П. Константинов

 

Лучшая оборона – наступление

(Рериховское движение сегодня)

 

Рериховское движение. Какое оно сегодня? Чем живет? О чем думает? Какие проблемы решает? Соответствует ли тем задачам, которые ставит время? Попробуем ответить на эти непростые, но такие важные для всех нас вопросы.

Ни для кого не секрет, что основные направлениями деятельности Международного Центра Рерихов (МЦР) и Рериховских обществ - это вопросы охраны и защиты наследия Рерихов. Общества, объединившиеся сегодня вокруг МЦР, выполняют нужную и, безусловно, необходимую работу, защищая от клеветы и оскорблений имена наших великих соотечественников – Рерихов. Выпущены несколько солидных и хорошо оформленных томов с документами, очерками, публикациями в прессе, где собраны материалы, опровергающие клевету, как на самих Рерихов и на их идеи, так и на МЦР, который сегодня находится в кольце враждебно настроенных представителей Православной Церкви, государственных чиновников, недобросовестных журналистов, писателей, некоторых ученых.

Наверное, не будет ошибкой, назвать происходящее осадой, в которой МЦР держит круговую оборону, что называется, по всей линии фронта. Держит, скажем прямо, достойно и уверенно. Свой оборонительный рубеж в этом пространстве занимают и Рериховские общества.

Но, как мы знаем, самая лучшая оборона – это наступление. Попробуем взглянуть на ситуацию с этой точки зрения.

К сожалению, стараниями господ Кураевых, Шишкиных, Минутко и иже с ними, вокруг великих имен Рерихов создан противоречивый и во многом негативный ореол, до неузнаваемости исказивший их роль в мировой и отечественной культуре.

Клевету, разумеется, надо разоблачать, клеветников и тех, кто, исповедуя сервилизм, поощряет их деятельность, следует, вне всякого сомнения, призывать к ответу. Все это несомненно и бесспорно. Но разве этого достаточно? В математике существует известный тезис о так называемом «необходимом и достаточном условии». Отвечать на клевету необходимо, но это далеко не достаточно. Недостаточно обличать и призывать к ответу, забывая о создании в общественном сознании позитивного образа этой удивительной семьи, рассказывая о Рерихах, как о выдающихся культурных деятелях, великих гуманистах и философах нашего времени. Елена Ивановна в одном из своих писем так говорит об этом:

«Конечно, не мелочь хула на Учение Света, ибо это есть хула на Духа Святого. И ужасна судьба такого хулителя во всех мирах. Но чтобы парализовать хулителей, нужно прежде просветить слушателей (выделено автором). Невежество так велико! В этом приходится убеждаться на каждом шагу. Но все же полное неведение, иногда лучше малого знания, ибо именно малое знание часто порождает самомнение и тем закрывает всякие возможности». (Е.И.Рерих – А.М.Асееву. 17 февраля 1934 г. «Урусвати»).

Также авторам ряда статей не всегда удается, отвечая на неправду, избегать слов бранных, соблюдать внутреннее достоинство, не опускаться до уровня клеветников.

В данном случае речь идет о периодических изданиях и средствах массовой информации, где время от времени возникают публикации, разоблачающие лже-писателей, лже-исследователей, малограмотных журналистов, пытающихся сделать себе имя на вымыслах и откровенной лжи, касающейся жизни и творчества Рерихов. Книги об этой выдающейся семье (к сожалению, весьма дорогие), время от времени выходят. Но их продажа, как правило, ограничивается магазином МЦР, и такие издания раскупаются людьми уже определившими свое отношение к Рерихам, к их уникальной философской системе. Именно поэтому так важна более обширная позитивная информация об этой удивительной семье, рассчитанная на самую широкую аудиторию.

Из-за недостатка таких публикаций, в сознании массового читателя, еще не успевшего понять всю глубину и космичность нового мировоззрения, формируется превратный образ великих людей. Мы же не выполняем одной из важнейших задач – создавать в современном сознании адекватное представление о роли Рерихов в планетарных культурно-исторических процессах.

Именно поэтому, скорей всего, и возникает миф о Рериховских обществах, как о сектах. Замкнутость в собственном пространстве, агрессивность во взаимоотношениях, все это не способствует росту авторитета Рериховских обществ.

 К сожалению, в среде рериховцев иногда можно встретить и плохо скрываемый снобизм, и высокомерие, и претензии на некую избранность при низкой общей культуре. Все это оставляют удручающее впечатление.

А ведь задача состоит как раз в обратном. Сделать идеи Рерихов достоянием отечественной и мировой культуры, ввести их в культурный и научный оборот, научиться адекватному разговору с самыми различными слоями общества о нравственных ценностях, о культуре, о новом космическом мировоззрении… Это становится чрезвычайно актуальным в ситуации затянувшегося культурно-нравственного паралича общества, в ситуации тотального забвении подлинных ценностей.

Я погрешу против истины, если скажу, что культурная работа в рериховском арсенале отсутствует напрочь. Но те нити, которые связывают Общества с широким культурным полем, настолько тонки и непрочны, что говорить о влиянии Рериховских идей на процессы, идущие в культурном социуме, вряд ли приходиться.

А чем мы можем измерить деятельность рериховцев, как не влиянием на культурную среду? Вряд ли «искусство ради искусства» это тот лозунг, который стоит брать на вооружение. Быть адекватными современным процессам, а не улетать в заоблачные выси, говорить о высоком на языке тех, к кому мы обращаемся, не замыкаться в своем уютном, обустроенном пространстве, а вплетать нити высоких смыслов в жизнь современного общества – вот те немногие и, конечно же, не исчерпывающие весь перечень задачи, которые пока остаются на очень далекой периферии деятельности Рериховских организаций.

Иногда размышляя над тем, как складывается ситуация в Рериховском движении, на ум приходит сравнение с философской категорией, введенной в научный оборот Гегелем, которая в его терминологии звучит, как «вещь в себе». Рискуя навлечь на себя гнев части рериховцев, все же хочу сравнить положение дел в рериховском сообществе именно с этим образом.

Какой должна быть работа Обществ? Все зависит от изобретательности и творческой жилки самих рериховцев. Обостренное нравственное зрение, умение чувствовать тот нерв жизни, на который сегодня отзвучат люди и в соответствии с ним строить свою работу. Ведь правильно поставить, правильно сформулировать проблему – значит пройти половину пути в ее решении.

В любом случае вряд ли стоит устраивать убогие и скучные акции ради галочки. Более целесообразно провести, скажем, одну единственную выставку, но сделать ее событием города, пригласив известных и уважаемых людей культуры, представителей родственных организаций и т.д. Чтобы люди связывали Рериховскую организацию с большими и серьезными делами, чтобы в сознании человека при упоминании имени Общества не возникала картина постоянного выяснения отношений, а возникал образ людей грамотно, корректно и главное, достойно и красиво решающих любые самые сложные вопросы. Именно через такого рода деятельность в сознании человека может утвердиться новый тип мироощущения, возводящий Красоту, в ранг всеобщей доминанты, придающий ей статус наивысшей ценности.

Я искренне переживаю, следя за тем, как складывается деятельность рериховского сообщества. Все чаще возникает такое ощущение, что современные рериховцы живут сегодня на своей отдельной планете, в то время, как все остальное население страны живет на другой. Поглощенные своими заботами, проблемами, разборками, они разучились разговаривать простым человеческим языком (а ведь язык – это культурная среда в которой мы обитаем), плохо соотносят те идеи, которые стали их жизненной основой, с процессами, происходящими в обществе. Утрачена адекватность, которая в терминологии рериховцев, звучит, как тезис «Господом твоим». Именно этот «прокол» становится зачастую тем камнем преткновения, который не позволяет высоким Рериховским идеям находить отзвук в умах и душах тех, для кого такие Общества, надо полагать, и созданы. Сентиментальная, возвышенная, риторическая фальшь – так можно охарактеризовать выступления некоторых деятелей Движения.

Штампы, бедный словарный запас, архаика речи … все это не способствует повышению авторитета рериховцев, а слабая эрудиция и неумение своими словами просто и ясно выразить суть многих этических постулатов, отличить бытие от быта, в котором. несмотря на обилие высоких слов, многие погрязли, не добавляет очков аргументам, приводимых в статьях, публикациях, выступлениях… А именно этого умения требует работа в современном обществе.

Мы живем в стремительное время, мир меняется гораздо быстрее, чем мы сами. И в этой ситуации надо не только успевать за происходящими переменами, но хотя бы на пол шага их опережать. Не берусь судить, опережаем или отстаем мы в этом движении. При желании каждый может ощутить это сам. Но могу сказать вполне определенно – настало время становиться более адекватными современной жизни. Ей Богу, лучше отказаться от очередного мероприятия, если чувствуете, что планка не будет выдержана. Посредственно выполненная работа, это удар не только по авторитету организации, это оскорбление дела Тех, чьи идеи мы пытаемся нести, чьи Заветы чтим и храним.

И еще, все-таки давайте согласимся с тем, что чрезмерное, к месту и не к месту, употребление дорогих нам Имен, девальвирует их ценность, снижает высоту великих Образов. Поэтому не будем употреблять их всуе, будем учиться при необходимости говорить о нравственности, этике, высокой морали без поучений и наставлений, без цитат и ссылок на авторитеты. Обилие цитат и ссылок, порой встречающееся в статьях, написанных рериховцами, наводит на мысль о том, что у них нет собственных мыслей, что они боятся говорить своими словами, не владеют материалом, опасаются сделать ошибку.

Наши идеи должны быть не только правильными, они обязаны быть оригинальными, интересными, воспитывая мировоззренческое бесстрашие, культ творческого труда, культ мысли, здравого смысла и глубокой нравственной целесообразности.… Особенно в среде молодежи. «Суждены нам благие порывы, но свершить ничего не дано!» («Рыцарь на час» Некрасова).

Надеемся, что это сказано не про нас

Как сделать высокое привлекательным? Как восстановить утраченные и опошленные ценности? Как донести до сознания человека, что образ его жизни всецело зависит от образа мысли. Как сказать людям те слова, которые могли бы дойти до сердец и душ, пробудив лучшее, что в них есть? Вот те задачи, решить которые предстоит в самом ближайшем будущем. По плечу ли они нам - покажет время.

 

Дата публикации: 28.04.2007 г.

 

 

На главную страницу

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz