Что имеем - не храним !

Мы, студенты из Санкт-Петербурга, на зимних каникулах были в Москве и посетили Государственный музей Востока.

Мы не журналисты, и вряд ли стали бы писать статью о нашем визите, если бы увиденное там не поразило нас так сильно. К сожалению, писать эту статью приходиться не о самих экспонатах музея (о которых мы рассказали бы с большей радостью), а о тех условиях, в которых они «хранятся».  Экспозиция музея представляет культуру Дальнего, Среднего и Ближнего Востока. Здесь более 150 тысяч экспонатов, среди них: собрание японских гравюр и нэцке, индийские и персидские рукописи и миниатюры, тибетские танки, иранские изразцы и фаянс, дальневосточные керамика, фарфор, бронза и нефрит, среднеазиатские и кавказские ковры. Также в музее представлена коллекция живописи Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Экспозиция представляет большую художественную и историческую ценность.

Обычно, после посещения музея люди уходят в светлом настроении. Вряд ли подлинные произведения искусства, а речь идет именно о таких творениях, могут вызвать иные чувства.

Но в этот раз огорчение и негодование вызвали условия, в которых хранятся экспонаты. Во многих залах ощущается сырость, и это сразу привлекло наше внимание. Мы заметили также, что ни в одном из этих помещений нет специального оборудования для измерения и поддержания необходимой влажности и температуры. Безусловно, сырость оказывает негативное влияние на экспозицию. Если еще керамика и предметы из металла и камня пострадали не так сильно, по крайней мере, нам это сложно заметить, на картины отсутствие должных условий хранения оказало весьма заметное, к несчастью, пагубное влияние.

Наиболее сильно пострадали полотна Николая Константиновича Рериха, которые находятся в последнем зале экспозиции, посвященной отцу и сыну Рерихам. На четырех из них в правом верхнем углу мы обнаружили подтеки. Кстати, наши друзья, которые были в музее полгода назад, никаких следов воды не видели и были потрясены наши рассказом.

Судить о сырости в помещении музея можно также и по табличкам с надписями к экспонатам: от чрезмерной влажности они стали волнистыми как гармошка.  Причем это произошло не только с тонкой бумагой, но и с плотным картоном.  Еще один факт раздосадовал нас. Зал, в котором воссоздан кабинет Юрия Николаевича Рериха, открыт всего несколько часов один раз в неделю.  Поэтому люди, приезжающие в столицу издалека ненадолго, не имеют возможности его посетить. Не повезло и нам: туда мы не попали, хотя были в Москве 5 дней. 

Мы возмущены, что полотна Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов и работы древних мастеров содержатся в подобных условиях. Это недопустимо!

Хотелось бы верить, что все увиденное нами было лишь следствием временных неполадок, например, в системе отопления, а не проявлением халатности руководителей и сотрудников музея. Хотя, как нам кажется, когда речь идет о таких ценностях, сама возможность возникновения аварийной ситуации и называется халатным отношением.

М.Белякова, Д.Гульбина, И.Переходова, Е.Корзенков.

 

Межрегиональная общественная газета в защиту Культуры "ЛЕВША"

№ 1/38 (январь - март 2003).

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz