Венок русских усадеб

 

Дина Мясоедова,

Фото Виталия Сенина

 

Лицом к лицу с историей

 

День рождения Москвы совпал с еще одним знаменательным для города событием - в воскресенье состоялось торжественное открытие «Красного крыльца» главного дома Усадьбы Лопухиных в Малом Знаменском переулке. Собственно, воссозданием этого самого выразительного и красивого элемента декора западного фасада здания завершились реставрационные работы на уникальном историческом памятнике, по праву занявшем достойное место в правительственной программе «Венок русских усадеб».

 

Сегодня здесь размещается общественный Международный Центр-Музей имени Николая Константиновича Рериха. Он был создан по инициативе его сына, Святослава Николаевича, передавшего в дар городу наследие своей семьи. Наследие бесценное: фотографии, письма, личные вещи, коллекции бронзы и, конечно, полотна - удивительные, волшебные, обладающие некоей гипнотической притягательностью.

- Живопись Николая Рериха неотделима от его философии, - считает академик РАЕН, генеральный директор Центра-Музея Людмила Васильевна Шапошникова, - это - Живая Этика, воплощенная в цвете и символах.

Ей, человеку творческому, целеустремленному, выпала честь создать музей гениального художника. И с этой задачей она справилась достойно. А начало было в конце 80-х, когда город предоставил под размещение семейного наследия Рерихов полуразрушенный исторический особняк в Малом Знаменском переулке.- Я стояла перед руинами этого здания, - вспоминает Л.В.Шапошникова, - и в кармане у меня не было ни копейки. Пробовала обращаться в федеральные и городские структуры, но безрезультатно - рушилось государство, всем было не до восстановления памятников. Тогда-то и возникла идея обратиться к людям, к россиянам. И оказалось, что многие заинтересованы в создании такого музея. Появились меценаты. Деньги нашлись. Началась реставрация здания.

Собственно, начиналась она еще в середине 60-х годов, когда здание поступило в распоряжение Министерства тяжелого машиностроения. Но она была фрагментарной, коснулась лишь отдельных элементов фасада, первого этажа и подвалов главного дома усадьбы. На укрепление несущих конструкций средств не выделялось, и здание продолжало разрушаться. Проседал фундамент, из подвалов сочилась вода, начисто отсутствовали столярка и элементы декора.

 С 1993 года Центр-Музей становится официальным заказчиком реставрационных работ на усадьбе.

- Все работы проводились исключительно на деньги музея, за счет привлеченных средств, без поддержки федерального и регионального бюджетов, - рассказывает главный архитектор Центра-Музея Ирина Рудольфовна Красавцева-Байда. - Мы стали как бы проводниками идей Н.К.Рериха о сохранении культурного наследия. Незадолго до начала Первой мировой войны Н.К.Рерих, обладавший особым даром предвидения, вышел с предложением к правительствам всех стран мира о создании пакта, который защищал бы памятники культуры во время военных действий. И такое соглашение действительно было подписано, но много позже, в 1935 году. С тех пор оно обрело множество последователей. Усадьба Лопухиных - часть национального достояния, поэтому к ее реставрации мы подходим очень бережно.

- Как же решились на такой шаг, не имея изначально достаточно средств?

- Конечно, рисковали, но у нас не было иного выхода - здание разрушалось катастрофически быстро. Начинали с укрепления фундаментов - подводили под главное здание усадьбы и флигель буро-инъекционные сваи. Укрепляли пустотелые стены, инъектировали под давлением специальный реставрационно-строительный раствор, по сути, превращая стены здания в монолит.

Работы то замирали, то возобновлялись, в зависимости от финансовых поступлений. Полностью сменили кровлю, отреставрировали деревянную стропильную конструкцию. Укрепили своды, перекрытия, лестницы. В 1995 году началась реставрация фасадов. Памятник уникален по своей архитектуре, сочетающей в себе яркие черты стилей прошедших эпох. В основе существующего главного здания усадьбы лежат палаты, возведенные некогда Федором Лопухиным, отцом первой жены царя Петра I Евдокии Федоровны. Первые упоминания о постройке относятся к 1689 году. Палаты представляли собой большое трехэтажное каменное здание, одним из элементов декора которого было двухъярусное «красное» крыльцо, ведущее на второй парадный этаж. К 70-м годам XVIII века оно было разобрано. Здание многократно перестраивалось, в судьбе его, как в зеркале, отразилась история государства.

После казни в декабре 1718 года А.Ф.Лопухина, брата Евдокии Федоровны, осужденного по розыскному делу царевича Алексея, усадьба была конфискована в казну и использовалась для содержания пленных шведских офицеров и генералов - неудачливых участников Полтавской битвы. Затем Петр I передает ее голландскому коммерсанту Ивану Тамесу, тот разместил в ней мануфактурное производство. В 1728 году она опять переходит к Лопухиным. Именно тогда начинается значительная перестройка палат. В 1774 - 1775 годах владения Лопухиных входили в состав Пречистенского дворца. Он был построен для размещения Екатерины II в дни празднования победного для России Кючук-Кайнарджийского мира, заключенного с Турцией. Возведение дворца было поручено М.Ф.Казакову. Он объединил частные владения Голицыных и Долгоруких деревянным корпусом, вместившим в себя двухсветный тронный зал. А в усадьбе Лопухиных, связанной переходами с другими частями дворца, размещался двор. В это время главный дом перестраивается в классическом стиле. Когда Пречистенский дворец после отъезда императрицы в Петербург был разобран, усадьба поменяла владельцев. Каждый оставил в ее облике свой след - веяние эпохи.

После революции владения Лопухиных использовались под жилые и административные нужды. Какое-то время здесь был филиал музея Маркса-Энгельса, потом коммуналки… Перед реставраторами стоял вопрос: какой период выбрать при воссоздании усадьбы? Отказаться от XVII века в угоду классицизму невозможно, но также невозможно и обратное: все планировки усадьбы сложились в классический период.

Проект реставрации ансамбля, разработанный Центральными научно-реставрационными проектными мастерскими (авторы - И.В.Ильенко и И.Д.Любимова), соединяет в себе все привнесенные временем веяния эпох. Смелое решение объединить в гармоничном синтезе элементы архитектур XVII, XVIII, XIX-го веков выявляет наиболее ценные грани уникального памятника, подчеркивает глубину и многомерность данного исторического пространства.

Научная реставрация тем и отличается, что ведется на основе архивных, археологических, натурных изысканий. И здесь не исключены сюрпризы.

- Когда мы снимали штукатурку, - говорит И.Р.Красавцева-Байда, - обнаружилась кладка стен со следами срубленных элементов. На втором этаже главного дома нашли восемь порталов, обрамлений дверных проемов. Были найдены многочисленные изразцы. А на чердаке, когда выгребали мусор из истлевшего войлока, обнаружили бесценную книгу «Подвиг христианина против искушения», отпечатанную в Московской синодальной типографии в 1794 году. Шаг за шагом возрождались палаты первого этажа и белокаменных подвалов XVII века. В парадных анфиладах второго этажа по сохранившимся образцам были восстановлены наборные дубовые паркеты, изразцовые печи, камин белого мрамора с вставками из лазурита, зеркала в резных позолоченных рамках, хрустальные люстры и колонны. Наряду с этим в интерьеры второго этажа органично включены отреставрированные элементы архитектуры XVII века, уникальные порталы и оконные проемы.

Воссозданием «Красного крыльца» завершились работы на главном доме усадьбы. Проектные решения основаны на архивных, натурных и археологических исследованиях. Раскопки проводились в 2002 - 2003 годах. Земля сохранила все вещественные свидетельства о том, каким было крыльцо. По найденным белокаменным фундаментам, большемерным кирпичам, ступеням входа на первый ярус, по следам на стене от срубленных элементов и примыкающих парапетов, сводов, лестниц реставраторы возрождали то, что мы сегодня можем видеть. И это стоит посмотреть. 

 

© «Московская перспектива» № 35, 5.09.2006 г.

 

 

 

На главную страницу


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz