите от Меня,
делающие беззаконие...». (14).
Ссылки.
1. Директор-координатор
Российского междисциплинарного проекта комплексных исследований антропогенеза и
психо-космических энергий «Мистериум Магнум», доктор философских наук.
2. С.Р.Аблеев. Открытое письмо
Генеральному директору Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой и Председателю Международного Совета
рериховских организаций С.П.Синенко.
3. О.Черненко. Догма и истина.
4. О.Черненко. Способность допущения.
5. О.Черненко. Догма и истина.
6. О.Крачева, председатель
Варненского Центра Рерихов.
7. С.Р.Аблеев. Открытое письмо
Генеральному директору Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой и Председателю Международного Совета
рериховских организаций С.П.Синенко.
8. О.Черненко. Догма и истина.
9. С.Р.Аблеев. Открытое письмо
Генеральному директору Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой и Председателю Международного Совета
рериховских организаций С.П.Синенко.
10.Там же.
11. Там же
12.Там
же
13.Там
же
14.
Евангелие от Матфея, глава VII, стих 24.