“ДЕРЖАВА РЕРИХА” В ЯРОСЛАВЛЕ

“Целый новый мир! Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесенный ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты, другие, чем наши, но не менее прекрасные. Там есть и жизнь, и смерть, святые и воины, мир и война — там есть даже пожары с их чудовищным отражением в смятенных облаках. Там есть море и ладьи... Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география... И еще одно важнейшее можно сказать о мире Рериха - это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю - да и кто знает имя правды? - но ее присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом”, - так написал в 1917 году о творчестве Николая Константиновича Рериха известный русский писатель Леонид Андреев.

“Держава Рериха” – именно такое название получила выставка картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов, которая впервые проходила в Ярославле с 16 марта по 15 апреля. Эта выставка из фондов Центра-Музея имени Рерихов (г.Москва) была организована Ярославским художественным музеем и Ярославским Рериховским обществом “Орион”. Экспонировались картины Н.К. Рериха, его знаменитой Гималайской серии (30-40–х годов) и картины С.Н.Рериха (50-х годов). Дополнительно были представлены подлинные работы Н.К.Рериха из Тверской картинной галереи (“Фантастический пейзаж”), Рыбинского (“Замок”) и Ярославского (“Ярилина долина”) художественных музеев. Кроме того, в отдельном зале Художественного музея экспонировались репродукции картин Н.К.Рериха, подготовленные Ярославским Рериховским обществом “Орион” и Детским центром “Восхождение”, а также книги, альбомы, философские труды семьи Рерихов. В течение месяца ярославцы могли путешествовать по “Державе Рериха”, открывая для себя многочисленные грани творчества нашего великого соотечественника.

Николай Константинович Рерих известен во всем мире как художник, ученый, писатель, философ, путешественник. С каждым годом неизменно растет число людей, увлеченных идеями и самой личностью Рериха. Одних привлекает поэтичность и своеобразие его живописных решений; других - его широкая общественная деятельность по созданию Международного Договора о защите культурных ценностей; третьих - Учение Живая Этика; четвертых - патриотическая борьба Рериха за сохранение русских древностей; пятых - его подвиг путешественника, открывшего целые неизведанные миры во время Центрально-Азиатской экспедиции; шестых - его близость к исканиям русских космистов... И всех вместе - масштаб и многогранность его свершений.

Известный индийский ученый К.Л.Вайдья признался: “Никто просто не может поверить, что все это могло случиться в жизни одного человека. Мир обязан принести ему благодарность за его вклад в искусство, археологию, путешествия, философию и науку...” Сам Николай Константинович Рерих так выразил свое жизненное кредо: “Искусство объединит человечество”. Он считал искусство истинным международным языком, который, минуя все различия речи, непосредственно говорит от сердца сердцу. “Искусство, - говорил Аристотель, - учит нас правильно радоваться”. Действительно, настоящее искусство всегда будет напоминать о том, где истинные ценности. Настоящему художнику дано переплавить вибрацию света и воздуха в сложнейшую игру звучных и чистых тонов, не просто возбудить в зрителе любопытство, но и насытить духовно. Поэтому высокое призвание художника - быть для людей учителем жизни, показывать им путь в будущее, пробуждать в человеке Человека. Николай Константинович Рерих блестяще исполнил это призвание.

Художественное наследие Рериха огромно: более 7000 живописных полотен. Картины, этюды, эскизы декораций хранятся в лучших музеях и частных коллекциях во всем мире. В России крупные собрания произведений художника находятся в Международном Центре Рерихов в Москве, в Третьяковской галерее, в Музее искусств народов Востока, в Русском музее в Петербурге, в Художественном музее в Нижнем Новгороде и в Новосибирской картинной галерее.

Картины-сказания, картины-предвидения, картины-зов вечности - они стали неотъемлемой частью духовного наследия Рериха. Глядя на эти картины, мы понимаем, что его искусство есть нечто большее, чем искусство в обыденном понимании. Оно кристаллизует в себе огни лучших человеческих устремлений и является великим служением человечеству.

 

Певец священных гор

46 подлинных работ Н.К.Рериха из серии “Гималаи” увидели посетители Художественного музея на выставке. На этих полотнах сотворен и увековечен мир особенный и удивительный, в котором живет высокая Красота и Тайна - мир гор, древних, как сама планета. Гималайские этюды создавались с натуры и писались достаточно быстро, практически в один прием. Техника темперы по влажному картону требовала именно такого темпа работы. В горах Рерих увидел всю красоту земного мира, одухотворенную соприкосновением с прекрасными высотами. На картинах многих художников горы выглядят враждебными человеку, подавляющими своей массивностью. А на картинах Рериха впервые в мировом искусстве создается образ Гималаев как одного из самых красивейших мест на земле, где каждое мгновение рождает новое сочетание цвета и линии.

"Горы, горы! - писал Рерих во время своих путешествий. - Что за магнетизм скрыт в вас! Какой символ спокойствия заключен в каждом сверкающем пике. Самые смелые легенды рождаются около гор. Самые человечные слова исходят на снежных высотах... Никто не произнесет, вспоминая о Гималаях, слово "однообразие". Поистине, целая часть людского словаря будет оставлена, когда вы войдете в царство снегов Гималайских. И будет забыта именно мрачная и скучная часть словаря..."

На картинах Рериха мы видим Гималаи и в розовых лучах восходящего Солнца, и в фиолетовой дымке сумерек, окутанные густой синевой ночи, блистающие снегами, величественные, прекрасные в своей непостижимости и тайне. Художник пишет их в разное время года, в разное время дня. Удивительны краски картин Рериха. Они ярки, многоцветны, богаты удивительными оттенками. "Эти плавленные чистейшие драгоценные камни звучат целыми симфониями реальной красоты, которой еще не знавал мир", - сказал о рериховском колорите писатель В.Иванов. Палитру Рериха называют смысловой - гармоничные и светоносные рериховские цвета - синие, бирюзовые, сиреневые, розовые, янтарно-желтые – вселяют в нас радость. Альпинисты и космонавты подтверждают правдивость красок на картинах Николая Константиновича. Юрий Гагарин, впервые поднявшись в Космос, записал в бортовом журнале: “Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха”.

Гималаи притягивали Рериха не только как красивейшее место, но и как одно из самых необычных и загадочных мест на нашей планете. Неслучайно он называл Гималаи - “Сокровищница Духа” и был в этом определении ближе к истине, чем все те, кто соприкасался с этими горами или писал о них. Для Николая Константиновича Гималаи были связаны не только с преодолением трудностей подъема, которое необходимо в любых горах, но и с духовным восхождением самого человека. Время и Человек оставили здесь великие духовные и культурные накопления. Восток – родина древнейших цивилизаций, древнейших народов. Народ – прародитель дал миру основы наук и искусств, которые переплавились в современные научные истины. Расселение народов по Земле происходило с Востока. Художник утверждал: “Для меня Гималаи являются вершиною мира не только по высоте, но и по всем благостным многозначительным традициям. Из книг моих вы знаете, что именно нагорья Гималаев и Трансгималаев были одним из главных пунктов переселения народов, объединяя этим лучшие стили Запада, выдвигая скифику, напоминая о романском стиле и прочих незабываемых культурных сокровищах... Много всемирных сказаний пришло от этих Снежных вершин. Мысли о целительных травах, о чудесной пыли метеоров, о магнитных токах и мощных энергиях во благо человечества приведут нас опять к тем же снеговым великанам”. И когда Рериха спрашивали: “Что означает Ваше тяготение к Гималаям?”, он отвечал: “Это тяготение к величию, которое питает дух”.

Всемогущая, таинственная сила сокрыта в картинах художника, посвященных Гималаям. Они насыщены Космическими энергиями, на них лежит отсвет иных миров. Истинное искусство, несущее в себе Красоту, является как бы посредником между невидимыми мирами и нашим плотным пространством. Именно о таком истинном искусстве точно и выразительно сказал поэт Серебряного века Вячеслав Иванов:

“Вы, чьи резец, палитра, лира -

Согласных муз одна семья,

Вы нас уводите из мира

В соседство инобытия.

И чем зеркальней отражает

Кристалл искусства лик земной,

Тем явственней нас поражает

В нем жизнь иная, свет иной…”

На полотнах Николая Рериха есть нечто глубокое, зовущее, вдохновляющее. Его картины словно окна в космические дали и одновременно в глубины нашего внутреннего мира. Несмотря на то, что на гималайских картинах Рериха отсутствует изображение человека, природа здесь не мертва и не пустынна. Она одухотворена мыслями и высокими чувствами, которые рождались в сердце художника. Реализм Гималайских этюдов заключен не только в том, что они писались с натуры, но прежде всего в том, что духовный опыт мастера позволил запечатлеть в очевидных формах то, что А.Блок когда-то назвал "Несказуемым", а сам Рерих — "Будущностью".

Главная цель творчества Рериха – воспитание Красотой. По глубокому убеждению художника, красота природы - тот вечный источник, который возвышает и облагораживает душу человека. Своим искусством он показал, какой может быть высокая Красота, та Красота, без которой невозможно восхождение человечества по ступеням эволюции.

Н.К.Рерих писал: “От малейшего цветка, от крыла бабочки, от сверкания кристалла и так дальше и выше через прекрасные человеческие образы, через таинственное касание надземного человек хочет утверждаться на незыблемо прекрасном... Если он узнает, что где-то сверкают вершины наивысшие, он увлечется к ним; и в одном этом устремлении он уже укрепится, очистится и вдохновится для всех подвигов о добре, красоте, восхождении”.

Достоевский сказал: “Красота спасет мир”. “Осознание Красоты спасет мир”, - был убежден Рерих. Во многих странах имя Рериха стало символом объединения и созидания. По его инициативе по всему миру были созданы многочисленные культурные организации. Сейчас рериховских обществ только в нашей стране насчитывается около 300. Во исполнение его заветов созданы и плодотворно работают Международный Центр Рерихов и Международная Лига защиты Культуры.

Вспомним определения Культуры, данные Рерихом, - краткие, четкие формулы, полные глубокого значения призывы к Свету, добру, знанию.

“Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце”.

Вся многогранная деятельность Николая Константиновича стала претворением в жизнь этих призывов, они были для него не отвлеченностью, но программой действия. Называя Гималаи Сокровищницей Духа, Рерих сам создал за свою жизнь, подобную высочайшим горам, рукотворную Сокровищницу Духа - свое творчество, значение которого еще до конца не оценено и не раскрыто.

 

Путешествие длиною в жизнь

Перед входом в залы выставки посетителям предлагалась для осмотра большая карта, на которой были нанесены маршруты экспедиций Н.К.Рериха. “Для малых путешествий полезно изучать великие путешествия: они помогают не бояться усталости”, - писал Виктор Шкловский. Таким единым великим путешествием стала вся жизнь Николая Константиновича Рериха. Маршрут этого путешествия прошел по России, продолжился через Европу, Америку, Центральную Азию и окончился в Индии.

Россия представлялась Рериху как стык культур запада и востока, “чудесный единственный в мире край, куда, по воле судьбы, текут пути многих странников мира”. Рерих считал, что для осознания истоков русского искусства, надо обратиться к Востоку.

В 1925-1928 г.г. Н.К.Рерих осуществил знаменитую Центрально-Азиатскую экспедицию, в ходе которой были обследованы малодоступные области Центральной Азии и Гималаев. Весь этот путь сложной экспедиции вместе с Николаем Константиновичем прошли его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич – ученый-востоковед. “Им первым из русских людей удалось осуществить вековую мечту отечественных исследователей и совершить то, что не смогли сделать ни Н.М.Пржевальский, ни М.В.Певцов, ни П.К.Козлов — пересечь со стороны Сибири и Монголии весь Тибет с Гималаями и выйти в Индию”, - так оценивает известный географ Ю.К.Ефремов результаты экспедиции. Рерих привозит из экспедиции около 500 созданных им полотен. Пожалуй, ни одна экспедиция в мире не была так представлена великолепно в живописных работах, как экспедиция Рериха. Утверждают, что, разместив его работы того времени в определенной последовательности, можно получить представление о каждом шаге экспедиции.

Впечатления и думы этого периода легли в основу цикла, названного индийским. Путешествуя по Востоку, Рерих глубоко изучил его историю и культуру. В Индии и Тибете он близко познакомился с древними учениями и философиями Востока. По сути, этот цикл - апофеоз мастерства художника. С бесконечной любовью Рерих запечатлевает пустыни центральной Азии и высочайшие горы планеты - Гималаи, стараясь навсегда удержать в памяти их о6лик.

Последние двадцать лет своей жизни Рерих вместе с семьей провел в Индии, в гималайской долине Кулу. Там он основал Институт Гималайских исследований “Урусвати”, который вскоре превратился в международный научный центр сотрудничества ученых разных стран.

Кроме художественного, он оставил нам богатое и разнообразное литературное, философское и научное наследие. Рерих – автор примерно 30-ти печатных философских трудов. Наиболее известны его книги, изданные в 1921-1936 годах в Риге, Берлине, Харбине и Нью-Йорке: “Цветы Мории”, “Сердце Азии”, “Пути Благословения”, “Врата в будущее”, “Шамбала”, “Алтай-Гималаи”, “Держава Света” и др.

В течение всей своей жизни Рерих оставался патриотом России. Он сохранил паспорт Российской империи. Когда его спрашивали о возвращении в Россию, он говорил, что не уезжал из нее, поскольку путешествует. Рерихи стремились передать Родине накопленные ими культурные сокровища: живописные работы, научные труды, рукописи… Но окончательно выполнить волю всей семьи удается только С.Н.Рериху. В 90-х годах он создает общественную организацию - Международный Центр Рерихов, куда и передает наследие всей семьи. Доверенным лицом Святослава Николаевича становится Л.В.Шапошникова – известный ученый-индолог, лауреат премии им. Дж. Неру.

Представленные на ярославской выставке картины были переданы Международному Центру Рерихов Святославом Николаевичем Рерихом в 1989 году. И теперь эти картины в составе передвижных выставок путешествуют по стране, исполняя мечту художника, который хотел донести искусство до народа. В Ярославль выставка прибыла из Калуги, а затем отправлена в Сыктывкар.

Семья Рерихов и Ярославский край

Часть жизненного маршрута Мастера прошла по Ярославскому краю. В 1903 году Николай Константинович вместе с женой отправляется в большое путешествие по России. “Поездкой за стариной” называл его художник. Они посетили около 40 старинных русских городов. Была написана целая архитектурная серия – более 90 этюдов, воссоздавших облик памятников древнерусского зодчества. Искусствовед Сергей Эрнст именовал эту серию картин “Пантеоном былой русской славы”. Пораженный увиденным, Рерих обращается к обществу с призывом “узнать и полюбить Русь”.

В 1903 году Рерихи посещают Ярославль, Романово-Борисоглебск, Ростов. В 1904 году Николай Константинович побывал в Угличе. На полотнах художника остались запечатленными прекрасные храмы Ярославля, Ростова, Углича. В числе этих картин “Ростов Великий”, “Воскресенский монастырь в Угличе”, “Церковь Святого Власия”, “Церковь на Ишне” и другие.

Некоторые храмы, изображенные на полотнах Мастера, к настоящему времени не сохранились. Находясь в Ярославской губернии, Николай Константинович провел археологические раскопки Сарского городища под Ростовом Великим. Во время раскопок было обнаружено 25 предметов X века (железные ножи, кресало, фибула, гребень, украшенный орнаментом и т.д.). Сегодня коллекция найденных Рерихом вещей хранится в фондах Государственного Эрмитажа.

Краеведческую тему о связи семьи Рерихов и Ярославского края стали изучать совсем недавно. На одной из витрин выставочного зала были представлены репродукции картин с изображениями прекрасных храмов Ярославля, Ростова, Углича, несколько писем Н.К.Рериха хранителю Ростовского музея Ивану Александровичу Шлякову, статьи художника, посвященные Ярославлю.

Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством беспокойства за их судьбу. Две свои статьи “Церковь Ильи Пророка в Ярославле” и “Тихие погромы” Николай Константинович посвящает Ярославским храмам. Работа “Тихие погромы” рассказывает о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове, когда были испорчены прекрасные старинные фрески. Николай Константинович пишет: “По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно…Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…”

В прекрасном и глубоком образе выявил Рерих русскую сущность: "Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша — полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет".

 

Пакт Рериха и Знамя Мира

Ярославцы уже знакомы с рериховским Знаменем Мира – знаком охраны культуры. Это знамя стало символом двух научных конференций: “Россия-Восток” и “Герасим Лебедев и его время”, проходивших в Ярославле. Теперь Знамя Мира впервые было размещено в Художественном музее и сопровождало всю выставку. Большой рубиновый круг на белом поле символизирует вечность. В нем находятся три малых сферы, что означает преемственность прошлого, настоящего и будущего. Другой смысл знака - три составных части Культуры: наука, искусство и религия.

Уже в 1904 году Н.К.Рерих выдвинул идею заключения международного соглашения об охране памятников культуры. В годы первой мировой войны он еще более энергично настаивал на заключении такого соглашения. В 1914 году Рерих создал плакат “Враг рода человеческого”, который осудил разрушение прерасной библиотеки в бельгийском городе Лувене и всемирно известного собора в Реймсе (Франция). Рерих обращается и к русскому царю, и к высокопоставленным политическим личностям, призывая их обеспечить международно-правовую защиту культурных ценностей. Неудача его не останавливает. Дальнейшие усилия художника в начатом направлении привели к появлению в 1929 году полного текста “Пакта Рериха”. Этот документ был разработан по просьбе Рериха профессорами международного права Шклявером и Лапраделем. Сам Н.К.Рерих предложил флаг-эмблему “Знамя Мира”, которое должно было служить отличительным знаком для обозначения культурных памятников и учреждений, подлежащих международно-правовой защите.

Проект Рериха нашел понимание и поддержку со стороны многих видных мыслителей и деятелей искусства того времени. Ромен Роллан, Бернард Шоу, Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Рабиндранат Тагор, Джавахарлал Неру, Герберт Уэллс выступили в поддержку Пакта. В Нью-Йорке, Париже и других городах были образованы комитеты по продвижению Пакта. Проект Пакта был одобрен и Комитетом по делам музеев при Лиге Наций. В 1931 и 1932 годах в Брюгге (Бельгия) были организованы две международные конференции в связи с Пактом Рериха. Третья конференция состоялась в Нью-Йорке. В ее работе приняли участие официальные представители 36 государств. Была подготовлена рекомендация относительно принятия Пакта правительствами всех стран. 15 апреля 1935 года президент США Франклин Рузвельт и представители 21 страны Американского континента подписали “Пакт Рериха”, который для этих государств сохраняет силу и по сей день.

В 1954 году в Гааге на основе Пакта Рериха был подписан заключительный акт Международной Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов. Эта конвенция была ратифицирована многими странами, в том числе и СССР.

Сегодня, как и в предыдущие десятилетия, Знамя Мира - Знамя Культуры победно развевается над самыми различными учреждениями культуры во многих странах мира, над высочайшими горными вершинами планеты. Водружено оно и на полюсах Земли. Побывало Знамя Мира и в космическом пространстве во время работы межорбитальной станции “Мир”. Знамя Мира постоянно находится в Организации Объединенных Наций и в Государственной Думе России (в галерее Мира и Согласия).

Торжественное закрытие выставки “Держава Рериха” состоялось именно 15 апреля - в день подписания Пакта Рериха. По предложению Международной Лиги защиты культуры этот день вот уже несколько лет отмечается как День Культуры. Символично, что в этом году День Культуры совпал с Пасхой - Светлым праздником Христова Воскресенья. Это совпадение еще раз напомнило, что именно в едином поле Культуры люди должны найти взаимопонимание.

 

Притяжение Красоты

“Держава Рериха” в Ярославле состоялась!

Ярославцы с огромным интересом приняли выставку. С утра до вечера шли посетители: студенты, учителя и школьники, молодежь и пенсионеры. Всего на выставке побывало более 10 тысяч человек, и среди них не только жители Ярославля. Приезжали ивановцы, костромичи, рыбинцы, даниловцы, тутаевцы, ростовцы. Были жители Углича, Мышкина, поселка Борок. В книге отзывов остались записи на английском, немецком, греческом языках. Видимо, именно сейчас, в годы материальных проблем, в годы разрушения вековых устоев и старой государственной системы так нужны людям извечные мысли о красоте, о неисчерпаемой мощи человека, о его высоком духовном предназначении – мысли, которые пером и кистью запечатлевал Рерих.

Обратимся к фрагментам из книги отзывов.

“Какое счастье, что среди серых будней и суеты есть “Держава Рериха”, где душа парит над горными вершинами. Чувствуешь свою силу и желание творить”. (О.И. Болотова, г.Рыбинск).

“Картины Рериха пробуждают душу, лично моя проснулась. Они очень возвышенны. В них романтика и много чувств”. (ученица 10 класса).

“Хочется быть лучше, чище, гуманнее после посещения такой выставки”.

“Посетив прекрасную экспозицию, выставку творчества семьи Рерихов, очарованы этой красотой и силой высокого духа наших соотечественников, пронесших через всю жизнь верность России…”

“Спасибо большое за выставку! Это великое приобщение взрослых и детей к высокой нравственности и культуре…”. (С.В. Сазонова, г.Ярославль)

“Получили большое удовольствие от посещения выставки. Его мир действительно “поднят на высоту сверхчеловеческих очей”. Нас поразила палитра красок, тона и композиция оказали большое впечатление”. (Ученицы 4-й школы).

“Выставка очень понравилась. Захотелось жить”.

“Спасибо за выставку, которая учит прекрасному, помогает понять высоту и величие человеческого духа”.

Выставка стала настоящим творческим магнитом. В ее программу были включены четыре прекрасных концерта, которые прошли в большом зале музея, состоялось много интересных бесед, показов видеофильмов. Знаменательно, что во время выставки жительница Ярославля Галина Павловна Холод подарила Ярославскому Рериховскому обществу открытку с автографом Святослава Николаевича Рериха, с которым она встречалась в Индии в 1975 году. Подарок тут же был размещен на выставке в качестве нового экспоната.

Выставка стала знаменательным событием в культурной жизни города и смогла состояться благодаря сотрудничеству и слаженной работе многих людей: директора Ярославского Художественного музея Н.Л.Петровой, искусствоведов Л.Н.Макаровой и И.Н.Федоровой, искусствоведа Международного Центра Рерихов С.А.Каленкова, сотрудников и друзей Ярославского Рериховского общества и многих других. Спасибо всем!

Для многих ярославцев знакомство с “Державой Рерихов”, которое началось на этой выставке, несомненно, продолжится и далее. Летом 2003 года исполняется 100 лет путешествию семьи Рерихов по России. Прекрасный повод провести в Ярославле новую выставку картин художника!

“Через искусство имеете Свет”, - говорил Н.К.Рерих. Высокий язык искусства понятен каждому открытому сердцу. И отрадно думать, что эта выставка останется в памяти многих людей как встреча с прекрасным.

“Как бы ни ссорились, как бы ни озверели люди, - писал Н.К.Рерих, - они все же объединенно замолкают при звуках мощной симфонии и прекращают препирательства в музее или под сводами Парижской Богоматери”. Не это ли так нужно нам всем сегодня?

P.S. Ярославское Рериховское общество и Ярославский художественный музей выражают сердечную благодарность генеральному спонсору выставки ОАО “Славнефть- Ярославнефтеоргсинтез”, а также всем людям и организациям, которые помогли в подготовке и проведении этой выставки в Ярославле.

 

Материал подготовил

С.В.Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz