Евгения Ореховская,

член Союза журналистов России, г. Кемерово

 

Культура или фанатизм?

 

(Реплика по поводу статьи И.Карениной. В поисках Шамбалы /

Газета «Новые времена» № 23 (331) за 2009 г., Саратов)

 

Накануне проведения в городе Саратове VI Международного общественно-научного форума «Как охраним живую ткань Культуры?» (1-4 июля 2009 года) в Интернете появились информационные сообщения, рассказывающие об этом мероприятии.

Казалось бы, благое дело, разговор о культуре. То есть о том, чего так не хватает в современном мире. Отсутствие культуры мы непредвзято можем заметить повсюду, начиная с речи, особенно у молодого поколения, и заканчивая массовым распространением пошлости через вполне официальное государственное телевидение и другие СМИ.

Тем не менее, оказывается даже в таком благом намерении, как проведение Форума в защиту культуры, можно … усмотреть «бесов». Представителю православной церкви саратовскому священнику Сергию Штурбабину и тут померещилось поползновение на церковные интересы (И.Каренина. В поисках Шамбалы / Газета «Новые времена» № 23 (331) за 2009 г., Саратов.). «Однако здесь не все так просто...», — заявляет он в своем интервью. В культурно-просветительском мероприятии «Как охраним живую ткань Культуры?» священник увидел … попытки распространения «псевдорелигиозного учения». Что это такое, он не рассказывает, хотя дает понять, что все здесь, так или иначе связано с творчеством Рерихов, а заодно и Е.П.Блаватской. А раз так, то это напрямую противоречит его, представителя церкви, интересам.

Все выглядело бы не настолько грустно, если бы это было мнение отдельно взятого священника. Но, тут же в статье приводится его звание: руководитель отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии. Следовательно, он выражает не личное мнение, а позицию местной Епархии. И становится горько вдвойне, поскольку тут же приводятся данные о том, что борьба с инакомыслием в лоне церкви (а в данный период времени читай - государства) ведется уже давно. Чиновник от церкви ссылается на застарелый церковный документ образца 1994 года, где под маской борьбы за здоровье и сознание граждан был составлен «черный список», включающий в себя несколько религиозных и больше сотни (!) других общественных организаций.

В статье священника Рерихам беззастенчиво приписывается создание нового религиозного движения, несмотря на то, что в их деятельности ничего подобного не было. В работе рериховских обществ также нет ничего такого, что попадало бы под формулировку «религиозная деятельность». Нет богослужений, обрядов, культовых одеяний, нет церкви, как в виде зданий, так и в виде института. Задачи этих организаций - сугубо культурно-просветительские. Отсутствует также практика активной пропаганды философского Учения Живой Этики и массового привлечения граждан в свои ряды. Тем не менее, представители церкви продолжают с новой силой пугать сограждан тем, что им чудится, и не преминут случая бросить камень в огород соседа.

А теперь несколько фактов. В 2007 году в Москве состоялась общественно-научная конференция «Живая Этика и наука»[1], в которой приняли участие около сотни ученых с мировым именем. В своих работах они приходили к тем же выводам, которые изложены много лет назад в книгах Живой Этики. Часто бывало и наоборот: указанные в Живой Этике данные служили поводом для научных изысканий с последующим их подтверждением.

«Тайная доктрина» Е.П. Блаватской была настольной книгой Эйнштейна. Ею зачитывался известный композитор Скрябин. Вопросами же о сохранении культурного наследия, в том числе и древних русских православных храмов, к сведению господина священника, очень активно занимались Николай Константинович Рерих и Дмитрий Сергеевич Лихачев, а сейчас и их последователи. И оттого, что кому-то будут близки эти идеи, и кто-то также встанет на позицию, озвученную названием форума «Как охраним живую ткань культуры?», общество, по-моему, только выиграет. Ну а поскольку эта тема вызывает такое неприятие священства, можно сделать выводы о его представителях, и о проводимой ими политике вмешательства в культуру и жизнь светского общества.

Неужели мы сейчас, в ХХI веке, начнем ловить несуществующих призраков в угоду лицам с большими фантазиями? Или все-таки будем трезво и объективно рассматривать события? Этот вопрос уже - к местным Администрациям

Ведь после статьи «В поисках Шамбалы», написанной с большой предвзятостью, и, скорее всего, по заказу, Администрация вправе посчитать эту публикацию причиной для сворачивания культурного Форума. Это в наше время, к сожалению, очень распространенная практика. Несмотря на формальное отделение церкви от государства, местными администрациями подписываются «договоры о сотрудничестве», после чего госчиновники лояльно прислушиваются к указаниям церкви. Даже, несмотря на то, что в публикациях, подобных статье «В поисках Шамбалы» присутствуют явное преувеличение и даже ложь. Неизвестно ни одного случая, чтобы от изучения творчества Рерихов кто-то пострадал в плане психическом, поскольку невозможно получить психическое расстройства от изучения науки и культуры. Но зато примеров давления со стороны госорганов, учинения всяких препятствий для культурной деятельности рериховских организаций, а также преследования их членов по месту работы — более чем достаточно[2].

Так что же победит: фанатизм или культура?

 P.S.:

Автор приносит свои извинения за некоторые резкости в статье тем действительно верующим, православным людям, для которых вера - суть живая потребность духа, если эта статья затронула их религиозные чувства.

   


[1] Международная научно-общественная конференция «Живая Этика и наука». [Электронный ресурс] // Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха: офиц. сайт - Режим доступа: http://www.icr.su/rus/conferencies/2007 (16 авг. 2009).

[2] Вахонина И.В. Прокрустово ложе церковных догматов / Защитим имя и наследие Рерихов. Т.4. Документы. Публикации в прессе. Очерки. – М.: Международный Центр Рерихов, 2007

См. также Интернет: Режим доступа:  http://lib.icr.su/node/373 (16 авг.. 2009).

 

 

Дата публикации: 23.08.2009 г.

 

На главную страницу

 


Hosted by uCoz