Олег Сумин


Лобсанг Рампа «Третий глаз»

 

Дорогие друзья!

 

Хочу поделиться с вами своими мыслями относительно книги Лобсанга Рампы «Третий глаз». Эта книга повествует о жизни мальчика-монаха в Тибете. Однако она отличается довольно сумбурным изложением, перескакиванием с одного эпизода на другой и носит форму часто поверхностного пересказа событий жизни, якобы происшедших с главным героем — автором книги. В повествование включено много отступлений, знакомящих читателя с жизнью Тибета, историческими событиями, государственным и религиозным устройством, обычаями и суевериями и т.д. Всё это может заинтересовать неискушенного читателя, интересующегося жизнью Востока. Однако данные ссылки часто поверхностны и однобоки, а иногда совершенно искажены. В очерке Н.К.Рериха «Буддизм в Тибете», где даётся глубокая картина государственного и религиозного разложения Тибета того времени говорится, что в этой стране, как и в любой другой, живут два сознания — одно просвещённое, эволюционирующее, другое — тёмное, суеверное, враждебное свету. Автор книги «Третий глаз», несмотря на всю его учёность, как он это описывает, является носителем и защитником второго вида сознания. Это видно и по высокомерию и даже ненависти к другим народам, и по защите и оправдыванию различных тёмных обычаев и суеверий Тибета. Автор идеализирует государственное и религиозное устройство страны. Но и здесь оно представлено в неполном, искажённом виде. Полновластным государственным и религиозным главой Тибета представлен Далай-Лама XIII. Каких только эпитетов не дано «Наимудрейшему «и даже то, что это величайшая инкарнация Далай-Ламы. И это при полном упадке буддизма в Тибете. В то же время о Таши-Ламе, духовном лидере Тибета, вынужденном покинуть его, не говорится ни слова. Искажённо даётся в книге и религия Тибета. Здесь говорится об одном ламаизме и ничего не сказано о различных сектах, в том числе о таких влиятельных и враждебных буддизму, как бон-по.

Вызывает удивление и описанный уклад монастырской жизни: жестокость, доносительство и отсутствие всякого сострадания к послушникам и монахам-ученикам. Не монастырь, а какая-то казарма с «дедовщиной». И вряд ли это можно объяснить тяжёлыми условиями Тибета, как пытается сделать автор. Всё это напоминает не общину Будды, а скорее какой-нибудь монастырь тёмных сект.

Удивляет и главный герой книги — так называемая «высшая и последняя инкарнация». Его совершенно не интересуют ни духовные устремления, ни знания, которым он обучается. А все его достижения основаны или на страхе, или на желании угодить своему наставнику. Преданность своему учителю, пожалуй, один из немногих светлых моментов этой книги. Правда, это больше похоже на привязанность ребёнка к своему покровителю, чем на преданность ученика учителю.

Что касается эзотерических моментов, представленных в книге, то и здесь возникает ряд вопросов. Прежде всего, это касается понятия «Третьего глаза» и его открытия путём хирургической операции. Известно, что «Третий глаз», или Глаз Дангма, является органом высшего духознания или духовной мудрости и открывается только у высоких Посвящённых в результате безупречно чистой жизни и развития духовных сил. Это высшее духовное достижение. «Третий глаз» относится к высшим огненным центрам, и поэтому невозможно его открытие в юном возрасте, тем более с помощью каких-то хирургических манипуляций. Вообще-то в данном случае автор книги вводит читателя в заблуждение. Приобретённые путём описанной операции способности не являются ни открытием «Третьего глаза», ни истинным ясновидением. Это чисто психические способности, такие как ауровидение или видение отпечатков астрального плана, а также астральные путешествия. Они не имеют ничего общего с настоящими духовными достижениями, о которых автор книги не имеет, как видно, никакого понятия. Насильственные методы раскрытия психических способностей без соотношения с духовным развитием могут практиковаться лишь в тёмных школах и сектах. Они пытаются также заманить в свои сети интересующихся необычными явлениями, обещая лёгкое достижение сверхфизических способностей. И Л. Рампа пытается уверить читателя в их лёгком приобретении, например, научиться путешествовать в астральном теле, совершенно не говоря, какими опасностями это грозит. Рассказывается и о дыхательных упражнениях. Но всё это может привести лишь к негативным результатам, развитию медиумизма и одержанию.

Впрочем, в книге даётся и ряд верных положений, таких как: жизнь на земле — это школа, куда приходят за знанием и опытом; перевоплощение человека; наличие ауры и её цвета, отражающие физическое и психическое состояние человека; некоторые сведения о древней истории Тибета, в частности о существовавших когда-то гигантах. Но полуправда часто бывает вреднее прямого вымысла, ибо склоняет к доверию. Так, автор рассказывает о долинах в горах с горячими источниками и пышной растительностью. И даже произносит священное название Шамбала. Но ни слова не говорит о Высоких Мудрецах этой заповедной страны, о чём знает вся Азия. Единственные обитатели этих высокогорных оазисов, по Л. Рампе, — обезьяноподобные йети. Впрочем, автор не оставляет Землю и человечество без «покровителей». В «Третьем глазе» об этом сказано вскользь, но развито в других его книгах. Это так называемые «садовники» — инопланетяне, посещающие Землю на летающих тарелках, представители «высшей», на самом деле чудовищной в своей бездуховности, техногенной цивилизации. Всё это очень напоминает бредни «контактеров», одержимых сущностями из низших слоев астрала.

В общем, книга «Третий глаз» производит довольно тёмное впечатление. Несмотря на определённую увлекательность, она не может служить источником ни эзотерических знаний, ни глубоких и неискажённых данных о Тибете.

 

О Гюрджиеве

 

При рассмотрении данного вопроса я основывался на журнальных статьях, например, в «Науке и религии» № 9 1989 г., № 8 1992 г. и др.

Однозначно, Гюрджиев — тёмный оккультист. Это ясно видно из основ его учения. Да и его внешний вид, судя по фотографиям, говорит об этом: тяжёлый тёмный взгляд, полный подавляющей волей. (Если сравнить с портретом светлого Адепта, например, Н.К.Рериха, то разница сразу бросается в глаза. При внешней суровости лицо и глаза Н.К. излучают свет, здесь же тьма.)

Но рассмотрим основные положения учения Гюрджиева. В общем, это чудовищные нагромождения, искажающие действительность. Здесь усечённое отражение реальности переплетено с ложными выводами, являющимися, впрочем, верными с точки зрения тёмного оккультизма. С этой же точки не лишена основы и практическая часть его учения. Прежде всего, разберём вопрос об эволюции человечества. По Гюрджиеву эволюция человечества до определённого момента направляется силами природы, а затем возможно только сознательное развитие. Из того, что у подавляющего большинства людей нет стремления и понимания путей развития, делается вывод, что дальнейшая эволюция человечества в целом становится невозможной. На развитие способны лишь единицы. Кроме того, даётся ложное положение, что с точки зрения космического порядка развитие человечества противоречит его задачам. Для этого он вводит фантастический элемент, будто бы «растущая» Луна, порождённая Землёй, питается энергией душ живых существ, в т.ч. и человечества. Здесь всё поставлено с ног на голову. В действительности не растущая, а разрушающаяся Луна, давшая когда-то жизнь Земле, вампиризирует как разлагающийся труп и отравляет своими эманациями живущее на Земле. Однако это не может стать препятствием эволюции. Да, эволюция человека с какого-то момента становится сознательной. Так же сознательно он может инволюционировать. Но эволюция — это не просто приобретение каких-то новых свойств и способностей, как представляет это Гюрджиев, но именно накопление и раскрытие духовного потенциала индивидуальности человека. Поэтому эволюция большинства людей продолжается по кармическому закону, хотя и значительно медленнее по сравнению с сознательным совершенствованием. Именно в эволюции, в накоплении опыта и достижении сознательного богочеловеческого, а затем и божественного состояния монад состоит смысл существования проявленного Космоса, а не в каком то бессмысленном, механическом движении. Но для тёмных не существует духовного развития, нет и эволюции, есть лишь личное развитие в смысле раскрытия каких-то сокрытых для большинства сил и способностей. Ложно истолковав Космический закон, ставится цель — ускользнуть от него, т.е. обмануть природу. Что удаётся некоторым из них, платя за это страшную цену — полное духовное разрушение.

Следующее положение в учении Гюрджиева — это представление человека машиной, все действия которой механичны, что в нём нет сознательных действий. Все его мысли, поступки, идеи, эмоции и настроения вызваны внешними причинами. Здесь человек представлен автоматом, что не может быть истиной. У человека всегда есть выбор поступить так или иначе, у автомата выбора нет. Хотя действительно, мысли и поступки большинства людей рефлекторны, и на пути к совершенствованию их необходимо поставить под контроль сознания. Это общая для всех оккультная истина.

Также частичным отражением истины является и положение о том, что душа человека не является бессмертной и распадается после его смерти, и делается неправильный вывод, что после смерти человек как индивидуальное существо полностью исчезает. Отрицая существование бессмертной духовной индивидуальности, тёмные пытаются закрепиться в смертной личности и продлить её существование на неограниченный срок. Отсюда и практика выращивания в системе Гюрджиева астрального и ментального тел, т.е. выработка их устойчивости. И последний этап, что даёт, по мнению Гюрджиева, неограниченное бессмертие, — выращивание каузального тела, иными словами кристаллизация частицы высшего Манаса, связанного с личностью, в данной личности. Однако окончание Манвантарического цикла ставит предел и такому существованию. В том и состоит основное отличие Света от тьмы, что первый исходит от высшего, вечного и беспредельного и поэтому неограничен и всегда победитель. Тьма же исходит от смертной ограниченной личности, замкнутой на эгоизме и потому обречена на разрушение.

Ещё несколько слов о методе учительства Гюрджиева, приучавшего своих учеников к беспрекословной покорности. Никогда Учитель Света не будет подвергать опасности жизнь учеников ради испытания их преданности к нему и готовности выполнить все его указания. Но вспомним случай, когда Гюрджиев приказал своим ученикам стоять в русле канала в момент открытия шлюза, в результате чего один ученик чуть было не утонул. Этот случай ярко характеризует метод и сущность Гюрджиева.

Гюрджиев имел и своих последователей, к их числу принадлежал и П. Успенский. Позже он отошел от своего учителя, но печать представлений наставника, так или иначе, осталась в его трудах.

Конечно, по журнальным статьям невозможно составить полное представление об учении Гюрджиева, но, полагаю, и имеющиеся фрагменты наглядно показывают его тёмную суть.

 

Ó Журнал «Мир Огненный», № 3 (14) 1997 г.

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz