Откровения
«исламского сидхи»
Некто А.Люфт сотворил (другое слово подобрать
трудно) статью «Л.В. Шапошникова – представительница черной религии бон-по»[1]. Статья
эта отличается весьма своеобразной логикой. Суть ее в двух
словах такова.
1. Автор приводит цитаты из Николая Рериха
о том, что бон-по практикуют шаманизм. Я замечу, что эти
цитаты относятся к бону 1920-х годов. Из этих цитат делается вывод о том, что сегодняшний
бон – это шаманизм и черная магия.
2. Приводится статья Людмилы Васильевны
Шапошниковой, посвященная бону. Из этой статьи делается вывод, что Людмила Васильевна,
Генеральный директор Центра-Музея имени Н.К.Рериха (МЦР) – сторонница бона, а далее
– что она исповедует бон и является аж иерархом секты бон-по.
3. А.Люфт осчастливливает нас откровением,
что в МЦР вообще власть захватили приверженцы бона, черные маги.
4. Посему все «истинные рериховцы» не должны читать издания и сайт МЦР.
Попробуем прокомментировать столь оригинальный
ход мысли А.Люфта.
1. Рассуждая по его схеме, «истинный рериховец» должен утверждать, что Тибет не изменился с 1920-х
годов. То есть бон остался шаманизмом с кровавыми жертвами, политическую власть
в Тибете сохраняют ламы, правит Тибетом Далай-лама XIII, и вообще Тибет – независимое государство, а не часть
Китая. Ведь так написано в работах Рерихов!
2. Опять же, рассуждая по схеме А.Люфта,
«истинный рериховец» должен быть
уверен, что если ученый пишет о каком-то религиозном или политическом движении,
то он – приверженец оного. Например, если человек исследует буддизм, то он - буддист,
если он пишет труды по язычеству, - то, несомненно, он сам язычник, а если он историк,
написавший монографию о Третьем Рейхе, - то перед нам отъявленный
фашист.
3. Блеснув своей логикой в обосновании тезиса
«Людмила Васильевна – бон-по», А.Люфт прибегает к излюбленному
приему все эпических поэтов. А именно, к гиперболе. Оказывается, бон-по в МЦР – много. Кто они, откуда взялись… это неважно.
Видимо, размножаются, как грибы.
4. Не случайно А.Люфт призывает – НЕ ЧИТАТЬ
издания МЦР. Что логично: ведь стоит взять в руки любую из книг Людмилы Васильевны
Шапошниковой, или журнал «Культура и время», или другое издание МЦР, как станет
ясно, насколько смехотворны «предостережения» А.Люфта.
Уровень грамотности этой статьи оставляет
желать лучшего. В первом же абзаце мы узнаем, что газета «За рубежом»
служила «в качестве окна за железный занавес»
(здесь и далее выделено мною. – А.Б.),
автор «просит прощение». Далее автор сообщает, что секта бон-по «принадлежит
темной ложе» (вообще-то ложи бывают только в масонстве. А.Люфт считает бон разновидностью масонства?!). Но всё оказывается
еще интереснее! Впрочем, о религиозных связях бона по версии А.Люфта – чуть ниже.
Ибо этот «шедевр» некомпетентности заслуживает отдельного абзаца. Пока же продолжаем
наблюдать, как страдает под пером А.Люфта несчастный русский язык…
А.Люфт сообщает, что из-за статьи Л.В. Шапошниковой
«черные подмены» совершаются «в сознаниях»
читателей. Интересно, сколько сознаний у каждого? И далее: оказывается, Л.В. Шапошникова
«занимает пост самого мощного рериховского общества на
территории постсоветского пространства». Вот так, один человек является целым обществом…
Об уровне образованности А.Люфта ярче всего
свидетельствует такой крохотный пассаж. В статье Людмилы Васильевны упоминаются
«сиддхи»[2]. Этот
термин означает выдающиеся психо-физические
способности человека, обретаемые в результате многолетних медитаций. Простейшей
и наиболее известной практикой сиддхи является туммо, то есть способность нагих аскетов не замерзать в гималайских
льдах. Также термин «сиддхи» применим к самим аскетам,
развившим в себе эти способности.
В тексте Л.В.Шапошниковой читаем: «Только великие мудрецы бона, сидхи, могли входить…» (в священную Башню). В тексте А.Люфта
лицезреем: «правят ламы бон-по,
они же исламские сидхи». Признаться, такой поворот «религиоведческой»
мысли заставил всерьез заняться ответом на вопрос, что же имел в виду А.Люфт. И
ответ был найден. Буддийских подвижников сей глубоко эрудированный автор спутал…
с пакистанскими синдхами, народом,
исповедующим ислам. В самом деле, это незначительный пустяк: подумаешь, буддистов
перепутали с мусульманами, великих аскетов – с целым народом…
Таков уровень знаний А.Люфта.
Стоит ли далее писать об этой статье? Стоит
ли далее доказывать, что А.Люфт – невежда, подтасовывающий факты и игнорирующий
в своих суждениях элементарную логику, равно как и законы русского языка?
Полагаю, довольно.
Но эта статья заставляет нас более внимательно
прочесть то, что писали о боне (1920-х годов!) сами Рерихи, а также обратиться к
тому, что такое бон сегодняшний – ведь почти сто лет прошло, и это были годы не
самые легкие для Тибета и его религиозной жизни…
Юрий Рерих в книге «По тропам Срединной
Азии», в главе XVI «Хорпа и их страна» описывает
бонский монастырь Шаругон, среди
священных образов которого он обнаружил «даже
бонскую форму Калачакры, изображенную
на стенах как в милостивой, так и в гневной ипостаси. Главный
лама монастыря рассказал мне, что существует некоторое количество текстов бонской Калачакры. Было бы интересно
сравнить их с буддийской системой Калачакры».
Калачакра (букв. «Колесо Времени») – идам, персонифицирующий
одноименный корпус философских, астрологических и медицинских текстов. Некоторое
удивление, с которым Ю.Н. Рерих пишет о бонской форме
Калачакры, связано с тем, что это божество считается чисто
буддийским. В нашем случае важно другое: как неоднократно подчеркивали Рерихи[3], представления
о Шамбале неразрывно связаны с учением Калачакры, и коль
скоро сами Рерихи пишут о бонской Калачакре,
то не должно удивлять, что учение о Шамбале сохранилось и в этой традиции.
Уже во времена великой Центрально-Азиатской
экспедиции Рерихов помимо архаичного бона, близкого к шаманизму, существовал и реформированный
бон, отличие которого от буддизма практически не заметно для непосвященного. Именно
к реформированному бону относился и монастырь Шаругон,
ставший пристанищем экспедиции Рерихов. Именно в реформированном боне существует
институт лам, а не шаманов или заклинателей. И о бонских
ламах пишет в своей прекрасной статье Людмила Васильевна Шапошникова[4].
Не удержусь и позволю себе еще одну цитату
из статьи А.Люфта: «Но сегодня не так-то просто обмануть читателя, который вооружен
Интернетом».
Вот здесь я с ним полностью согласна!
Несколько секунд достаточно, чтобы открыть
Всемирную энциклопедию Википедия (www.ru.wikipedia.org), набрать слово «бон»
и прочесть, кто же сейчас является действительным иерархом бона, и что такое бон
сегодня.
Сегодняшний бон фактически стал одной из
школ тибетского буддизма, он тесно связан с традицией дзогчен
(чистого знания, стоящего выше разделения на буддистов и бон-по).
Духовным лидером традиции бон является Его Святейшество Лунгток
Тенпей Ньима. Он родился в Амдо, на крайнем востоке Тибета, в 1927 году. Прошел путь от
простого монаха до геше (доктора философии), испытал все
тяготы изгнания и скитаний и в настоящее время живет в Индии.
Более подробную информацию все интересующиеся
могут найти на сайте www.bon-po.ru
Две строчки в заключение. Первое: «бон-по» - это бонец, человек, исповедующий
бон. Называть религию «бон-по» - некорректно. Да, в начале
ХХ века это было возможно, но за почти сто лет уровень наших знаний всё-таки изменился.
И второе. Переполненную площадной руганью
статью А.Люфта порядочный человек просто не воспримет всерьез, как не станет читать
матерные слова на заборе. Тем не менее, эта статья ставит одну серьезную проблему.
И эта проблема такова: недостаток наших знаний о боне, как традиционном, так и современном.
И я обещаю сделать всё, от меня зависящее, чтобы восполнить этот пробел.
Александра Баркова,
кандидат филологических наук,
при участии Надежды Мирошиной,
редактора телекомпании ВАО Москвы
Дата публикации: 24.02.2009
г.
[1] Статья опубликована на сайте «Живая Этика в Германии», 18.02.2009.
[2] Возможно также написание «сидхи».
[3] Рерих Николай. Шамбала Сияющая. – М.: Советский Фонд Рерихов, Центр-Музей имени Н.К.Рериха, 1991. С.28.
[4] Л.В.Шапошникова. Шамбала древняя и загадочная. / «За рубежом», № 26 (1407), 1987.