Составитель Л.И.Уварова,

педагог, г.Санкт-Петербург

Всемирный День Культуры

В последние годы по инициативе Международной Лиги Защиты Культуры во многих городах России и других странах проводится День Культуры. Выбранная для проведения этого Праздника дата 15 апреля связана с подписанием в этот день в 1935 году Международного Договора - Пакта Мира, или Пакта Рериха.

Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде блестяще образованных,  всесторонне одарённых деятелей русской и мировой культуры и искусства XX века. Одним из важнейших его вкладов в культурное развитие человечества была деятельность по внесению в жизнь “ Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников”. Главной идеей этого документа, который был подписан в 1935 году 21 государством, является обязательство участников договора об охране культурных ценностей в мирное время и в годы войны, что было принято за основу при разработке Гаагской конвенции 1954года.

Символом движения по защите культурных ценностей человечества было принято Знамя Мира – Знамя Культуры (см. Приложения).

В процессе подготовки  Пакта Мира Н.К. Рерихом была выдвинута идея проведения Всемирного Дня Культуры, “...когда  во всех школах и образовательных обществах одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творящем героическом энтузиазме, об улучшении и украшении жизни” 1) .

“Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений, утверждая его высокими примерами человеческого творчества” 2) .

Проведение Дня Культуры является одной из самых прекрасных и неотложных задач. Спешность этого с годами лишь умножается. «Голодным телесно и духовно будет светло гореть Знак Культуры». Считалось существенно важным издание постановления о Всемирном Дне Культуры в школах и прочих учебных заведениях. 

 


1)   Знамя Мира - М: МЦР, 1995. - с.106.

2)  Там же, - с. 83.

 

Подготовка и проведение

ежегодного Дня Культуры в школах

Целью Дня Культуры является: установление традиции единения людей - как отдельных творческих личностей, так и организаций - в деле воспитания подрастающего поколения на основах Культуры как синтеза Знания и Красоты, осознания и защиты лучших достижений человеческого творчества.

В соответствии с целью определяются задачи и пути их реализации:

• утверждение в сознании людей истинного значения Культуры   как почитания Света - духовного начала,  как единства Священного, Познавательного и Прекрасного;

• воспитание  у подрастающего поколения хорошего вкуса, утончённого, расши­ренного сознания путём:

– ознакомления с лучшими творениями этических и философских учений, произведениями отечест­венного и зарубежного искусства, с дости­жениями науки;

– осознания мировых и национальных куль­турных сокровищ;

– воспитания ответственности за сохранность и за­щиту культурных творений человека;

– утверждения принципов мирного сосущест­вования всех народов на основе доброже­ла­тельства и взаимо­ува­жения через осознание единства всего человечества;

– создания условий для широкого проявления детского творчества;

• объединение людей в их сердечном устремлении к духовному совершенствованию, к творческому, деловому сотрудничеству.

Практика проведения ежегодного Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области за последние годы подтверждает, что

          День Культуры как форма, объединяющая творческое участие педагогов, школьников и их родителей,  всех людей в деле культурного созидания, обладает многими ценными свойствами, в том числе:

- доступностью этого средства для всех участников процесса;

- емкостью, вместимостью по содержанию, разнооб­разием форм;

- неограниченностью по широте охвата;

-     гибкостью применения в меняющейся обстановке.

 

Каким должен быть этот школьный День?

По замыслу его вдохновителя, в такой день вместо обычных уроков должны прозвучать сказания о лучших дости­жениях человеческого творчества, которые могут “светлой вестью зажечь молодые сердца”.

В подготовке и проведении этого Праздника могут исполь­зоваться различные формы сотрудничества и воспи­тательной работы: педагогические семинары, лекции и беседы, дискуссии, творческие вечера, просмотр видео- и слайд­программ, проведение различных тематических выставок, организация конкурсов, викторин, концертов, театральных постановок, посещение театров, музеев, концертов клас­сической музыки, пешеходные и автобусные экскурсии по городу и области и т.п.

В то же время праздники не должны быть превращены, как предостерегал Н.К. Рерих, в лицемерные лжеторжества, когда нет истинной радости, но только подделка под радость, когда нет убеж­денности в правильности и крайней необходимости собст­венной дея­тельности. «Всякая насильственная улыбка недаром назы­вается улыбкою черепа. Поэтому нам самим надо убедиться в том, насколько нужна и жизненна программа культуры как оздоровляющее начало, как жизнедатель».

Организационно День Культуры необходимо чётко разделять на два основных этапа: подготовки  и проведения.  Первый этап  может проходить в течение всего учебного года; он способствует воспитанию  у подрастающего поколения чувства прекрасного, развитию утончённого, расширенного сознания. Второй этап - проведение самого Праздника. Здесь на первый план выходит особая тор­жест­венность момента -  единение людей в мыслях о Культуре, единение в делах и в духе по защите всего светлого и лучшего.

День Культуры не есть праздник развлечения и увесе­ления, но торжество Познания и Красоты.

Необходимо также отметить, что объединение педагогов и школьников, всех творческих людей осуществляется созна­тельно и добровольно - это является важнейшим принципом организации Дня Культуры.

 

Музеи и школьные библиотеки -

лучшие помощники при подготовке Дня Культуры

Музей - обитель всех родов Прекрасного.

И не только в смысле сохранения тех или иных образ­цов, но в смысле жизненного и творящего их применения.

«Пора уходить от ограниченного понятия Музея как хранилища, а  возвращаться к первоначальному его значению:

МУЗЕЙОН – это, прежде всего, Дом  МУЗ.

            Заниматься воспитанием вкуса, распространением чувства Прекрасного в существе, всеми родами искусства - вот основная задача музеев», - писал Н.К. Рерих, сожалея, что «многие живые понятия древнего мира приобрели в нашем обиходе вместо, казалось бы, заслу­женного расширения, наоборот, умаление и обеднение»3).

 

Библиотека в школе - это центр Культуры

Выставки книг о Культуре и репродукций по искусству в течение учебного года - прекрасное продвижение к целям Дня Культуры.

Тематические подборки  литературы для школьников:

- по различным видам искусства,

- по отраслям науки,

- по истории религии, этических и фило­софских учений;

выставки методических материалов по теме нового миро­воззрения  для учителей.

            Всё это неоценимая помощь педагогам и органи­заторам Дня Культуры в подготовке сознания детей к этому Празднику.

            Некоторое время назад в системе школьного образо­вания Санкт-Петербурга прозвучал призыв к проведению ежегодного Дня Культуры, и сразу же в среде учителей нашлась живая поддерж­ка и сердечный отзыв.  Жизнь показывает, что творческий потенциал педагогов, несмотря ни на какие трудности, неиссякаем, и следует лишь раскрыть и поддержать этот внутренний огонь. 

 


 3) Н.К. Рерих. Письма Асееву, “Познавание Прекрасного”.

 

О проведении Дня Культуры 15 апреля  в  2002 году

Тема:     “Родина в сиянии подвига и красоты”

Цель:    В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001г. № 122 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», Приказом Министерства образования РФ от 30 ноября 2001 г. № 3511 Об утверждении подпрограммы Министерст­ва образования РФ государственной программы «Патриоти­чес­кое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», а также Программой развития образовательной системы Санкт-Петербурга,

обратить внимание на важность и необхо­ди­мость воспитания у подрастающего поко­ления чувст­ва любви к Родине, уважения и правиль­ной оценки проявления героизма во имя общего блага, воспитания чувства Красоты как нравст­венного критерия в мыслях, устремлениях и поступках человека;

оказать содействие педагогам и воспитателям в этой работе.

            В организации мероприятий, посвященных Дню Культуры 15 апреля 2002 года, принимают участие:

            · Международная Лига Защиты Культуры, СПб отде­­ление;

            · Музей-институт семьи Рерихов в Санкт-Петер­бурге;

· Информационно-библиотечный Центр СПб Госу­дарствен­ного Университета педагогического мас­терства;

· Научно-методический Центр управления образова­ния и культуры Василеост­ровского района СПб;

Финансовая поддержка:

· Международный благотворительный фонд “Рериховское наследие”;

· Профсоюз летного состава ГУАП “Пулково”.

План мероприятий:

1. 15 апреля 2002 года в школах и классах проводятся куль­турно-просветительские мероприятия, посвященные теме Дня Культуры.

2. Городской конкурс методических программ подго­товки и проведения Дня Культуры 15 апреля 2002 года в районе, школе, классе (январь – апрель).

3. Городской конкурс методических видеофильмов, рас­ска­зывающих о подготовке и проведении Дня Культуры 15 апреля 2002 года в районе, школе, классе (январь – апрель).

4. Проведение научно-педагогических семинаров “Актуальные аспекты нравственного воспитания школьников” (совместно с Центром теории и прак­тики воспитания СПб Гос. УПМ, Информационно-библиотеч­ным Центром СПб Гос. УПМ и районными управлениями обра­зования).

5. Фестиваль детского творчества:

·  Смотр-конкурс детских хоровых коллективов:

   – песня о Родине;

   – русская народная песня;

·  Конкурс сочинений:  6 – 11 классы

   – “Подвиг – высшая степень человеческой зрелости”;

   – “Красота в жизни человека”.

·  Конкурс рисунков: 1 – 5 классы

    “Герои в мифах и сказках”;

6. Фестиваль – марафон детского и юношеского творчества (Василеостровский р-н)

     «Петербург – преемник Новгородской Руси».

7. Показательное проведение Дня Культуры в школах (обмен опытом).

 

ПОЛОЖЕНИЕ

по организации мероприятий,

запланированных в школах Санкт-Петербурга в 2002 году,

 в рамках  ежегодного Дня Культуры

 

Конкурс методических программ

подготовки и проведения Дня Культуры

15 апреля 2002 года

(в районе, школе, классе)

          Цель конкурса:

            Стимулировать разработку и применение методик подготовки и проведения Дня Культуры в школах по заданной тематике. Использовать этот материал в качестве  обмена опытом с другими городами и регионами.

            Условия конкурса:

            На конкурс принимаются методические программы, планы подготовки и проведения Дня Культуры 15 апреля 2002 года под девизом “Родина в сиянии подвига и красоты”.

            Оценку программ будет производить жюри отдельно по трем категориям:

I   – программа для района;

II  – программа для школы;

III – программа для класса.

            В состав жюри входят ученые и специалисты РГПУ ­­им.­ А.И. Герцена, Центра теории и практики воспитания СПб Гос. УПМ.

            Лучшие работы в каждой категории оценки будут отмечены денежной премией и оформлены в сборник.

Программы принимаются оргкомитетом до 25 апреля 2002 года по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д.5, офис 19. Тел./факс (812) 315-72-10

            Представленные программы не возвращаются (кроме альбомов и фотографий), при этом оргкомитет и жюри конкурса гарантирует сохранение авторских прав, а любое использование представленных программ для обмена педаго­гическим опытом будет согласовываться с авторами.

Требования к предоставляемым программам:

            Цели программы должны соответствовать девизу и целям Дня Культуры.

            Программа должна состоять из двух разделов:

– подготовка ко Дню Культуры;

– проведение Дня Культуры.

            Программы представляются в печатном виде, с указа­нием коор­динат для обратной связи. Желательно прило­жить электрон­ный вариант текста на дискете.

            Принимаются оформленные альбомы с фотографиями, резуль­татами детского творчества (рисунки, стихи и т.д.), отражаю­­щие практическое применение представленной программы.

Критерии оценки:

· Соответствие программы целям Дня Культуры и предло­женной теме;

· Организационно-методическая работа с педагогами (района, школы), целью которой является информа­ционно-просветительский аспект, побуждающий педаго­гов к личному творчеству.

· Применение коллективных организационных форм раз­ра­­ботки программы;

· Указание конкретной цели каждого запланированного и проведенного мероприятия;

· Оригинальность подхода к решению поставленных задач;

· Особенности программы, которые способствуют пробу­ждению интереса у детей к заданной теме;

· Привлечение детей к составлению и осуществлению программ.

 

Конкурс методических видеофильмов,

рассказывающих о подготовке и проведении

Дня Культуры 15 апреля 2002 г.

 (в районе, школе, классе).

Цель конкурса:

            Стимулировать создание видеоматериалов, расска­зывающих о методике и практической реализации подготовки и проведения Дня Культуры 15 апреля 2002 г., а также популяризирующих проведение этого праздника.

Условия конкурса:

            На конкурс принимаются видеофильмы продолжитель­но­стью не более 60 минут, которые должны создаваться не как до­пол­нительный материал, а как самостоятельное, закон­­­чен­ное отражение подготовки и проведения Дня Культуры (в районе, школе, классе).          

Видеоматериалы представляются на стандартной видео­кассете до 15 мая 2002 года в оргкомитет по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д.5, офис 19.

Тел./факс (812) 315-72-10

            Работы будут оцениваться жюри, в состав которого входят ученые и специалисты РГПУ им. А.И. Герцена, Центра теории и практики воспитания СПб Гос. УПМ.

            Лучшие работы будут отмечены призами (видеотехника), а также возможно поощрение детей, прини­мав­ших активное участие в создании фильма.

            Видеокассеты обратно не возвращаются.

Критерии оценки (возможны разные номинации):

  Оценка видеофильма с точки зрения методического материа­ла, т.е. освещения вопросов указанных в кри­териях оценки вышеизложенного конкурса методических программ подго­товки Дня Культуры.

  Художественное достоинство фильма.

  Оригинальность сценария.

 

Конкурс сочинений:  6 – 11 классы

“Подвиг – высшая степень человеческой зрелости”

            Цель конкурса:

            Воспитание в детях героического начала, как нравст­вен­ного принципа, дающего возможность противостоять натиску лжи, лицемерия, грубости, жестокости и пошлости.

            Способствовать формированию у подростков уважи­тель­ного отношения к такому явлению, как  подвиг.

            Направить их к осознанию возможности собственного приобщения к этому высоконравственному понятию, которое может проявляться в повседневной жизни:

            – в любви к Родине, стремлении посвятить лучшие свои порывы и достижения ее процветанию;

– в честности, ответственности и надежности;

– в культурности;

– в стойкости и верности своим высоким принципам;

– в доброжелательстве и отзывчивости;

– в осознании приоритета общего блага над личным;

– и т.д.

Порядок проведения конкурса:

            Конкурс проводится по двум возрастным категориям:

            6 – 9 кл. и 10 – 11 кл.

             в период с 14 января 2001 г. по 18 марта 2002 г.

            Районные управления образования самостоятельно объяв­ляют о конкурсе и определяют норму предоставления работ от каждой школы, а также подводят итоги конкурса на уровне райо­на. При этом городской оргкомитет Дня Культуры оказывает помощь в награждении участников конкурса и согласовывает отдель­но с каждым районом формы и размеры этой помощи.

            После подведения итогов конкурса каждый район отбирает по 10 лучших работ по указанным возрастным категориям школь­ников и направляет их в оргкомитет Дня Культуры для оконча­тельного подведения итогов.

Работы принимаются с 19 по 25 марта 2002 г. по адресу: Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д.5, офис 19.

Тел./факс (812) 315-72-10

            Награждение дипломантов конкурса предлагается провести 15 апреля в День Культуры в школах по месту учебы участников.

            Требования к оформлению работ: 

            К рассмотрению принимаются творческие работы, оформ­ленные в печатном виде объемом не более 4 страниц формата А-4 с полуторным интервалом печати.

            На титульном листе должны быть указаны следующие данные:

– район, номер школы, класс,

– Ф.И.О. исполнителя,

– Ф.И.О. руководителя,

– тема сочинения.

            К работе желательно приложить краткую рецензию руко­во­дителя, по которой жюри имела бы возможность опре­делить, насколько самостоятельно выполнена работа.

Предлагаемые критерии оценки – раскрытие следующих вопросов:

· Что такое подвиг?

· Что является движущей силой совершения подвига: рассудок или чувство?

· Во имя чего или кого совершаются подвиги?

· Почему в памяти народной живут герои?

· Величественность, торжественность, красота подвига.

· Подтверждение рассуждений примерами из истории нашей Родины.

· Есть ли сегодня в жизни место подвигу?

· Изложение личного отношения к этому нравственному понятию.

 

Конкурс сочинений:  6 – 11 классы

 “Красота в жизни человека”.

Цель конкурса:   Помочь молодому поколению научиться отличать духовное содержание истинной Красоты, соприкасание с которой очищает, утончает и возвышает человека, побуждает его к благородному поведению и творческому созиданию от внешней бессодержательной красивости, служащей, чаще всего, приманкой к участию в процессах, связанных с культи­ви­ро­ванием безудерж­ного потребления и развлечения.

          Способствовать:

  осознанию необходимости преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам этой истинной Красоты;

– развитию способности видеть красоту окружающего мира, а следовательно и своей Родины.

            Порядок проведения конкурса, требования к оформлению работ, условия награждения участников те же, что и в конкурсе сочи­нений на тему: “Подвиг – высшая степень человеческой зрелости”

Предлагаемые критерии оценки – раскрытие следующих вопросов:

·     Что есть Красота и что такое «бессодер­жа­тельная красивость»?

·     Примеры окружающей Красоты.

·     Влияние красоты на человека.

·     Красота как критерий деятельности человека.

·     Осознание красоты спасет мир.

·     Любовь к Родине через постижение Красоты.

 

Конкурс рисунков: 1 – 5 классы

“Герои в мифах и сказках”

Цель конкурса:

            Раскрыть значение мифов, легенд, сказок как духовной составляющей культуры народов,  выражающих знание глубин­ных корней бытия людей и природы.

            Показать, что сказки, легенды, мифы о героях у разных народов обнаруживают объединяющее эти народы свойство – они утверждают одни и те же моральные приоритеты: доброта пре­выше злобы, мир превыше вражды, созидание превыше разру­шения, честность и справедливость превыше лукавства и беззако­ния и т.д.

            Обратить внимание детей на то, что в мире сказки челове­чество, как бы выстраивает для себя модель нормальных, естест­вен­ных отношений, основанных на нравственных принципах.

            Способствовать развитию у детей образного мышления, выражению его через рисунок.

            Порядок проведения конкурса, сроки и условия награждения участ­ников те же, как  в конкурсе сочинений на тему: “Подвиг – высшая степень человеческой зрелости”

            На конкурс принимаются работы в любой технике исполне­ния с указанием района, школы, Ф.И.О. автора и руководителя. Рисунок не должен превышать формат А-2.

Предлагаемые критерии оценки:

· Соответствие  предложенной теме;

· Оригинальность и широта образного мышления;

· Степень воплощения идеи в сюжет;

· Мастерство исполнения.

 

*     *     *

В составлении программы принимали участие:

            Научно-методический Центр отдела образования и культуры территориального управления Администрации Василеостровского района;

            Оргкомитет по подготовке и проведению ежегодного Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга.

 

В помощь педагогу

 материалы по подготовке

к празднику Дня Культуры 2002 года

 

В 2001/2002 учебном году День Культуры в школах предлагается провести под девизом:

“Родина в сиянии подвига и красоты”

Любовь к Родине - одно из основных положений в педагогике, формирующих мировоззрение учащихся; принцип патриотизма – нравственная и содержательная основа постро­ения жизни в обществе.

*   *   *

Человек у порога Нового Мира. И в этот Новый Мир со старым сознанием не войти.

В последние годы жизнь нас заставила переосмыслить многое, пересмотреть заново всю систему фундаментальных понятий, этических ценностей, взглянуть на привычные представления по-новому. Становится очевидным, что игно­рирование духовно-этических основ человеческого сущест­вования приводит общество к хаосу и деградации, и это ставит в необходимость обратить внимание на укрепление в сознании людей нравственных принципов.

Одним из таких важнейших положений, на которые опирается здание общественной жизни, является патриотизм любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу. Органично переплетаясь с принципом гуманизма, лежащим в основе педагогической деятельности, патриотизм, как и другие моральные принципы, выражает выработанные в моральном сознании общества требования, касающиеся назначения человека,  смысла его жизни и характера взаимо­отношений между людьми.

Наряду с другими моральными принципами, принцип патриотизма, его действие, отображает состояние духовной культуры определенной страны или ее народа, а также каждого отдельного человека.

Как отмечают исследователи, историческое достоинство народа и отдельного человека измеряется его культурой, его любовью к Родине, его мужеством и честностью перед собст­венной историей. Для нормального духовного и материаль­ного развития любого народа необходимо условие, когда его развитие должно соответствовать характеру этого народа, национальной культуре и той  самобытности, которая сложи­лась в течение многих веков его истории.

С этико-гуманистической точки зрения значение патрио­тизма обусловлено тем, что он является одной из форм сопод­чинения личных и общественных интересов, единения человека и общества.

Как социально-политический и нравственный принцип, патрио­тизм характеризует отношения людей к своей стране, которое проявляется в определенном образе действий и сложном  комплексе  общественных  чувств, обычно  назы­ваемом  любовью к Родине:

– в заботе об интересах страны и готовности ради нее к само­пожертвованию;

– в гордости за  социальные и культурные достижениями родной страны, а также в горечи за ее неудачи и беды;

– в сочувствии к страданиям народа и отрицательном отно­шении к порокам общества;

 - в уважении к историческому прошлому Родины, бережном отношении к народной памяти, национальной культуре и тради­циям.

(“Российская Педагогическая Энциклопедия”. Том 2 – М.: 1999, с. 109, “Словарь по этике”.   Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. Изд. 6-е. М.: 1989, с. 244).

 

*   *   *

Родина, Народ, Природа слова одного корня, так же как   родной, родители, родня, прирожденный, порода, родник... Все это  – родные понятия, и само слово и корень “род” уже озна­чает нечто объединяющее, некое единство, единый источник.

Мало кто осознает, что человек не случайно рождается в оп­ре­деленном месте – сама Природа предопределяет его появление в данной стране. “Вы пришли сюда выполнить свой великий долг”,- сказано мудрыми о Родине и  предназначении человека.

Непра­вильно считать, что любовь к Родине  будет чувством уз­ким и несовершенным. Можно знать несо­вер­шенство дел на Родине, но, тем не менее, любовь и устремле­ние к ней не уменьшится. Любить Родину - значит помнить о ней и заботиться о ее достоинстве. Из этого не следует, что такой человек окажется чем-то связанным – он может любить все человечество, путе­шест­вовать по всему миру и жить в любой стране, но он будет знать, что служит Родине, и для нее он приложит свои лучшие силы.

Но такая задача будет трудна человеку, если в основание своей жизни он положит неверные ценности. Пословица “Где хоро­шо, там и родина” - цинична. Сводить понятие Родины до огра­ни­ченно-обывательского понимания, снижая саму идею досто­инства, значит опуститься до вульгарности,  пошлого образа мыш­ле­ния и такого же образа жизни.

Умалять,  отвергать и очернять свое родное - атрибут низкой культуры. Отказаться от Родины, от служения ей – значит потерять свое достоинство.

Без любви к Родине нет Культуры, и небрежение к Родине есть прежде всего некультурность.

Культура есть средоточие всех человеческих сокровищ; в самом же человеке духовным средоточием его культуры является сердце. Не зря говорится: “Культура умолкает там, где сердце немо”. И только жестокосердный человек может сказать: "Не думай о Родине. Ничто не зажжет так огонь сердца, как любовь. Любовь есть сострадание, есть высшее проявление человеческих чувств,  и оно предполагает беско­рыстие и самоотдачу. Любовь зовет к творчеству, и человек свои лучшие творения несет и посвящает Родине".

"Любить Родину, - писал наш знаменитый соотечественник Николай Константинович Рерих, – значит любить свой народ и все народы нашей необъятной Родины. Эта любовь научит полюбить все человечество. Но чтобы полюбить Родину, надо познать ее. Познавание же других стран  снова приводит нас к мысли о Родине, ко всем ее несказуемым сокровищам".

Действительно, уважая другие народы и изучая их культуру, человек лучше познает свою. Любое  ограничение приводит лишь к узости мышления и неизбежной деградации.

Любовь к Родине, как и само священное понятие Любви, сокровенно, а о нем, свято хранимом и тайном, казалось бы, говорить не принято.

“Разве можно говорить о ней? Она - как живая тайна: ею можно жить, о ней можно вздыхать, ей можно молиться; и, не постигая ее, блюсти ее в себе; и благодарить Творца за это счастье; и молчать...”

Так  писал о Родине видный русский философ И.А. Ильин; он же продолжил:

“...Но о дарах ее; о том, что она дала нам, что открыла; о том, что делает нас русскими; о том, что есть душа нашей души; о своеобразии нашего духа и опыта; о том, что смутно чуют в нас и не осмысливают другие народы - да будет сказано в благословении и тишине”.

(И.А. Ильин. О России. - Собр. соч. в 10 т. Том 6, кн. 2 - М.: Русск. книга, 1996, с. 8 - 9).

Человек с детства должен знать свое, родное - исследовать, изучать, вникать и постигать - и черты характера своего народа, и все, что характерно для родной земли,  ее особенность, ее само­бытность. Близкое по духу и постигается легче. И тогда постиг­нутое может послужить не только для собственного духовного обогащения, но поможет расширить представление о разнообразии  мира и многим людям из  других стран.

Но постижение не будет полным без осознания Красоты. Помочь детям увидеть красоту родной природы, постичь прекрасные черты  души своего народа и его духовное богатство..., увидеть красоту произведений творчества, созданных лучшими деятелями страны, - это значит заложить основы Культуры , дать нравственные ориентиры молодому поколению,  и это  значит - указать на красоту подвига.

“Жизнь бесталанна без героя”, - говорится в пословице. Сколько их, подвижников и национальных героев, которые во имя процветания Родины самоотверженно трудились и боролись за Истину, шли на подвиг и проявляли истинный героизм!

Пусть дети получат задание найти в энциклопедиях и справочниках, собрать в литературе и в жизни эти лучшие  имена:

 от сказочных героев и героев преданий до самоотверженных и мужественных духовных водителей, правителей и просветителей, религиозных и общественных деятелей, способствовавших расцвету отечест­венной мысли, развитию народного духа. Пусть учащиеся найдут и отметят имена соотечественников - философов и ученых, подвижников науки и  искусства, внесших вклад в миро­вую Культуру.

Определяя культурный уровень человека, каждой отдельной личности, выделяют крайние его проявления: высшее - и тогда речь идёт о герое, человеке подвига, самоот­верженно действующем во имя Общего Блага, и низшее - об антиподе героя - обывателе, трусливом эгоисте, человеке с мещан­ской психологией, живущем сугубо личными интересами.

Примечание. Из Словаря по Этике:   

п о д в и г  - поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычных трудностей,  общественно-полезный результат которого превосходит по своим масштабам резуль­таты обычных действий.

Г е р о и з м  - особая форма челове­ческого поведения, которая в нравственном отношении пред­ста­в­ляет собой подвиг. 

Г е р о й  - отдельная личность или группа людей, или нация, которая берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудности задачи, возлагает на себя большую меру ответ­ствен­ности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

*      *      *

Непереводимое, многозначительное русское слово “подвиг”... Ни один европейский язык не имеет слова хотя бы при­близительного значения. Это слово означает больше, чем дви­же­­ние вперед, — это бесконечная и неустанная работа на общее благо, и она имеет результатом громадный прогресс.  Это и дало России ее великолепных героев. Великие дела совершаются без шу­ма, они скромно творятся на пользу человечества. Подвиг созда­ет и накопляет добро, делает жизнь лучше, развивает гуман­ность. Множество героев есть повсю­ду. Все они трудятся, все они вечно учатся и двигают вперед истинную культуру. “Подвиг” означает не только  движение, но и терпение, и знание (Из статьи Н.К. Рериха “Подвиг”).

 “Жизнь героя ведет человечество”, - гласит мудрость.

 Можно предложить детям самим составить Календарь памятных дат, где будут отмечены все светлые Дни великих подвигов - они, словно цветы весенние, могут обновлять сознание.

“Там,   где  понятие героя является чем-то смеш­ным и даже неприличным - там разложение. По этому признаку мож­но судить о дряхлости нации. Научимся ценить своих великих людей, выражающих национальный гений. Пусть проснется в нас национальное достоинство, без которого нет истинного патриотизма”. (Е.И. Рерих).

Умение видеть красоту  научит терпимости и поможет опре­делить  м е р у  проявления чувств именно в том случае, когда гордость и национальное достоинство рискуют пере­родиться в национализм. Но, как отмечают мудрые, там, где сильна сущность народа, там нечего беспокоиться об угрозе подражания или обезли­чивания - здоровый организм переварит все новое и даст свое выражение души своего народа1).

*   *   *

Не только на Истории и Обществоведении, но сквозь все уроки может проходит тема красоты подвига и любви к Родине, к ее героям и ее культуре.

В каждом предметном цикле есть возможность обратить внимание учащихся на достижения своей Родины в данной конкретной науке или  в данном виде искусства, отметить имена соотечественников.

Такие уроки, являя сплав Любви, Красоты и Знания, есть воспитывающее обучение.

 

*      *      *

 


  1) Н.К. Рерих. О Вечном... М.: 1991- с. 152.

 

Вопросы для бесед с учащимися:

1.  Чем отличаются понятия “подвиг” и “риск  ради собственного благополучия”?

2.  Кто является антиподом героя?

3.  Какие чувства и какие качества формируют готовность к подвигу?

(любовь к тому, ради кого или чего совершается подвиг; ответственность; самоотверженность; стремление к справедливости и общему благу; честность; убежденность)

4.  Из чего рождается мужество?

(- умение контролировать свои импульсивные порывы, - способность действовать решительно и целесообразно в сложной, опасной обстановке, - преодоление чувства страха и неуверенности, - умение мобилизовать все силы на достижение цели)

5. Какие качества формируют мужество?

(бесстрашие, терпение, решительность, целеустремленность, твердость, внутреннее равновесие, сострадание, преданность)

Можно вынести на обсуждение с учащимися вопрос о том, как они поступят при различных опасностях.

При этом не следует требовать, чтобы дети немедленно проявили находчивость, но можно довести их постоянным обучением познания жизни до мужественных решений. Такое соревнование в находчивости будет хорошим упражнением.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Слишком много желающих так или иначе мешать или унизить нашу великую Родину, именно великую во многих отношениях,  несмотря ни на что.

Но времена изменчивы, и Чертог Небывалый заповедан,  ибо одна лишь наша Родина держит равновесие мира.

Если бы она сейчас распалась,  то гибель всего мира неминуема.

Е.И. Рерих. Письма.17.12.36.

 

Николай Рерих

РОССИЯ

Начальные главы Вашей работы догнали меня уже в монгольской пустыне. Хотя знаю, что эта моя весточка дойдет до Вас не скоро, но все же не могу не написать Вам. Уж больно глубоко и правильно чуете Вы Россию. Мало где встречались мне определения, подобные Вашим. В яркой мозаике Вы сложили многообразный лик великой России. И сложили этот лик в друже­любии ко всем частям его. Именно прошли по вехам добрым. Лишь добрые знаки отмечают путь верный.

Вы говорите: "Россия не только государство... Она – сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях, в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в пред­чувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.

Россия – это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев – Запад и Восток.

Россия – это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия – меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.

Россия – это бесконечные снега, над которыми поют мерт­вые, серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники. Россия – страна развертывающегося инду­стриализма, нового, невиданного на земле типа, неопре­деленного пока...

Россия – страна неслыханных, богатейших сокровищ, которые до времени таятся в ее глухих недрах.

Россия – не единая раса, и в этом ее сила. Россия – это объединение рас, объединение народов, говорящих на сто сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, поли­хромия, полифония.

Россия – не только страна мгновенного настоящего. Она – страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В ее березовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам. В ее окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные, глиняные чашки с кашей - жертвой. Над ее степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев.

Россия есть страна византийских куполов, звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима – Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве.

Россия – могучий, хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времен, неохваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия.

Россия грандиозна. Неповторяема. Россия – полярна.

Россия – мессия новых времен.

Россия – единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения жизни, праздник воскресения из мертвых, радуясь заре весеннего расцвеченного дня, с огнями крестных ходов под утренним яхонтовым, парчовым, заревым небом".

Не странно ли, что в письме к Вам выписываю Ваши же слова. Но слова эти так верны, так душевны, так красивы, что просто хочется в них еще раз пережить запечатленные в них образы. Ведь их нужно не только знать, их нужно полюбить.

Чем больше мы всеми звуками и красками, всеми иероглифами бытия их запечатлеем, тем больше будет явлено правды, а ведь это так нужно. Так спешно нужно.

…Вы правильно поминаете и нападки на все национальное. Между тем именно этим-то, национальным русским, искусство России было так оценено на Западе. Казалось бы, этот яркий, всем известный пример должен быть достаточным укором для всех тех, кто пытался свернуть мощную реку русского творчества в чуждое ей русло. Правильно Вы понимаете слова Стасова: "Всякий народ должен иметь свое собственное, национальное искусство, а не плестись в хвосте других, по проторенным колеям, по чьей-либо указке".

В этих словах вовсе не было осуждения иноземного творчества. Для этого Стасов был достаточно культурный человек; но как чуткий критик он понимал, что русская сущность будет оценена тем глубже, если она выявится в своих прекрасных образах. А сколько прекраснейших и глубочайших образов дает Россия. Сказанное и несказанное, писанное и неписанное, как в старинных синодиках, остаются неизреченными образы величественные. В этой еще несказанности и заключается та скрытая народная, та чаша неотпитая, о которой и Вы так сердечно чуете… Спасибо за Ваше слово о России, которая мне так по сердцу.

Письмо Вс. Иванову, 1935 г.

 

Николай Рерих

НЕ ЗАМАЙ

В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть земля русская. От самых ранних лет, от начала грамоты, полюбились эти рассказы. В них были затронуты интересные, трогательные темы. Про Святослава, про изгоя Ростислава, про королеву Ингегерду, про Кукейнос — последний русский оплот ливонских рыцарей. Было и про Ледовое побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба, про Святополка Окаянного. Конечно, была и битва при Калке, и пересказ «Слова о полку Игореве», была и Куликовская битва, и напутствие Сергия, Пересвет и Ослябя, были и Минин с Пожарским, были и Петр, и Суворов, и Кутузов. Повести были собраны занимательно, но с верным изложением исторической правды. На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Все это запомнилось, и хотелось сказать, смотря на эту картину: «Не замай!»

Впоследствии, изучая летописи русские и знакомясь с древней литературой, которая вовсе не так мала, как иногда ее хотели злоумышленно представить, приходилось лишь уже более сознательно повторить тот же окрик: «Не замай!» Пройдя историю русскую до самых последних времен, можно было лишь еще более утвердиться в этом грозном предупреждении. Оно звучало особенно наряду с трогательными русскими желаниями помогать многим странам самоотверженно. И теперь то же самое давнее утверждение встает ярко.

Сколько новых незаслуженных оскорблений вынес народ русский! Даже самые, казалось бы, понятные и законные его действия зло толковались. То, о чем в отношении других стран деликатно умалчивалось, то вызывало яростные нападки ино­земного печатного слова. При этом потрясающе было видеть неслыханное вранье, которое никогда не было опровергнуто. Малейшая кажущаяся неудача русская вызывала злобное гоготание и поток лжи, не считаясь с правдоподобием. Все это остается во внутренних архивах.

Остается также и то, что победы русские были исключены на Западе из исторических начертаний. А если уже невозможно было не упомянуть об удачах, о строительстве русского народа, то это делалось шепотом, в самых пониженных выражениях. И об этом остались нестираемые памятки. Для иноземных катастроф находились в международной печати самые выспренние воскли­цания. Понесенные удары провозглашались победами, и преувеличению не было границ. Обо всем этом тоже остались печатные листы: бумага все терпит, а сознание людское все при­ни­мает, что отвечает его внутреннему желанию.

Но не помогло обидчикам русского народа все это куса­тельство.

Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский, в своей целине необозримой, выоривал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей спра­ведливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!»

Об этом можно было бы написать поучительное исто­ри­ческое исследование. Будет в нем сказано о том, как народ русский не только умел претерпеть, но и знал, как строить и слагать в больших трудах славное будущее своей великой Родины. Ох, хотели бы стереть с лица земли пятую часть света! Искажаются гримасами враждебные личины, слыша сведения о достижениях русских. Судьба неуклонно слагает великий путь народов русских необъятностей — не замай!

1940 г.

 

Николай Рерих

РУССКИЙ  ВЕК

«Красная звезда» приводит слова американского «Х. С. Монитора», что грядущая эпоха будет Русским веком. И вот все, что предчувствовалось, все, что казалось, — все становится явью. Русский подвиг, Русский труд, Русская смекалка преобороли все трудности и победно преуспели.

Произошло явление неслыханное в истории человечества. Друзья всемирно наросли. Враги ахнули и поникли. Злые кри­ти­каны прикусили свой ядовитый язык.

Не только преуспела Русь на бранных полях славы, она успела в трудах и среди военных тягот, теперь же начала строиться и ковать прекрасное будущее.И все-таки неслыханное достижение творится самобытно, своими особыми народными путями. Многие народы прислушались к действу русскому и приходят к тем же решениям.

... На Руси будет праздник. Позовет к нему народ всех, кто принес пользу Руси. Взаимно улыбкою обменяются сотрудники всех веков. Для Русского века потребуется неограниченное знание. Вся всенародная польза будет собрана. Все русские открытия вспомянутся.

И первопечатник Федоров, и все безвестные изобретатели и исследователи будут вновь открыты и добром помянуты. Пере­мигнется народ со всеми, кто сеял добро. К Русскому веку русский народ может показать много достижений. А все русские подвиги нынешних дней славно возвысятся на празднике Русского века.

И ведь не сами выдумали такое будущее. Из-за океана увиделось предначертание судьбы русской. Русский век!

17 июня 1944.

 

Николай Рерих

ЛЮБИТЕ РОДИНУ

Накануне Нового года повелительно скажем: любите Родину!

Скажем  словами  великого  Гоголя. Они были произнесены ровно сто лет тому назад. Не устарела мысль Гоголя. Не устарел его полнозвучный язык. Народ чтит Гоголя, и нет такого угла в русских просторах, где бы молодое сердце не внимало заветам любимого мыслителя. Слушаем: «Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, возлюбит и все, что ни есть в России... Но прямой любви еще не слышно ни в ком, — ее нет так же и у вас. Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние. Нет, это еще не любовь, далеко вам до любви, это разве только одно слишком еще отдаленное ее предвестие. Нет, если вы действительно любите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже умных людей, то есть будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России, и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей; не в губернаторы, но в капитан-исправники пойдете, — последнее место, какое ни отыщется в ней, возьмете, предпочитая одну крупицу деятельности на нем всей вашей нынешней бездейственности и праздной жизни. Нет, вы еще не любите России. А не полюбивши России, не полюбить вам своих братьев...»

«Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

И через сто лет дала Русь ответ: «Вперед, вперед, вперед! Во благо человечеству».

1944 г.

 

Л.В. Шапошникова

НОВОЕ ПЛАНЕТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ И РОССИЯ

Историческое достоинство народа и отдельного человека измеряется его культурой, его любовью к Родине, его мужеством и честностью перед собственной историей. И если такое достоинство  не сложится, мы будем продолжать переписывать свою историю, меняя плюс на минус, минус на плюс, и снова наоборот...

Для нормального духовного и материального развития любого народа необходимы два главных условия. Во-первых, развитие должно соответствовать характеру этого народа, нацио­нальной культуре и той  самобытности, которая сложилась в тече­ние многих веков его истории. Во-вторых, оно не должно противоречить основным тенденциям Космической эволюции, в энергетическом поле которой находится этот народ, вкупе с другими. Соединение этих условий в единое целое и представляет то, что можно назвать историческим и эволюционным путем дан­ного народа и данной страны.

Рассматривая ситуацию в России с вышеизложенной точки зрения, мы видим, что многое в ней не соответствует этим условиям... Нежелание взять в расчет российскую самобытность и незнание ее, а также склонность к чуждому России западному социально-экономическому устройству, приведут к тому же результату, который однажды уже постиг Россию и ее народ. Русский народ в сути своей... не приемлет, гордясь своей нацио­нальной культурой, своими духовными достижениями, безот­ветственного подражания чужому и попыток перенести нечто, не свойственное его характеру, на российскую почву.

Будущее России, страны, соединяющей Запад и Восток  и обладающей, в силу сложившихся исторических условий, огром­ным духовным потенциалом, который сейчас пытаются разру­шить, лежит на путях Духовной революции, сформировавшейся в ее энергетическом пространстве. Через это пространство сейчас проходит эволюционная магистраль бурного взаимодействия Духа и Материи, острейшей борьбы между Светом и тьмой. Несмотря на все усилия этой тьмы идет наступление Духа на косную Материю и расширение поля Духа.

 Дорога России к своему храму, к истинному Новому миру, в строго научном, эволюционном понимании этого слова, лежит не через чужие обольщающие блага, а через эту ма­ги­страль. Наш путь находится в нас самих и в этом пространстве.

Новое мышление и эволюция требуют от нас сейчас рывка, одухотворяющего Материю нашей жизни и тем продвигающего человечество вперед. Россия может и должна совершить этот рывок. В этом состоит ее эволюционная миссия.

Изменение внутренней духовной структуры человека приведет к возрождению и обновлению народной жизни и к полному раскрытию того духовного потенциала России, который накапливался в течение многих веков.

«Со старым сознанием не войти в Новый Мир», - писала Елена Ивановна Рерих.

Россия сейчас является огромным полем планетарной борьбы старого и нового. В этом состоит ее важнейшее мировое и даже космическое значение.

Настало время, когда об этом надо сказать прямо.

(Из книги:  Л.В. Шапошникова. Мудрость веков.–

 М: МЦР, 1996, с. 458-461)

 

Николай Рерих

ЗНАМЯ МИРА

Знамя есть Знак,  есть символ общечелове­чес­ких сокровищ.

Там, где должны быть охраняемы все челове­чес­­кие сокровища, — там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец  людских.

          Предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые1) Сферы как символ Вечности и Единения.

Распространенность знака Знамени Мира настолько велика и неожиданна, что люди чистосердечно спрашивают, был ли этот знак достоверным или он вымышлен в позднейшие времена. Нам приходилось видеть искреннейшее изумление, когда мы дока­зы­вали распространенность этого знака с древнейших времен.

            Знак триединости оказался раскинутым по всему миру. Теперь объясняют его разно — одни говорят, что это — прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Для дру­гих ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изобра­жений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвер­дился по всему миру.

            Чинтамани — древнейшее представление Индии о счастье мира — содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские “Три Сокровища” говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак — на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гуpда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских. Он же на изображениях Гессэр-хана и Ригден Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же — на скалах Монголии. Он же на Тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагpудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагоpий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.

            Вот почему для знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века — вернее, через тысяче­летия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орна­мен­тального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов чело­ве­ческих.

            Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в са­мых разных его проявлениях.

(См. сборник Знамя Мира - М: МЦР, 1995, с. 105, 165, 167).

 


 1) Особый красный цвет амарантового дерева.

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz