А.Тюриков,
Украина, г. Артемовск
О благодарности и ненависти
Умер Юлий Михайлович Воронцов – выдающийся
дипломат, государственник, человек высоких нравственных принципов, служивший Родине
достойно, честно, мужественно.
«Дипломатический
талант Ю.М.Воронцова, – говорится в заявлении Министерства иностранных дел России,
– блистал на всех вверенных ему участках,
где ярко проявлялись его острый интеллект, высокий профессионализм, дар переговорщика,
энциклопедические знания, тонкое понимание стран, где он работал, исключительная
интеллигентность. Юлий Михайлович сразу располагал к себе своей искренностью и тактом,
умением слушать и слышать, дать мудрый совет, своим добрым и чутким отношением к
людям. Все эти качества Человека и Дипломата с большой буквы ценили в Юлии Михайловиче
не только его сослуживцы и ученики по родному Министерству, но и коллеги-дипломаты
иностранных государств и международных организаций».
Юлий Михайлович Воронцов принял непосредственное
участие в создании Музея имени Н.К.Рериха – крупнейшей общественной культурной организации
России, средоточии новой науки, где хранится огромное наследие великой семьи Рерихов.
Будучи последние семь лет Президентом Международного Центра Рерихов (МЦР), он успешно
отстаивал интересы Центра, компетентно решал многие сложные вопросы его развития.
«Надо сохранять
и развивать достигнутое, – с особой убежденностью говорил Юлий Михайлович.
– Очень жаль, что
продолжаются нападки на Центр и на саму память Рерихов. Мы будем всячески отбивать
эти атаки, будем укреплять нашу коллекцию в Музее, будем охранять и беречь наш Музей». До последних дней жизни он думал о будущем Музея
имени Н.К.Рериха, будущем русской культуры, будущем страны.
На уход из жизни Ю.М.Воронцова откликнулись
и ООН, и МИД России, и МЦР, и СМИ. Во всех заявлениях были подчеркнуты высокие личные
и профессиональные качества Юлия Михайловича, его огромный вклад в дело упрочения
международной безопасности и охранения культуры.
На это печальное событие отозвался и форум
«Интернет-община» (А.Люфт). Но отозвался не уважением и благодарностью к многолетней
заслуженной деятельности Ю.М.Воронцова, а оголтелой бранью в его сторону, в
адрес МЦР и Л.В.Шапошниковой. Все это мелкотемье откровенно возрадовалось кончине
выдающегося человека, показав тем самым всему миру собственное внутреннее ничтожество
и пустоту.
В чем же причина подобного отношения к лучшим
людям России, когда смерть одного вызывает нескрываемое веселье, и уход других ожидается
с тем же чувством? Дело в элементарной зависти, которая перерастает со временем
в ничем несдерживаемую всепожирающую ненависть. Нет необходимости для таких индивидов
перечислять заслуги Ю.М.Воронцова и Л.В.Шапошниковой перед обществом и культурой,
не стоит им рассказывать о многоплановой деятельности Международного Центра Рерихов.
Никто из них не хочет, и уже не может ничего услышать, – все съела ненависть.
Суровый приговор ненависти произнес русский
философ Иван Ильин в «Книге раздумий»: «Ненависть
– это душевная болезнь, несчастье для самого ненавидящего и его окружения. Эта болезнь
состоит в том, что сердце человека, то есть чувствительный центр его личной жизни,
упорствует в отрицании, высыхает и каменеет в нем. При этом все в личности перерождается
– ее мысли, ее воображение, ее интересы, ее оценки, шутки, смех, речь и даже почерк;
и, конечно, стремления, намерения, образ действий. Все подчинено душевному спазму
отрицания. Все пропитано ненавистью и опирается на нее.
Человек
счастлив лишь тогда, когда он отдается любви и отдается самозабвенно. Ненависть
же делает это счастье невозможным. Ненависть – отрицающая, разделяющая, презирающая;
она отступает, она зложелательно оценивает врага; она не может и не хочет отдаваться.
Она ведет себя жестко, холодно и неприступно; любовь кажется ей “мягкотелой” и “глупой”.
Забыться она не может, потому что является разновидностью вечного голода и вечной
боли. Она подобна ране; и сама же бередит эту неизлечимую рану, как бы наслаждаясь
собственной болью. Она – это судорога, которая сама себе нравится и потому не дает
себе прекратиться. Этим затормаживается и парализуется эмоциональная жизнь ненавидящего.
Застой царит в его душе; тяжелая, напряженная, насыщенная злобой атмосфера. И только
тонкий душевный слух мог бы уловить сквозь этот плотный воздух в подземной камере
пыток тихий стон еще не задушенной любви.
Ненавистник
болен своим ненавистным врагом, кто бы он ни был – соперник, социальный класс, другой
народ или целый мир. Внутренне он не может отделить себя от своего врага; у него
неутолимая потребность видеть его в черном свете, объяснять его действия в черном
свете, желать ему зла; он фиксирует его “отвратительность”; в душе как бы “лелеет”
его гибель: он унижает его, заставляет его страдать и наслаждается его воображаемой
гибелью. Он мечтает о “наказании”; он взыскует отмщения; он упражняет свою душу
в злобе и мерзостях. И все, что он замышляет, и все, что он желает своему врагу,
заражает все уголки его собственной души, искажает и портит ее изначальную естественную
доброту, парализует ее творческие силы. Ненавистник несет в себе самом свое проклятие
и свою судьбу, служа разрушению и социальному разобщению. Необъективным и неясным
становится его духовный взор; и чем больше он предается ненависти, тем больше он
склоняется к галлюцинации. Уже он теряет способность трезво и реально наблюдать,
уже он ищет врагов везде; уже он преувеличивает все; уже в его взоре проскальзывает
начинающаяся мания преследования...».
Там,
где человек болен ненавистью, отсутствует благодарность, в первую очередь, к людям,
творящим основание нашей жизни – культуру. Человечество, полагал Иван Ильин в книге
«Путь к очевидности», «должно научиться благодарности
и на ней строить свою духовную жизнь… Стоит нам только раскрыть наше духовное око
и присмотреться к жизни – и мы увидим, что каждое мгновение как бы испытывает нас,
созрели ли мы для благодарности и умеем ли мы благодарить. И тот, кто выдерживает
это испытание, тот оказывается человеком
будущего: он призван творить новый мир и его культуру, он уже носит их в себе, он творческий человек;
а тот, кто не выдерживает этого испытания, тот одержим духовною слепотою и завистью,
он носит в себе разложение гибнущей культуры, он человек отживающего прошлого.
Вот критерий духовности, вот закон и мера, о которых мало кто думает, но по которым
необходимо различать людей… И будущее человечества принадлежит именно благодарным
сердцам».
Дата публикации: 26.12.2007 г.