Знамя Мира в грязных руках

 

Какое отношение имеет Айвар Гарда к наследию Рерихов?

Интересная тенденция: воинствующие русофобы в Латвии начали рядиться в белые одежды последователей великих гуманистов. По Даугавпилсу, к примеру, гуляет подметное письмо, где латышей призывают «мысленно, на тонком уровне» выдавливать из Латвии инородцев: так сказать, ненасильственное сопротивление по Махатме Ганди.

А скандально известный Айвар Гарда всячески подчеркивает свою принадлежность к рериховскому движению. Представители оного до поры до времени не реагировали на ультранационалистические опусы и акции издателя эзотерической литературы. Почему?

Какую позицию занимает латвийское отделение Международного центра Рерихов (ЛО МЦР) в отношении этого господина? Для того, чтобы поставить все точки над «i», корреспондента «Вести Сегодня» пригласили на одно из заседаний общества, возглавляет которое поэтесса Марианна Озолиня.

«Мы думали, что он уймётся...»

— Когда в газете Universitātes Avāzє впервые появилась пасквильная статья преподавателя Академии культуры Айвара Гарды, — рассказала г–жа Озолиня, — мы написали ректору ЛУ, ректору Академии культуры и редактору университетской газеты официальное письмо с протестом против профанации в этой статье рериховского учения. Мы подчеркнули, что Гарда смешивает идеи гуманизма Живой Этики с вульгарным национализмом. (Айвар Гарда уже больше не работает в Академии культуры. — Ред.)

Сначала мы думали, что Гарда похорохорится и успокоится. Но поскольку этот господин не унимается, то педагог Татьяна Житкова дала более развернутую оценку деятельности Гарды с точки зрения гуманистических идеалов семьи Рерихов. (Ее статья была напечатана в «Вести Сегодня».)

— И сейчас мы еще раз хотим заявить, что Гарда не имеет никакого отношения к международному рериховскому движению. Своими провокациями он наносит моральный ущерб нашей общественной организации, — продолжает дизайнер и член правления ЛО МЦР Дайнис Озолс. — 7 марта я сказал об этом и в своем выступлении в «Домской площади».

Испытание деньгами он не прошёл

— Я знакома с Гардой более 10 лет, начинал он свою деятельность у меня на глазах, — уточняет журналист Ольга Старовойтова. — Он был экономистом в Особторге. Когда началась перестройка, стали доступны многие книги. Айвар, как и многие другие, собирал и читал ксерокопии трудов Н. К. Рериха, изданные в довоенной Латвии и за рубежом. Интерес у населения к творчеству великого мыслителя был очень велик. И Гарда четко уловил конъюнктуру. На этой волне он создал свое издательство «Виеда». У него на руках оказались интересные материалы, он повез их в Москву и выразил желание помочь Международному центру Рерихов, который тогда еще только делал первые шаги. Гарду взяли туда заместителем директора по экономическим вопросам. Но проработал он там очень недолго и ушел некрасиво — после того, как в центре провели ревизию и выяснилось, что Гарда использовал доверенные деньги как беспроцентный кредит для расширения своего дела. Собственно, так он и раскрутился. В последние годы мы не поддерживали уже никаких отношений.

«Будем обращаться в суд»

— Сегодня Гарда незаконно присвоил своему магазину имя Рериха, незаконно использует символику нашего движения. В своей лавке он продает вместе с философскими и литературно–публицистическими трудами Рерихов и книги по магии и колдовству! Неоднократно мы ходили к нему, предупреждали о недопустимости такой коммерции, но добились лишь того, что полку с литературой по Живой Этике отметили флажком со значком рериховского движения, который символизирует Науку, Искусство и Религию в едином поле культуры, — говорит член ЛО МЦР Наталья Слинько.

— Мы оставляем за собой право обратиться в суд, — продолжает г–жа Озолиня, — дабы заставить Гарду хотя бы снять с его магазина Знамя Мира Рерихов.

«Мы никому ничего не навязываем»

И все же, почему рериховцы в Латвии ведут себя тише воды, ниже травы? В чем выражается их общественная деятельность? В келейных посиделках при свечах?

— Задача ЛО МЦР — нести культуру. Повседневно, кропотливо, без барабанного боя, — возражает Марианна Озолиня. (Кстати, сама она недавно выпустила очередную книгу стихов.)

И пригласившие меня энтузиасты начинают наперебой рассказывать о том, сколько полезного было сделано для простого народа на ниве просвещения. Это еженедельные бесплатные лекции по истории искусства, архитектуре, законоведению, музыке, это художественные показы, выставки. Для латвийских учителей истинным поэтическим праздником стали семидневные семинары знаменитого педагога–гуманиста Амонашвили. А еще рериховцы не без гордости рассказывают об успехе своих научно–общественных конференций с приглашением местных и российских ученых. Особенно большой ажиотаж вызвал приезд академиков Шипова и Акимова, которые познакомили рижан со своим фундаментальным открытием — теорией торсионных полей. Впервые с помощью математических формул было, по сути, доказано существование Высшего Начала!

Ольга Старовойтова с воодушевлением рассказывала о совместном с итальянским посольством проекте. В течение двух месяцев в русских и латышских школах рериховцы проводили конкурс на знание эпохи Возрождения. Победителей ждала поездка по Италии. Это был великолепный творческий и интеллектуальный турнир среди ребят! А в 1999 году по инициативе ЛО МЦР Рижская дума в честь 125–летия Николая Константиновича Рериха присвоила его имя одной из улиц Риги в посольском районе. Акция была организована как праздник искусства, участие в котором принял почти весь дипломатический корпус Латвии. Кстати, в мире только две улицы носят имя инициатора знаменитого Пакта Рериха — в Риге и в Бангалоре (Индия).

— Культура (культ ур) с санскрита переводится как почитание духовного света. Мы не занимаемся миссионерством и ничего никому не навязываем, — говорит архитектор, магистр географии Михаил Чебурашкин (кстати, он сам читает бесплатные лекции по эволюции храмовой архитектуры). — У нас есть клуб, библиотека, информационный листок. К нам приходят все, у кого нет денег, но есть желание получить широкие знания.

Святослав Николаевич Рерих часто говорил о совершенстве человека. Как–то его спросили: а каким путем достичь этого совершенства? Он процитировал древних греков: «От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей мы перейдем к красивой жизни и от красивой жизни — к абсолютной красоте».

Вот этим, собственно, без особой помпы и без всякого вознаграждения занимаются эти скромные интеллигенты, по мере сил облагораживая пространство вокруг себя. Может, у них что-нибудь и получится.

Наталья СЕВИДОВА,

корреспондент газеты "Вести Сегодня", г.Рига.

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz