Евгения Ореховская,
член Союза журналистов России, г. Кемерово
Культура
или фанатизм?
(Реплика по поводу статьи И.Карениной. В поисках Шамбалы /
Газета «Новые времена» № 23 (331) за 2009 г., Саратов)
Накануне
проведения в городе Саратове VI Международного общественно-научного форума «Как
охраним живую ткань Культуры?» (1-4 июля 2009 года) в Интернете появились информационные
сообщения, рассказывающие об этом мероприятии.
Казалось
бы, благое дело, разговор о культуре. То есть о том, чего так не хватает в современном
мире. Отсутствие культуры мы непредвзято можем заметить повсюду, начиная с речи,
особенно у молодого поколения, и заканчивая массовым распространением пошлости через
вполне официальное государственное телевидение и другие СМИ.
Тем не менее,
оказывается даже в таком благом намерении, как проведение Форума в защиту культуры,
можно … усмотреть «бесов». Представителю православной церкви саратовскому священнику
Сергию Штурбабину и тут померещилось поползновение на церковные интересы (И.Каренина. В поисках Шамбалы / Газета «Новые времена» № 23 (331) за 2009 г., Саратов.). «Однако здесь не все так просто...», — заявляет
он в своем интервью. В культурно-просветительском мероприятии «Как охраним живую
ткань Культуры?» священник увидел … попытки распространения «псевдорелигиозного
учения». Что это такое, он не рассказывает, хотя дает понять, что все здесь, так
или иначе связано с творчеством Рерихов, а заодно и Е.П.Блаватской. А раз так, то
это напрямую противоречит его, представителя церкви, интересам.
Все выглядело
бы не настолько грустно, если бы это было мнение отдельно взятого священника. Но,
тут же в статье приводится его звание: руководитель отдела религиозного образования
и катехизации Саратовской епархии. Следовательно, он выражает не личное мнение,
а позицию местной Епархии. И становится горько вдвойне, поскольку тут же приводятся
данные о том, что борьба с инакомыслием в лоне церкви (а в данный период времени
читай - государства) ведется уже давно. Чиновник от церкви ссылается на застарелый
церковный документ образца 1994 года, где под маской борьбы за здоровье и сознание
граждан был составлен «черный список», включающий в себя несколько религиозных и
больше сотни (!) других общественных организаций.
В статье
священника Рерихам беззастенчиво приписывается создание нового религиозного движения,
несмотря на то, что в их деятельности ничего подобного не было. В работе рериховских
обществ также нет ничего такого, что попадало бы под формулировку «религиозная деятельность».
Нет богослужений, обрядов, культовых одеяний, нет церкви, как в виде зданий, так
и в виде института. Задачи этих организаций - сугубо культурно-просветительские.
Отсутствует также практика активной пропаганды философского Учения Живой Этики и
массового привлечения граждан в свои ряды. Тем не менее, представители церкви продолжают
с новой силой пугать сограждан тем, что им чудится, и не преминут случая бросить
камень в огород соседа.
А теперь
несколько фактов. В 2007 году в Москве состоялась общественно-научная конференция
«Живая Этика и наука»[1],
в которой приняли участие около сотни ученых с мировым именем. В своих работах они
приходили к тем же выводам, которые изложены много лет назад в книгах Живой Этики.
Часто бывало и наоборот: указанные в Живой Этике данные служили поводом для научных
изысканий с последующим их подтверждением.
«Тайная доктрина»
Е.П. Блаватской была настольной книгой Эйнштейна. Ею зачитывался известный композитор
Скрябин. Вопросами же о сохранении культурного наследия, в том числе и древних русских
православных храмов, к сведению господина священника, очень активно занимались Николай
Константинович Рерих и Дмитрий Сергеевич Лихачев, а сейчас и их последователи. И
оттого, что кому-то будут близки эти идеи, и кто-то также встанет на позицию, озвученную
названием форума «Как охраним живую ткань культуры?», общество, по-моему, только
выиграет. Ну а поскольку эта тема вызывает такое неприятие священства, можно сделать
выводы о его представителях, и о проводимой ими политике вмешательства в культуру
и жизнь светского общества.
Неужели мы
сейчас, в ХХI веке, начнем ловить несуществующих призраков в угоду лицам
с большими фантазиями? Или все-таки будем трезво и объективно рассматривать события?
Этот вопрос уже - к местным Администрациям
Ведь после
статьи «В поисках Шамбалы», написанной с большой предвзятостью, и, скорее всего,
по заказу, Администрация вправе посчитать эту публикацию причиной для сворачивания
культурного Форума. Это в наше время, к сожалению, очень распространенная практика.
Несмотря на формальное отделение церкви от государства, местными администрациями
подписываются «договоры о сотрудничестве», после чего госчиновники лояльно прислушиваются
к указаниям церкви. Даже, несмотря на то, что в публикациях, подобных статье «В
поисках Шамбалы» присутствуют явное преувеличение и даже ложь. Неизвестно ни одного
случая, чтобы от изучения творчества Рерихов кто-то пострадал в плане психическом,
поскольку невозможно получить психическое расстройства от изучения науки и культуры.
Но зато примеров давления со стороны госорганов, учинения всяких препятствий для
культурной деятельности рериховских организаций, а также преследования их членов
по месту работы — более чем достаточно[2].
Так что же
победит: фанатизм или культура?
Автор приносит
свои извинения за некоторые резкости в статье тем действительно верующим, православным
людям, для которых вера - суть живая потребность духа, если эта статья затронула
их религиозные чувства.
[1] Международная научно-общественная конференция «Живая Этика и наука». [Электронный ресурс] // Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха: офиц. сайт - Режим доступа: http://www.icr.su/rus/conferencies/2007 (16 авг. 2009).
[2] Вахонина И.В. Прокрустово ложе церковных догматов / Защитим имя и наследие Рерихов. Т.4. Документы. Публикации в прессе. Очерки. – М.: Международный Центр Рерихов, 2007
См. также Интернет: Режим доступа: http://lib.icr.su/node/373 (16 авг.. 2009).
Дата публикации: 23.08.2009
г.