|
|
|
А.
Васильев,
действительный член
Новгородского общества любителей древности
Русский космизм в науке
24 февраля
2007 года в гимназии № 3 города Великий Новгород по инициативе Новгородского Рериховского
общества состоялось мероприятие, посвященное космическим юбилеям. В 2007 году отмечается
сразу несколько знаменательных дат: 150 лет со дня рождения К.Э.Циолковского, 110
лет ученому А.Л.Чижевскому, 100 лет писателю И.А.Ефремову, 100 лет академику А.Л.Королёву,
а также 50-летие запуска первого искусственного спутника Земли.
На встрече
в гимназии выступил председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», консультант
Комитета по охране окружающей среды Администрации Ярославской области С.В.Скородумов.
Он провел беседу «Русский космизм в науке». Встреча сопровождалась показом фотографий
звездного неба и картин художника-космиста Олега Высоцкого.
С.В.Скородумов
подчеркнул, что космизм буквально пронизывает русскую культурную традицию и русское
искусство, в том числе иконопись. Достаточно вспомнить такой высокий образ, как
Божья Матерь Остробрамская, или икону Сошествие Святого Духа на Апостолов («Царь-Космос»).
В качестве примера космизма в поэзии прозвучали стихи Л.А.Чижевского и М.Волошина.
Используя
в своем выступлении труды выдающегося современного ученого, академика РАЕН и РАКЦ
Л.В.Шапошниковой, С.В.Скородумов, рассказал об эволюции человеческого сознания и
напомнил о ее этапах: мифологическое, религиозное и научное мышление. Каждый из
этих этапов имеет свои особенности, культуру и эпоху. В настоящее время наступает
эпоха космического мышления.
В конце
XIX - начале
XX века
в России началась Духовная революция, которая привела к явлению Серебряного века
в культуре и философской мысли. Серебряный век принес с собой расцвет искусства,
философии, а также зарождение новой научной мысли. Такие понятия как Красота, Любовь
и Свет вошли в духовный обиход России именно через искусство.
В самобытных
работах крупнейших русских философов - Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского, С.Н.Булгакова,
И.А.Ильина, В.С.Соловьева и др. отсутствовало традиционное подражание западным школам.
В центре своих исследований они видели человека, особенности его духа, его эволюционную
судьбу и роль Высшего в этом.
Наряду
с новой философией в России формировалась и новая научная мысль. Наиболее талантливые
передовые русские ученые, такие как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский,
В.М.Бехтерев и др. ощущали первые вехи нового энергетического мировоззрения. Они
понимали, что единство человека, планеты и Вселенной, о котором знали еще в древности
– это энергетическое единство. Так, например, А.Л.Чижевский, выдающийся представитель
советской научной школы, исследовал вопрос о влиянии мощного космического фактора
– периодической пятнообразовательной деятельности солнца на поведение организованных
масс и на течение всемирно-исторического процесса.
Кульминацией
космического мышления в XX веке стала философское Учение Живой Этики», которое было
создано в тесном сотрудничестве семьи Рерихов с Великими Учителями Востока.
Мысли о новой науке, которые мы находим в Учении Живой
Этики, были воплощены в форме Института Гималайских исследований «Урусвати», что
в переводе с санскрита означает «Свет Утренней звезды». Этот институт был создан
Рерихами в Индии в 1928 году. Институт «Урусвати» был известен как в самой Индии,
так и далеко за ее пределами. Крупнейшие ученые разных стран сотрудничали с Институтом
и участвовали в его программах. Среди них можно назвать А.Эйнштейна, Р.Милликана,
Л.Бройля и многих других. В конце 30-х годов начался экономический кризис, затем
вторая мировая война. Институт был законсервирован. В настоящее время ведутся переговоры,
которые должны привести к возобновлению его деятельности.
Учение
Живой Этики и эволюционное творчество Рерихов постепенно получает признание современной
науки.
Так,
9–11 октября
В резолюции
конференции говорится: «Новое мировоззрение приблизилось к реальности космоса более,
чем все картины мироздания, созданные в прошлом. Решающую роль в создании и продвижении
этих научных представлений сыграли идеи ученых–космистов В.И.Вернадского, К.Э.Циолковского,
А.Л.Чижевского, а также труды философов В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, П.А.Флоренского,
С.Н.Булгакова и искусство крупнейших художников, поэтов и музыкантов «серебряного
века»».
По итогам
конференции ученые отметили, что ключевое место в процессе становления космического
мышления «занимает Живая Этика – философия космической реальности, которая была
создана группой мыслителей и философов Востока в сотрудничестве с Е.И.Рерих и Н.К.Рерихом.
В ней содержатся основы новой теории познания и его методология».
14 декабря 2004 года на базе Международного Центра Рерихов
создан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. В его организации
участвовали представители Российской академии наук, Российской академии естественных
наук, Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, Российской академии
образования.
Объединенный Научный Центр проблем космического мышления
включает следующие секции и отделы:
1.
Основатели космического
мышления.
2.
Новая система познания
и Живая Этика.
3.
Идеи космизма и учения
Востока.
4.
Синергетика и глобальное
прогнозирование.
5.
Космонавтика XXI века:
техника, экология, культура.
6.
Жизнь и разум во Вселенной.
7.
Религиозный опыт и
космическое мышление.
8.
Эколого-ноосферная
секция.
9.
Космическое мышление
и образование.
1
Космическое мироощущение
в искусстве.
1
Отдел «Кулу-Урусвати»
Отдел информации.
Таким образом, в наши дни Учение Живой Этики неуклонно
входит в научный оборот. Об этом свидетельствуют многочисленные научные исследования
передовых ученых нашего времени и Международные научные конференции, которые ежегодно
проводит Международный Центр Рерихов.
Встреча в Гимназии № 3, посвященная теме «Русский космизм в науке», завершилась заинтересованной дискуссией и активным обсуждением темы беседы.
|
Дата
публикации: 13.06.2007 г.