ОБРАЩЕНИЕ

Международного Совета Рериховских Организаций

к рериховским организациям

2001 г.

«Общества наши, прежде всего, созидательны во Благе, творящи в красоте и крепки накоплением Знания». Н.К. Рерих.

В творческом наследии семьи Рерихов заложен огромный потенциал для эволюционного преображения жизни, для определения высших, а значит и лучших путей человечества в будущее.

Но именно сейчас наиболее остро встал вопрос о защите имени и наследия Рерихов. Многие рериховские и другие культурные организации, а также и отдельные люди, обеспокоенные состоянием культуры и духовным здоровьем общества, поднялись на защиту дела жизни Рерихов. Постепенно к некоторым из них с ростом напряжения противоборствующих сил приходит осознание того, что качества и формы работы их организаций должны соответствовать величию наследия Рерихов и концепции Культуры Н.К.Рериха.

Именно эти новые культурообразующие силы общества стали объединяться вокруг Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха (МЦР), потому что в его деятельности явлен качественно новый пример проведения в жизнь концепции Культуры Н.К.Рериха и благородных идей Знамени Мира.

МЦР был создан по воле С.Н.Рериха и из его рук получил наследие величайшей значимости. Общественная форма и содержание независимой культурной деятельности этой неправительственной организации при ООН  подтверждают правильность выбора С.Н.Рериха. Надо отметить, что и академик Д.С.Лихачев был убежден, что приоритет в культурной деятельности должен принадлежать общественным, а не государственным организациям.

Тем не менее, среди значительной части общества и собственно рериховского движения возникла поляризация мнений и позиций относительно роли и прав МЦР и эволюционной целесообразности действий его лидеров.

Эта ситуация особенно ярко проявилась в отношении к вопросу о возвращении из государственного Музея Востока 288 картин С.Н. и Н.К. Рерихов МЦР - той организации, которой их подарил С.Н.Рерих. Сам Святослав Николаевич, заботясь о целостности наследия семьи, глубоко оценивал значимость и следствия этого поступка.

В чем могут крыться внутренние причины таких расхождений, а иногда и противоборств рериховских организаций? Без их анализа и осознания мы не сможем начать новый этап объединения и будем давать новые поводы для нападок враждебным Рерихам силам.

Последователи Рерихов и организации, взявшие на себя ответственность называться рериховскими, испытываются сейчас на готовность и способность участвовать в новом периоде созидательной культурной работы. Но многим из нас предстоит, освобождаясь от иллюзий, честно самоопределиться и ответить на вопросы: с кем и в каком качестве мы дальше действуем, что из наработанного нами опыта достойно быть отданным в общую чашу достижений?

Одно из основных противоречий, с которым приходится сталкиваться участникам рериховского движения, - это несоответствие претензий быть сотрудниками созидательных сил и проводниками высоких идей с реальным культурным уровнем сознания. К большому сожалению, среди рериховцев встречается много людей, которые невежественны и довольствуются внешней, сопутствующей, а иногда и прикладной составляющей Учения и других важнейших источников. Сознание таких людей не в состоянии гармонично сложить наспех схваченные осколки единого Знания и сопоставить их с собственными культурными накоплениями, не способно выстроить внутренне обоснованную преемственность и мировоззренческую целостность знаний. Единые принципы и законы целесообразно реализуются человеком настолько, насколько они осознаны. По этой простой причине у многих людей, не готовых к культурному синтезу, не происходит внутреннего роста, а неусвоенные энергии возбуждают хаос стихийных сил неочищенного сознания. Поэтому каждому, прикоснувшемуся к философскому наследию Рерихов, необходимо последовательно укреплять внутреннюю дисциплину и самосовершенствоваться, руководствуясь заветами наших Учителей.

Культурная деятельность, направленная на Общее Благо, даже в самых скромных масштабах является прекрасным очистителем сознания, пробуждающим рост самых высоких качеств синтеза. В любом труде жизнь дает возможность совершенствоваться и приносить пользу. Но и здесь нужно честно определиться, кому ты служишь - высоким духовным ценностям сотрудничества или собственным амбициям. Качество творческого труда всегда будет важным критерием его сопричастности культуре. Радость труда не столь зависима от результатов, сколь от степени созвучности наших мыслей, чувств и действий великому созидательному хору творящих энергий мироздания, но для этого необходимо настроиться камертоном эволюции.

Последнее время в рериховских кругах много говорится о сотрудничестве. Этому вопросу был посвящен «круглый стол», проводимый Международным Советом рериховских организаций (Москва, МЦР, 7 октября 2000 г.; 28  февраля 2001 г.). Желание сотрудничать есть у многих организаций, но внутренней готовности и способности к этому часто не достает. Эти свойства тоже вырабатываются в совместном сознательном труде, в нем крепнет и очищается общественный организм, формируются качества общинников.

Актуально звучат мысли Н.К.Рериха, указывая на самое необходимое для воспитания сотрудников: «Культура, так тесно связанная с духовностью, прежде всего, выражается в изысканном, многообразном творчестве. Творчество же, в существе своем, при единстве мировых законов,  всегда  свободно покоясь лишь на сознательной дисциплине духа. Эта сознательность духа приводит нас к сотрудничеству, тоже сознательному и строительному. Таким образом, Общества наши, прежде всего, созидательны во Благе, творящи в красоте и крепки накоплением Знания». (Н.К.Рерих, «Твердыня Пламенная», «Привет нашим Обществам Культуры»).

Международный Совет рериховских организаций готовит предложения по формированию Союза рериховских организаций. Союз подразумевает создание в многочисленном рериховском движении нового качества консолидации и сотрудничества. Расширенный и обновленный Совет станет ядром будущего Союза, направляющим деятельность рериховских организаций на защиту и помощь Международному Центру-Музею имени Н. К. Рериха, на воплощение в жизнь концепции Культуры Н. К. Рериха и заветов всей семьи Рерихов.

Совет предлагает рериховским организациям, признающим ведущую роль Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха и готовым объединить и сосредоточить усилия вокруг этого фокуса, высказать свои пожелания и предложения по формируемой концепции деятельности Союза. Совет будет признателен всем, кто, понимая основополагающее значение Учения Живой Этики и духовного наследия Рерихов для будущего всего человечества, выскажет содержательные и глубокие мысли о целях, задачах, формах организации и работы будущего Союза.

Кроме того, Совет призывает изменить порядок присвоения высокого имени Рерихов общественным организациям. Это обусловлено тем, что в последние годы появилось очень много организаций, носящих имена Рерихов и использующих символику и аббревиатуру учреждений и культурных проектов, созданных самими Рерихами. Многие из таких организаций не имеют ничего общего с рериховским движением, которое по завету основателей носит культурно-просветительный характер. Совет полагает, что организации, претендующие на право носить имя Рерихов, должны регистрировать свои названия и согласовывать деятельность с Международным Центром Рерихов (МЦР), неправительственной организацией при ООН, руководитель которого Л.В.Шапошникова является единственным доверенным лицом семьи Рерихов (доверенность от 19 марта 1990 г, выданная Л.В.Шапошниковой С.Н.Рерихом и заверенная г. Мгеладзе, генеральным Консулом штата Мадрас (Индия).

Надеемся, что качества нашего сознательного отношения к требованиям наступающей эпохи сотрудничества и действенная, практическая помощь МЦР послужат консолидации лучших культурных, созидательных сил общества, стоящего перед испытанием восприятия Культуры.

 

(Газета "Содружество", №1).

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz