Вниз по потоку

 

Специальный выпуск газеты «На Восходе» Сибирского Рериховского общества (СибРО) от 24.11.2002 г. с угрожающим названием "Скажем правду" в очередной раз вызвал у нас чувство горького сожаления. Сожаления по поводу столь печальной судьбы этого одного из крупнейших рериховских обществ. Если еще год назад позиция СибРО по отношению к Международному Центру Рерихов была неясна, то теперь она выражена четко и определенно - позиция отрицания и противостояния. В подтверждение этой позиции в газете «На Восходе» приведено огромное количество рассуждений и логических построений. Самим авторам, вероятно, все это кажется достаточно убедительным. «Приговор» генеральному директору Центра-Музея имени Н.К.Рериха Л.В.Шапошниковой вынесен до начала «следствия», а «доказательства» нанизываются на сомнительный и хрупкий стержень вымысла. Не замечают сотрудники СибРО лишь одного решающего факта – их позиция совершенно не совпадает с волей Святослава Николаевича Рериха относительно Международного Центра Рерихов и Людмилы Васильевны Шапошниковой.

Вероятно, нет смысла в очередной раз приводить членам Совета СибРО и их сторонникам выдержки из документов, свидетельства лиц, лично знавших Святослава Николаевича Рериха. Это уже неоднократно делалось ранее. Если сотрудников СибРО не убеждает воля С.Н.Рериха, то вряд ли убедит очередное наше письмо. Тем не менее, свою позицию по отношению к происходящему мы все-таки хотели бы высказать.

По поводу сложившейся в СибРО ситуации нам вспомнилась притча из книги «Криптограммы Востока».

Вознаграждение.

Один человек отдавал много золота на добрые дела, но ждал вознаграждения. Однажды Учитель его прислал ему камень с запиской: «Прими воздаяние, сокровище дальней звезды».

Человек вознегодовал: «Вместо моего золота мне дан камень! Что мне до дальней звезды!» - и бросил камень в горный поток.

Но пришел Учитель, говоря: Как нашел ты сокровище? В камне заключен был самый ценный алмаз, сверкающий больше всех драгоценностей мира».

В отчаянии человек бросился к потоку и, следуя по течению, спускался все ниже и ниже.

Но мелькание волн навсегда скрыло сокровище.

* * *

Воля Святослава Николаевича Рериха и его распоряжения относительно МЦР, Л.В.Шапошниковой и культурного строительства в России как раз и являются таким сокровищем. Руководство СибРО, похоже, даже не заметило, как самостоятельно и добровольно бросило это сокровище в горный поток. Также как пока не замечает, что спускается по этому потоку все ниже и ниже, увлекая за собой многочисленных сотрудников из самых разных городов России. Вехи этого стремительного спуска хорошо заметны: непризнание МЦР как фокуса Рериховского движения, указанного С.Н.Рерихом; строительство музея в Новосибирске вместо помощи Центру-Музею в Москве, как заповедал С.Н.Рерих; отказ участвовать в акции «Набат совести»; клеветнические нападки на доверенную С.Н.Рериха – Л.В.Шапошникову; приглашение с выступлениями в качестве «рериховеда» В.А.Росова, известного своими скандальными публикациями, где он  сознательно искажает жизнь и деятельность Н.К.Рериха.

            Мотивируя свой отказ от участия в акции «Набат совести», сотрудники СибРО предлагают читателям проанализировать выступления госпожи О.В.Румянцевой, «Открытое письмо» В.Калмыковой и свидетельство С.А.Пономаренко. Совершенно конкретное мнение Святослава Николаевича Рериха на этот счет почему-то опять игнорируется!

Сотрудники СибРО уверенно и без тени сомнения пишут о том, что «Л.В.Шапошникова никогда не была ученицей С.Н.Рериха, она просто официальный хранитель материального наследия. Это не значит продолжение духовной преемственности; это не есть иерархическое звено». Позвольте, но откуда они-то могут это знать? И как можно так самонадеянно выносить суждения по вопросам, которые решаются не нами, а Мудростью гораздо более высокой. К счастью, позиция Святослава Николаевича Рериха относительно Людмилы Васильевны нам известна. И факт передачи Наследия именно Л.В.Шапошниковой, а не Н.Д.Спириной или кому-то еще - говорит сам за себя. Так что и в этом случае мнение С.Н.Рериха и сотрудников СибРО расходятся.  Какая-то показательная закономерность…

«Наша цель-построение общины», - пишут сторонники СибРО и замечают при этом, что у  них с МЦР (а значит и с большей частью Рериховского движения) «разные цели и разные подходы к делу». В том, что это действительно так, сотрудникам Ярославского Рериховского общества пришлось убедиться на собственном горьком опыте знакомства с СибРО и его приверженцами. И мы благодарны членам Совета СибРО за то, что они продемонстрировали нам, как не надо строить сотрудничество и, тем самым, помогли понять роль Международного Центра Рерихов и Л.В.Шапошниковой. Цена за этот урок нами была заплачена достаточно высокая. Общество в Ярославле пришлось создавать практически заново. Но зато на этом отрицательном примере принцип иерархической преемственности был усвоен нами накрепко.

Именно поэтому мы теперь не без оснований опасаемся, что «община», которую строит СибРО, может оказаться закрытым и замкнутым на себя коллективом довольных друг другом "духовных" людей в одном отдельно взятом регионе. По крайней мере, прежде, чем строить общину, сотрудникам СибРО неплохо было бы сначала осознать роль строительного фокуса в Рериховском движении, указанного Учителями, и научиться сотрудничать с ним. Пора хотя бы почувствовать свою ответственность за людей, увлекаемых  по ложному пути.

И последнее. Может быть, не стоит СибРО так уж часто представлять Наталью Дмитриевну Спирину как ученицу Б.Н.Абрамова и размахивать этим ученичеством словно флагом. Пусть все-таки по делам Сибирского Рериховского общества и его позиции относительно МЦР последователи Учения сами сделают свой вывод. В настоящее время (увы!) понимание СибРО принципа иерархической преемственности выглядит декларативно и не подтверждается выполнением заветов семьи Рерихов.

Спуск СибРО вниз по потоку продолжается…

 

Председатель Ярославского Рериховского общества

С.В.Скородумов

Зам. председателя

И.М.Себелева

Члены Совета:

А.Р.Тихонов,

 Н.С.Шишкина.

5.01.2003


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz