Данная статья была написана и опубликована в журнале "НОВАЯ ЭПОХА" два года назад, но рассматриваемые в ней вопросы актуальны и сегодня. Особенно после того, как в Интернет была обнародована негативная позиция Сибирского Рериховского общества по отношению к МЦР и Л.В.Шапошниковой (от 24 марта 2002 г.).

Не прав разделяющий!

Познакомившись с Открытым Письмом СибРО “Пробный камень” (журнал “Перед Восходом”, № 3, 2000 г.), мы, сотрудники Ярос­лавского Рериховского общества, в очередной раз ощутили боль за наше Рериховское движе­ние. Вместо стремления к единению, указан­ному нам Учителями, вновь проявлены разру­шительные амбиции и обиды со стороны со­трудников СибРО и других рериховских орга­низаций, поддержавших их в этом.

Рассматривая проблему в целом, в простран­стве Рериховского движения, хотелось бы выде­лить два, как нам кажется, важных положения.

Первое. Нынешняя напряженность време­ни требует от всех сотрудников Рериховского движения однозначно определить роль Между­народного Центра Рерихов. Он создан по воле Святослава Николаевича Рериха, и каждый, осоз­нающий принцип Иерархической преемственно­сти, должен понять, что МЦР это определен­ный Учителем фокус культурного строительства. И возглавляющая Центр-Музей им Н.К.Рериха Людмила Васильевна Шапошникова, принявшая доверенное ей наследие великой семьи и много лет с редкой самоотверженностью несущая в МЦР охранительную и культурно-просветитель­скую миссию, - не случайный человек. Те, кто еще не осознали этого, пусть прислушаются к голосу самого Святослава Николаевича в его об­ращении к рериховским организациям, написан­ном 26 апреля 1992 года в Бангалоре:

“Подтверждаю полномочия вице-пре­зидента и директора Музея им. Н.К Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой Про­шу во всех необходимых случаях связывать­ся с ней. Меня беспокоят попытки некото­рых лиц без всяких на то оснований подвер­гнуть сомнению ее деятельность и тем са­мым выразить недоверие к моему решению. Людмила Васильевна остается по-прежне­му моим доверенный лицом, и прошу вас всех это учитывать. Создание Междуна­родного Центра Рерихов способствует нравственному возрождению народа, широ­кому сотрудничеству между различными на­циями, а также собиранию и исследованию богатейшего наследия семьи Рерихов. За­щищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе”

МЦР как духовный магнит, заложен­ный Рерихами, организует разрозненные рериховские организации в единое согласован­ное целое. Мы убеждены, что работа рери­ховских обществ вне орбиты действия фо­куса во многом теряет свою силу и значе­ние. Прочное построение на едином фунда­менте, соединенное цементирующими свя­зями сотрудничества, общим видением про­исходящих процессов - вот насущная зада­ча Рериховского движения. Обратимся к Учению, к книге “Иерархия”.

“...При противодействии сил нужно всегда соблюдать максимум централизации. Потому сила фокуса так нужна, и каждый на посту должен сочетать свою позицию с центром; так центральная мощь будет из­лучать все лучи, и тени должны будут ис­чезнуть”.  (Иерархия, 151).

“...Каждое отступление от фокуса даст место вражеской стреле. Потому можно стать сотрудником только защитою великого фокуса”.  (Иерархия, 239).

“...Можно быть в орбите, утвержден­ной Иерархией, лишь когда сознание пони­мает, что удар в щит имени Иерарха есть удар Нам и что каждый, допускающий удар, тяжко платит. Так в единении лежит успех дел. Допущение умаления есть утвержде­ние малодушия и отступления. Объедине­ние есть чудесный огонь!” (Иерархия. 361).

Теперь обратимся к позиции СибРО по отношению к МЦР. Она была известна нам и ранее из горького опыта общения с ними, но так открыто на страницах журнала “Перед Восхо­дом” высказана впервые. Ну что ж, как писала Елена Ивановна Рерих, “выявление ликов есть очищение пространства” (“Письма в Амери­ку”, т. 1, стр.382).

Как нам известно, в СибРО проводится много занятий по изучению Живой Этики, но, к сожалению, уроки книги “Иерархия” сотрудни­ками СибРО так и не усвоены, как и не понят до сих пор указ Святослава Николаевича отно­сительно роли МЦР и Людмилы Васильевны Шапошниковой.

В переписке с членами Совета СибРО мы неоднократно пытались объяснить роль МЦР как единого строительного фокуса Рериховского движения и необходимость сотрудни­чества с ним. В адрес Сибирского общества нами была направлена копия вышеуказанного письма Святослава Николаевича Рериха от 26.04.96. К сожалению, даже такие аргументы не показались СибРО убедительными. Хотя, разве не сама Н.Д.Спирина писала в свое вре­мя по поводу передачи наследия семьи Рери­хов в МЦР: “Мы можем не знать чего-то, что знает Посланник Света, не ведать о послед­ствиях порученного и доверенного, но он знал и ведал; и, допуская сомнение в этом, мы допус­каем сомнение и в нем самом...” (журнал “Пе­ред Восходом”, “Сверху видней”, №5, 1993 г.). Странно, что последующая позиция Совета СибРО не совпадает с этими сильными слова­ми их духовного лидера.

Опыт взаимодействия с СибРО нашего рериховского общества, несмотря на болезнен­ность и остроту, стал для нас, безусловно, ук­репляющим. Хотя мы и потеряли часть сотруд­ников, но понимание МЦР как фокуса Рерихов­ского движения отстояли. Более того, на прак­тике мы убедились в значимости работы в со­трудничестве и едином направлении с МЦР. Поэтому хочется пожелать всем рериховским обществам проявлять необходимое распозна­вание, не поддаваться разрушительным пози­циям и быть верными заветам Святослава Николаевича Рериха.

Второе. Что касается возмущений и обид за неприсвоение юбилейных медалей Н.Д.Спири­ной, то они выглядят, по меньшей мере, странно.

Осенью 1999 года во время юбилейных торжеств в Москве были вручены медали дея­телям Рериховского движения за помощь МЦР в культурном строительстве. Насколько нам известно, СибРО уже давно не только созна­тельно уходит от сотрудничества с МЦР, но и оказывает подобное влияние на другие, связан­ные с ним рериховские общества. Непонятно, за что же в таком случае должны были вру­чить медали представителям СибРО?

Кстати, сознательный уход СибРО от со­трудничества с МЦР уже привел ко многим трагическим последствиям. Приведем несколь­ко примеров. СибРО допустило клеветничес­кие выступления против Николая Урановаученика Б.Н.Абрамова (статья “Не раскрывай­те случайных книг!”, журнал “Перед Восхо­дом”, № 6, 1995 г.). Поставлено под сомнение авторство Елены Ивановны Рерих в ее работе “Три ключа”. СибРО не поддержало создание Союза Рериховских организаций при МЦР и сколько рериховских обществ и групп под вли­янием СибРО разделили эту разрушительную позицию! Создающийся в Новосибирске музей Н.К.Рериха объявлен СибРО “всенародной стройкой”, но при этом совершенно замалчива­ется необходимость помощи Центру-Музею имени Н.К.Рериха в Москве как делу, завещанно­му нам С.Н.Рерихом. Таким образом, со сто­роны СибРО идет несоизмеримое оттягивание  сил “на себя”, выполнение указа Святослава Николаевича подменяется личными амбиция­ми. Конечно, Николай Константинович Рерих много писал об эволюционной роли Сибири, но он нигде не указывал, что будущий Духовный Центр возникнет именно на основе СибРО и строящегося им в Новосибирске музея. Кроме того, приоритет культурного строительства од­нозначно определен Святославом Николаеви­чем в его статье “Медлить нельзя!” (газета “Советская культура”, 29 июля 1989 г.) И на СибРО лежит серьезная ответственность за те рериховские общества, которые в результате его влияния дезориентированы и отвлечены от сотрудничества с МЦР.

Пора понять, что вопросы Иерархичес­кой преемственности не решаются голосовани­ем и не могут являться предметом чьих-то симпатий или антипатий. Наш путь один - до­верие к Руке Ведущей.

Очень горько, что в такое трудное время идут нападки на Международный Центр Рери­хов и его руководителей со стороны последо­вателей Учения, не понимающих роли Центра. МЦР в настоящее время является самым зна­чимым Культурным Центром в России и в мире. С ним сотрудничают видные общественные деятели, ученые с мировым именем, художни­ки и писатели. Благодаря огромной выставоч­ной, научной, издательской и культурно-просве­тительской деятельности МЦР, все мы имеем возможность прикоснуться к духовному и на­учному наследию великой семьи Рерихов. Не секрет, в каких сложных условиях проходит ра­бота МЦР. С одной стороны противостоя­ние наиболее реакционных кругов церкви, с дру­гой чиновников из Министерства Культуры. До сих пор идет упорная борьба МЦР за 288 картин Н.К. и С.Н. Рерихов, много лет незаконно удерживаемых Музеем искусств народов Вос­тока. Несмотря на постоянные нападения извне, вопреки разрушительной деятельности в про­странстве самого Рериховского движения, МЦР продолжает плодотворно трудиться на благо Культуры. И в это трудное время мы должны ока­зать Центру всемерную помощь и поддержку, как и просил об этом Святослав Николаевич Рерих. Жаль, что некоторые представители Рериховско­го движения до сих пор не осознали этого  Завета!

Открытое письмо СибРО стало действи­тельно для многих рериховских обществ “проб­ным камнем” и уроком на понимание основ Учения. Мы все же надеемся, что этот урок будет выучен. Пора избавляться от болезней “духовной исключительности”, приводящим к обособленности и закрытости. Пора, признавая консолидирующую роль МЦР и развивая мно­гообразное сотрудничество, объединяться в культурном строительстве. Только это сделает Рериховское движение сильным, созидающим и истинно Рериховским.

“Если жизнь вечна, если мы понима­ем друг друга не условными звуками, но чем-то поверх языка, то мы обязаны прилагать силу к единению. Не прав разделяющий. Не прав допускающий разделение. Правильно, чтобы лучшие и были вмещающими”.  (Мир Огненный, ч. 1. 187).

 

От имени Ярославского Рериховского общества “Орион”:

председатель общества С.В.Скородумов,

зам. председателя И.М.Себелева.

 

©    Новая Эпоха. Проблемы. Поиски. Решения. № 1(24), 2000 г.

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz