Кому и для чего необходим

«Этический кодекс рериховского движения»?

 

Жизнь любой общественной организации регулируется правовыми и этическими нормами. Внутренним правовым документом является устав конкретного общества. Этические нормы поведения вырабатываются членами данной общественной организации применительно к самим себе. Эти моральные нормы поведения конкретизируют уже бытующие в социуме моральные нормы или развивают их, отражая насущные потребности общественного развития в конкретных исторических условиях.

Что представляет собой так называемый «Этический кодекс рериховского движения», выдвинутый инициативной группой из представителей Международной ассоциации «Мир через Культуру», Мемориального кабинета Н.К.Рериха в Государственном Музее Востока, Интернет-журнала «Агни» и издательства «Сфера»?

Термин «кодекс» заимствован из юридического лексикона. Но использование его в переносном значении подчеркивает особую ценность включаемых в него правил. В этом смысле понятие «этического кодекса» может быть применимо к наиболее значительным и кратко выраженным этическим поучениям, содержащимся в текстах Священных писаний разных народов и эпох. Наиболее яркими примерами являются отрывки из конфуцианских книг, библейских текстов, труды отцов церкви, главы из сочинений таких выдающихся мыслителей как И.Кант или В.С.Соловьев.

Особое положение занимают книги Учения Живой Этики. Именно положения Учения и являются руководством к действию, как для отдельных последователей Живой Этики, так и для  всего движения в целом. Это и есть этический кодекс для рериховцев. И вдруг у кого-то появляется идея  разработать и подписать «Этический кодекс рериховского движения». Нужно ли подписываться под книгами Учения? При всей внешней благообразности идея «Этического кодекса рериховского движения»  по своей сути бессмысленна.

  По мнению разработчиков кодекса, он «направлен на  - принципиальное регулирование отношений между рериховскими организациями, а также и самостоятельными деятелями рериховского движения». Таким образом,  возникает предположение, что этот этический кодекс предлагает какие-то специфические, особенные отношения, отличающиеся от отношений с другими общественными организациями или со всем обществом в целом. Неужели это допустимо? Нет, конечно.

Знакомство с 12 пунктами «Общих положений» этического кодекса показывает, что большая часть этих положений применима к взаимоотношениям между любыми людьми. Для чего же создан этот набор действительно «Общих положений» (само название приобретает двусмысленный характер)? Ведь в них перечисляются просто общепринятые в правовом и нравственном отношении нормы. Для чего же это «масло масляное», звучащее как «право иметь права» и «обязательства иметь обязательства»?

Кто же предлагает «Этический кодекс рериховских организаций»? Президент европейского филиала ассоциации «Мир через культуру» В.Аугустат в своем Открытом письме общественным объединениям Полтавы, Днепропетровска и Донецка объявляет во всеуслышание: «Интернациональная структура «Мир через Культуру» не является «Рериховским обществом».  При этом вдохновляемое В.Аугустатом «интернациональное» общество предлагает рериховскому движению свой кодекс. Но если вы не рериховцы, то какое моральное право вы имеете вторгаться в чужое для вас движение?!

Здесь необходимо отметить, что инициаторы «Этического кодекса» в другом своем документе – в проекте устава Всемирного Этического Конгресса (пункт 1) – ставят цель создания структуры, которая будет заниматься нравственной оценкой деяний государств, а также их руководящих органов и официальных представителей, которая намеревается взаимодействовать с ООН по вопросам поддержания международного мира и безопасности. Фактически они намереваются прямо и опосредованно воздействовать на политическую сферу жизни мирового сообщества. Представители ассоциации «Мир через Культуру» все-таки не хотят быть в стороне от политики.

 Объективно содержание пункта 5 «Общих положений» запрещает участникам рериховского движения поддерживать любые миротворческие инициативы. Декларативно-неопределенный характер «Общих положений» позволяет толковать их, кому как заблагорассудится.

Для чего же создан «Этический кодекс»?

В некоторых пунктах кодекса содержится ряд требований, которые совпадают с обвинениями организаций-авторов этого документа в адрес Международного Центра Рерихов: пп. 1, 2, 3, 4, 7, 8 и др. Именно эти совпадения (особенно содержание пункта 11) раскрывают подлинный смысл рассматриваемого кодекса:  он может быть использован в борьбе за наследие семьи Рерихов. Поэтому все общие положения носят характер дымовой завесы. Именно пункт 11 особенно отчетливо вскрывает антирериховскую направленность предлагаемого «нормативного» псевдодокумента: «…Не может быть никакого запрета на публикацию материалов из рериховского наследия…».

С правовой точки зрения – это нарушение документировано закрепленной воли последнего представителя семьи Рерихов – Святослава Николаевича Рериха. А с нравственной точки зрения, с точки зрения права именовать себя последователями Живой этики и рериховцами – это нарушение воли духовного Учителя. Сроки публикации работ Рерихов определены. Нарушение же сроков безнравственно и незаконно.

Создатели «Этического кодекса рериховского движения», может быть, все-таки обратят внимание и попробуют осмыслить строки из книги Учения «Зов» (апрель, 21):

 

«Во Имя Вечного Движения.

Во имя Единой Силы,

Повторяю:

Корни деревьев укрепляются в земле,

Ваше знание укрепляется лишь во времени.

Потому знайте срок, чтобы не схватить ранее положенного.

И ранее схваченное, и запоздалое подобны в окончании и в смысле».

 

 

   Воронцов Евгений  Борисович,  

  Тамбовское общество «Единение».

       12.03.2003                         

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz