Международная научно-общественная конференция

«100 лет со дня рождения

 Юрия Николаевича Рериха»

 

В Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха (МЦР) 7-9 октября 2002 года состоялась Международная научно-общественная конференция «100 лет со дня рождения Юрия Николаевича Рериха». Ее организаторами явились Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих, Отделение историко-филологических наук Российской академии наук, Российская академия естественных наук, Российская академия космонавтики им. К.Э.Циолковского, Российский Фонд Культуры, Международная ассоциация Фондов Мира, Международная Лига защиты Культуры, Международный гуманитарный фонд «Знание», Федерация космонавтики России.

В юбилейных торжествах приняли участие представители из 16 стран: Германии, Голландии, Индии, Испании, Италии, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Ливана, Монголии, Польши, США, Украины, Финляндии Беларуси, Болгарии, Эстонии.

В работе Конференции участвовали 16 действительных членов и членов-корреспондентов российской и национальных, а также профильных академий наук, более 30 докторов и кандидатов наук. Все они стали участниками воссоздания великого облика ученого-мыслителя, блестящего филолога, историка, обладающего удивительным даром проникновения в глубины внутренних взаимосвязей, изучаемых им проблем.

Конференция была организована при поддержке Мастер-Банка, Информационного Центра ООН в Москве, Московского бюро ЮНЕСКО. Информационную поддержку Конференции осуществляли газеты «Век», «Подмосковье», «Правда», радио «Орфей».

К юбилейной конференции была приурочена выставка графических и живописных работ Юрия Николаевича Рериха, а также архивных материалов из собрания МЦР, подробную информацию о которой можно найти в статье И.В.Липской в вышедшем в дни конференции третьем номере журнала «Культура и время».

Открытию юбилейной Конференции предшествовала пресс-конференция, на которой ее организаторы рассказали о Юрии Николаевиче Рерихе, его многогранной научной, общественной, культурной деятельности, о духовно-историческом значении его деятельности для будущего России.

Торжественное открытие конференции состоялось 7 октября. Залы Центра-Музея наполнились величественными звуками «Сказания о граде Китеже и деве Февронии» Н.А.Римского-Корсакова. Стихли последние аккорды музыки, и зазвучал голос Юрия Николаевича. Многие из присутствующих впервые слышали его вдохновенную, четкую, наполненную какой-то особой энергией речь.

Слова ученого и человека редчайших душевных качеств, произнесенные 28 апреля 1958 года на открытии выставки Н.К.Рериха, несли в себе и несокрушимый заряд оптимизма, и высокий накал духовных сил, и глубокую сердечную теплоту, которая была частью его внутренней сути (текст выступления будет опубликован в четвертом номере журнала «Культура и время»).

В своем вступительном слове, последовавшем за речью Ю.Н.Рериха, Президент Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, заместитель Генерального Секретаря ООН, Чрезвычайный и Полномочный Посол Юлий Михайлович Воронцов приветствовал участников юбилейной Конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Юрия Николаевича Рериха. Кратко и емко, с присущей ему теплотой и сердечностью Юлий Михайлович говорил о Юрии Николаевиче Рерихе как о «замечательном ученом, члене большой талантливой российской семьи Рерихов, который работал в Индии и Гималаях, в Тибете и России». Говоря о том, что творческий путь Юрия Николаевича будет всесторонне освещен в дни работы Конференции, Юлий Михайлович выразил надежду на то, что сообщения, доклады, воспоминания о Юрии Николаевиче обогатят всех почитателей его культурного и научного творчества, помогут создать более объемное и многогранное представление как о нем самом, так и обо всей семье Рерихов.

Первый вице-президент МЦР, Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), Академии космонавтики имени К.Э.Циолковского, Российской экологической академии, Людмила Васильевна Шапошникова, говоря в своем выступлении о Юрии Николаевиче Рерихе, как об одном из крупнейших востоковедов мира, путешественнике и мыслителе, археологе и историке, обратила внимание присутствующих на то, что первая Конференция МЦР, состоявшаяся в 1992 году, была также посвящена Ю.Н.Рериху, его 90-летнему юбилею. «Это, – по мнению Людмилы Васильевны, – дает повод посмотреть на пройденный за это время путь, на то, что сделано за эти годы. Тогда у МЦР не было своего здания, и юбилей отмечался в Ленинских Горках, в музее имени В.И.Ленина. К той Конференции нам удалось опубликовать одну единственную книгу Юрия Николаевича «Звериный стиль у кочевников северного Тибета». Сейчас ситуация изменилась: в отреставрированном здании открылся музей, юбилей отмечается в собственном зале. К этой дате издано восемь книг, в том числе двухтомник писем Ю.Н.Рериха. «Таким образом, – продолжила свое выступление Людмила Васильевна, – юбилеи Юрия Николаевича стали своеобразными вехами нашего пути, когда мы подводим итоги сделанному».

Далее Людмила Васильевна вновь остановилась на важнейших этапах жизни и деятельности Юрия Николаевича, особо отметив время его возвращения в Россию.

«Юрий Николаевич Рерих был единственным из семьи Рерихов, кому удалось вернуться на Родину и поработать во благо «Страны Лучшей». < …>

Однако, несмотря на ту огромную работу, которую проводил Юрий Николаевич, атмосфера, в которой он жил и работал, была невероятно сложной и тяжелой. Это объяснялось тем, что в советский период востоковедение не в меньшей, а даже в гораздо большей степени подверглось разрушению, чем всем хорошо известная генетика. Значительная часть специалистов по культуре Востока была к тому времени или арестована или расстреляна. Произошло столкновение между теми, кто представлял фундаментальное востоковедение и теми, кто занимался узкими проблемами. К моменту приезда Юрия Николаевича в Советский Союз востоковедения как такового не существовало. Занимались в основном новейшей историей, а точнее политологией. А Восток без культуры, – как емко определила Л.В. Шапошникова, – это не более чем пустое географическое пространство. И именно Ю.Н.Рериху принадлежит роль создателя отечественного востоковедения как культурно-исторического явления, создания собственной научной школы, давшей впоследствии имена целого ряда известных востоковедов.

Но роль Ю.Н.Рериха не ограничивалась только его научной деятельностью. Он приложил много усилий, чтобы вернуть Родине славные имена своих родителей, им была привезена на Родину коллекция из 400 картин его отца, Николая Константиновича Рериха. Он выступал с лекциями и докладами, именно от него многие наши соотечественники впервые узнали о существовании Учения Живой Этики. Все это, вне формальных сторон его жизни, дает представление о Юрии Николаевиче как о незаурядном ученом и яркой личности».

 «В своих сыновьях Николай Константинович как бы раздвоился. Святослав Николаевич стал известным художником, а Юрий Николаевич – ученым с мировым именем. Все это было слито воедино в их отце. Эту мысль нам еще предстоит осознать, взглянув на деятельность двух великих сыновей через призму творчества их великого отца», – так завершила свое выступление Людмила Васильевна.

С приветственным словом выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Индия в России господин Кришнан Рагхунатх. Он подчеркнул, что в Индии чтят память Ю.Н.Рериха, прежде всего потому, что он был как великим сыном России, так и великим гражданином мира.

Господин Посол обратил внимание присутствующих на то «глубокое замечание, которое сделала госпожа Шапошникова, сказав, что один брат представлял мир искусства, в то время как другой принадлежал миру науки. Это знаменательно еще и потому, что в свое время Николай Рерих говорил, о новой эре, которая будет покоиться на краеугольных основаниях знания и красоты».

Далее господин Посол упомянул российского историка Владимира Стасова, творчество которого, по его мнению, повлияло на всю семью Рерихов в силу того, что Стасов углублял и расширял связи между Западом и Востоком. По этому поводу он привел замечательное выражение Н.К. Рериха: «Лучшие розы Востока и Запада одинаково благоухают». «Юрий Рерих занимался очень важной частью мировой культуры, всей своей деятельностью способствуя сближению восточной и западной культуры».

В Индии, – по словам господина Посла, – сейчас предпринимается ряд действий, которые призваны чтить и хранить память Рерихов. Во-первых, идут съемки фильма о Юрии Рерихе. Также премьер-министр Индии, являясь президентом Международного мемориального треста Рерихов, подарил достаточно крупную сумму денег для восстановления дома Рерихов в Наггаре. Правительство штата Карнатака заявило, что имение Татагуни, где жили Девика Рани и Святослав Рерих должно быть сохранено как наследное поместье. В настоящее время существует план восстановить Институт гималайских исследований «Урусвати» в Наггаре. Индия намерена и в дальнейшем поддерживать и развивать огромное наследие семьи Рерихов, включая работы Юрия Николаевича.

В заключение своего выступления господин Кришнан Рагхунатх высказал свои самые лучшие пожелания МЦР и всем, кто с такой преданностью работают в его стенах, выразив надежду, что Конференция будет чрезвычайно интересной.

Олег Леонидович Кузнецов, президент Российской Академии Естественных Наук, ректор Международного университета «Природа, общество, человек» (г.Дубна), в своем выступлении высоко оценил деятельность МЦР в деле сохранении как памяти о Ю.Н.Рерихе, так и всего наследия, которое, по его словам, несет великий свет семьи Рерихов в мировую науку и культуру. «Моя научная деятельность, – продолжил свое выступление Олег Леонидович, – относится к технологиям изучения Земли с помощью различных физических методов. Занимаясь в 80-х годах созданием одной из самых крупных в мире геоинформационных систем «Геос», где я был генеральным конструктором, мы научились по-новому смотреть на Землю, человека и общество».

Олег Леонидович сказал, что для него очень важно наследие Рерихов. В его ректорском кабинете в городе Дубне уже много лет стены украшают репродукции картин Н.К.Рериха. И в живом общении ректор рассказывает студентам своего университета о Николае Константиновиче и всей семье Рерихов.

Президент РАЕН чрезвычайно высоко оценил деятельность Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Культурно-просветительская деятельность МЦР имеет огромное значение, потому что «если говорить о будущем России, то самым главным является ее человеческий капитал. Нет другой страны, где он был бы столь велик и разнообразен. Причем одной из основных его особенностей является то, что русские люди умеют одинаково хорошо думать и левым и правым полушарием, что обуславливает присутствие в их мышлении и рационального и иррационального».

В заключение Олег Леонидович пожелал Центру-Музею успехов в его благородном деле.

Директор Института Чатрикала-Паришад, профессор Наджунда Рао (Бангалор, Индия) рассказал о последних событиях, связанных с именами Рерихов в Индии. «В настоящее время, – сказал профессор, – правительство Индии организует выставки картин Н.К.Рериха в Бангалоре, Дели и Кулу. С.Н.Рерих подарил нашему Институту 36 картин Николая Константиновича, а также ряд своих собственных более поздних работ. 16 картин нами передано правительству Индии для организации вышеупомянутых выставок, которые организуются национальным Музеем правительства Индии.

Поместье Рерихов, Татагуни, где проживала семья Рерихов, после решения суда, состоявшегося 16 июля 2002 года, переходит из нечистых рук (на владение имением претендовала бывшая секретарь С.Н.Рериха Мэри Пунача, похитившая многие ценные полотна и драгоценности семьи Рерихов после смерти Святослава Николаевича – Ред.) к правительству Индии. Я счастлив, что могу передать копию этого решения суда госпоже Шапошниковой. В этой связи правительство штата Карнатака выпустило брошюру, где публикуется информация о планах создать мемориал в честь знаменитой семьи Рерихов. О земле принадлежавшей Рерихам теперь позаботится правительство Карнатаки, дабы хранить память этих замечательных людей и способствовать передаче всего, что ими было завещано, последующим поколениям. В настоящее время правительство Карнатаки заложило камень в фундамент мемориала, строящегося в поместье Рерихов, а также распространило описание тех проектов, которые будут реализованы на территории поместья Татагуни. Это очень хороший знак, говорящий о том, что собственность и наследие Рерихов в Бангалоре будет доступна все большему числу людей.

При Чатрикала Паришад организован колледж, в котором проходят обучение по курсу «Искусство» более шестисот студентов. Аспирантура при колледже названа «Институт Рериха – исследования высокой ступени». В ближайшее время мы планируем учредить наши собственные стипендии для студентов, которые пытаются продолжить стиль и технику письма, созданную великим Рерихом. Нами выпущен альбом картин, выставленных в галерее Чатрикала Паришад. В настоящее время при содействии Российского посла в Индии господина А.М. Кадакина была опубликована книга, которая называется «Николай Рерих в индийских журналах».

Мы намерены и в дальнейшем всемерно способствовать распространению наследия великих Рерихов в Индии».

Анатолий Евгеньевич Карпов, чемпион мира по шахматам, президент Ассоциации Фондов Мира, приветствуя Конференцию, рассказал о том, как создавался Международный Центр Рерихов (в то время Советский Фонд Рерихов). Вопрос о создании СФР решался на всех уровнях, велись многосторонние переговоры – это был сложный и долгий процесс. Анатолий Евгеньевич особо остановился на своей встрече со Святославом Николаевичем Рерихом, который прилетел в Москву для переговоров с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Во время визита в Советский Фонд Мира, президентом которого являлся Анатолий Евгеньевич, Святослав Николаевич высказал мысль о том, что правительство приходит и уходит, поэтому уверенности в гарантиях на сохранение преемственности у него нет. В силу этих причин у него было бы больше доверия, если международная организация, такая как Ассоциация Фондов Мира, приняла участие в создании СФР, явившись одним из его учредителей. Такие гарантии со стороны Советского Фонда Мира были даны. Анатолий Евгеньевич и Советский Фонд Мира (впоследствии Ассоциация Фондов Мира) с тех самых пор причастны к проблемам наследия семьи Рерихов и их идеям.

Как сказал далее А.Е. Карпов, Святослав Николаевич оказался прав. Пришел новый Президент, но, сколько в двери его аппарата не стучались, получить то, что было обещано М.С.Горбачевым так и не удалось. В заключение своего выступления Анатолий Евгеньевич высказал свои самые теплые пожелания всем, кто помогает в строительстве Музея, в увеличении его коллекции, кто продолжает, несмотря на трудности и тяжелое время делать благие и добрые дела.

После приветствий почетных гостей Конференции с воспоминаниями о Ю.Н. Рерихе выступили его ученики и те из последователей идей Рерихов, кому в далекие 50-е годы XX века посчастливилось общаться с Юрием Николаевичем.

Шагдарен Бира (Улан-Батор, Монголия), Генеральный секретарь Международной ассоциации монголоведения, академик АН Монголии, рассказал о годах своей учебы у Ю.Н.Рериха, об организации первого Международного конгресса монголистов, в котором Юрий Николаевич принимал самое активное участие. На протяжении всего сообщения докладчиком подчеркивалась мысль об огромном жизненном потенциале Монголии ее связи с творческим наследием Ю.Н. Рериха (доклад Ш. Бира «Воспоминание об учителе Ю.Н.Рерихе» будет опубликован в четвертом номере журнала «Культура и время»).

В завершении своего выступления Ш. Бира вручил Л.В.Шапошниковой архивные фотографии, запечатлевшие пребывание Ю.Н.Рериха в Монголии.

Академик Григорий Максимович Бонгард-Левин также с большой теплотой вспомнил своего учителя.

Летом 1957 года молодого сотрудника Института востоковедения вызвал директор Института академик Бабаджан Гафурович Гафуров и сказал, что завтра на Ленинградском вокзале нужно встретить Рериха. В те времена Григорий Максимович очень слабо представлял, кто такие Рерихи. Он знал художника Н.К.Рериха, а о работах Юрия Николаевича в широких кругах советской науки не было известно почти ничего. Григорий Максимович поехал на вокзал и был первым, кто встретил Юрия Николаевича и двух его попутчиц - Ираиду Михайловну и Людмилу Михайловну.

«Затем было переселение из гостиницы «Ленинградская» в квартиру, перенос книг, рукописей, которые потом составили прекрасную коллекцию Института востоковедения - тибетские рукописи. И потом так случилось (я думаю, мне исключительно повезло), что Юрий Николаевич меня и Шагдарена Биру взял в аспирантуру. И в течение почти трех лет два раза в неделю мы вместе с Викторией Викторовной Вертроградовой (которая сейчас доктор филологических наук и работает в Институте востоковедения) ходили на Ленинский проспект к Юрию Николаевичу изучать ведийский или ведический санскрит. Вокруг висели картины Николая Константиновича, стоял большой письменный стол. <…>

Мы повторяли за Юрием Николаевичем основы ведийского санскрита, который очень отличается от классического санскрита и труден для перевода и понимания. Я не буду говорить, какое впечатление производил Юрий Николаевич — это таинство, которое должно остаться при ученике, его не стоит разглашать».

Григорий Максимович вспоминал: «Юрий Николаевич приехал в Россию, в которую всегда хотел приехать, хотел пойти на фронт, сражаться с врагами России. <…> Приехал в 1957. Время было особое. Он поступил в Институт востоковедения, стал руководить сектором, развернул титаническую работу по восстановлению тибетологических, монголоведческих, санскритских, уйгурских исследований в России. Работать в Институте востоковедения ему было приятно – потому что появились русские ученики, он вел занятия, ездил в командировки по стране, представлял российскую науку, печатался. Но было очень трудно, так как он не мог принять того партийно-бюрократического типа отношений, который царил и в институте и в других многих учреждениях. <…>

В 1960 году 20 мая произошла трагедия – Юрий Николаевич ушел из жизни. Я тогда познакомился со Святославом Николаевичем, который был в Москве. Приехал на квартиру к Юрию Николаевичу и получил из рук его домашних, Ираиды Михайловны и Людмилы Михайловны Богдановых, один для меня очень дорогой документ. Я написал когда-то статью — большую рецензию на русское издание «Арташастры». Это было в 1959 году, это была одна из моих первых больших индологических работ, и ее направили на рецензию Юрию Николаевичу как члену редколлегии. И вот войдя в дом, где несколько часов назад скончался Юрий Николаевич, сестры передали мне его отзыв. Вполне доброжелательный, хороший отзыв, и дата на нем… 20 мая 1960 года. Это, по-видимому, последнее, что Юрий Николаевич подписал.

Я хотел бы, чтобы память о Юрии Николаевиче постоянно сохранялась. <…> Чтобы квартира, которую он получил, в которой он жил, где висят картины, где его книги, все-таки стала достоянием России <…>».

Кандидат исторических наук, директор Центра ноосферной защиты имени академика Н.Д.Зелинского, Андрей Николаевич Зелинский поделился своими воспоминаниями о Юрии Николаевиче Рерихе, с которым он встречался на протяжении двух лет: с 1958 по 1960 годы. «Это была личность необыкновенных человеческих качеств, – сказал Андрей Николаевич. – В нем удивительным образом сочетались великое научное творчество с величиной и масштабом личности. Духовные горизонты личности и горизонты научного творчества, будучи соединены вместе, находились в этом человеке практически на одной недосягаемой высоте».

«Наша встреча состоялась 26 мая 1958 года в Московском клубе туристов. – Продолжил свои воспоминания Андрей Николаевич. – Тогда я занимался археологией Памира, и именно со слов о Памире началась наша первая встреча. Тогда же Юрий Николаевич подарил мне книгу «Звериный стиль среди кочевников северного Тибета». Именно эта книга была издана МЦР к своей первой конференции, посвященной Ю.Н. Рериху, к ней же мне посчастливилось тогда написать предисловие. В этой книге Юрий Николаевич выступает как представитель целого направления русской исторической мысли – евразийства, которое многие годы находилось в забвении, и о котором сегодня начинают все больше вспоминать. Основателями этого направления были замечательные русские ученые Сергей Николаевич Трубецкой, Георгий Владимирович Вернадский (сын знаменитого Владимира Ивановича Вернадского) и Петр Николаевич Савицкий. Во время наших бесед Юрий Николаевич вспоминал и Г.В.Вернадского и П.Н.Савицкого, с которыми он переписывался».

«Другой проблемой, которой занимался Юрий Николаевич, и которую он глубоко знал и изучал, был буддизм. К этой юбилейной дате, – продолжил свою мысль Андрей Николаевич, – МЦР издал одну из интереснейших его работ «Буддизм и культурное единство Азии». Одной из центральных идей в этом труде есть мысль о том, что религия, в самом широком и глубоком смысле этого слова, является единственным реальным и связующим фактором, который может нравственно и духовно объединить огромные пласты населения, дав им смысл бытия и возможность противостоять той нравственной энтропии, в которую человек погружен изначально».

«Среди многочисленных работ, оставленных Юрием Николаевичем, есть одна, о которой хотелось бы сказать особо, – продолжил свое выступление Андрей Николаевич. – Она называется «К изучению Калачакры». Основная тема этой небольшой книги связана с проблемой времени в ее бытийном смысле, как данности. <…>

Как-то Юрий Николаевич сказал, что только сильные личности предназначены передавать будущему поколению сосуд со священным пламенем. Именно такой сильной и необыкновенной личностью был он сам”.

«Если суммировать темы разговоров с Ю.Н.Рерихом при наших встречах, то наиболее частыми были разговоры о буддизме, о кочевом мире евразийских степей, о роли духовной культуры в сохранении и развитии мировой цивилизации».

А.Н.Зелинский поведал о беседах с Юрием Николаевичем, касавшихся многозначного символа Знамени Мира, представляющего три малых круга, заключенных в кольцо, и о многом другом. По словам Андрея Николаевича, ему тогда удалось понять, что духовная жизнь это то, что противостоит потоку текущего времени, то, что заставляет сохранять национальную культуру, к которой мы принадлежим.

В своем рассказе Андрей Николаевич описал встречу Ю.Н.Рериха с Л.Н.Гумилевым, их беседу об уничтожении манихеями памятников Уйгурии, о западной культуре, главными бичами которой является культ денег и культ техники, которые в свою очередь затрудняют любое духовное развитие. В июне 1959 году Юрий Николаевич взял А.Н.Зелинского в поездку в Переславль-Залесский и Троице-Сергиеву Лавру. В Переславле-Залесском Юрий Николаевич посетил Спасо-Преображенский монастырь, где когда-то крестили князя Александра Невского, и сказал, что здесь крестили первого евразийца.

Кончину Юрия Николаевича Андрей Николаевич Зелинский перенес как личную катастрофу. Неожиданная смерть ученого явилась для него толчком, который заставил продолжить некоторые из тех нитей работ Юрия Николаевича, которые он осуществлял при жизни. Андреем Николаевичем были продолжены изыскания в области понятия Калачакры – Колеса Времени, как на определенной модели того, что происходит в сознании человека, этноса, культуры на протяжении ее исторического развития. Им были созданы модели различных культур (Зароастрийская, Буддийская, Христианская) по принципу «литургических парадигм», демонстрирующих духовную и культурно-историческую структуру цивилизации.

Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко, вдова замечательного художника В.Т.Черноволенко, рассказала о том, как было найдено место рождения Юрия Николаевича Рериха – фундамент здания, где предположительно находилась дача Окунева.

«Наше знакомство с Юрием Николаевичем, – продолжила Мария Филипповна, – произошло в 1958 году, в начале зимы, в Большом зале Консерватории во время концерта Скрябина. Художник Смиров-Русецкий, сопровождавший в то время Юрия Николаевича, познакомил нас с ним и сестрами Богдановыми. Впоследствии Юрий Николаевич дважды бывал у нас, но большее количество встреч проходило у него с Виктором Тихоновичем Черноволенко в кабинете московской квартиры Юрия Николаевича». Рассказ Марии Филипповны сопровождался демонстрацией фотографий из ее архива.

Свое выступление Мария Филлиповна закончила словами Юрия Николаевича Рериха: «Постижение основных путей развития человечества это шаг к пониманию собственной личности», а также словами посвящения родителям в книге Юрия Николаевича Рериха о Центрально-Азиатской экспедиции: «Я посвящаю эту книгу родителям своим, которые подвигли меня на стезю науки и с детства вдохнули в мою душу жажду новых открытий и исканий».

Кира Алексеевна Молчанова, председатель Эстонского общества Рерихов (Таллинн, Эстония) начала свое выступление со слов о Юрии Николаевиче Рерихе, как об ученом, постигшем два пути познания: интеллектуальный, западный и восточный, духовный.

Вспоминая о том, как они с дочерью Павла Федоровича Беликова познакомились с Ю.Н.Рерихом, Кира Алексеевна остановилась на деталях их первой встречи. Кире Алексеевне запомнились слова Юрия Николаевича о прекрасном соседстве на выставке картин Николая Константиновича и икон Андрея Рублева, экспонировавшихся в то время в Третьяковской галерее в соседних залах. Произведения обоих художников, по его словам, отличались необычной чистотой красок.

Дальнейший рассказ Киры Алексеевны касался событий, связанных с посещением выставки картин С.Н. Рериха в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в 1960 году и о знаменательных встречах со Святославом Николаевичем и Юрием Николаевичем. Кира Алексеевна отметила, что эти две встречи стали для нее вехами на пути духовного познания.

Гостей Конференции поприветствовал заведующий Мемориальным кабинетом Ю.Н.Рериха в Институте востоковедения РАН, Юрий Яковлевич Цыганков. Он также лично знал Юрия Николаевича и теперь является бессменным хранителем его ценнейшей библиотеки, переданной по завещанию в Институт востоковедения.

Член Союза художников России Илза Рихардовна Рудзите поделилась своими личными воспоминаниями о Ю.Н.Рерихе. (Ввиду отсутствия докладчика текст выступления был зачитан Е.Н.Черноземовой). Воспоминания касались удивительных и неповторимых ощущений, которые остались у нее о личности Юрия Николаевича с юношеских лет. Эти ощущения наполняли ее «радостью, вдохновением, силой. Сердце трепетно раскрывалось, робость и застенчивость юности бесследно исчезали под вибрирующим, искрящимся светом его глаз». Рассказ касался необыкновенной подвижности сознания и широты мышления, которыми обладал Юрий Николаевич, необычайного диапазона его познаний, умения говорить с детьми одновременно и о самом сокровенном и о бытовом. Через все странствия он сохранил свою любовь к Родине, говорил о значении ее духовного расцвета для всего мира. Рассказ сопровождался живыми и яркими примерами, комментариями Юрия Николаевича по поводу его наблюдений над событиями того времени.

 На Конференции прозвучали не только воспоминания, но и научные доклады, где были затронуты многие аспекты многогранной научной деятельности Юрия Николаевича Рериха и развиты некоторые направления его востоковедческих исследований.

Шаши Бала (Индия), сотрудница Института Национального Музея и Международной Академии Индийской Культуры, выступила с докладом «Изучение Шамбалы и Учения Калачакры Н.К. и Ю.Н.Рерихами как символ русско-индийской дружбы». В докладе она убедительно показала, как изучение эпоса о Шамбале, легендарной стране Духа, явилось мостом, связавшим две культуры – индийскую и российскую.

Буддолог Тсеринг Дордже (Индия) сделал сообщение «Изучение доктором Ю.Н.Рерихом тибетских диалектов Лахула и Церемонии разбивания камня» (доклад будет опубликован в четвертом номере журнала «Культура и время»). Доклад профессора Дордже сопровождался очень интересными современными этнографическими наблюдениями и был проиллюстрирован последними археологическими находками в области Лахула.

Доктор филологических наук, профессор кафедры восточных языков ВКИЯ при МИД РФ, Александр Петрович Гнатюк-Данильчук, в сообщении «Некоторые заметки об индологических работах Ю.Н.Рериха» рассказал о том глубоком и обширном научном наследии, которое оставил Ю.Н.Рерих. К нему он отнес «Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями», который составил 3500 страниц (и претерпел 11 выпусков), что не имеет подобных аналогов в мире. Основываясь на статье, опубликованной Юрием Николаевичем в одном из научных журналов, под названием «Индология», Александр Петрович в своем выступлении показал уникальную глубину знаний Юрия Николаевича, как индолога и историка.

Доктор философских наук, профессор Алтайского государственного университета, Андрей Владимирович Иванов (г. Барнаул), в докладе «Творческое наследие Ю.Н.Рериха и мировоззрение евразийцев», коснувшись судеб отечественных вдохновителей евразийства, привел доказательные примеры, что евразийство не музейный экспонат, а действующая система глубоких и перспективных идей. Докладчиком была показана связь и близость взглядов евразийцев с взглядами Ю.Н.Рериха.

Александр Николаевич Хохлов, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, прочел сообщение «Юрий Николаевич Рерих и его контакты с востоковедами». А.Н.Хохлов проследил историю интереса Ю.Н.Рериха к китайскому языку по архивным документам и автографам на книгах, подаренным китаеведами великому русскому ученому. Юрий Николаевич в совершенстве владел многими языками, в том числе и китайским. Изучать китайский Юрий начал в Гарварде у доктора Джао. Учителями Ю.Н.Рериха были такие известные востоковеды как Минорский, Пельо. Особый интерес к китайскому языку у Ю.Н.Рериха был проявлен в период Манчжурской экспедиции. Положение востоковедов, в том числе преподавателей китайского языка на КВЖД было тогда нелегким из-за возрастающего влияния Японии на Манчжурию. Во время пребывания Ю.Н.Рериха в Манчжурии китаист Баранов писал о том, что Ю.Н. Рерих приступил к изучению китайского разговорного языка. Юрий Николаевич пользовался чрезвычайным уважением среди коллег-китаеведов. На словаре китайского языка А.Хионина из библиотеки Юрия Рериха есть надпись: “Ю.Н. Рериху на добрую память от автора». По возвращению на Родину, будучи сотрудником Института востоковедения АН СССР, Ю.Н.Рерих написал прекрасный отзыв на словарь китаиста Ю.М.Ошанина, указав на особое значение этого труда для мирового китаеведения. Это особенно важно, т.к. для Ю.Н.Рериха огромное значение имело состояние русской востоковедческой науки, ее роль в мировой науке.

Игорь Владимирович Диваков, кандидат географических наук, Генеральный директор Международного гуманитарного фонда «Знание», зачитал приветственный адрес от фонда «Знание» и сделал доклад «Доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего» (Н.К.Рерих). Он отметил непреходящее значение воспитания молодежи и важность научной школы, о которой писали Рерихи, значение работы Ю.Н.Рериха по воспитанию молодых ученых-востоковедов. В современных условиях важность воспитания подрастающего поколения возрастает стократно.

Художник, преподаватель, председатель Украинского отделения МЦР Владимир Андреевич Козар (Киев, Украина) в сообщении «Посещение Ю.Н.Рерихом Киева в 1959 году. Встречи, события, отзвуки» провел параллели между событиями тех лет на Украине (на примере деятельности «шестидесятников») и направлениями научной деятельности Ю.Н.Рериха. Он обрисовал драматические события того времени в среде творческой интеллигенции, среди художников и архитекторов. Ссылаясь на газетные публикации и переписку Ю.Н.Рериха, докладчик рассказал о трех поездках Юрия Николаевича Рериха в Киев. Владимир Андреевич приводил выдержки из его писем, рассказывал о впечатлениях очевидцев, привел пример пока единственного исследования на рериховскую тему искусствоведа Ивакина «Влияние Тараса Григорьевича Шевченко на творчество Николая Константиновича Рериха».

В докладе доктора филологических наук, проректора Софийского университета Александра В.Федотова (София, Болгария) «Добуддийский Тибет в работе Ю.Н.Рериха «Звериный стиль кочевников Северного Тибета» (доклад будет опубликован в четвертом номере журнала «Культура и время») были рассмотрены вопросы миграций тибетских племен, приведен перечень памятников, обнаруженных во время Центрально-Азиатской экспедиции и впоследствии классифицированных Ю.Н.Рерихом, описаны тибетские захоронения на территории Северной Монголии и Алтая.

Продолжая тему диалога наций, диалога культур, ведущий научный сотрудник Национального музея Т.Г. Шевченко, Николай Владимирович Скиба, (Киев, Украина) в своем докладе «Этнологический аспект востоковедческих изысканий Ю.Н.Рериха», рассмотрел такие проблемы, как циклическая концепция исторического процесса, соотношение востоковедения и этнологии. Приведя ряд примеров из работ Ю.Н. Рериха, докладчик подчеркнул, что одной из особенностей Юрия Николаевича было сочетание скрупулезной научной работы с его глубоко жизненным, личностным интересом к изучаемому явлению.

Кандидат философских наук, сотрудник института Истории Естествознания и Техники РАН, Елена Николаевна Молодцова в докладе «Личностные методы передачи знаний в научной школе Ю.Н.Рериха» поделилась своими воспоминаниями о годах учебы у людей бывших учениками Ю.Н.Рериха: Октябрины Федоровны Волковой и Александра Моисеевича Пятигорского, обладавшего необычайным обаянием и глубоким знанием Востока. Говоря о современной научной традиции философского анализа, Елена Николаевна обратила внимание аудитории на сложившийся подход к тексту, где исследователь, по определению, более умен и мудр, чем сам текст. Находясь над ним, он, как бы препарирует и разбирает его. Такой подход был чужд как Юрию Николаевичу, так и его ученикам, которые воспитывали уже в своих учениках умение учиться у текста, понимать, для чего он написан, какой энергетический заряд в нем заложен, что он говорит лично читающему. Такой подход был определен докладчиком, как включение в текст, которое тем более актуально, если речь идет о восточных трудах, многозначность которых является их главным отличительным признаком. Октябрина Федоровна Волкова, как и Александр Моисеевич, была младшим научным сотрудником Института востоковедения, читая «Бхагавадгиту» на санскрите она открывала перед своими учениками массу непередаваемых смыслов, не имеющих аналогов на русском языке. Рассказ Елены Николаевны иллюстрировался конкретными ситуациями, связанными с примерами из ее студенческой жизни.

В докладе кандидата технических наук, сотрудника Киевской астрономической обсерватории НАН Украины, Татьяны Павловны Сергеевой (Киев, Украина) «О научном творчестве Н.К. и Ю.Н.Рерихов: преемственность и взаимодействие» на примере путевых заметок о Центрально-Азиатской экспедиции Николая Константиновича и Юрия Николаевича было показано, как осуществлялось их творческое сотрудничество, давшее удивительные результаты. Исторические образы Азии, запечатленные художником и ученым Н.К.Рерихом, яркие и убедительные сами по себе, находили еще большее подтверждение в детальных исследованиях Ю.Н.Рериха. Единство мировоззрений и полное взаимопонимание позволяло Рерихам проводить исторические исследования на взаимодополняющих и взаимообогащающих уровнях.

Кандидат географических наук, старший научный сотрудник МЦР, заведующий сектором географии культуры и искусства Института наследия Ольга Александровна Лавренова посвятила свое сообщение не менее важному периоду в жизни Ю.Н.Рериха – Маньчжурской экспедиции 1934 – 1935 гг. В этой экспедиции Юрий Николаевич проявил себя не только как ученый и талантливый организатор, но как человек универсальных знаний и возможностей. В его ведении было и написание научных (ботанических!) и финансовых отчетов в Министерство сельского хозяйства США, и отправка семян и гербариев, и дипломатические контакты с чиновниками, приобретение и распродажа оборудования. Со всем этим Ю.Н. Рерих справлялся блестяще, показывая мастерство деловой переписки, от успеха которой порой зависела жизнь участников экспедиции, и недюжинные знания в ранее совершенно незнакомой ему области исследования.

В выступлении Андрея Владимировича Скиба (Киев, Украина), историка, аспиранта Института археологии НАН Украины, «Великое переселение народов в свете научных исследований Ю.Н. Рериха» были рассмотрены вопросы сближения Востока и Запада в контексте этно-исторических миграций народов. Значительное место в своем выступлении Алексей Владимирович отводит номадистике, новой отрасли восточной археологии, которой, по мнению Юрия Николаевича, предстоит воссоздать картину кочевого мира, как звена между культурами Древнего Китая, Индии и бассейна Средиземного моря.

Кандидат исторических наук Валентина Алексеевна Воропаева (Бишкек, Кыргызия), сотрудник Кыргызского русско-славянского университета, в докладе «Ю.Н.Рерих о духовном и психологическом мире кочевников» рассказала о географических, археологических, этнографических и лингвистических исследованиях проведенных Ю.Н.Рерихом в Центрально-Азиатской экспедиции, которые были обобщены им в монографии «Пути к сердцу Азии», изданной в Лондоне в 1931 году. Валентина Алексеевна подчеркнула, что основные исследования были сделаны Юрием Николаевичем в самые критические для экспедиции дни, когда происходило известное пятимесячное стояние 1927-1928 гг. в урочище Чунарген на высоте 5 тыс. метров. Далее докладчик проанализировала исследования Ю.Н.Рериха о причинах миграций народов, продолжавшихся на протяжении 15 веков, связанных, в том числе с еще малоизученной психологией Орды, рассказала об исследованиях кыргызских ученых, посвященных буддийским памятникам Кыргызии.

Теме взаимопроникновения культур было посвящено сообщение директора тренинг-центра «МаЛеС» Сергея Валерьевича Ильницкого (Киев, Украина) «Сюжет о Варлааме и Иосафате в исследованиях Н.К. и Ю.Н.Рерихов и И.Я.Франко». В сообщении были рассмотрены вопросы проникновения истории жизни Будды в каноническую христианскую литературу. Опираясь на примеры, Сергей Валерьевич развивает темы взаимопроникновения учений Будды и Христа, приводит доказательства духовно-культурного единения Азии в первом тысячелетии нашей эры.

Кандидат искусствоведения Евгений Палладиевич Маточкин (Новосибирск) в докладе «Ю.Н.Рерих и наследие скифов Азии» рассказал о пребывании Центрально-Азиатской экспедиции на Алтае (1926 г.), о тех задачах, которые со слов Юрия Николаевича стояли перед экспедицией. К ним относились разведка археологических памятников и создание живописной панорамы земель и народов Азии. Евгений Палладиевич в общих чертах поведал о раскопках скифских курганов, которые последнее время проводятся Сибирским отделением Российской академии наук, об особенностях обнаруженных находок, об изучении петроглифов, раскрывающих традиции скифского искусства. Докладчиком было затронуто значение легенд и преданий, которые, будучи «разбуженными», представляют в наши дни огромную силу. Подводя итог сказанному, он подчеркнул мысль Юрия Николаевича о значении мифологии, о древних исторических корнях, об эпосе, которые живут в культурной памяти народа. В 1983 году на Алтае появился пик Юрия Николаевича Рериха, на который автор доклада и двое сотрудников Института Ядерной Физики в этом же году совершили восхождение. Доклад сопровождался показом слайдов.

Искусствовед Наталья Владимировна Тютюгина (Уфа) назвала свое выступление «Золотые олени южного Урала». В нем Наталья Владимировна поделилась своими впечатлениями о тех процессах, которые происходят в сегодняшней культуре. «Мы живем в удивительное время, когда не только Магомет идет к горе, но и горы движутся навстречу», – сказала она. Таким «движением горы» для южного Урала стало открытие «Золотого кургана культуры», которое произошло в конце 80-х начале 90-х годов уже прошлого века. В своем выступлении докладчик поделился впечатлениями, ассоциациями и размышлениями по поводу скифской культуры и тех памятников, которые открыли уфимские археологи в оренбургских степях, и одной из главных находок которых стали золотые олени. Скифская культура, по словам докладчика, сейчас мощно входит в мир, возвращая нас к истокам понимания и осмысления женского начала в нашей цивилизации. Она соединяет культурно-историческим мостом тюркский, мусульманский и славянский, православный миры.

«Синтез знаний – основа деятельности института «Урусвати» – так обозначил тему своего сообщения Михаил Николаевич Чирятьев, председатель Санкт-Петербургского отделения МЦР, Вице-президент Международной Лиги защиты культуры (Санкт-Петербург). Институт гималайских исследований «Урусвати», который вел чрезвычайно важную научно-исследовательскую деятельность в 30-х годах ХХ века, неразрывно связан с личностью его директора – Ю.Н. Рериха.

Глубокий и многогранный талант Юрий Николаевич унаследовал от своих родителей – Николая Константиновича, великого художника и ученого, и Елены Ивановны, уникального философа. Еще в юные годы Ю.Н.Рерих интересовался метанаукой, поиском духовных основ научного знания. Он начал свои изыскания через искусство, которое открыло пути науке. Впоследствии это найдет отражение в целостном и глубоком изучении культурно-исторической реальности азиатских народов, их великих миграций и культурного единства, созданного буддизмом.

В 1928 г., когда был открыт институт «Урусвати», основным принципом его работы стал синтез духовных и научных знаний древности и последних научных открытий. Была дана новая научная методология. Советниками института были Эйнштейн, Деброль, Бош и другие великие ученые ХХ века. Был заложен магнит новой науки, который продолжает притягивать к себе выдающихся ученых современности.

В заключение своего сообщения М.Н.Чирятьев подарил МЦР рукопись героического стихотворения Ю.Н. Рериха «Каменный витязь», написанное Юрием когда ему было 12 лет.

Александра Леонидовна Баркова, старший научный сотрудник МЦР, сделала доклад о «Проблемах культурного единства Азии в работах Ю.Н.Рериха». А.Л.Баркова представила новое издание МЦР – сборник статей Ю.Н.Рериха из архива МЦР «Буддизм и культурное единство Азии», в которое входят его работы по истории тибетского буддизма и буддийскому искусству, по тибетской археологии, две большие работы по лингвистике, ряд публицистических статей, а также перевод наматра (жития) выдающегося тибетского ученого и духовного учителя Дхармасвамина Чаг-лоцзавы, сделанный Ю.Н.Рерихом с тибетского на английский.

Доктор исторических наук, заведующий отделом археологии и этнографии НАН Кыргызии Имель Бакиевич Молдобаев (Бишкек, Кыргызия) в докладе «К вопросу о сравнительном изучении «Гэсера» и «Манаса» в свете трудов Ю.Н.Рериха» передал краткое содержание известного кыргызского героического эпоса «Манас», где в художественной форме отражена многовековая борьба кыргызского народа за свою независимость и свободу. Будучи своеобразной устной летописью народа, «Манас» играл огромную роль в культурной жизни кыргызов. В нем нашли отражение сведения о языческих верованиях, о трех мировых религиях, сведения по истории, философии, этнографии, фольклору, медицине, музыкальной культуре и т.д. Большую часть своего выступления Имиль Бакиевич посвятил сравнительному анализу эпоса о Гэсере и «Манасе», проведя параллели между различными смыслообразующими составляющими этих эпических памятников жизни народа.

Валентина Николаевна Тугужекова (Абакан), доктор исторических наук, профессор, директор Хакасского научно-исследовательского института языка и литературы выступила с докладом «Рерихи и Саяно-Алтай». Традиции фундаментального российского востоковедения, возрожденные в советской науке Ю.Н.Рерихом, сыграли большую роль в развитии науки Сибири, Саяно-Алтая. Археологические исследования в Хакасии начались с экспедиции Мессершмидта 1721 года — тогда был открыт памятник орхоно-енисейской письменности (Х в.н.э.). Саяно-Алтай чрезвычайно богат памятниками истории и археологии древнейших земледельческих и кочевых цивилизаций скифо-сибирского мира. Культурно-историческое наследие России, Сибири, Саяно-Алтая неразрывно связаны с Гималаями и Тибетом. Н.К.Рерих делает предположение, что староверческое Беловодье и буддийская Шамбала — источник один. Алтай и Гималаи — единая горная система, которая связана между собой бесконечными ходами неизведанных пещер. «От Тибета через Куньлунь, через Алтынтаг, через Турфан, «длинное ухо» знает о тайных ходах. Не случайно Алтайский Белый Бурхан напоминает индийского Будду».

Докладчица упомянула один интересный факт. На границе между Хакасией и Тувой есть знаменитый Самбыльский перевал и гора Самбыл в виде мужской головы. Самбыл и Шамбала чем-то созвучны… За перевалом Самбыл открывается сказочная панорама прекрасных гор со снежными вершинами. И мы попадаем в горную страну. А может быть, Самбыл и есть врата, направляющие путников в Шамбалу…

Валентина Дмитриевна Горячева, кандидат исторических наук, сотрудник Кыргызского российско-славянского университета (Бишкек, Кыргызия) сделала сообщение о «Буддийском наследии Северного Притяньшанья (в свете археологии)». На Тянь-Шане очень широко представлены памятники буддизма. Именно о памятниках тибетской письменности в Притяньшанье Ю.Н.Рерих писал своему ученику А.Н.Зелинскому, который впоследствии исследовал их по рекомендации своего учителя. Ю.Н.Рерих в статье «Буддизм и культурное единство Азии» писал о том, что во многих регионах буддизм уступил место другим религиям, но его культурное наследие сохранилось.

Притяньшанье являлось великим перекрестком на Великом Шелковом пути, по которым пришел на эту землю буддизм, культура и искусство, связанные с этой религией. Долгое время большая часть буддийского наследия этого региона не была известна, и только сейчас она становится достоянием современной науки и культуры благодаря открытиям археологов. Все эти археологические находки совершенно точно свидетельствуют о границах древних буддийских государств и подтверждают гипотезы Ю.Н.Рериха об истории Центральной Азии. Валентина Дмитриевна подробно рассказала о самых знаменательных археологических находках на территории Северного Притяньшанья, относящихся к VII – X вв. н.э. – мелкая скульптура алтарей, терракотовая и бронзовая пластика, каменные рельефы и стелы, памятники наскального искусства, выбитые на камнях мантры Авалокитешвары «Ом мани падме хум». Найденные памятники Семиречья и Красноречья будут сохраняться и восстанавливаться благодаря международному сотрудничеству.

Лыгзима Жигжиджаповна Халупкова, востоковед из Института востоковедения АН Чехии (Прага) рассказала о некоторых текстах монгольского буддийского канона Ганджур – «Дхарани против засухи».

Сергей Григорьевич Кляшторный, профессор, заведующий сектором тюркологии и монголистики Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН сделал сообщение «Гунны и юэчжи: рождение империи». Докладчик отметил, что в рукописи Ю.Н. Рериха «История Центральной Азии», готовящейся к публикации в МЦР, не малое место занимают проблема рождения кочевых империй, в том числе империи юэчжи. Юэчжи были обитателями Средней Азии с 7 – 6 вв. до н.э. и были связаны со скифо-сакской культурной общностью. В индийских и санскритских источниках юэчжи именуются тохарами. Юэджийский этно-племенной союз был неоднороден, это подтверждают находки тамговых знаков в Монголии. Этнополитическое разделение племен 1-2 вв. до н.э. свидетельствует о разделении единой великой империи, ее начинающемся упадке. После 165 г. н.э. начался великий исход юэчжи на запад. Потомками юэджи была создана кушанская империя, которой Ю.Н.Рерих тоже посвятил немало страниц в своей рукописи об истории Центральной Азии.

Чрезвычайно торжественным аккордом прозвучал доклад Юлии Валерьевны Патлань, члена научной группы Украинского отделения МЦР (Киев, Украина) – «Как нужен Юрий: Рерихи о Ю.Н.Рерихе». Слова старших Рерихов – великого мыслителя и художника Николая Константиновича и уникального философа Елены Ивановны – об их старшем сыне были наполнены глубоким уважением к его выдающемуся таланту и яркой судьбе.

В заключение руководитель Тверской областной рериховской организации, Татьяна Ивановна Чечина (Тверь) рассказала присутствующим о торжественном открытии мемориальной доски, посвященной Ю.Н.Рериху, на родине великого ученого и путешественника – в городе Окуловка. На мемориальной доске, выполненной из красного гранита, воспроизведен сюжет картины Н.К. Рериха «Звезда Героя», посвященной им старшему сыну. Сообщение Татьяны Ивановны сопровождалось показом фотографий с места этого знаменательного события.

По результатам Конференции была принята резолюция, отметившая величайший вклад Ю.Н.Рериха в отечественную и мировую науку, в утверждение на Родине богатейшего наследия Рерихов.

 

Презентация книги Ю.Н.Рериха

«Тибетская живопись»

 

В ходе Конференции состоялась презентация книги Ю.Н.Рериха «Тибетская живопись». Открыла ее главный редактор публикаторского отдела МЦР Татьяна Олеговна Книжник. В своем вступительном слове Татьяна Олеговна рассказала об авторе книги – Ю.Н.Рерихе, который уже в 23 года мог написать столь зрелый и научно компетентный труд, и по сей день остающийся одной из самых известных работ в востоковедческом мире, как среди западных, так и среди восточных специалистов. Несмотря на то, что книга адресована специалистам, ее отличает простота изложения, соединенная с глубоким научным подходом. Издание блестяще иллюстрировано. В нем около 50 иллюстраций, отображающих тематику авторского исследования. Докладчик обратила внимание на то, что книга имеет приложение, которое органично вписывается в контекст издания. Оно написано сотрудником МЦР Александрой Леонидовной Барковой и посвящено буддийской живописи из коллекции МЦР.

В своем выступлении академик Шагдарен Бира поделился теми чувствами, которые он переживает в дни празднования 100-летнего юбилея Ю.Н.Рериха, своего наставника и Учителя. Высказав теплые и сердечные слова в адрес изготовителей медали, где так живо изображен Юрий Николаевич, выступающий рассказал о своих впечатлениях о «Тибетской Живописи». По его мнению, такие книги сейчас особенно необходимы, так как в Монголии, с его слов, существует множество непрофессиональных изданий очень низкого качества, в то время как нужно воспитывать вкус и поднимать качество востоковедческих изданий и исследований. В заключение своего выступления академик Бира поделился своими планами о переводе «Тибетской Живописи» на монгольский язык.

Галина Ивановна Кальжанова, председатель Тольяттинского отделения МЦР, рассказала о тех изданиях «Тибетской Живописи», которые находятся в библиотеке их Рериховского общества. Сказав о том, что только при знакомстве с такими изданиями по настоящему понимаешь, почему буддийское искусство называют «Высоким Алтарем», она рассказала о презентации этой книги в Тольятти. В «Тибетской Живописи» поражает все, начиная с безупречной полиграфии и заканчивая качеством перевода, который во многом отличается от предыдущих переводов книги, как знанием темы, так и знанием духовных основ Востока, что делает изложение более емким, конкретным, ярким.

Софья Давидовна Миллибанд, старший библиограф Института востоковедения РАН, выразила благодарность МЦР и рассказала о своих ощущениях, которые возникают при чтении книги, которая незримо погружает читающего в мир Востока. Читатель как будто переносится в Тибет, ходит мимо храмов, вдыхая разреженный воздух гор, держит священные изображения Будд и всего их величественного пантеона в своих руках. Терминология, словарь, имена, справочный материал все сделано профессионально и компетентно, на превосходном художественном уровне. Книга непрестанно затребована, в библиотеке Института Востоковедения она буквально передается из рук в руки. Наверное, это самая высокая оценка для любой книги. Софья Давидовна высказала пожелание, чтобы работа в этом направлении была продолжена и в дальнейшем.

Переводчик книги «Тибетская Живопись» Александра Леонидовна Баркова рассказала о том, как она, еще будучи ребенком, воспринимала тибетское искусство. «Для меня тибетские Божества, изображенные на тханках, казались не сотворенными человеком, а данными свыше, сошедшими с небес». Первое более близкое знакомство с буддийским искусством произошло в Музее Востока на выставке Бурятской иконописи. Так как книг по буддийской иконографии практически не было, автору пришлось искать английские источники по этой теме и первым трудом, с которым она столкнулась, оказалась «Тибетская Живопись» Ю.Н.Рериха. Именно эта книга позволила разобраться в буддийской символике, структуре пантеона, сути многих понятий буддийской философии. Именно тогда у Александры Леонидовны зародилось желание сделать эту книгу доступной для всех, кого, так или иначе, интересует данная тема.

«Тибетская Живопись» с написанным А.Л.Барковой приложением увидела свет на русском языке. Рассказывая о книге Юрия Николаевича, она отметила одно из самых существенных достоинств книги: сочетание глубокой научности и популярности изложения, чего нельзя сказать о сегодняшних изданиях, которые либо глубоко научны, либо исключительно популярны. В своем выступлении Александра Леонидовна рассказала об особенностях составления основного пантеона божеств буддийской иконографии, которая потребовала огромной научной и творческой самоотдачи, что придало книге не только чисто научную ценность, но и наполнило ее глубоким духовным содержанием.

 

Демонстрация материалов к фильму

Луизы Тележко «Старший сын»

 

Фрагменты будущего фильма Луизы Тележко «Старший сын», посвященного Ю.Н.Рериху, продемонстрированные участникам конференции, не оставили никого равнодушным. С большой душевной теплотой Луизой Владимировной были показаны этапы жизненного пути Юрия Николаевича. Детство старшего сына Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, прошедшее в Санкт-Петербурге, его наполненная исканиями юность – становление личности гениального и целеустремленного человека. Очень подробно в фильме отражены малоизвестные годы обучения Ю.Н.Рериха в Америке и Европе, в этот период Юрий Николаевич складывается как ученый-востоковед, обладающий фундаментальными и энциклопедическими знаниями, которые помогут ему в предстоящем великом путешествии – Центрально-Азиатской экспедиции.

Советский период жизни Ю.Н.Рериха представлен в фильме живыми воспоминаниями учеников Ю.Н.Рериха – В. Вертоградовой и А.Н. Зелинского. Малоизвестные детали и подробности деятельности Ю.Н.Рериха, черты его характера и внешности, его слова и высказывания обрели вторую жизнь в этих воспоминаниях.

В фильм включены уникальные документальные кадры, на которых запечатлены члены семьи Рерихов, что придает ему особую значимость и подлинность.

 

 

© Международное Рериховское Информационное

Агентство «Содружество», выпуск 3 (ноябрь 2002).

 

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz