Обзор материалов

Международной общественно-научной конференции

 

«ДУХОВНЫЙ ОБРАЗ РОССИИ

В ФИЛОСОФСКО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ

НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА РЕРИХА И ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ»

 

Москва 9-11 октября 1996 г.

 

Е.И.Рерих

Я верю в нашу Родину, и не только верю, но знаю, что труден предстоящий подвиг, но радостно сознавать, что можем посеять семена, которые дадут богатейший урожай. Сейчас весь мир проходит трижды трудные дни, и было указано прочесть в Апокалипсисе первый стих в главе 21: «И увидел я новое небо и новую землю».  Так оно и есть,  и со старым сознанием не войти в Новый Мир.

Н.К. Рерих

Именно этому великому народу дано и великое слово ПОДВИГ. Ни в одном ином языке нет такого понятия во всей его возвышенности и поступательности. Подвиг дан тому, кто может устремляться во имя общего блага. Русский народ уж много раз доказал свое бескорыстие, и потому он удостоен  и подвига. В подвиге народ сбережет свои сокровища.

 


 


Новая страница духовной летописи России

 

С 9 по 11 октября знаменитый главный зал Политехнического Музея стал ареной проведения 5-ой Международной общест­венно-научной конференции «Духовный образ России в философско-художественном наследии Н.К. и Е.И.Рерихов», которую Международный Центр Рерихов организо­вал совместно с Международной Лигой защиты Культуры, Информационным цент­ром ООН в Москве, Московским бюро ЮНЕСКО, Международной ассоциацией фондов мира, Российским фондом культуры, Российской академией художеств, Все­российским обществом охраны памятников истории и культуры, Научно-производ­ственной фирмой «Знание».

Участниками Конференции стали более 600 представителей из всех регионов России, стран СНГ, Болгарии, Германии, Израиля, Италии, Латвии, Литвы, США, Эстонии и т.д. Активное участие в Конференции при­няли ученые, философы, социологи, эконо­мисты, искусствоведы, которые представили весь широчайший спектр современных исследований — от научно-философских до искусствоведческих.

Традиционно высокий уровень встречи еще раз подтвержден многочисленными приветствиями Конференции, в которых представлен по сути весь спектр государ­ственных и общественных организаций, таких как ООН, Ассоциация Фондов Мира, НПФ «Знание», Клуб реалистов России, Международная Лига защиты Культуры, Общества «Италия-Россия» и «Мировая спираль». Но наиболее полно атмосферу и смысл всех приветствий воплотил в себя текст, поступивший от Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева.

Открытие Конференции вылилось в целый ряд эмоциональных выступлений, впитавших в себя всю боль за состояние современной российской и мировой куль­туры, прозвучавшую из уст таких обще­признанных авторитетов, как академики РАН А.Л.Яншин и В.С.Соколов, почетный академик Российской академии образования Ш.А.Амонашвили, академик Российской академии образования Б.М.Бим-Бад, глав­ный ученый секретарь Прези­диума Российской Академии художеств М.М.Курилко, директор Между­народного института экспериментальной физики профессор А.Е.Акимов, Вице-прези­дент Лиги защиты Культуры Н.С.Бон­дарчук, Вице-президент Международного Центра Рерихов Л.В.Шапошникова.

Вообще общим лейтмотивом Конфе­ренции стало растущее осознание того, что возрождение России может начаться только как подлинно духовное возрождение, воз­можное лишь на тех магистральных путях, которые пророчески намечены Рерихами. Причем в этой связи прозвучало немало конкретных предложений, которые в значи­тельной степени сориентированы на совре­менную российскую власть. Так, например, академик А.Яншин обратил внимание на важность создания при парламенте постоян­но работающей группы по духовной куль­туре страны, а космонавт-исследователь В.Аксенов вполне четко заявил о необхо­димости появления Высшего Духовного Совета России.

Однако пока в самом обществе глубо­кого понимания проблем культурного воз­рождения по-прежнему нет, что проявилось, в частности, в явной пассивности средств массовой информации при освещении даже такого представительного и актуального форума.

И тем не менее международные общест­венно-научные конференции уже вписали заметную страницу в формирование нового мировоззрения и самого облика науки буду­щего, сумели вовлечь в этот процесс передо­вые научные силы страны.

Отличительной особенностью всех кон­ференций стало обращение к самым насущ­ным проблемам современности и разрешение их на нетрадиционной основе, что красно­речиво подтверждает и нынешняя тема. В условиях безоглядного погружения в пучину материализма в ней звучит пронзительный призыв к осмыслению самых сокровенных духовных глубин. Причем саму атмосферу Конференции своеобразно выразил все тот же В.Аксенов, посчитавший, что в зале Политехнического «собралась, пожалуй, самая способная к восприятию духовности аудитория не только в нашей стране, но и в мире».

Обращение к анализу уникальных наци­ональных основ является важнейшим этапом утверждения ценностей и задач Нового Мира.

«Россия — творческая задача, поставленная перед всечеловечеством» — писал в начале века Николай Бердяев. Своей судьбой, возрождением своих лучших черт, Россия выполняет все­мирную функцию, определяет дальнейшее направление и пути развития цивилизации, и именно этому была посвящена значи­тельная масса докладов.

Раскрытие «Духовного образа России» на нынешней Конференции в значительной степени шло на фоне наиболее крупного и основательного доклада Л.В.Шапошни­ковой «Формирование нового мышления и Россия». Переосмысливая широчайшие духовные и философские пласты российской истории, она создает новую концепцию тех процессов, которые в XX столетии склады­ваются в пространстве России.

Провозглашая центральную идею о том, что «Дорога России лежит на путях Духов­ной Революции", ученый подробно опре­деляет целый ряд процессов, предшест­вующих и сопутствующих выходу на это магистральное направление. «Через это пространство сейчас проходит эволюционная магистраль бурного взаимодействия Духа и Материи, острейшей борьбы между Светом и тьмой. Несмотря на все усилия этой тьмы идет наступление Духа на косную материю и расширение пространства Духа. Дорога России к своему храму, к истинному Новому Миру, в строгом научном, эволюционном понимании этого слова, лежит не через чужие обольщающие блага, а через эту магистраль. Наш путь находится в нас самих и в этом пространстве. Новое мышле­ние и эволюция требуют от нас сейчас рывка, одухотворяющего материю нашей жизни и тем продвигающего человечество вперед. Россия может и должна совершить этот рывок. В этом состоит ее эволюционная миссия».

Суть Духовных революций составляет изменение мышления и сознания, а это длительный и многотрудный процесс, уходя­щий своими корнями в глубину веков. В докладе прослеживается эволюция этого уникального явления с давних времен возникновения русского странничества и формирования мессианского сознания. «Такого интенсивного духовного процесса не знала ни одна страна мира на протяжении последних веков нашей истории».

Органичным выражением глубинной сути русского пути Л.Шапошникова пред­ставляет образ «Странника Светлого Града» с одноименной картины Н.К.Рериха.

«Светлый Град был символом того Цар­ства Божьего, о котором говорил и Христос, и его апостолы, символом жертвенного служения всему миру в великом и благородном деле освобождения этого мира от зла и страданий. Светлый Град породил в сознании народа идею духовного подвига во имя ближ­них и дальних своих... Странники Светлого Града были тем духовно опережающим элементом, который содействовал в огромной степени продвижению народа в том прост­ранстве, где действовала Космическая эволю­ция человечества...»

«Мессианское сознание, драгоценный кристалл русского духа, был тем магнитом, на котором эволюция стала ковать энерге­тику нового планетарного мышления XX века».

Осмыслению идей Н.К.Рериха на фоне философии Серебряного века посвящен доклад Л.И.Крашкиной («Образ России в философии Серебряного века и творчестве Н.К.Рериха»). По ее мнению, именно на рубеже XIX-XX веков исконно русские вопросы «что делать?» и   «кто виноват?» зазвучали особенно остро. Опираясь на взгляды Бердяева, Соловьева, Трубецкого, Розанова, Иванова, Ильина, Л.Крашкина говорит о русской идее и проблеме русского сознания, приходит к выводу об очевидном единстве во взглядах на Россию у Рерихов и философов Серебряного века. «Особенность рериховского подхода к теме будущего России в том, что они создали образ Новой России и утвердили его концепцией Живой Этики, которая может стать идеологией будущей России «.

В докладе С.Ю.Ключникова («Рериховский взгляд на Россию и русского человека в настоящем и будущем») проводится мысль о том, что Рерихи видели роль России в разрешении глобальных противоречий всего человечества, рассматривали ее как место решающей схватки сил Света и тьмы, старо­го и нового мира. «Елена Ивановна при­открыла одну из граней этой многотрудной миссии — удерживание мирового равновесия и баланса сил, позволяющее дотянуть шаткий корабль земной цивилизации до срока без тотальных взрывов и разрушений... Россия есть страна праведников и подвижников. Своим подвигом оправдывающая назначение существования человека, Россия есть зона спасения мира, место расцвета культуры и Ноев ковчег будущей цивилизации».

Н.В.Тютюгина («Русская культура в процессе ее эволюции в творчестве Н.К.Рериха») пытается показать русскую культу­ру как систему открытую, обладающую способностью впитывать и по-своему пере­рабатывать новую информацию даже в самые переломные и трагичные моменты истории, о чем свидетельствует и цитата из Н.К.Рериха: «О татарщине остались воспо­минания только как о каких-то мрачных погромах. Забывается, что таинственная колыбель Азии вскормила этих диковинных людей и повила их богатыми дарами Китая, Тибета, всего Индостана. В блеске татар­ских мечей Русь вновь слушала сказку о чудесах, которые когда-то знали хитрые арабские гости Великого Пути в греки».

Русская история показывает, что, не­смотря на неблагоприятность, подобные отклонения от точки равновесия всегда мобилизовывали и приводили к процессу самоорганизации духовный потенциал рус­ского народа.

Общепризнанным символом, вопло­щением лучших черт русской духовности и государственности является образ «Строи­теля земли Русской» Преподобного Сергия Радонежского, и именно разговор о нем красной нитью прошел через многие док­лады, непосредственно раскрывающие тему «Духовного образа России».

По мнению А.М.Миллера (Картина Н.К.Рериха «Св. Сергий Радонежский»), даже даты рериховских картин и статей о Сергии не случайны. Докладчик говорит о том, что «Сергий внес в духовный мир России новое осмысление Троицы, отбросив все второстепенное и подчеркнув главное — необходимость каждому проявить в себе Высшую Троицу. Сконцентрировав дух право­славия на этом очищенном понимании высшей идеи, Сергий приобщил своих последователей к Плану Надземному, я имею в виду приоб­щение к Троице».

Подчеркивает А.М.Миллер и то, что совершенно по-новому раскрывает образ Сергия Е.И.Рерих, показывая его место в современном моменте истории и переустрой­стве мира. «Осиянный Светом несказуемым, стоит Он, невидимо видимый, на ступенях великой Лестницы Иерархии Света, готовый в указанный час устремить легионы Светлых сил, готовый благословить народ свой и вождя его земного на новый подвиг».

«Сердце народа живет несказуемой радостью о высшем водительстве. Счастье именно русского человека в слиянии с Силой Небесною» — а это уже цитата из доклада    К.А.Молчановой  («Будущее России — русский век»). Она убеждена, что две постоянно встречающиеся у Н.К.Рериха аллегории: древнерусский храм и русский витязь становятся настоящими символами эволюционного будущего челове­чества. Об этом и ее слайдовая композиция.

«Рождается надежда на помощь Храма. В нем найдет путник приют и силу для своего дальнейшего пути развития и восхождения. Здесь предзнаменование и предначертание судьбы всей Планеты — русский век».

Несмотря на формулировку темы, ори­ентирующей на чисто рериховское осмыс­ление России, ее истории и духовности, на конференции довольно широко были пред­ставлены практически все важнейшие на­правления современной научной и общест­венной мысли — от физики и информологии до экономики, идеологии и политики. При­чем подобная широта тоже становится своеобразной традицией проведения кон­ференций. Их опыт, а также подчеркнутое стремление к осмыслению новейших науч­ных открытий позволяют выделить магист­ральные пути развития науки XXI века, центральные из которых складываются именно на почве России.

С.М.Зорин («Левша в конце Кали-Юги») на конкретных примерах красноре­чиво показывает, что уже с начала столетия Россия неизменно рождала уникальных талантливых самородков, которые, продол­жая традиции истинного сына нашей стра­ны-стихии Левши, являются по сути «новым энергетическим видом человека».

Останавливаясь лишь на некоторых:

Термене, Кондратюке, Королеве, Сикорском — сам мастер своего дела, создатель уникального Оптического театра С.М.Зорин показывает, что в том числе и с этими российскими именами связано зарождение прогрессивнейших направлений современной науки и техники. Их открытия на самом высоком уровне получили признание Запада, а у нас большинство подобных гениев остаются безвестными, забыты и их уникальные идеи.

В совместном докладе ведущих деятелей передовой российской науки, физиков А.Е.Акимова и Г.И.Шипова («Отражение духовной роли России в развитии земной цивилизации») проступают контуры новей­ших отечественных технологических разра­боток, которые, основываясь на теории физического вакуума и торсионных полей, означают, что в России научно-техническая революция находится в стадии реализации уже на протяжении нескольких последних лет и не имеет соответствующих мировых аналогов. «Спустя всего несколько лет человечеству предстоит осознать, что Россия обрела роль Лидера Человеческой Цивилизации в начале 80-х годов, в канун глобального развала страны, когда Предсовмина Н.И.Рыжков на докладной записке о перспективах развития торсионных технологий написал резолюцию: «Принять меры к организации работ»... Как бы плохо ни было нам сейчас, фактически золотой ключик к двери, ведущей в XXI век, находится у России».

Утверждая, что духовный фактор не может не присутствовать и в технологи­ческом прорыве, ученые приходят к выводу о том, что лишь Россия обладает качест­вами, необходимыми для лидерства в этом процессе. «России предстоит возглавлять процесс формирования нового облика земной цивилизации, руководствуясь глобальной целью — обеспечения эволюционно-ориентированного гармонического развития, положив в основу этого процесса императив космичес­кой духовности и доминанту нравствен­ности".

«Вклад Рерихов в мировоззрение русского космизма» рассматривает в своем докладе М.Н.Чирятьев. Среди конкретных примеров подобного вклада можно выделить разра­ботку понятия психической энергии как основы жизненных процессов, открытие новых горизонтов для научных исследо­ваний этой темы. Рерихи представили обос­нование действия Закона Иерархии и глав­ного в нем — связи Учителя и ученика. Именно Рерихам принадлежит неоценимая роль в переосмыслении самого понятия Культуры.

Н.Е.Самохина («Живая Этика и духов­ная миссия России") подчеркивает мысль о том, что российская почва и русский мента­литет оказались наиболее подходящими для принятия основ Нового Учения, и именно на Россию Великие Учителя человечества воз­ложили миссию распространения мирового Учения Жизни.

Ту же мысль как бы подхватывает и Н.А.Зальцман («Учение Живой Этики и духовный облик России»). «...Лучшие черты русского народа — общинностъ, откры­тость, подвижничество, незлобливость, добросердечие, прекрасно отвечают буду­щему человечества. Широта души народа, внутренняя потребность отдавать породили те энергии, которые позволили Рерихам зало­жить магниты, гармонизирующие пульс планеты на будущие тысячелетия, именно в России».

В докладе реализуется попытка увидеть те конкретные элементы Учения, которые определяют новый облик России.

Опираясь на последние достижения информологии — системы знаний, изучаю­щей законы пространственного построения информационных систем, — В.С.Мокий («Особенности информационного простран­ства России") показывает, что энергети­ческие процессы, происходящие на планете, имеют прямую привязку к территориям государств и других образований, а соответ­ствующее пространство России обладает целым рядом отличительных особенностей. Так, например, экспериментально доказано, что система русских православных храмов (их расположение, размер, архитектура, символика и т.д.) представляет собой струк­туру мощных энергетических центров, и к тому же своеобразно сплачивает и дисципли­нирует людей.

Развивая гипотезу о связи сознания территории с народами, населяющими их, А.А.Березин («Некоторые элементы твор­чества Н.К.Рериха как отправные точки для научного моделирования будущего развития России») пытается показать, что экономичес­кое и политическое состояние, в частности, США, СССР и СНГ является «результатом взаимодействия сознаний горных массивов, внутренних морей, рек, лесов с сознанием людей». Причем особенно подчеркнут тот факт, что и с этой точки зрения наследие Рерихов обретает особенное звучание, т.к. оно «раскрывает чрезвычайно высокое духов­ное значение связи сознания людей с Косми­ческим сознанием и такими структурами, обладающими сознанием, как горы, океаны, реки».

В.В.Аксенов последовательно развивает идею о том, что Духовное возрождение человечества возможно лишь после измене­ния экономических приоритетов его разви­тия на духовно-нравственные. При этом наиболее реальным представляется путь принятия нового направления в одной стра­не, которой, по мнению докладчика, и является Россия. В.В.Аксенов приводит программную концепцию нового пути для России.

Экономические аспекты великой миссии нашей страны анализирует И.С.Медина («Экономический поиск России — реальная возможность перехода человеческого об­щества к качественно новому уровню на рубеже XXI века"), считающая, что именно России предстоит дать миру новые эконо­мические, политические и иные системы, ориентированные на максимальную реали­зацию человеческого потенциала и создание новой цивилизации. А этой цели невоз­можно достичь без преображения самого человека. В противном случае «все попытки отвратить надвигающуюся катастрофу путем экономических, политических и иных частных преобразований общества будут сведены на нет эгоизмом и потребитель­ством людей, их осуществляющих».

Среди других докладов, прозвучавших на конференции: «Древнерусские традиции и идеи синтеза в творчестве Н.К.Рериха» Е.П.Маточкина, «Радость искусства» И.Фаустинелли, «К вопросу об исследо­вании работы Н.К.Рериха «За морями земли великие» Л.И.Гладковой, «Посещение Рерихом Сибири и Алтая как открытие пространственного шлюза» Н.А.Макиенко, Е.В.Ружицкой, Н.В.Протасевич, «Харбин— «Атлантида» русской культуры» К.И.Ново­сельского, «Агни-Йога и синергетика» В.Г.Буданова, «Латвийское общество Рериха и Новая Россия» Г.Р.Рудзите, «Облик Новой России в творчестве Н.К.Рериха и Р.Тагора» А.Н.Гнатюка-Данильчука, «Духовный образ врача России» Н.Я.Борисовой, «Проблемы сознания в современных работах отечест­венных ученых» А.В.Московского.

В ходе заседаний и в кулуарах конферен­ции состоялось немало дискуссий, своеобраз­ным центром которых стали доклады Д.Энтина и С.Ключникова. Они выделены в журнале в отдельную рубрику «Полемика конференции» и содержат комментарии, составленные в т.ч. на основе многочис­ленных выступлений.

Логичным завершением конференции стало проведение круглого стола, в ходе которого некоторые докладчики и многие из присутствующих в зале попытались раск­рыть тему формирования сознания в кон­тексте национальных особенностей этого сложнейшего процесса, еще раз призвали к возрождению и сохранению культуры. Ведь как повторил вслед за Н.К.Рерихом М.Чирятьев, сейчас человечество проходит самое главное испытание — испытание восприятием культуры. А призыв А.Яншина сформулировал как бы вытекающую из этого своеобразную цель. «Нам нужно на основе Живой Этики и других близких концеп­ций выработать в нашей стране поколение граждан, для которых духовная жизнь будет главной ценностью существования».

 

©  журнал «Мир Огненный» N 3 (11)  за 1996 год


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz