От авторов:
Предлагаемая Вашему вниманию статья была написана в 1999-м году. В ней мы попытались осмыслить уроки, полученные в результате становления и работы нашего общества. Надеемся, что этот материал будет интересен для Рерихоских организаций и сегодня…
С.Скородумов, И.Себелева,
Ярославское Рериховское общество «Орион»
поддерживает важный разговор о Рериховском движении, начатый журналом «Новая
Эпоха», но мы хотели бы поговорить об этом не с точки зрения отдельных
последователей Учения, а на основе опыта работы нашего общества. И
проанализировать, на наш взгляд, следует не только негативные стороны и
проблемы Рериховского движения, но также его открытия и успехи, только тогда
разговор получится конструктивным и полезным.
Наше общество сравнительно молодое. Мы
работаем пять лет, но даже за этот короткий срок нам пришлось пройти немало
испытаний на понимание и применение основ Учения Живой Этики. Признаемся
честно, на пути становления общества порой приходилось невероятно трудно и
больно. Но «благословенны препятствия — ими растем», и через боль ошибок мы
получили бесценные уроки распознавания, а в сотрудничестве приблизились к
осознанию задач и форм Рериховской работы.
Осмысливая этот опыт на сегодняшнем этапе пути, мы предлагаем вам, друзья, познакомиться с нашими размышлениями о том, что же такое Рериховское общество, каким оно, с нашей точки зрения, должно быть, чем заниматься и к чему стремиться. Разумеется, мы оцениваем наш опыт достаточно скромно и никому его не навязываем, просто нам хотелось бы откровенно поговорить о тех уроках, которые мы получили и осознали за годы работы.
Урок первый:
Рериховское
общество — это часть единого организма Рериховского движения, сердцем и
строительным фокусом которого является Международный Центр Рерихов. Работу
Рериховского общества следует строить в орбите этого фокуса.
На
своем опыте мы убедились, что Международный Центр Рерихов является своего рода
индикатором для многих людей, считающих себя последователями Рерихов. По
отношению к МЦР выявляется понимание законов Учения Живой Этики и, прежде
всего, принципа иерархической преемственности. Нам пришлось столкнуться с
людьми, допускающими прямые выпады против МЦР и с теми, кто не признает его
духовного водительства. Удивительно, что на таких «рериховцев» не производит
впечатления даже воля Святослава Николаевича Рериха. Письмо от 26,04.92 г., в
котором он называет Л.В.Шапошникову своим доверенным лицом и просит во всем
помогать МЦР, либо замалчивается ими, либо толкуется превратно.
На определенном этапе развития нашего
общества в коллективе появилась группа людей, которые настойчиво внедряли
позицию Сибирского Рериховского общества (СибРО). Шли разговоры о «двух
фокусах» Рериховского движения, о «разных иерархических ветвях», а указания,
приходившие из Новосибирска, некоторыми сотрудниками преподносились не иначе
как «веления свыше». Нам настоятельно не рекомендовали читать работы Николая
Уранова (ученика Б.Н.Абрамова), отговаривали выступать против деятельности
дьякона Кураева. Затем начались вмешательства в личную жизнь сотрудников
общества, деление на «достойных» и «недостойных». В конце концов, нашему
обществу предложили стать филиалом СибРО. И хотя в этой пропаганде не было
открытого отрицания роли МЦР, но, по сути, целью ее являлось отвлечение наших
сил и помощи, необходимых МЦР, в другую сторону и ослабление нашей связи с
фокусом. В процессе долгой и трудной борьбы с этой позицией мы убедились, что
уход от фокуса Рериховского движения — от МЦР — действительно опасен и
выражается впоследствии в различных искажениях Учения: фанатизме, сектантстве,
синдроме «учительства» и т.д. Наглядным примером служит судьба некоторых
Рериховских обществ страны.
Мы убеждены, что в задачи Рериховского
общества должны входить защита МЦР помощь ему и сотрудничество с ним. Мы
считаем очень важным для общества тот факт, что имеем с Международным Центром
Рерихов «Договор о творческом сотрудничестве» и входим в союз Рериховских
организаций, фокусирующихся вокруг МЦР. Сотрудничество с научным и
публикаторским отделами Центра дает нам прочную основу для развития работы
нашего общества и радость участия в серьезном деле…
…Поддерживая прочную связь с МЦР, нам уже
нетрудно было разобраться в людях, компрометирующих Рериховское движение. Речь,
прежде всего, идет о М.Луневе и Г.Горчакове, которые неоднократно предпринимали
попытки навязывания нам своих позиций, но встретили должный отпор. Стало
очевидным, что стоит за так широко распространившимися в последнее время
«продолжениями Живой Этики» — фальшивками, которые нетрудно распознать при
правильном понимании основ. Учения. Наше общество легко прошло испытание
книгами Профит, Зиновии и пр. Мы убедились, что необходимо защищать МЦР и
Учение от нападок дьякона Кураева. Считаем, что здесь нужна не равнодушная
позиция «непротивления», а суровый отпор его «деятельности». Через нашу газету
«Орион» и в беседах с приходящими к нам людьми мы неоднократно давали
разъяснения по этому вопросу.
Итак, на основе полученного опыта мы пришли к
выводу, что каждое Рериховское общество, осознавая принцип иерархической
преемственности, должно согласовывать свою позицию и действия с МЦР.
Посмотрите, какой высокий уровень и размах работы имеют Рериховские общества,
давно сотрудничающие с МЦР или ставшие его Отделениями!
И мы
на своем опыте почувствовали, что такое сотрудничество задает новый, усиленный
ритм нашей работе, учит самоотверженности и устремленности.
Урок второй:
Рериховское
общество — это общество единомышленников, мировоззренческим стержнем которых
является Учение Живой Этики.
Процесс духовного роста каждого человека
глубоко индивидуален, и коллективно идти к духовному очищению вряд ли возможно,
но общение людей, изучающих Живую Этику, очень важно. Это дает возможность
взаимообогащения друг друга, объединения мыслей в одном направлении,
способствует усилению общего устремления.
Как мы убедились, этот вопрос имеет в
Рериховском движении две крайности. Первая: «занятия по Учению без общей
работы». Вторая: «общая культурная работа без Учения». Наше общество прошло
через первую, и мы поняли, что на этом пути существует опасность уйти в
умствование и в «гармоничную теоретизацию». Если эта тенденция пересилит
стремление применять Учение на практике, в делах на Общее Благо, то Рериховское
общество может превратиться в обособленную группу «избранных» или, проще
говоря, в секту. При этом неизменно проявляются такие болезни искажения основ
Учения как «самость превосходства», утверждения типа: «мы — высокодуховные
люди», «мы — судьи» и т.п.
Об этих процессах серьезно предупреждает
Людмила Васильевна Шапошникова:
«Возвращаясь к
рецидивам религиозного мышления, следует сказать, что оно, как правило,
приводит к различным формам сектантства: к изоляции небольших групп людей,
которые, будучи очень уверены в себе, стараются обособиться от всей внешней
жизни, бушующей за пределами этих групп. И Живая Этика и Николай Константинович
Рерих в своих очерках нам постоянно напоминают о необходимости быть в самой
гуще жизни. А здесь явная попытка ухода, и по-человечески ее можно понять. «Там
такое безобразие творится, а у нас здесь благолепие, песнопения, красивые
слова... ах, какие мы хорошие». На самом же деле позиция эта глубоко неверная.
Если, скажем, вы живете в городе, где гибнет музей, где разрушаются памятники
культуры, то требуются от настоящих рериховцев действия, а не красивые слова...
Поэтому, какова Рериховская организация, можно определить не по тому, что она о
себе думает, — думает она о себе, как правило, хорошо, — а по тому, что она
сделала». (Из выступления Л.В.Шапошниковой на собрании Рериховских организаций
от 24.03.1995, «Мир Огненный, № 15).
Мы убедились, как трудно обсуждать положения
Живой Этики с теми, у кого слова расходятся с делом, когда нет реального
применения основ Учения в конкретной работе на Общее Благо, в сотрудничестве.
Люди, пытающиеся «сгармонизироваться» путем коллективных умствований напоминают
образ мальчика Кая из сказки Андерсена «Снежная королева». Помните, как, имея
ледяное сердце и отрешившись от всего мира, он пытался из льдинок составить
слово «Вечность». Как сказано в работе Рериха «Все тихо»: «Лучше шумите, но
делайте!»
Вторая крайность — «общая культурная работа
без Учения» тоже, к сожалению, проявлена в некоторых Рериховских обществах.
Хотим отметить, что при схожести целей Рериховских обществ и некоторых других
культурных организаций, все же надо понимать разницу между ними. На наш взгляд,
роль Рериховского общества состоит не в том, чтобы подменять в просветительской
работе ученых, педагогов и т.д. Нам следует привлекать таких людей, объединять
их в деятельности на благо эволюции, убеждать в необходимости синтеза. При этом
неотъемлемая задача Рериховского общества: нести Учение в жизнь, то есть
помогать людям открывать для себя новое мировоззрение — Живую Этику. Но нужно
понимать, что Учение Живой Этики — это научно-философская, а не религиозная
система, и оно не может распространяться путем миссионерства. Поэтому мы
стараемся никого не зазывать, ничего не навязывать, но твердо выражаем свою
позицию приходящим.
Урок третий:
Рериховское
общество — это общественная организация, в задачи которой должна входить
широкая культурно-просветительская деятельность.
Это означает, что Рериховское общество должно
активно участвовать в культурном строительстве, а не заниматься
интеллектуальными или оккультными упражнениями.
«Можно лишь
признаками Культуры строить Новую Эпоху. Так Культура будет произнесена как
единственная самозащита от разложения. Ныне можно стремиться лишь по этому
направлению. Наш приказ не упускать
каждого случая, чтобы напомнить о Культуре...» (Мир Огненный, ч.1, §190).
Примером в воплощении этого указа нам служит
семья Рерихов. Вся их самоотверженная деятельность была посвящена Культуре. МЦР
своей необычайно широкой программой культурной деятельности показывает нам
пример такой деятельности.
Спектр культурно-просветительской работы у
каждого Рериховского общества может быть разным. Например, наше общество
развивает следующие направления: работа общественной библиотеки и
сотрудничество с библиотеками области; издание газеты «Орион» и «Вестников» к
памятным Рериховским датам; проведение в различных культурных и образовательных
учреждениях области передвижных выставок репродукций картин Рерихов с
экскурсиями и беседами о наследии этой великой семьи. Так, в октябрьские
юбилейные дни нашу выставку с удовольствием приняли Музей истории города и
областная библиотека им. Некрасова.
Работа Рериховского общества в Ярославле
осложняется тем, что наш город в последнее время стал очень «православным»,
вернее клерикальным. Имя Рериха вызывает агрессию местной церкви, а также тех
государственных структур, которые с ней тесно сблизились. Например, в прошлом
году, ко дню рождения Н.К.Рериха, наше общество в областной прессе объявили...
одной из сект. Мы опубликовали опровержение. Однако доказывать что-то после
того, как нам приклеили «ярлык», было достаточно сложно. Несколько недель
спустя наше общество представило доклады на Международную востоковедческую
конференцию «Россия-Восток», проходившую в Ярославле. Во время конференции в
здании областной администрации, по инициативе общества, было поднято Знамя
Мира. После этого нападки сразу же прекратились. Мы поняли, что доказывать свою
правоту можно только делами и лучшей защитой от клеветы будет расширение работы
и улучшение ее качества.
Кстати, мы заметили, что критерием нашей
работы может служить доброжелательное отношение и соучастие людей, пусть и
незнакомых с Живой Этикой, но высоких профессионалов своего дела — ученых,
педагогов, работников искусства. Очень радует, что в последнее время таких
людей в наших делах становится все больше.
Мы убеждены, что сотрудники Рериховских
обществ должны непременно ставить перед собой задачу повышения своего
культурного уровня. Поэтому так важна система самообразования, культурного
просвещения, и мы стремимся делать шаги в этом направлении. В этом году мы
попробовали себя в новом деле: проведении Пушкинского юбилея. При его
подготовке мы получили возможность убедиться в синтетической гениальности
великого русского поэта и расширили свои познания не только в русской
литературе, но и в музыке, истории, философии. В обществе организованы
постоянные лекции по астрономии, которые проводит специалист из планетария, и
лекции по мировой культуре с привлечением педагогов школы искусств. Кстати, мы
заметили, что повышение культурного уровня служит хорошей защитой от фанатизма
и рецидивов религиозного мышления. Наглядный пример: после того как на
встречах, проводимых обществом, мы стали демонстрировать видеофильмы с лекциями
Л.В.Шапошниковой, из нашей аудитории сразу отсеялись праздношатающиеся и
любопытствующие «мистики».
Урок четвертый:
Рериховское
общество — это синтез духовного совершенствования и труда на Общее Благо,
основанный на идеях семьи Рерихов.
Мы убедились, что нельзя формально разделить
работу Рериховского общества на внутреннюю и внешнюю, как это пытаются делать
некоторые. Причем, под «внутренней» работой часто понимается
самосовершенствование и общение на темы Учения, а «внешняя», то есть
общественная работа, считается чем-то второстепенным. В нашем обществе
отдельными сотрудниками даже вычислялся процент необходимого соотношения
«внешней» и «внутренней» работы!
Вспомним, что нам заповедан синтез. Значит,
внутренняя работа над собой и внешняя общественная работа должны быть тесно
взаимосвязаны в синтезе. Мы же не хотим превратиться в «себялюбивых мистиков»,
оторванных от жизни. Нам указан путь совершенствования: «руками и ногами
человеческими». Внешняя работа Рериховских обществ должна явиться результатом
внутренней, потому что при правильном внутреннем росте человек уже не может
оставаться равнодушным к бедственному положению культуры и будет сознательно
вносить свой посильный вклад в культурное строительство.
«Сотрудничество
дается нелегко. Для усвоения его иногда требуется целый ряд жизней. Люди трудно
понимают совмещение индивидуальности с общинным трудом. Как корабль в бурю,
качается человеческое сознание, забывая о синтезе». (Братство, 243).
В качестве символа синтеза нам дано Знамя
Мира — искусство, наука и философия в едином пространстве (круге) Культуры. На
наш взгляд, этот символ является своеобразным ключом к пониманию всего
Рериховского наследия. Если мы будем искусственно выделять какой-нибудь один
аспект, например, только философский, произойдет нарушение гармоничного
сочетания такого триединства и, как следствие, непонимание глубины Рериховских
идей.
Семья Рерихов показала всему миру пример
универсальности и многогранности свершений. За годы своей работы мы постепенно
пришли к осознанию того, что наследие Рерихов — художественное, философское,
научное — едино! И, чтобы приблизиться к правильному пониманию Рериховских идей
обновления мира и человека, нужно «пройти путем Рерихов», то есть стать
образованными в разных областях жизни и утвердить синтез в познавании и труде.
Пример синтеза в рериховской работе — Международный Центр Рерихов. И каждое Рериховское общество, на наш взгляд, должно проявлять в своей работе эти грани синтеза: культурно-просветительское, философское и научное направления. Поэтому мы стараемся включать в программу своей работы и лекции по искусству, и беседы по философским вопросам и темам Учения, и научные исследования. Так наше общество проводит историко-краеведческие исследования о пребывании Н.К.Рериха в Ярославской губернии, а также его картинах, связанных с нашим краем. Кроме того, мы работаем над подготовкой тематических подборок из Учения и поиском аналогии в лучших произведениях мировой литературы. Учение Живой Этики реализует себя через науку, поэтому для дальнейшего развития нашей работы мы стремимся налаживать связи с научной общественностью города.
Урок пятый:
Рериховское
общество — это общество сотрудников. Научиться сотрудничать — это наиболее
важная и трудная задача для Рериховского движения на современном этапе.
Самое, пожалуй, важное, для себя открытие в
опыте сотрудничества мы хотели бы выразить словами Л.В.Шапошниковой:
«Сотрудничество
может идти только через работу и труд. Нет абстрактного сотрудничества.
Никакими молитвами вы не вызовете сотрудничество, если не работаете и не
трудитесь. Основа всех наших достижений, основа расширения нашего сознания —
это труд. Ибо таков этот мир. Плотный физический мир — мир рукотворчества, как
пишут в Агни Йоге, и труд стоит во главе угла нашего творчества, наших
свершений, нашего совершенствования... Если есть Рериховские организации,
которые не могут работать, не осознают, что им делать — зачем они?..» (Из
выступления на собрании Рериховских организаций, «Мир Огненный», № 8).
Как показал опыт нашей работы, Рериховское
общество должно обязательно стремиться внутренне быть единым целым, бережно
охраняя взаимопонимание и созвучие близких сотрудников, проявляя распознавание
и мудрость ко вновь приходящим. Гармоничное сотрудничество дается не сразу и не
легко.
В состав Рериховского общества входят люди
разных накоплений и устремлений. По неизменным законам духовного развития, со
временем, в каждом из нас, начинают выявляться не только хорошие, но и
отрицательные накопления. Порою обнаруживаешь в себе такие черты характера, о
которых даже не подозревал. Бывает, что различия во взглядах сотрудников
проявляются довольно резко, но именно в общем труде, в совместной культурной
работе постепенно сглаживаются острые углы взаимоотношений, строится
взаимопонимание.
«Невозможно даже мыслить о Братстве, если человек не рад принять
участие в общем труде. Каждый общий труд содержит много сторон, которые
отвечают различным способностям. Разве тесно поле труда? Разве не весело
чувствовать около себя истинных сотрудников? У Нас не мала радость каждому
сотруднику. Осторожно нужно ободрить каждого приближающегося. Не нужно
печаловаться об отпадающих, если дух не может понять истинной радости».
(Братство, 108).
Мы заметили: когда общество едино, особенно
хорошо удаются новые дела, появляются новые контакты, то есть работает «магнит
сотрудничества». Актуальный пример — работа общества по проведению в городе
юбилеев Н.К. и С.Н. Рерихов. Именно в этом общем полезном труде проявились
такие качества сотрудников, как самоотверженность, организованность,
сплоченность.
Результат порадовал всех: участие общества в
Общероссийской востоковедческой конференции «Герасим Лебедев и его время»
(второй год символом научной конференции в Ярославле было Знамя Мира); выставки
репродукций картин Рерихов в Музее истории города, областной библиотеке и школе
искусств; публикации о Н.К.Рерихе в местной прессе, издание юбилейных
«Вестников» о Н.К. и С.Н.Рерихах; проведение «Дней Культуры», посвященных
рериховским юбилеям в областной библиотеке и школе искусств и, наконец, Знамя
Мира над Музеем истории города.
Мы полагаем, что в отношении внешней стороны
сотрудничества Рериховское общество не должно считать себя замкнутым
«оккультным кругом», а быть открытым к сотрудничеству с другими культурными и
научными организациями, оно должно быть магнитом для притяжения к совместной
работе людей с прогрессивными взглядами, причем, не обязательно
единомышленников.
Характерное наблюдение: после того как наше
общество перестало быть организацией, замкнутой исключительно на себя, в поле
нашей деятельности сразу появились новые друзья и сотрудники: преподаватель
Университета, доктор наук, профессор В.В.Черновская, глава районной
администрации Н.А.Седов, завуч школы искусств С.А.Фатеева.
На востоковедческой научной конференции,
проходившей в Ярославле, мы познакомились с Министром - директором индийского
культурного Центра им. Дж.Неру Ашоком Саджанхаром. Через этих людей пришли
новые возможности для расширения направлений рериховской работы.
Очень важно, на наш взгляд, сотрудничество с
другими Рериховскими обществами и группами и наше объединение вокруг МЦР. Мы
плодотворно сотрудничаем с Рериховскими обществами и группами из Иваново,
Владимира, Костромы, Риги и др.
Вполне понятно, что сотрудничество совершенно
невозможно с теми, кто откровенно отрицает или искажает рериховские идеи. Здесь
должно быть проявлено суровое распознавание.
В заключение хочется вспомнить слова Николая
Константиновича Рериха из его статьи «Сравнения»:
«Носители
Культуры не препятствуют и не разрушают, но строят и создают неустанно. Для
этой неутомимости нужно взаимное понимание, нужно истинное сотрудничество. Чем
труднее время, тем большее взаимное доверие и прекрасное сотрудничество
необходимо. Каждые сравнительные цифры лишь покажут, насколько спешно нужно
обращение к основам созидательной Культуры. Если есть решимость духа и
самоотверженность, то создадутся такие твердыни, которые никакие яды, никакие
орудия не разрушат».
Итак, для чего же люди объединяются в Рериховское общество? Готовы ли они принять Учение Живой Этики как основу жизни, самоотверженно участвовать в культурном строительстве, осознать необходимость синтеза на пути совершенствования, упорно подниматься по ступеням сотрудничества?
От ответа на эти вопросы, пожалуй, зависит
настоящее и будущее каждого Рериховского общества и всего Рериховского движения
в целом.
Хочется пожелать другим Рериховским обществам активной работы на Общее Благо, хорошей школы сотрудничества и распознавания. Будем рады познакомиться и с вашим опытом работы, друзья!
© Журнал «Новая эпоха», №4 (23), 1999 г.