Гора подлости
В первых числах июня на Интернет-портале «Живая Этика в Германии» появилась статья под названием
«Гора гордости». Автор материала, некто И.Платонов, в хамовато-прямолинейном тоне
делится с читателями «скопившимся большим фактическим материалом», который якобы
основан на разговорах с людьми, по тем или иным причинам ушедшими из Международного
Центра Рерихов (МЦР). Не касаясь жанра, в котором исполнен сей «исторический документ»,
обратимся лишь к одному описанному в статье событию, непосредственными участниками которого мы были, а именно Прибалтийской научно-общественной Конференции «Роль
науки и Живой Этики в формировании нового мышления»,
прошедшей 23 – 25 мая
Автор статьи пишет: «Далее выгнали руководителя научного отдела, доктора философских наук, профессора
Елену Владимировну Зорину (в
Идея и организация Конференции, конечно же,
принадлежали Латвийскому отделению МЦР. 1997 год был юбилейным – исполнялось 60
лет со дня проведения в Риге 1-ого Конгресса Рериховских обществ Прибалтики. Члены
Латвийского отделения были полны энтузиазма подтвердить преемственность культурных
процессов, основа которых была заложена в Латвии в 30-е годы. Будучи одним из докладчиков,
Елена Владимировна Зорина внесла своим выступлением определенную лепту в успешное
проведение Конференции, но этим ее роль, собственно, и ограничилась. Мы не беремся
судить, насколько блистательным было ее выступление на фоне докладов – А.Буйкиса,
профессора, доктора математических наук, директора Центра науки и диалога (Латвия,
Рига); Г.Н.Фурсея, вице-президента Международной Лиги Защиты культуры по науке и
образованию, вице-президента РАЕН (Санкт-Петербург); Г.Н.Дульнева, профессора Государственного
института точной механики и оптики, доктора технических наук (Санкт-Петербург);
А.Е.Акимова, директора Международного института теоретической и прикладной физики
РАЕН, академика РАЕН (Москва); Н.А.Николаева, профессора, председателя Ассоциации
нетрадиционной медицины (Латвия, Рига); Д.Стукайте, доктора медицинских наук (Литва,
Каунас) и многих других. Это прерогатива научной общественности. Но против того,
что Елена Владимировна имеет какое-то отношение к проведению Юрмальской конференции,
решительно возражаем.
Если остальной «фактический материал», приводимый
в статье И.Платонова, отличается той же степенью достоверности, как и вышеприведенный
фрагмент, то становится ясной фактологическая ценность всего данного текста. А вся
та «боль» пострадавших персонажей, о которой говорит автор, начинает походить на
дурно пахнущие сплетни, поданные как некое откровение. Мы уже не говорим о том,
что автор не потрудился проверить правильность написания фамилий персонажей, о которых
идет речь в его статье. (Например, Кольжанова).
Поражают слова, которыми заканчивается эта
статья: «…государственный музей – это уверенность
в будущем наследия Рерихов, а общественная организация, неподотчётная никому, не
является гарантом сохранения наследия». Трудно поверить, что господин Платонов,
рассказывая о Р.Б.Рыбакове, как об «авторе» письма «Медлить нельзя!», не знал содержания
самого письма, в котором Святослав Николаевич более чем определенно высказывался
за функционирование Музея Рериха в статусе общественной организации.
Что касается авторства письма «Медлить нельзя!»,
то любой грамотный человек не может не заметить его ярко выраженного личностного
характера. В нем ощущается глубокая мысль автора, его личное видение проблемы. Невозможна
подмена духа, стиля, строя мыслей этого письма другим лицом. Какими бы аргументами
не манипулировали Платоновы, Рыбаковы и прочие «борцы за правду», в каждой строке
этого письма ощущается личная ответственность за сказанное, мощные энергии непреложности
и непоколебимой уверенности в правоте излагаемых идей.
Небольшой фрагмент из письма дает достаточно
ясное представление о ряде принципиальных соображений Святослава Николаевича:
«…В этой связи резонно
возникает вопрос о статусе Центра-Музея, при ком он должен быть и на какие средства
существовать.
Как я вам уже говорил, подчинение Центра Министерству культуры, а
тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд,
заведомому сужению задач и возможностей Центра. Центр должен, по-моему, обладать
значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных
барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное
сообщество. Центр – это порождение нового времени, новых задач, и, видимо, необходимо
учитывать опыт других организаций, возникших в Советском Союзе за последнее время,
использовать этот ценный опыт на благо нового начинания.
Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование
может быть в статусе общественной организации…».
Неужели стиль Платоновых, Рыбаковых и иже
с ними может быть сравним с энергетикой присущей таким великим личностям, как С.Н.Рерих?
Все заявления Рыбакова - не более чем попытка тщеславного клерка приписать себе
авторство документа, в создании которого он принимал весьма скромное и опосредованное
участие. Здесь мы уже не говорим о том, что появлению письма предшествовали многочисленные
беседы Святослава Николаевича со своими сотрудниками, в числе которых был тогда
и Р.Б.Рыбаков. Размышления, анализ положения в стране, взгляды С.Н.Рериха на многие
проблемы, которыми он делился с приезжавшими к нему соотечественниками, все это
нашло место в письме «Медлить нельзя!».
Таким образом, попытки автора статьи «Гора
гордости» создать иллюзию своей осведомленности при ближайшем рассмотрении оказываются
не более чем уязвленным самолюбием, замешанным на желании свести счеты. А средства
все те же – искаженные факты и нагловатая самоуверенность в подаче материала. Нет
только человеческого достоинства, которое никогда не позволит опуститься до уровня
сомнительных сплетен, рассказанных под чужой фамилией и от третьего лица.
Члены оргкомитета
Прибалтийской научно-общественной Конференции
«Роль науки и Живой Этики в формировании нового мышления»
М.Бакша, Б.Барткевич, Г.Вдовина, М.Голубева, Б.Корженьянц,
Л.Корженьянц, А.Мейкшан, М.Озолиня, Д.Озолс, С.Рудзиша,
Н.Слинько.
Дата публикации: 26.06.2008 г.