Имя известного латышского предпринимателя Айварса Гарды, владельца издательства «Vieda» и магазинов «Rēriha grāmatnīca» («Рериховский книжный магазин»), было, пожалуй, одним из самых популярных в СМИ Латвии в течение 2001 года. Связано это было со скандальным конкурсом, объявленным им для студентов и школьников, под названием «Путь в Новый Мир или Истинный национализм и подлинная культура – единственный гарант выживания и развития латышского народа». Предложены были следующие темы: «Реализация божьей справедливости, или Освобождение Латвии от 700 000 колонистов как задача номер 1»; «Является ли выходящая на русском языке пресса распространителем идей великорусского шовинизма или фашизма?»; «Национальные партизаны и легионеры – пример героизма для современной латышской молодежи» (небольшая справка: национальные партизаны и легионеры сражались на стороне гитлеровцев, в частности в формировании «Waffen SS»). Учреждены были и премии от 100 до 25 латов. Лучшие сочинения были изданы в книге «Никому мы Латвию не отдадим» и подарены VIP-персонам, начиная с Президента и далее по нисходящей.

Г-н Гарда всегда пользуется любой возможностью для пропаганды навязчивой идеи: каждый должен жить на своей этнической родине; инородцам, «гражданским оккупантам» нет места на земле Латвии. Он употребляет при этом такие понятия, как Карма, законы Космоса, Новый Мир, Высший Разум, сила мысли, душа народа и так далее. Например, в статье «Латвия на пороге нового столетия» он пишет: «Если латыш еще не может быть смелым в делах, то в мыслях и чувствах это возможно. Поэтому хотя бы в мыслях и чувствах регулярно каждый день без ненависти и чувства мести надо строго и четко говорить гражданским оккупантам: «Уезжайте домой!». Таким образом пространство мыслей и чувств Латвии наполнится героическими мыслями, несгибаемой волей латышей к освобождению от врагов».

В общественном сознании г-н Гарда ассоциируется с Рериховской философией. Типичное рассуждение среднего обывателя высказал некий Петерис Скрундулис на страницах известной газеты: «Кстати о Рерихе. Тут многие удивляются – как же так: «Виеда», мол, Рериха издавала, жену его, «Диагностику кармы» всякую. А теперь? А этот Рерих давно мне был подозрителен. Во-первых, агент НКВД. Во-вторых... впрочем, первого уже достаточно. И вообще с Махатмой Ганди дружил. Который Ленина признал и даже послал ему приветственное письмо. А Гитлер? Известно, что большой интерес к подобным учениям проявлял. По его заданию эсэсовцы Шамбалу искали-искали, да так и не нашли. Про Роллана я вообще не говорю – лучший друг Горького. Который и с Лениным дружил, и со Сталиным общался. И сказал: «Если враг не сдается, его уничтожают». Так что не случайно «Виеда» по такому пути пошла. Все одно с одним связано»...

Печально, но факт – дискредитация Рериховских идей, поругание Имен и извращение самой сущности Учения Живой Этики происходит ныне и с подачи так называемых «последователей».

Латвийская газета «Вести сегодня» любезно предоставила возможность высказать свое отношение к этой проблеме.

 

Слово в защиту истины

или почему Гарда Рерихов не любит

 

Вспоминается бурный ХХ век. Революции, перевороты, войны, кровь и ужас, одним словом – Армагеддон. Но что-то внутри протестует, ибо было бы против Божественной Справедливости сказать, что за весь век не произошло ни одного светлого явления. Не буду перечислять все хорошо знакомое со школьной скамьи, отмечу только малоизвестный факт, имевший место в первой трети прошлого века: появление нового научно-философского мировоззрения, имя которому «Живая Этика». Мировоззрение это, созданное Е.И. и Н.К. Рерихами в сотрудничестве с Учителями Востока, говорит в частности о том, какие этические законы должны быть положены в основу всей нашей жизни для успешного продвижения человечества по крутой дороге космической эволюции. И законы эти должны быть созвучны и согласованы с космическими законами.

В последнее время в Латвии Живая Этика и ее создатели постоянно упоминаются в связи с именем А. Гарды, которого в СМИ называют не иначе, как последователем и пропагандистом учения Блаватской и Рерихов. Наверное, он и сам так считает. Но попробуем разобраться. На Востоке очень высоко развито почитание учителя. И это не просто бездумное поклонение, ибо, если человек кого-то почитает своим учителем, то он старается прислушиваться к его советам и следовать его учению. Но если он извращает мудрость учителя, то пожинает плоды своих собственных заблуждений. И в этом случае нельзя сказать, что учитель плох, но лишь то, что ученик неразумен.

Господин Гарда, стараясь подвести под свои крайние взгляды научный фундамент, в своих публичных выступлениях постоянно пользуется терминологией Живой Этики. И у несведущего читателя создается ложное впечатление идентичности идей новой научно-философской системы и того, чем потчует нас болезненное сознание владельца «Виеды». Например, в Живой Этике вы нигде не найдете призыва к насилию, ибо высоко чтится свободная воля индивидуума. Даже в маломалейшем, в самовоспитании, в избавлении от вредных привычек насилие не допускается, но лишь планомерная замена отрицательного качества положительным. Для сравнения – А. Гарда призывает уже к насильственному выселению так называемых гражданских оккупантов. Интересно,  что же он думает делать с многочисленными смешанными семьями, а главное, с детьми, родившимися от таких браков?

Также Учение Живой Этики говорит о Космосе как о Единстве в многообразии. Чудесная мозаика феноменального мира уже сама в себе содержит импульс к развитию. И зная закон «как наверху, так и внизу», мы можем провести проекцию единства и на планету, и на страну, и на семью, и на человека. Но тоталитарное однообразие и нетерпимость, коим, как сын своего времени, следует г-н Гарда есть трагическое заблуждение и прямой путь к самоуничтожению.

Бесспорно, необходимо сохранять национальную идентичность, необходимо оберегать и развивать национальную культуру, хранить традиции, но не за счет других, живущих рядом, родившихся и работающих на этой земле. Полезно в этой связи вспомнить недавнее выступление духовного лидера Тибета Его Святейшества Далай-ламы, в котором он высказал следующую мысль: невозможно быть счастливым, если живущие рядом несчастны и если они не имеют таких же прав, как и вы.

Уместно будет привести и несколько цитат из работы Н.К. Рериха «Звучание народов», дабы у читателя сложилось ясное представление о том, как понимал великий мыслитель проблему национализма: «Упоминая нацию, мы должны безбоязненно определить, что есть национализм. Если это какое-то понятие, связанное с человеконенавистничеством, то оно будет попросту вредно и должно подлежать уничтожению, как и всякая ненависть, злоба, самость и невежество. Но в понятии национализма есть такие ценные основы, что, поняв его в чистейшем звучании народов, в их высшем проявлении, мы увидим еще один фактор прогресса. <...> Пусть не только личная душа, но и великий коллектив души народной выражает свое лучшее, свое самое ценное, возвышенное и прекрасное. Если это выражение будет действительно прекрасным и возвышенным, то и всякие недопустимые в своей ограниченности понятия, вроде шовинизма, не найдут себе места в этом очищенном мощном хоре истинного прогресса. <...> Вот французский академик, рассуждая об истинном национализме, говорит о Культуре, полной человечности. И вы понимаете, что национализм этого выдающегося историка не есть шовинистическое ненавистничество, но именно лучшее выявление достойнейшей сущности народа. Никто из образованных людей не может не согласиться с тем видом национализма, который в формуле своей имеет культуру всечеловечности. <...> Каждый народ хочет развиваться и преуспевать в настоящем самоусовершенствовании, иначе говоря, делать то, для чего мы и существуем на земле. И невежественное понятие самости претворится в подвиг достижения, если будут осознаны живые понятия истинного национализма и действенной Культуры как основ, неразрывно между собою связанных. <...> Когда сердце человеческое жалеет и сострадает, никто не заботится, будет ли это выражением интернационализма или национализма. Если же сердце может сострадать лучше в одеянии страны своей – пусть оно и облечется в лучшие ткани, лишь бы оно не забыло, что есть сострадание и что есть любовь». Читатель сам может сделать вывод, какой именно грани национализма соответствуют утверждения г-на Гарды.

Создание самостоятельного латвийского государства есть веление времени, иначе оно не могло бы реализоваться так легко. Может быть, не одно поколение пройдет, прежде чем обретенное чувство национального достоинства будет неразрывно связываться с уважением такого же достоинства других людей. Но стремиться к этому надо уже сейчас, закладывая в молодых душах нерушимый фундамент взаимоуважения и бережного отношения к национальным особенностям других людей. Это одинаково относится ко всем живущим сегодня в Латвии.

Планетарное мышление настойчиво стучится в двери современного мира. Синтез, объединение, кооперация – это основная нота будущего. И приметы этого будущего мы уже наблюдаем воочию. Е.И. Рерих писала своим сотрудникам: «... необходимо человечеству спешно усвоить два великих понятия – Терпимость и Сотрудничество. Это две основы, на которых будет созидаться Новая Эпоха». И еще: «...сознание всего мира идет к новым переустройствам. Не войти в Новый Мир со вчерашней рухлядью! Прекрасно будущее, но нужно уметь принять его. Новая Эпоха несет на Знамени своем великое Сотрудничество Народов, на основе истинного знания и терпимости. Никакое Сотрудничество невозможно при невежестве и изуверстве».

Но «Новый Мир» г-на Гарды очень похож на известную национальную политику тов. Сталина и «новый порядок» г-на Гитлера. И так же, как солдаты последнего во время атаки трусливо гнали перед собой женщин и детей, так и г-н Гарда предательски прикрывается именами Рерихов, чье культурное подвижничество во имя Общего Блага не подлежит сомнению.

Вся жизнь этих великих людей была практическим доказательством их гуманистической и высоконравственной философии. Ни один народ планеты не был ими умален, ни одного слова зла или ненависти никогда не слетало с их уст, ни одной разрушительной мысли не допускали они, ибо истинная Культура, или Почитание Света, несовместима с любыми проявлениями человеконенавистничества, нетерпимости и гордыни, какой бы она ни была, личной или национальной. И г-н Гарда, претендующий на знание рериховской философии, должен был бы это понимать.

 Нужно очень не любить Рерихов и Живую Этику, чтобы так извращать и профанировать ее смысл, как это делает он. Неготовое сознание даже из самого великого сделает средство разрушения. Энергия атома сама по себе ни плоха, ни хороша. Но один человек применит ее для благих целей, а другой создаст бомбу. Трудно даже представить, сколько молодых душ отвратилось или вынесло ложное представление о сущности Учения Живой Этики, прослушав одноименный курс лекций в Академии Культуры в интерпретации г-на Гарды. Правда, после своего скандального конкурса он там уже больше не работает, его попросили уйти. Стоит также напомнить, что в свое время г-н Гарда был уволен и из Международного Центра Рерихов - будучи коммерческим директором, он «перепутал» кассу МЦР с кассой собственного издательства «Виеда». Видно крепко любил он Рерихов, что решил так вольно распорядиться средствами организации, созданной для охраны и изучения рериховского наследия, подаренного младшим членом семьи, С.Н. Рерихом,  российскому народу.

Давно было сказано: «И по делам их узнаете их». Но узнавание это не всегда бывает простым. Рассмотрим пример с г-ном Гардой: он издает книги Рерихов,  реализует их, читает лекции, пишет статьи и т.д. Чем не последователь?.. Но если бы это было так, то неужели бы он позволил лечь хотя бы тени подозрения или неуважения на дорогие имена? Неужели бы он, назвав свои магазины именем Рериха и развесив над ними Знамена Мира, предложенные Николаем Константиновичем в качестве символа охраны культурных сокровищ, позволил бы разместить на полках этих магазинов руководства по сексу, справочники по колдовству, контактерские книги и т.д.? Но он это сделал. Ведь бизнес прежде всего. Неужели перечисленные издания можно отнести к сокровищам Культуры? Разве человек, истинно преданный и знающий, допустил бы такое кощунство?

Понятно, что происходит в сознании людей, увидевших подобную литературу в магазинах, носящих имя всемирноизвестного человека. Ну и что ж тут такого, спросят некоторые? Но пусть представят они себе на минуту, что их публично и несправедливо обвинят, например, в коррупции... Наверное, они возмутятся, ибо будет задета их честь и доброе имя. Но не должны ли мы еще более заботиться о добрых именах тех, кого сегодня с нами уже нет и кто не может себя защитить?

А какой мерой измерить вред, нанесенный А. Гардой своей собственной нации? Нравственное развращение народа – страшная вещь. И оно всегда сопряжено с подкупностью. Один молодой латыш, услышав про конкурс, потупил взор и произнес: «От ста латов я бы тоже не отказался!..». Это маленький, но очень показательный пример. Г-н Гарда все очень точно рассчитал. Он составил интересный рецепт: немного эзотерики, немного денег и очень много национальной нетерпимости и враждебности. Блюдо это оказалось весьма привлекательным. Только на первый взгляд кажется, что г-н Гарда действует грубо. Нет. У него, вернее у тех, кто за ним стоит, очень тонкий расчет: одним движением разрушить не только хрупкое межнациональное равновесие, не только расчистить дорогу к власти крайним националистам, но и дискредитировать Живую Этику и ее авторов, а значит убрать тот фундамент, на котором возможно будущее культурное единение народов.

Но во всей этой истории есть еще одна интересная деталь. На сегодняшний день лишь пресса активно комментирует происходящее. Принято считать, что молчание – знак согласия. И молчащее общество, в особенности, молчащая интеллигенция, становится соучастником того, что сейчас еще только назревает, но потом непременно заденет неотвратимым следствием всех. Неосуждение дурных поступков приносит непоправимый вред не только самому оступившемуся, но и всем окружающим, ибо невыявленное зло умножается, возрастая в своем негативном качестве.

Резюмируя вышесказанное, хочется привести следующее изречение китайского мудреца Лао-Цзы:

«Кто, ведая, не знает – тот велик,

А кто, не зная, знает – нездоров.

Сознай неведенье, исправь пробел.

Один мудрец не будет нездоров:

Чуть заболев, он тотчас же поймет

И нездоровым перестанет быть».

 

  Мария Орлова, г.Рига.

17.09.01.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz