Открытие Шестых Международных Педагогических Чтений
Выступление Ш.А. Амонашвили, академика РАО, профессора МГПУ, руководителя Международного Центра Гуманной Педагогики при Центре-Музее имени Н.К.Рериха
Участники Шестых Международных Педагогических Чтений
Выступление И.А. Барановой, преподавателя института образования взрослых, г. Санкт-Петербург на Круглом столе «Школа – хранительница национального духа и культуры»
Академик Ш.А. Амонашвили отвечает на вопросы учителей

Гуманная Педагогика: Истина Школы

 

При Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха в качестве общественного подразделения создан и развивает свою деятельность Международный Центр Гуманной Педагогики. Центр сотрудничает с педагогами-новаторами России и других стран, ежегодно проводит представительные педагогические форумы.

С 9 по 11 января 2007 года в Московском Доме Учителя прошли шестые Международные Педагогические Чтения, которые были посвящены теме «Гуманная Педагогика: Истина Школы».

Организаторами Чтений выступили: Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, Московский Городской Педагогический Университет, Московский городской Дом учителя; поддержку оказали Российская Академия Образования, Международная Лига Защиты Культуры, Ассоциация Творческих Учителей России.

Как всегда, вдохновителем этого педагогического форума стал Шалва Александрович Амонашвили, руководитель Международного Центра Гуманной Педагогики, доктор психологических наук, академик РАО, профессор МГПУ. Он стал прямым продолжателем дела основоположников гуманно-личностной педагогики, принципы которой сформировались в России трудами выдающихся учителей П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого, П.П. Блонского, К.Н. Вентцеля, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Главный из этих принципов – воспитывать, образовывать ребенка на духовно-нравственных началах.

Сегодня становится все более очевидным, что беды нашего образования и сложности его обновления связаны не столько с материальными аспектами, сколько с бездуховностью и авторитаризмом, которые насаждались в школе десятилетиями. Педагогическое мышление, утверждает Ш.А. Амонашвили, сковано материалистической трехмерностью, отсюда и авторитарная педагогическая практика, которая губит образовательный мир. Освободить сознание от этих оков, расширить его принятием четвертого, самого возвышенного измерения, которое называется духовностью, и есть задача гуманной педагогики.

На протяжении многих лет Ш.А. Амонашвили все свои силы и таланты направляет на гуманизацию образовательного процесса и привлекает к решению этой задачи все больше единомышленников.

На шестые Международные Педагогические Чтения собрались ученые, учителя, сотрудники музеев, работники образования, деятели культуры, представители общественных организаций, родители из стран СНГ, Балтии и многих регионов России – всего более шестисот человек. Организаторы Чтений определили задачу этого форума: осмыслить истинное предназначение Школы и наметить пути ее развития на основе идей гуманной педагогики.

В своем докладе Ш.А. Амонашвили отметил, что школа должна быть не только храмом знания, но и мастерской человечности, очагом культуры, сеятельницей доброго и прекрасного. Именно в этом заключается цель творческой деятельности учителей. Сегодняшний кризис школы связан с отсутствием единого понимания цели образовательного процесса. Цель гуманной педагогики – воспитание Благородного Человека – призвана объединить всех учителей в осознании своего высокого предназначения. Гуманность мышления учителя, его любовь и вера в ребенка, развитие интеллекта и духовной культуры помогут в столь сложное время глобальных перемен не только передать детям всё богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь это богатство.

«В чем Истина Школы?» – такой вопрос поставил перед участниками Чтений Ш.А. Амонашвили и предложил вместе найти ответ. Как и любая великая истина, Истина Школы многогранна. Она и в духовном, и в культурном развитии ребенка, в гуманном образовании, и в личности педагога, его устремленности к красоте и совершенству. Участники Чтений, среди которых были представители Центров и Лабораторий Гуманной Педагогики из 164 городов РФ, предлагали разные взгляды на истину школы, делились бесценным опытом, результатами своего творческого труда.

Работа Чтений проводилась в форме нескольких Круглых столов, темы которых были обозначены так: «Школа – врата в Будущее», «Школа – Храм гуманности», «Школа – хранительница национального духа и культуры», «Защита и спасение детей – Истина Школы». Дискуссии и обсуждения проходили в атмосфере, которую можно обозначить формулой «Утверждающий – богат, отрицающий – беден». Именно этот творческий настрой, атмосфера доброжелательности и сотрудничества с каждым годом привлекают к Чтениям все большее число участников. Выступавший на открытии Чтений член-корреспондент РАО М.В. Богуславский выразил, пожалуй, мнение всех собравшихся: «В повседневной работе идет накопление опыта, но только здесь, на Чтениях происходит возвышение смысла всей нашей педагогической деятельности». Закрывая Шестые Международные Педагогические Чтения, Ш.А. Амонашвили обозначил тему седьмых Чтений: «В чаше ребенка сияет зародыш зерна культуры» и пожелал всем участникам новых творческих нахождений, которые на следующей встрече, через год, смогут обогатить педагогическое сообщество и помогут школе подняться до ее истинного предназначения.

 

 

© Интернет-портал «Музеи России». 18.01.2007 г.

 

http://www.museum.ru/n29638

 

 

На главную страницу

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz