Н.К. Рерих. Ангел последний

Н.К. Рерих. Мадонна Орифламма

«На страже Мира и Культуры» в Музее г. Юрьевца

 

 

На Волге, в старинном и прекрасном своими достопримечательностями Юрьевце, в ОГУ «Областной музей «Музеи г. Юрьевца»» 26 октября открылась выставка репродукций картин всемирно известного художника Н.К.Рериха.

Выставка подготовлена Ивановским обществом Рерихов «Свет» и Юрьевецким объединением музеев и проходит в рамках ежегодных «Дней российской Культуры», отмечаемых в Ивановской области. Эта коллекция из 42 работ была создана к 70-летию Пакта Рериха, юбилей которого широко отмечался в 2005 году и ее уже смогли посмотреть в нескольких районах Ивановской области.

Выставка «На страже Мира и Культуры» рассказывает об участии великого художника и общественного деятеля в охране культурного наследия человечества.

Впервые мысль о необходимости «особого охранения сокровищ народных» появилась у Н.К. Рериха во время паломничества в 1903-1904 гг. по древнерусским городам России и Прибалтики, когда ему «довелось увидеть много настоящей старины и мало любви вокруг нее». Осознав гигантский масштаб этой проблемы, художник включается в активную работу по защите и сохранению памятников старины. Пишет пламенные статьи в защиту старины, входит в состав комиссий по реставрации Ферапонтова монастыря и храма Василия Блаженного, уделяет много времени и сил просвещению - участвует в многотомных проектах «Города России» и «Монастыри России», где в увлекательной форме рассказывалось о шедеврах русской архитектуры. Н.К. Рерих одним из первых начал организовывать коллективные экскурсии по городам современного Золотого кольца.

В дальнейшем, путешествуя по различным странам и континентам и знакомство с состоянием памятников культуры, убедили художника в том, что утрата национальных корней является общемировой проблемой, и он инициирует создание первого в истории международного документа по охране исторических памятников, известного как Пакт Рериха. Идеи Н.К. Рериха о необходимости защиты культурного наследия и заключения Международного договора поддержали многие известные современники художника. В поддержку Пакта выступили Ромен Роллан, Альберт Эйнштейн, Бернард Шоу, Герберт Уэллс, Морис Метерлинк, Томас Манн и многие другие. Пакт был подписан 15 апреля 1935 года в Вашингтоне в Белом Доме в присутствии Президента США Ф. Рузвельта. Представители более 20 стран Америки поставили свои подписи под этим историческим документом. Впоследствии Пакт Рериха лег в основу Гаагской (1954 г.) «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта».

Вместе с Пактом Н.К. Рерих предложил отличительный знак, встречающийся в Культуре всех народов, и особое Знамя Мира, которое называют Красным Крестом Культуры. Это белое полотнище, на котором изображены три амарантовых соприкасающихся круга - прошлые, настоящие и будущие культурные достижения человечества, в кольце Вечности. В Знамени Мира Н.К. Рерих хотел воплотить идею связи времен и культурной преемственности.

Живописное творчество художника на выставке представлено работами разного периода и тематической направленности, но объединенных общей идеей сохранения культурного наследия, как основы жизни и процветания человека на Земле. Архитектурные этюды (Ростов Великий; Псково-Печерский монастырь; Старый Псков; Ярославль. Церковь Рождества Христова; Суздаль. Стены Спасо-Евфимиевого монастыря…), предвоенная серия картин, наполненная Пророческим звучанием (Меч мужества; Зарево; Ангел Последний; Пречистый град - врагам озлобление; Армагеддон…). Целая серия картин посвящена Пакту и Знамени Мира (Пакт Культуры; Святая Защитница; Мадонна Орифламма; Святой Сергий; София Премудрость…). Отдельные материалы выставки посвящены символике Знамени Мира - знаку триединства, широко распространенному в мире. Это Знамя как символ культурного единения людей продолжает широко использоваться международным сообществом. Оно развивается над различными учреждениями культуры во многих странах мира. Под Знаменем Мира проходят международные культурные и миротворческие акции. Оно водружено на величайших вершинах планеты, на Северном и Южном полюсах Земли.

Идеи Н.К. Рериха по защите памятников не потеряли актуальности и в наши дни и поддержаны многими прогрессивно мыслящими людьми современности, помнящими завет великого художника, сказанный более 60 лет назад: «Идеи не умирают, они порою дремлют, но они просыпаются еще более сильными, чем были до своего сна. Не умерло Знамя Мира. Оно свернулось, пока зверствует война. Но придет час, когда вновь сознания обратятся к заботе об охране культурных ценностей, к этой основе мира. И не об одних культурных ценностях трепещет Знамя Мира. Оно трепещет о сердце человеческом, о том великом сокровище, где созидается обновленное будущее. Сердце человеческое жаждет мира, и, может быть, этот мир уже близится».

 

 

© Интернет-портал «Музеи России», 14.11.2006 г.

 

http://www.museum.ru/N28897

 

 

На главную страницу

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz