Индолог и историк, путешественник,
писатель, фотохудожник, сценарист, талантливый организатор и руководитель,
философ и ученый-космист... Все это сочетается в одном человеке - Людмиле
Васильевне Шапошниковой, которой было доверено воплотить в реальность мечту
старших Рерихов - Николая Константиновича и Елены Ивановны - о Музейоне, доме
Муз, на их Родине.
Людмила Шапошникова родилась 26 июля
1926 года в Новочеркасске, в доме известного русского путешественника
Г.Н.Потанина, где жила ее бабушка, Мария Николаевна, урожденная Трубецкая.
Людмила из рода князей Трубецких, вольнодумцев, философов, защитников
Отечества, свое детство провела в Таганроге, среди бескрайних степей, полынным
запахом и маревом жаркого дня манивших в неизведанную даль, на берегу Азовского
моря.
В 1950 году, оставив позади пять лет
учебы на восточном отделении исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова,
она поступила в аспирантуру. Затем успешно защитила диссертацию на соискание
ученой степени кандидата исторических наук и была оставлена работать в alma
mater на кафедре истории Индии. Научные интересы Л.В.Шапошниковой окончательно
сформировались после первой поездки в Индию, стажировки в Хайдерабадском
университете в 1958 - 1959 годах. Тогда Людмила Васильевна вживую
соприкоснулась с многовековой культурой, с древней традицией, и проблематика
рабочего движения (тема ее диссертации) как-то очень быстро начала отходить на
второй план... С тех пор на долгое время главной темой ее работ стали культура
и этногенез народов Индии - не только научные труды, но и блистательные
документальные повести о захватывающих путешествиях и племенах, затерявшихся на
дорогах исторического времени. Ее интересовали не великолепие и социальные
контрасты больших городов, а самые отдаленные уголки, затерянные в джунглях и
горах, где жили таинственные и малочисленные племена, сохранившие
первобытно-общинный строй, древние обычаи, мифы и легенды. Во время одной из
поездок к племени тода в горах Нильгири она оказалась в районе, где
свирепствовала оспа. Помогала местной медсестре отправлять людей, зависших
между жизнью и смертью, в больницу - перетаскивала их из хижин в машину...
Болезнь не тронула ее, обошла мимо, как и всех тех, кем во времена эпидемий и
мора руководило великое сострадание, а не страх за свою жизнь.
Результатом этих поездок стали
удивительные книги. В 1967 году правительство Индии высоко оценило научный и
литературный труд нашей соотечественницы, присудив ей за книги «По Южной Индии»
и «Дороги джунглей» Международную премию имени Джавахарлала Неру.
В 1968 году встреча со Святославом
Николаевичем Рерихом круто изменила судьбу Л.В.Шапошниковой. С этого момента
многогранное наследие семьи Рерихов стало центральной темой ее философского,
научного и публицистического творчества, а философская система Живой Этики,
созданная Е.И.Рерих в сотрудничестве с Мудрецами Востока, - концептуальной
основой всех ее трудов. Встретившись с известным художником и мудрецом
С.Н.Рерихом, Людмила Васильевна «вошла в удивительный, волшебный мир, где
продолжал царить дух двух Великих, давших жизнь тому, кто меня позвал. Вошла,
чтобы никогда из этого мира не уйти» (Шапошникова Л.В. «Вестник Красоты» //
«Культура и время». № 3/4, 2004).
В советское время Л.В.Шапошникова
приложила немало усилий, чтобы вернуть Родине философско-художественное
наследие Рерихов. В 1973 - 1974 годах по ее сценарию (в соавторстве с
Р.А.Григорьевой) режиссером Р.П.Сергиенко был снят полнометражный
документальный фильм «Николай Рерих», в котором удалось воссоздать
величественный образ русского художника и мыслителя, путешественника и
общественного деятеля мирового масштаба.
В 1974 - 1980 годах Людмила Васильевна
в одиночку прошла маршрутом великой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха.
Из-за напряженности международных отношений ей оказался недоступен только
китайский участок маршрута. Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха
привнесла в мировую культуру не только серию прекраснейших пейзажей, написанных
великим русским художником на маршруте его путешествия, но и удивительно яркие
литературные образы пространства Востока. Спустя полвека Л.В.Шапошникова
создала не менее уникальную галерею литературных и фотопейзажей, в которых
ощутимо полноприсутствие Красоты. Это и роскошь Алтайских долин, и звенящая
открытость монгольских степей, и почти неземная торжественность Гималаев. Эта
Красота завораживает, вовлекает в поток извечного движения по лицу Планеты -
дорогами переселения народов и великих странников. Созданные ею фотоальбом «От
Алтая до Гималаев» и трилогия «Великое путешествие» помогают понять
грандиозность беспрецедентной экспедиции Н.К.Рериха, которая прошла тропами
Азии в 20-е годы ХХ века.
В конце 1980-х в судьбе
Л.В.Шапошниковой, ученого и путешественника, началась новая эпоха - эпоха
создания общественного Музея.
Святослав Николаевич во время своих
многократных встреч с Людмилой Васильевной не раз возвращался к идее создания
Центра-Музея имени Н.К.Рериха на Родине. Однажды он предложил Л.В.Шапошниковой
написать концепцию Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Задание было неожиданным, и,
тем не менее, вскоре несколько страниц, исписанных размашистым почерком, лежали
у него на столе. Святослав Николаевич внимательно прочитал и утвердил без
единой поправки.
В 1987 году С.Н.Рерих встретился с
М.С.Горбачевым, и итогом этой встречи стало решение о создании Музея имени
Н.К.Рериха в Москве. Но распоряжение генсека было положено чиновниками под
сукно на долгое время. Когда же перед визитом Горбачева в Индию вдруг
«вспомнили» об этом решении, вокруг него началась очень нелицеприятная
подковерная борьба государственных мужей. Будущее Центра-Музея оказалось под
угрозой. В 1989 году Святослав Николаевич написал свое знаменитое письмо
«Медлить нельзя!» (газета «Советская культура» от 29 июля 1989 г.), в котором
он настаивал на организации общественного Центра-Музея и предложил в качестве
его руководителя Л.В.Шапошникову.
4 ноября 1989 года Постановлением
Совета Министров СССР № 950 в Москве были созданы Центр-Музей имени Н.К.Рериха
и Советский Фонд Рерихов (СФР, впоследствии переименованный в Международный
Центр Рерихов). Это решение было подготовлено благодаря усилиям и
организационному таланту Л.В.Шапошниковой. Она смогла отстоять новую
зарождающуюся общественную организацию от посягательств заинтересованных
госструктур, отстояла и идею Центра-Музея, которую пытались уничтожить. Ею были
созданы Устав и все правоустанавливающие документы СФР, созвана учредительная
конференция, которая предшествовала Постановлению Совета Министров. В этом же году
во время своей поездки в СССР Святослав Николаевич официальным письмом
пригласил заместителя председателя правления СФР Л.В.Шапошникову в Индию для
работы с наследием Рерихов. В мае 1990 года спецрейсом она доставила четыре
тонны драгоценного груза в Москву.
Под руководством Л.В.Шапошниковой без
привлечения бюджетных средств был поднят из руин уникальный памятник
архитектуры XVII - XIX веков - Усадьба Лопухиных. В обновленном и оборудованном
по последнему слову музейной техники здании разместился Центр-Музей, созданный
в соответствии с пожеланиями С.Н.Рериха, высказанными в открытом письме
«Медлить нельзя!». Здесь же в 1999-м, юбилейном для семьи Рерихов году появился
Мемориал, посвященный Елене Ивановне и Николаю Константиновичу Рерихам.
Свершилось, казалось бы, невозможное -
на территории России возник первый независимый общественный музей, не имеющий
аналогов за рубежом и воплотивший мечту Н.К.Рериха о многогранном культурном и
научном просветительском центре, Центре-Музее. В нем воплотилась в полной мере
и концепция культуры Н.К.Рериха. Триединый комплекс - Усадьба, Музей, наследие
Рерихов - стал выражением мысли о единстве прошлого, настоящего и будущего в
извечном круге культуры. Музей продолжает развиваться, непрестанно
совершенствуется его концепция, его бессменным руководителем закладываются вехи
будущих свершений на многие десятилетия вперед.
Центр-Музей развивается и как научный
комплекс. Как и многие выдающиеся ученые, Л.В.Шапошникова проявила себя как
талантливый организатор науки, поэтому особо следует отметить
научно-общественные конференции, проводимые Международным Центром-Музеем им.
Н.К.Рериха (МЦР). В текстах Живой Этики много внимания уделено значению науки
для формирования новой, энергетической картины мира, которая помогла бы человечеству
выйти на новый эволюционный виток. Наследие Рерихов, не только переданное в
Центр-Музей, но и ранее опубликованное, безусловно, требует глубочайшей научной
разработки. Новые работы Людмилы Васильевны, написанные уже в эпоху
строительства музея, шли в русле той самой одухотворенной науки, которая
вовлекала в круг своего пристального внимания сложный духовный мир человека,
космические законы его развития. Ее научно-организационное творчество во многом
наследовало принципы работы Института Гималайских исследований «Урусвати»,
созданного Рерихами в Кулу. Как и институт «Урусвати», МЦР начал свое вхождение
в мир науки с международного научного сотрудничества, с объединения передовых
ученых, работающих в самых разных направлениях и областях. Сейчас научная методология,
разработанная Рерихами, не только возрождается, но и развивается
Л.В.Шапошниковой, под ее руководством начал работу новый междисциплинарный
проект - Объединенный Научный Центр проблем космического мышления.
Под руководством и при непосредственном
участии Л.В.Шапошниковой разрабатывается тематика научных семинаров и
лекционных циклов, ведется большая работа по научно-музейной обработке
документов и материалов рукописного наследия. При Центре-Музее успешно работает
научно-общественное подразделение «Гуманная педагогика» под руководством
академика РАО Ш.А.Амонашвили. Издательской группой МЦР выпущено свыше ста
печатных изданий, разработчик концепции и автор предисловий к большинству из
них - Л.В.Шапошникова. Она также является главным редактором общественно-научного
и художественного журнала «Культура и Время», выпускаемого МЦР.
Перу Людмилы Васильевны Шапошниковой
принадлежат около трехсот печатных трудов. На их страницах оживают древние
символы и легенды, становятся зримыми великие законы мироздания и тайны мировой
истории. Каждая ее книга - откровение для читателя, каждая открывает
удивительный мир - от описания традиций национальных культур племен Индии до
потрясающих глубин философии истории и культуры. Это книги-мистерии, обучающие
бережному и трепетному отношению к миру, к его самым сокровенным понятиям, к
его Красоте.
Стройность и универсальность Живой
Этики как философии реального космоса, как методологической основы новой
системы познания нашла свое отражение во многих ее книгах и статьях, в
предисловии к новому, научному изданию книг Живой Этики. Наиболее полно эта
тема представлена в третьей книге трилогии «Великое путешествие» - «Вселенная
Мастера», открывшей читателям воочию мир иных, более высоких измерений, в
котором формировалась и раскрывалась, как чудесный огненный цветок, Великая
Мысль, обретшая свою форму в Живой Этике, во всем творчестве Рерихов. В этой
книге Л.В.Шапошниковой дано современное прочтение и систематизация этой
философии, автор дает читателю возможность цельного восприятия мира в ключе
космического мировоззрения. «Вселенная Мастера» - живая летопись культуры как
важнейшего устоя космической эволюции, как самоорганизующейся системы духа.
Книга дает возможность увидеть воочию процесс культурогенеза, причем с совершенно
иной точки зрения, - в нем субъектами эволюции выступают Космические Иерархи,
которые были с человечеством от начала времен, словно ведя его за руку. Через
культуру проявляются аспекты самой Вселенной: бесконечность, неуничтожимость,
иерархия, развитие скачкообразное, взрывами, революциями... Культура
одухотворяет земную косную материю, соединяет Небо и Землю.
Книга Л.В.Шапошниковой «Тернистый путь
Красоты» была награждена Дипломом Российской ассоциации книгоиздателей. Это
произведение полиграфического искусства сочетает в себе фундаментальную
философию творчества и художественный альбом (Людмила Васильевна в данном
случае выступила не только как автор текста, но также как автор художественного
оформления и макета). Шедевры мировой художественной культуры, собранные под
единой обложкой, несут в себе свет духовных взлетов прошлого. И автор учит
читателя новому видению, пониманию Красоты как радужного моста между мирами -
земным и горним, к осознанию ее определяющей и ведущей роли в эволюции
человечества.
Л.В.Шапошникова - заслуженный деятель
искусств РФ, сопрезидент международных культурных проектов «Знамя Мира», «День
Земли», «Колокол Мира» и «Флаг Земли», осуществляемых под эгидой ООН. Она -
инициатор проведения «круглых столов» совместно с Государственной Думой РФ,
посвященных наследию Рерихов. В 1996 году в Госдуме прошли рериховские чтения
«Наследие Рерихов. Мифы и реальность», «Эволюционное учение Живой Этики»,
«Новое мышление и Россия», основным докладчиком была Л.В.Шапошникова. Она
принимала участие в «круглом столе» Московской Хельсинкской группы «Индия и
Россия: традиции миролюбия и ненасилия». МЦР уже много лет тесно сотрудничает с
Федерацией космонавтики РФ.
За заслуги перед отечественной
культурой Российская академия естественных наук присвоила Людмиле Васильевне
звание академика РАЕН, наградила почетным знаком «Рыцарь науки и искусства».
Список ее наград и званий вряд ли уместится на одной странице, поэтому следует
лишь добавить, что она является действительным членом еще двух академий -
Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского и Российской
экологической академии, созданной А.Л.Яншиным.
Людмила Васильевна Шапошникова -
достойный последователь созидательных идей великой семьи Рерихов, одна из
немногих, кто действительно реализовал эти идеи в своей жизни, показав
неисчерпаемость творческих возможностей человека, вдохновленного космической
Красотой.
© Газета
«Культура» №29 (7539) 27 июня - 2 августа 2006г.